Вернуться в начало
РТ—1. 8К95
Имея солидную опытно-экспериментальную базу, выделяя значительные ассигнования на научные исследования, американцы во многом опережали нас. Выявив недостатки кислорода и керосина, они перешли на смесь гидразина и четырехокиси азота и первыми создали ракету "Титан—2", способную длительный период времени находиться в шахте в заправленном состоянии. Однако и недостатки высококипящего топлива американцы выявили довольно быстро.
В 1957 году фирма "Боинг" получила заказ от ВВС США на создание первой твердотопливной МБР. Задача оказалась не из легких. Опыта не было никакого, так как с первых шагов стало ясно, что традиционное баллиститное топливо не подходит. Поднять тяжелую межконтинентальную ракету в воздух может только смесевое топливо. Это топливо было разработано учеными Калифорнийского технологического института.
Сенат США объявил программу создания ракеты с РДТТ наивысшим национальным приоритетом. После проведения большого объема фундаментальных исследований в крупнейших научных центрах страны, "Боинг" завершил проект, получивший название "Минитмен", и 1 февраля 1961 года первая в мире твердотопливная МБР успешно стартовала с Западного испытательного полигона.
В августе пятьдесят девятого, назначив своим заместителем конструктора Игоря Садовского, Королев поручил ему твердотопливную ракету. КБ было перегружено. Козлов завершал работу над первой межконтинентальной Р—7. Мишин с головой ушел в новую Р—9. Огромные силы были привлечены к космической программе, которая включала множество самых разнообразных тем — пилотируемый полет, групповой полет, выход человека в открытый космос, полет к Луне, полет к Марсу, создание космической связи, разработка первых спутников-разведчиков...
Многие исследователи, пытаясь ответить на вопрос о том, почему мы не уделяли должного внимания развитию твердотопливного ракетостроения, приводят доводы в пользу так называемого ракетного лобби. Челомея поддерживал Хрущев, Королева и Янгеля поддерживал Устинов. Ведущие конструкторы ратовали за жидкое топливо, и быстро убедили высшее руководство страны в его преимуществах.
Но, во-первых, и Янгель, и Королев экспериментировали с твердым топливом. Неужели эти выдающиеся конструкторы не видели его плюсов? Во-вторых, заокеанские "Боинг" и "Мартин" тоже имели огромный вес, лобби и влияние на правительство. Занимаясь жидким топливом и не желая обременять себя хлопотами, связанными с переходом на топливо твердое, они, наверное, тоже смогли бы убедить руководство страны в правильности выбора. Но не убедили, а, преодолевая трудности, прошли свой путь и в кратчайшие сроки создали так называемые ракетные двигатели на твердом топливе.
Жидкое ракетное топливо было отработано еще в Германии. Нам достались готовые конструкции. Твердым смесевым топливом до пятидесятых годов не занимался никто. Слабая научно-техническая и производственная база послевоенного СССР не позволяла достичь быстрых результатов. Руководство страны, пользуясь неограниченной властью, могло бы мобилизовать колоссальные людские ресурсы. Этого не было сделано из-за отсутствия твердой уверенности в неоспоримых преимуществах твердого топлива.
В марте 1962 года состоялся первый испытательный пуск твердотопливной РТ—1 на полигоне Капустин Яр. Это была ракета средней дальности. Королев и Садовский сделали правильный выбор. Осваивать новое следовало постепенно, шаг за шагом продвигаясь к цели.
Испытания РТ—1 проходили с 1962 по 1963 год. Это была трехступенчатая управляемая ракета, стартовавшая с наземной пусковой установки. Система управления разработана под руководством главного конструктора Николая Пилюгина. Максимальная дальность полета — 2 000 км. Максимальная стартовая масса — 35,5 т. Масса головной части. — 0,8 т. Длина ракеты — 18,3 м. Максимальный диаметр корпуса —2 м.
РТ—1 летала на баллиститном топливе, которое разработал главный конструктор люберецкого НИИ—125 Борис Жуков. Ко времени ее создания стало ясно, что в конструкции тяжелых межконтинентальных ракет использовать это топливо невозможно. Необходимо было смесевое топливо.
В июне 1963 года испытания были прекращены. На вооружение ракету не приняли, однако, опыт накопили немалый. И теоретический, и практический. Освоив технологию изготовления смесевого топлива, можно было приниматься за МБР. Вскоре эта технология была освоена.
Межконтинентальная баллистическая ракета "Гном"
Межконтинентальная баллистическая ракета "Гном" разрабатывалась в конце пятидесятых годов в коломенском КБ машиностроения под руководством Бориса Шавырина — прославленного конструктора отечественного минометного оружия. Предполагалось, что ракета будет оснащена маршевым сверхзвуковым прямоточным двигателем.
Это — единственная отечественная межконтинентальная баллистическая ракета, оснащенная прямоточным воздушно-реактивным двигателем. Помимо ракеты "Гном", прямоточными двигателями были оснащены стратегические крылатые ракеты "Буря" Семена Лавочкина и "Буран" Владимира Мясищева.
Двигатель разрабатывался в ОКБ—670 Министерства авиационной промышленности под руководством Михаила Бондарюка. Конструкторское бюро Бондарюка, образованное в 1940 году в составе НИИ Гражданского воздушного флота, позже находилось в составе НИИ—1 (бывшем РНИИ), затем стало самостоятельным предприятием. В шестидесятые годы ОКБ перешло на разработку ядерных энергетических установок. В семидесятые переименовано в МКБ "Красная звезда". Часть сотрудников переведена в Тураевское МКБ "Союз".
В начале 60-х годов работы по ракете прекращены. На вооружение МБР "Гном" не принималась.