Вернуться в начало

Межконтинентальная баллистическая ракета УР—200



Владимир Челомей занимался крылатыми ракетами. Первой его самостоятельной работой была копия ФАУ—1. Самолет-снаряд ФАУ—1 (так в военные и первые послевоенные годы назывались крылатые ракеты) был изобретен немецким конструктором Паулем Шмидтом. В сентябре сорок третьего началось его серийное производство на заводе Нордкассена. Однако конструкция оказалась недоработанной и в течение длительного времени продолжались испытания.

Основная серия испытательных пусков прошла на польском полигоне Близны, а местом падения ФАУ—1 были Пинские болота. История приобретения советским руководством нескольких экземпляров этого сверхсекретного оружия гитлеровцев до сих пор покрыта мраком. Однако отрывочные сведения гласят о том, что неразорвавшиеся ФАУ—1 были найдены в 1944 году польскими партизанами и им одним известными каналами переданы в Москву.

О трофеях немедленно доложили Берии и Маленкову. Те, поразмыслив, передали бесценные находки авиаконструктору Николаю Поликарпову. Основные "истребительные" конструкторские бюро были перегружены военными заказами. Вряд ли им было бы до новинки коллеги Пауля Шмидта. Стареющий король истребителей Поликарпов, испытав за прошедшие годы целую серию жесточайших ударов судьбы, находился не у дел. Проектов рождалась масса, но ни один из них так и не удалось довести до стадии серийного производства.

Талант Поликарпова был огромен. Это признавало кремлевское руководство. Учитывая все за и против, именно ему отдали германское "оружие возмездия". Это был шанс реабилитировать себя, однако судьба распорядилась по-своему. В июле 1944 года - Поликарпов скончался. Судьба конструктора мало волновала руководство страны. Но кому отдать трофеи?

ФАУ—1 была оснащена пульсирующим реактивным двигателем. Пульсирующими двигателями в нашей стране занимался начальник группы Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ) Владимир Челомей. Ему и достались карты в руки.

После смерти Поликарпова Челомей получил его КБ, опытный завод, а также чертежи ФАУ—1. Почти десять лет огромного труда всего коллектива были затрачены на доработку конструкции. Тщетно. Представители ВВС отказались от самолета-снаряда в пользу другого оружия. КБ и завод отобрали и передали Павлу Сухому.

Челомей не пал духом. Он предложил принципиально новую разработку военным морякам. Те заинтересовались. Так родилась крылатая ракета П—5 — первая конструкция, принятая на вооружение. Челомей возглавил ОКБ—52 и получил небольшой механический завод, расположенный в подмосковном городе Реутове.

За первой П—5 последовала целая серия крылатых ракет морского и сухопутного базирования. КБ росло и превратилось в мощную научно-конструкторскую организацию. В 1959 году Владимир Челомей приступил к разработке так называемой универсальной ракеты, предназначенной для доставки на орбиту Земли средств противокосмической обороны, глобальной морской разведки, а также для стрельбы по неприятелю ядерными боезарядами. Функции космической и баллистической ракеты совмещались в одном изделии.

Это был захватывающий проект. 16 марта 1961 года вышло постановление правительства о начале работ над УР—200. Такой индекс присвоили ракете. Первый пуск был произведен 4 ноября 1963 года на полигоне Байконур.

В 1965 году работа над ракетой была прекращена. Отчасти это объясняется снятием Хрущева, который благосклонно относился ко всем проектам Челомея, а отчасти тем, что были поставлены на боевое дежурство сходные по характеристикам Р—16 и Р—9А и требовались новые более совершенные конструкции.

Ракета имела маршевые ЖРД первой и второй ступеней РД—0201 на высококипящих компонентах топлива главного конструктора Семена Косберга тягой у земли 200 т. Система управления разработана Николаем Пилюгиным и Виктором Кузнецовым.

Максимальная дальность полета ракеты —12 000—14 000 км. Максимальная стартовая масса — 138 т. Масса головной части — 3,9 т. Длина ракеты — 26,4 м. Максимальный диаметр корпуса — 3 м.

УР—200 не была принята на вооружение в связи с тем, что перед конструкторами отечественного ракетного оружия была поставлена задача в кратчайшие сроки создать массовые ракетные комплексы нового поколения, в противовес американским "Минитменам".

Межконтинентальная баллистическая ракета УР—500



К разработке сверхмощной универсальной ракеты УР—500 Челомей приступил в 1962 году. Ракета должна была иметь ядерную боеголовку чудовищной мощности в 150 мегатонн. Атомщики, успешно испытавшие пятидесятимегатонную бомбу, были готовы к новым испытаниям (заряд авиабомбы, сброшенной на Новую Землю, был настроен на половину мощности, проектный показатель —100 мегатонн). Маршевый двигатель первой ступени РД—253 разработан под руководством главного конструктора Валентина Глушко. Маршевый двигатель второй ступени РД—0211 разработан под руководством главного конструктора Семена Косберга.

Однако возмущение мирового сообщества заставило нас пересмотреть некоторые планы. Проект УР—500 прекратили в 1963 году. Ракета впоследствии была переделана в космическую и получила название "Протон". Конструкция оказалась удачной. "Протон" до сих пор исправно служит нашей стране, оставшись после прекращения программы "Энергия-Буран" единственной космической ракетой-носителем тяжелого класса.

Межконтинентальная (глобальная) ракета ГР—1. 8К711



В 1963 году Сергей Королев приступил к разработке новой ракеты. Конструкция ее была аналогична янгелевской Р—36А с боеголовкой в космическом спутнике. Однако ГР—1 (глобальная ракета первая) проектировалась мобильной, предполагалось разместить ее на гусеничном шасси тяжелого танка Т—10.

Первоначально ГР—1 представляла модификацию ракеты Р—9А, оснащенной третьей ступенью с ЖРД, разработанным конструктором королевского КБ Михаилом Мельниковым. Позже родился проект ракеты с двигателями первой и второй ступеней конструкции Николая Кузнецова, возглавлявшего куйбышевское ОКБ—276 по разработке мощных турбореактивных двигателей для тяжелых бомбардировщиков.

Испытания начались в 1964 году. После смерти Королева их проводил главный конструктор Василий Мишин. До шестьдесят восьмого года провели восемь пусков. Все они оказались неудачными. К этому времени стало ясно, что стационарная Р—36А получилась и разработка глобальной ракеты была прекращена.

ГР—1 — трехступенчатая баллистическая ракета. Длина ракеты 39 м. Максимальный диаметр корпуса 2,75 м. Стартовая масса 117 т.

Ракета имела традиционные для королевского КБ кислородно-керосиновые двигатели. Первая ступень оснащалась четырьмя ЖРД конструкции Николая Кузнецова общей тягой 152 т. Вторая ступень имела один двигатель разработки этого же конструктора тягой 46 т. Третья ступень - ЖРД конструкции Мельникова тягой 8,5 т.

Полет боеголовки выполнялся по заданной программе. Третья ступень выводила ее на орбиту искусственного спутника Земли. После ориентации в пространстве происходило торможение. Войдя в плотные слои атмосферы, боеголовка пикировала на цель.

ГР—1 оказалась последней баллистической ракетой выдающегося конструктора современности Сергея Королева и возглавляемого им коллектива. Позже КБ занималось реализацией космических программ.

Из девяти разрабатываемых баллистических ракет межконтинентальной и средней дальности второго поколения только три были приняты на вооружение. Однако благодаря ним удалось обеспечить паритет сухопутных стратегических ядерных наступательных сил уже в этот период времени.

Назад В содержание Вперёд