Вернуться в начало

Межконтинентальная баллистическая ракета РТ—2 8К98 (РС—12)



Разработка трехступенчатой твердотопливной МБР РТ—2 была начата в ОКБ—1 под руководством Сергея Королева в соответствии с постановлением правительства от 4 апреля 1961 года. Ведущий конструктор — заместитель главного конструктора ОКБ—1 Игорь Садовский. После смерти Королева работы были продолжены под руководством Василия Мишина (с 1966 года новое название ОКБ—1 — ЦКБЭМ).

Наиболее сложной для отечественной науки и промышленности была проблема разработки высокоэнергетического и высокоэластичного твердого смесевого топлива и создания крупногабаритных топливных зарядов, формуемых непосредственно в корпус двигателя и жестко скрепленных с его стенками.

Смесевое топливо содержит до десяти и более компонентов, основными из которых являются окислитель (обычно, перхлорат аммония), энергетическая добавка (порошок алюминия), а также горючее связующее вещество (полиуретан, полибутадиен, бутил каучук и другие), которое создает из механических частиц плотную монолитную массу.

К разработке и производству первых отечественных смесевых твердых топлив приступили Ленинградский Государственный институт прикладной химии (ГИПХ), возглавляемый Владимиром Шпаком, и завод имени Морозова, Пермский НИИ—130 (НИИ полимерных материалов), возглавляемый Леонидом Козловым, и Пермский завод № 98 (Пермский завод имени С. М. Кирова; позднее НИИПМ и завод имени С. М. Кирова объединены в НПО имени С. М. Кирова), Люберецкое НПО "Союз" (ЛНПО "Союз"), возглавляемое Борисом Жуковым, и позднее был подключен Алтайский НИИ химической технологии (АНИИ XV), возглавляемый Яковом Савченко.

К 1963 году в ГИПХ было создано топливо на основе связующего полиуретана, в Пермском НИИ—130 — топливо на основе связующего полифурита. Эти топлива не обладали требуемой эластичностью, но позволяли провести стендовую отработку двигателей всех трех ступеней ракеты РТ—2.

Люберецкое НПО "Союз" к 1965 году разработало смесевое твердое топливо со связующим низкомолекулярным полибутадиеном. Заряд этого топлива из-за низкой эластичности мог быть выполнен только в виде вкладной конструкции, что утяжеляло двигатель и снижало надежность работы, в связи с чем работы с этим топливом были прекращены на этапе стендовой отработки.

К середине1965 года Алтайским НИИ химической технологии была решена крупнейшая научно-техническая задача — впервые отработано высокоэнергетическое отечественное смесевое твердое топливо на основе связующего бутилкаучука. Это топливо позволяло создавать эффективные и надежные твердотопливные двигатели со скрепленным зарядом, и было принято в качестве окончательного варианта для первой и второй ступеней ракеты РТ—2. Еще более сложной оказалась проблема серийного производства крупногабаритных зарядов и стеклопластиковых корпусов. Необходимо было в кратчайшие сроки создать целую сеть заводов химической промышленности, оснащенных современным высокотехнологичным оборудованием.

На всех трех ступенях РТ—2, проходивших испытания, были применены твердотопливные заряды, разработанные в Пермском НИИ—130. На полигоне Капустин Яр были проведены первые семь испытательных пусков ракет, оснащенных этими двигателями.

В окончательном варианте на первой ступени серийной РТ—2 установлены двигатели с твердотопливными зарядами, разработанные Алтайским НИИ химической технологии совместно с Пермским СКБ—172. На второй ступени — двигатели с твердотопливными зарядами, разработанные Алтайским НИИ химической технологии совместно с Ленинградским ЦКБ—7. На третьей ступени — двигатели с твердотопливными зарядами, разработанные Пермским НИИ—130 совместно с Пермским СКБ—172.

Шахтная пусковая установка одиночного старта и командный пункт котлованного типа разработаны в ЦКБ—34 (КБ Спецмаш) под руководством Евгения Рудяка и Всеволода Чернецкого. "Первоначально для ракеты РС—12 разрабатывались проекты двух типов шахтных стартовых комплексов — группового и одиночного, а также железнодорожный стартовый комплекс. В процессе разработки был выбран вариант размещения МБР РС—12 в шахтных ПУ типа "ОС". РК состоял из 10 рассредоточенных пусковых установок и отдельно расположенного командного пункта". (Межконтинентальные баллистические ракеты СССР (РФ) и США. История создания, развития и сокращения Под. ред. Е. Б. Волкова. — М.: РВСН, 1996. С. 162). Была создана уникальная конструкция шахтной пусковой установки. Ракета подвешивалась на шахтных амортизаторах над емкостью с водой. При запуске маршевого двигателя первой ступени горячая газовая струя ударялась о воду. Вода закипала и превращалась в пар. Пар давил на днище ракеты и выталкивал ее из шахты. Нагрузки и температура, действовавшие на корпус ракеты и шахту, были значительно ниже, чем при обычном газодинамическом старте.

Командный пункт котлованного типа имел ограниченную защищенность от ядерного взрыва и предполагал длительные сроки строительства (до трех лет). Сборка КП происходила на месте. Однако для своего времени это был совершенный командный пункт.

Транспортное оборудование ракетного комплекса разработано в КБТМ под руководством Владимира Петрова.

Автономная инерциальная система управления и система дистанционного управления и контроля разработаны в НИИ автоматики и приборостроения под руководством Николая Пилюгина.

"Пилюгин развернул работу по системе управления уже на своей новой базе на юго-западе Москвы. Получив задание разработать полностью автоматизированную систему подготовки пуска с временем готовности не более трех минут, он решил захватить и необязательную для его организации тематику: СДУК — систему дистанционного управления и контроля (в окончательном варианте для РТ—2 была принята на вооружение система дистанционного управления пуском, разработанная в Ленинградском НПО "Импульс" под руководством Тараса Соколова — прим. авт.). Эта система должна была охватить контролем, диагностикой и выдачей команд все шахты и связать командные пункты всех разрозненных районов со штабом РВСН". (Черток Б. Е. Ракеты и люди. Горячие дни холодной войны. — М.: Машиностроение. 1997. С. 116).

В конструкции ракеты применены четыре решетчатых аэродинамических стабилизатора. Для управления полетом использовались также разрезные управляющие сопла РДТТ. Сопло маршевого двигателя состояло из неподвижной и подвижной частей. На боевую стартовую позицию доставлялись в контейнере отдельно первая ступень и отдельно пристыкованные вторая и третья ступени. Ракета оснащалась моноблочной ядерной отделяемой в полете головной частью.

9 мая 1965 года ракета РТ—2 была показана на военном параде в Москве.

Первый испытательный пуск РТ—2 на полигоне Капустин Яр 5 февраля 1966 года осуществить не удалось. За двести секунд до старта произошел сбой в работе одной из систем. Следующий пуск 25 февраля вновь закончился неудачей. Ракета не взлетела. 26 февраля 1966 года произведен первый успешный пуск первой советской твердотопливной МБР.

Испытания ракеты были перенесены на новый полигон Плесецк, где для РТ—2 уже были построены стартовые комплексы. В октябре 1968 года программа испытательных полетов была завершена. К моменту принятия ракеты на вооружение, в Плесецке было проведено 18 испытательных пусков ракеты. Во время испытаний в Плесецке использовались ракеты с двигателями, снаряженными серийными твердотопливными зарядами.

Серийное производство ракет РТ—2 начато в 1966 году в цехах специального производства Пермского машиностроительного завода имени В. И. Ленина (завод № 172). В сентябре 1967 года спецпроизводство завода выделено в филиал, который 6 октября 1967 года преобразован в Пермский завод химического оборудования (ПЗХО). На ПЗХО продолжен выпуск ракет РТ—2, двигателей первой и третьей ступеней этих ракет —15Д23 и 15Д25, а также головной части 15Ф1.

18 декабря 1968 года комплекс РТ—2 был принят на вооружение. В 1971 году первый полк РТ—2 поставлен на боевое дежурство под Йошкар-Олой. Всего под Йошкар-Олой развернуто шесть полков, каждый из которых имел на вооружении 10 ШПУ ОС и командный пункт. Группировка РТ—2 не превышала 60 ПУ.

С момента принятия на вооружение и до 1987 года включительно ракеты проходили послегарантийную эксплуатацию по различным исследовательским программам Министерства обороны СССР. Программы завершались летными пусками ракет с полигона Плесецк. Пуски неизменно подтверждали высокую надежность ракеты, в том числе при сроках эксплуатации от 15 до 17 лет.

В середине 1970-х годов началась замена комплексов РТ—2 модернизированными комплексами РТ—2П.

РТ—2П. 8К98П (РС—12)



Решение о создании модернизированной ракеты РТ—2П, оснащенной комплексом средств преодоления ПРО, было принято правительством 18 декабря 1968 года, в связи с появлением у США систем противоракетной обороны, и предусматривало замену ракет РТ—2 на существующих боевых стартовых комплексах ракетами РТ—2П. Научное руководство проектом осуществлял главный конструктор ЦКБЭМ Василий Мишин. Ракета РТ—2П создавалась в ЦКБ—7 под руководством Петра Тюрина.

К тому времени коллектив ЦКБ—7 накопил достаточный опыт экспериментальной отработки элементов конструкции и двигательных установок твердотопливных ракет на смесевых топливах, разработанных в ГИПХ, АНИИ XV, ЛНПО "Союз", НПО имени С. М. Кирова. В ЦКБ была создана и прошла летные испытания двухступенчатая твердотопливная ракета РТ—15.

Все это позволило ЦКБ—7 в течение трех лет разработать и представить на вооружение трехступенчатую баллистическую ракету РТ—2П на твердом топливе. По своим габаритно-массовым и геометрическим характеристикам ракета РТ—2П аналогична ракете РТ—2, но по тактико-техническим данным значительно превосходит последнюю.

Впервые на твердотопливной МБР внедрен комплекс средств преодоления ПРО противника, обеспечивающий в полете радиомаскировку и искажение ее радиолокационных характеристик, программированный увод отработанной третьей ступени ракеты, выброс многочисленных комбинированных ложных целей.

За счет повышения энергетических характеристик двигателей увеличена на 400 км максимальная дальность стрельбы. Более чем в два с половиной раза расширен сектор стрельбы с дистанционным выбором одной из двух целей. При пусках на максимальную дальность точность стрельбы повысилась более чем на 20 процентов. На ракете применена головная часть с повышенной мощностью боевого термоядерного заряда при меньшем весе. Предусмотрена возможность разделяющихся (до восьми) головных частей. На третьей ступени топливо, созданное на основе полифурита, заменено на топливо, созданное на основе бутилкаучука, которое отличалось возможностью длительного хранения.

Состав смежников, принимавших участие в создании ракеты РТ—2П, сохранился. Автономная инерциальная система управления разработана в НИИ автоматики и приборостроения под руководством Николая Пилюгина. Комплекс средств преодоления ПРО "Береза" разработан в ЦНИРТИ под руководством Виталия Герасименко. Топливные заряды двигателей трех ступеней разработаны в АНИИ XV во главе с Яковом Савченко. Спецзаряд и спецавтоматика подрыва разработаны во Всесоюзном НИИ экспериментальной физики (Арзамас—16) под руководством Самвела Кочарянца.

"Модернизированные ракеты имели стартовую массу 51 тонну. Новая система инерциального управления, созданная в пилюгинском НИИАПе, имела прецизионную гироплатформу с троированными поплавковыми акселерометрами и вычислительную машину, обеспечивавшие КВО не более 1500 метров. Для РТ—2П была разработана совершенно новая головная часть. Главный конструктор из Арзамаса—16 Самвел Кочарянц создал более компактный ядерный заряд... В 1973 году началась передача документации и технических прав главного конструктора ленинградскому "Арсеналу"... Первоначально гарантированный срок службы ракеты РТ—2 был определен в семь лет. В процессе отстрелов стоявших на дежурстве ракет была проверена их надежность после пятнадцати лет хранения! (Гарантийный срок был продлен - прим. авт.). Всего за период отработки и регулярных отстрелов по 1994 год было пущено на промежуточные и полные дальности 100 ракет". (Черток Б. Е... Ракеты и люди. Горячие дни холодной войны. — М. Машиностроение. 1997. с. 122—123).

Изготовление опытных образцов ракеты проводилось на Ленинградском Машиностроительном заводе "Арсенал". В 1969 году, после ввода в эксплуатацию сборочно-комплектовочной базы, к освоению, а затем серийному производству ракеты РТ—2П, а также двигателей первой и третьей ступеней этой ракеты (15Д23П и 15Д94) приступил Пермский завод химического оборудования (ПЗХО). Серийное производство ракет на ПХЗО осуществлялось до 1981 года.

Первый испытательный пуск РТ—2П состоялся 16 января 1970 года на полигоне Плесецк. Всего по программе летных испытаний было проведено 15 пусков. Испытания в Плесецке завершены в январе 1972 года.

28 декабря 1972 года комплекс РТ—2П, оснащенный средствами преодоления ПРО, принят на вооружение и поставлен на боевое дежурство.

Под Йошкар-Олой, в позиционном районе дивизии со стартовыми комплексами снимаемых с дежурства РТ—2, было развернуто шесть полков РТ—2П. Каждый полк имел на вооружении 10 ШПУ ОС и командный пункт. Группировка РТ—2П достигла апогея в 1973 году и не превышала 60 ПУ.

В 1994 году модернизированный комплекс РТ—2П был снят с вооружения по условиям договора СНВ—1. Ракеты снимались с боевого дежурства с 1991 по 1994 год, а двигатели всех трех ступеней после выработки ракет ликвидировались методом огневых испытаний. Эксплуатация ракет в период боевого дежурства и результаты испытаний при ликвидации двигателей подтвердили высокие летно-технические и эксплуатационные характеристики ракет. Твердотопливные двигатели сохраняли работоспособность после восемнадцати с половиной лет эксплуатации. Первоначально же тактико-техническими требованиями Министерства обороны СССР был определен гарантийный срок эксплуатации ракеты не менее семи лет. Твердотопливные МБР РТ—2 и РТ—2П были первыми и положили начало серии твердотопливных баллистических ракет наземного и морского базирования, которые по своей эффективности ненамного уступали ракетам с ЖРД, а по живучести и эксплуатационным характеристикам существенно превосходили последние.

РТ—2. 8К98 (РС—12) [SS—13 Savage]



РТ—2 — трехступенчатая твердотопливная межконтинентальная баллистическая ракета для ШПУ ОС. Разработана в ОКБ—1 (ЦКБЭМ) под руководством Сергея Королева и Василия Мишина. Ведущий конструктор Игорь Садовский. Разработка начата 4 апреля 1961 года. Испытания проходили с 5 февраля 1966 года по 3 октября 1968 года на полигонах Капустин Яр и Плесецк. Комплекс принят на вооружение 18 декабря 1968 года.

Ракета оснащена маршевыми твердотопливными двигателями 15Д23 первой ступени, 15Д24 второй ступени, 15Д25 третьей ступени. Двигатели первой и третьей ступеней разработаны в Пермском КБ машиностроения, двигатель второй ступени — в Ленинградском ЦКБ—7. Заряды двигателей первой и второй ступеней разработаны Алтайским НИИ XV, заряд двигателя третьей ступени разработан Пермским НИИ—130 (НИИ полимерных материалов). Шахтная пусковая установка одиночного старта и командный пункт разработаны в ЦКБ—34 (КБ Спецмаш)

под руководством Евгения Рудяка и Всеволода Чернецкого. Автономная инерциальная система управления разработана в НИИ АП под руководством Николая Пилюгина. Система дистанционного управления пуском создана в ОКБ "Импульс" под руководством Тараса Соколова.

Серийное производство развернуто в 1966 году на Пермском машиностроительном заводе имени В. И. Ленина. В 1967 году выпуск продолжен на Пермском заводе химического оборудования (ПЗХО).

Максимальная дальность стрельбы 9 400 км
Максимальная стартовая масса 51 т
Масса топлива 43,9 т
Масса головной части 0,6 т
Длина ракеты 21 м

Длина первой ступени 9 м
Диаметр первой ступени 1,84 м
Масса заряда первой ступени 30,8 т
Время работы первой ступени 75, 37 с
Тяга двигателя первой ступени 97 тс

Длина второй ступени 8 м
Диаметр второй ступени 1,5 м
Тяга двигателя второй ступени 44 тс

Длина третьей ступени 4 м
Диаметр третьей ступени 1,06 м
Масса заряда третьей ступени 3,6 т
Время работы третьей ступени 49 с
Тяга двигателя третьей ступени 22 тс



РТ—2П. 8К98П (РС—12) [SS—13 Savage)



РТ—2П — трехступенчатая твердотопливная межконтинентальная баллистическая ракета для ШПУ ОС, оснащенная комплексом средств преодоления ПРО. Научный руководитель проекта — главный конструктор ЦКБЭМ Василий Мишин. Разрабатывалась в ЦКБ—7 под руководством Петра Тюрина.

Разработка начата 18 декабря 1968 года. Испытания проходили с 16 января 1970 года по январь 1972 года

на полигоне Плесецк. Комплекс принят на вооружение 28 декабря 1972 года.

Ракета оснащена маршевыми твердотопливными двигателями 15Д23П первой ступени, 15Д24П второй ступени, 15Д94 третьей ни. Двигатели первой и третьей ступеней разработаны в Пермском КБ машиностроения, двигатель второй ступени — в Ленинградском ЦКБ—7. Заряды двигателей трех ступеней разработаны в Алтайском НИ под руководством Якова Савченко. Шахтная пусковая установка одиночного старта и командный пункт разработаны в ЦКБ—34 (КБ Спецмаш) под руководством Евгения Рудяка и Всеволода Чернецкого. Автономная инерциальная система управления разработана в НИИ АП под руководством Николая Пилюгина. Система дистанционного управления пуском создана в ОКБ "Импульс" под руководством Тараса Соколова. Ядерный боезаряд разработан под руководством Самвела Кочарянца.

Серийное производство ракет осуществлялось на Пермском заводе химического оборудования (ПЗХО) с 1969 по 1981 год.

Максимальная дальность стрельбы 9 800 км
Максимальная стартовая масса 57 т
Масса ГЧ 470 кг
Длина ракеты21,32 м

Назад В содержание Вперёд