Вернуться в начало
Межконтинентальная баллистическая ракета РТ—25
РТ—25. 8К97
Разработка твердотопливной ракеты РТ—25 начата в соответствии с постановлением правительства от 4 апреля 1961 года в СКБ—172 Пермского машиностроительного завода имени В. И. Ленина под руководством Михаила Цирульникова. СКБ было поручено создание ракетного комплекса, включающего баллистическую двухступенчатую управляемую ракету РТ—25 с маршевыми двигателями на смесевом твердом топливе и комплекс наземного оборудования.
Опытно-конструкторские работы проводились в СКБ—172 (позже — КБ машиностроения, ныне — НПО "Искра"), научные — в Пермском НИИ—130 (позже — НИИ полимерных материалов). Производственной базой по изготовлению твердотопливных зарядов был Пермский завод имени С. М. Кирова (позже — НПО имени С. М. Кирова).
Предполагалось, что ракета будет иметь дальность стрельбы — 4 000—4 500 км. Особое внимание при ее создании было уделено проектированию и отработке крупногабаритных двигателей. С 1961 по 1963 год было проведено 10 огневых стендовых испытаний двигателей второй ступени и 13 огневых стендовых испытаний двигателей первой ступени.
В 1963 году СКБ—172 была поручена разработка маршевых двигателей первой и третьей ступеней ракеты РТ—2. Это стало продолжением работ над маршевыми РДТТ ракеты РТ—25, так как двигатели были унифицированы. Работы по ракете РТ—25 прекращены. Силы конструкторских коллективов были сосредоточены на создании первой отечественной твердотопливной МБР РТ—2.
Вторая ступень ракеты РТ—25 использовалась в качестве второй ступени проходившей испытания ракеты РТ—15 Петра Тюрина. В 1966—1967 годах на полигоне Капустин Яр были произведены десять испытательных пусков РТ—15, оснащенной двигателем Михаила Цирульникова. Позже двигатель был исключен из конструкции РТ—15 и заменен двигателем Петра Тюрина.
В целом под руководством Михаила Цирульникова был создан ряд уникальных ракетных систем: двигатель третьей ступени экспериментальной ракеты 8К95—63, двигатель второй ступени опытной ракеты 8К96, двигатели первой и второй ступеней ракеты 8К97, двигатели первой и третьей ступеней ракеты 8К98, двигатели первой и третьей ступеней ракеты 8К98П.
Первая ступень с двигателем на смесевом твердом топливе устанавливалась на три ракеты — 8К97, 8К98, 8К98П. Две последних из них были приняты на вооружение.
Межконтинентальная баллистическая ракета "Гном
Наряду с другими темами. Коломенское Конструкторское бюро машиностроения (КБМ), возглавляемое Борисом Шавыриным, совместно с ЦИАМ и ЦАГИ, в инициативном порядке вело разработку твердотопливных двигателей для малогабаритных зенитных управляемых ракет.
Учитывая опыт, накопленный конструкторским коллективом в ходе работ над твердотопливными двигателями, Дмитрий Устинов в начале 1960-х годов поручил Борису Шавырину разработку межконтинентальной баллистической ракеты, оснащенной твердотопливным прямоточным воздушно-реактивным двигателем. Главное преимущество такой ракеты заключалось в ее легкой конструкции. При этом двигатель обеспечивал высокие энергетические возможности.
Вот что рассказал мне начальник научно-технического направления - главный конструктор направления КБМ, лауреат Государственной премии, член-корреспондент РАРАН Олег Мамалыга:
"В начале 1960-х годов вышло постановление правительства о создании МБР наземного базирования общим весом комплекса с пусковой установкой на гусеничном ходу не более 60 тонн. Предусматривалось создание мобильного варианта на гусеничном ходу и шахтного варианта. Был объявлен конкурс на лучший проект. В конкурсе участвовали Конструкторское бюро машиностроения и Московский институт теплотехники. Борис Иванович Шавырин создал
большую группу конструкторов для изучения опыта создания твердотопливных ракет. Члены группы разъехались по конструкторским бюро Королева, Янгеля, Тюрина и Цирульникова....
Первоначально свой прямоточный двигатель Шавырин предложил Янгелю для его ракеты 8К99. Однако позже конструкторы отказались от этой идеи. Наше КБМ приступило к созданию собственной межконтинентальной баллистической ракеты и стало головной организацией.
Был разработан и успешно защищен на межведомственной комиссии эскизный проект ракеты. Позже были разработаны рабочие чертежи. В конце октября 1965 года, через несколько дней после смерти Бориса Ивановича Шавырина, состоялся первый запуск прямоточного ВРД на стенде в Тураево. Максимальный расход воздуха при работе двигателя был очень высокий — 1 200 килограммов в секунду. Всех мощностей стендов в Тураево не хватало, чтобы обеспечить работу двигателя на максимальном режиме. Пришлось монтировать дополнительное оборудование. При запуске в окрестных домах из окон вылетали стекла. Никто в мире никогда не делал и не испытывал таких двигателей. Это был уникальный проект... К сожалению, вскоре было принято решение о закрытии темы". "Гном" — трехступенчатая баллистическая ракета с ускорителем. Ускоритель — четырехсопловой РДТТ на смесевом топливе — размещался внутри прямоточного двигателя. Ракета стартовала после запуска ускорителя, который разгонял ее до скорости 1,75М. Отработав, ускоритель отделялся, и включалась первая ступень с твердотопливным прямоточным ВРД. Ракета выходила на полетную траекторию. Двигатель первой ступени работал 60—70 секунд, до достижения ракетой скорости 5,5М. После отделения прямоточного ВРД включалась вторая ступень, а затем — третья ступень. Вторая и третья ступени были оснащены двигателями на твердом смесевом топливе.
Твердое топливо для двигателя первой ступени было разработано в НИИ ПХ под руководством Николая Силина. Твердотопливные заряды ускорителя разработаны в АНИИ ХТ под руководством Якова Савченко. Смесевые твердотопливные заряды второй и третьей ступеней разработаны в НИИ—125 под руководством Бориса Жукова.
Ракета оснащалась пороховым аккумулятором давления. Размещалась в полуконтейнере, который стыковался с камерой сгорания (корпус камеры сгорания ВРД составлял часть конструкции контейнера). Это позволило снизить массу. В случае принятия на вооружение, составе боевого ракетного комплекса предполагалось иметь 10 самоходных пусковых установок МБР "Гном".
"Гном" — это единственная межконтинентальная баллистическая ракета, оснащенная твердотопливным прямоточным двигателем.
Межконтинентальная баллистическая ракета РТ—21. 15Ж41
Проект ракетного комплекса с твердотопливной трехступенчатой межконтинентальной баллистической ракетой шахтного и железнодорожного базирования разрабатывался в первой половине 1960-х годов в КБ "Южное под руководством Михаила Янгеля. Проект не был реализован. Во второй половине 1960-х годов на его основе разрабатывался проект железнодорожного ракетного комплекса РТ—22, который также не был завершен.