"Aviation Week and Space Technology" — Еженедельник авиации и космической технологии (издание на русском языке), весна 1991, с. 33-35.
Изображение тайфуна около берегов Японии, переданное с японского спутника морского наблюдения. Распределение температуры идентифицируется цветами: темноголубым окрашены наиболее холодные облачные вершины, а красным — наиболее нагретые зоны, включая "штормовой глаз". Разрабатываемый в Японии космоплан HOPE предназначен для доставки грузов на борт международной космической станции. Представленная здесь модель космоплана, предложенная компанией "Кавасаки", изображена с открытыми створками отсека полезной нагрузки, в котором находится груз для космической станции. На этом рисунке изображен новый японский тяжелый носитель Н-2 в момент отрыва от стартового стола космодрома Танегасима. Н-2, первый запуск которого состоится в 1993 г., сможет выводить на геостационарную орбиту, как и "Ариан 4", груз массой 2 т. Японский спутник для технических испытании ETS-6 станет второй полезной нагрузкой, которую выведет на орбиту носитель Н-2 в конце 1993 или начале 1994 г. На снимке зафиксирован момент работы с техническим макетом спутника. |
Япония, уже вошедшая в число главных космических держав, развертывает космическую программу, включающую создание космической станции и разработку инфраструктуры, которая обеспечит пилотируемые полеты и запуски космических кораблей на Луну, Марс и Венеру. Завершение монтажа нового пускового комплекса на космодроме Танегасима, создание новых носителей H-2 и M-5, наряду с разработкой все более сложных космических аппаратов, символизируют устремление Японии в XXI век.
Форсируя развертывание своей космической программы. Япония неизбежно сталкивается с проблемами, характерными для этапа становления космической техники: высокие затраты средств, непредвиденные потери времени и т.д. Япония, которая расходует на космическую программу в 10 раз меньше бюджета NASA, дает урок более эффективного использования государственных средств для освоения космоса. Ключевой фактор такой эффективности — разделение основных функций в реализации космических программ между двумя управлениями. Национальное управление космических исследований (NASDA) с ежегодным бюджетом около 1 млрд. долл. ведает разработкой больших носителей и спутников "прикладного" назначения. А Институт космических исследований (ISAS), имеющий бюджет около 150 млн. долл. занимается разработкой средних носителей и космических аппаратов для научных исследований.
NASDA, празднующее свое 20-летие, видится своему президенту Масато Ямано играющим ключевую роль в международных космических программах XXI века. "Двадцать лет назад мы были в положении потребителей американских технических достижений, которые пытались осваивать. — говорит Ямано. — Однако в последнее десятилетие мы создали собственную техническую базу, опираясь на американский опыт".
"Теперь, вступая в XXI век, наша техника позволит Японии приступить к исследованиям Луны и планет Солнечной системы. Однако вряд ли в ближайшем будущем одной стране окажется по силам самостоятельно развивать космические программы. Исследования космического пространства станут объектом приложения объединенных усилий человечества", — утверждает Ямано.
"Мы уверены, что Япония будет способствовать такой консолидации и внесет свой вклад в освоение космического пространства, полагаясь при этом на собственные технические возможности и руководствуясь своими национальными интересами", — сообщил Ямано корреспонденту нашего журнала.
Институт космических исследований (ISAS) последние 15 лет практически ежегодно осуществляет запуски космических аппаратов. Как сообщил директор ISAS Юн Нисимура, он намеревается сохранять относительно небольшим коллектив института, чтобы эффективность работ оставалась на высоком уровне. Благодаря этому ISAS сможет продолжить регулярные запуски космических аппаратов с целью развития инфраструктуры космических исследований.
Однако ISAS не намеревается лишь удерживать завоеванные позиции. Институт ведет работы над новым стартовым ускорителем M-5, в три раза более мощным, чем имеющийся в распоряжении ISAS, и программой полета на Луну в 1996 г. с использованием этого носителя, оцениваемой в 100 млн. долл.
NASDA также не стоит на месте и разрабатывает программы полетов к планетам Солнечной системы. Изыскиваются возможности государственной поддержки оцениваемой в 400 млн. долл. программы выведения на орбиту вокруг Марса двухтонного космического корабля, оборудованного системами наблюдения Марса в видимой, ближней инфракрасной и рентгеновской частях спектра с высоты 375-километровой орбиты. Запуск корабля посредством нового японского носителя Н-2 намечен на 1999 г. В этой программе руководители NASDA видят свой основной вклад в американский план освоения Луны и исследования Марса.
"В преддверии XXI века наша техника позволяет Японии приступить к исследованиям Луны и планет Солнечной системы..."
Могущественное министерство труда и промышленности (MITI) Японии укрепляет свой статус третьей организации, самостоятельно разворачивающей космические программы. Под руководством MITI разрабатывается проект первого японского тяжелого возвращаемого спутника "Спейс Флайер" массой 3,8 т.
Другим ключевым фактором, определяющим "космический" прогресс Японии, является органическое срастание основных заказчиков космической техники и главных подрядных организаций. Подобный симбиоз создает предпосылки будущего могущества Японии на мировом рынке космической техники и роста японского потенциала НИОКР в этой области в XXI веке.
Развитие космической техники в Японии создало необычную среду, изобилующую подрядными организациями, которые вовлекаются в космические программы: все большее число комплектующих изделий распределяется среди разных японских предприятий — производителей авиационной и космической техники. Эти предприятия становятся в Японии реальной силой, которую учитывают, принимая политические решения. Они также расширяют круг пользователей новых космических систем.
Среди факторов, свидетельствующих о заинтересованности японских фирм в развитии космических программ, выделим следующие:
• Создание Кейдаyренского совета по делам космической техники.
Это влиятельное объединение, охватывающее 94 компании и торговые ассоциации, которые связаны с разработкой, изготовлением и поставкой космической техники, вышло к правительству Японии с предложением удвоить исчисляемые в 1,5 млрд. долл. ассигнования под основные космические программы Японии, связанные с разработкой носителя Н-2, а также проектами космической станции и космоплана НОРЕ. Независимо от деятельности Совета также изыскивают возможности увеличения ассигнований NASDA и ISAS.
• Организация совместных предприятий (СП) с участием государственных и частных организаций.
С 1985 г. в Японии образовано 6 новых совместных предприятий, учрежденных государственными организациями и аэрокосмическими фирмами-подрядчиками. Согласно данным исследования находящейся в Париже группы экспертов, именуемой "Евроконсалт" и интенсивно изучающей японские космические программы, эти СП получили от правительства и корпораций свыше 6 млн. долл.
Кроме других правительственных организаций, курирующих космические программы, все эти СП связаны и с MITI. Деятельность СП охватывает разработку систем дистанционного зондирования и связи, а также работы в условиях невесомости. В этих СП задействованы десятки крупнейших фирм Японии. Одно из таких СП — "Джапан Спейс Организейшн Ютилизейшн Сентр" — образовано 42 ведущими японскими фирмами специально, чтобы наладить проведение экспериментальных исследований в условиях невесомости на борту японской космической станции.
• Приватизация.
Крупнейшие японские фирмы-подрядчики, связанные с изготовлением космической техники, ряд банков и страховых компаний учредили две корпорации для передачи в частный сектор японской экономики работ по созданию и эксплуатации японской космической станции и носителя.
Корпорацию "Мэннд Систем" образовали 14 крупнейших компаний Японии, занимающихся поставками космической техники, во главе с "Мицубиси", "Кавасаки", "Тосиба" и "Исикавадзима-Харима Хэви Индастриз" (IHI). Эта корпорация получит заказы от NASDA, предусматривающие расширение возможностей практического использования космической станции, обеспечение контроля качества оборудования, а также подготовку японских космонавтов, которые будут работать на станции.
Вторая корпорация — "Рокет Системз" — учреждается группой из 77 японских фирм и финансирующих организаций, возглавляемой фирмами "Мицубиси", IHI, "Кавасаки", "Ниссан Моторс", "Ниппон Электрик", "Тосиба", "Фудзицу" и "Джапан Эвиэйшн Электронике". Эта корпорация будет закупать носители Н-2 у компании "Мицубиси" крупными партиями и продавать их NASDA по более низкой цене, обусловленной размерами заказов. Кроме того, на эту корпорацию будет возложен контроль качества и частично эксплуатация техники на космодроме Танегасима.
ОСНОВНЫЕ ПРОГРАММЫ
Кроме двух основных японских проектов, связанных с космической станцией и носителем Н-2, NASDA и ISAS развернули ряд других важных космических программ.
• Полет первого японского космонавта на американском КЛАМИ в 1991 г., за которым последуют полеты двух других японских космонавтов на "челноках" с периодичностью раз в два года.
• Создание по заказу NASDA спутника дистанционного радиолокационного зондирования ERS-1, запуск которого намечен на 1992 г.
• Проведение NASDA в 1993 г. эксперимента OREX по испытанию системы теплозащиты для КЛАМИ НОРЕ. Вывод экспериментальной установки на орбиту будет осуществлен с помощью носителя Н-2.
• Разработка NASDA тяжелого спутника ETS-6 для проведения технических испытаний. Спутник планируется вывести на орбиту носителем Н-2 в 1993 или 1994 году.
• Участие Японии совместно с США и Францией в возглавляемом NASDA проекте создания спутника наблюдения Земли ADEOS. Запуск спутника намечен на 1995 г.
• Разработка ISAS космических аппаратов "Солар-А" и "Геотейл" для наблюдения за Солнцем и изучения влияния солнечной активности на магнитосферу Земли.
• Разработка ISAS космических аппаратов ASTRO-D для проведения астрономических наблюдений и "Мусис Б" для интерферометрических измерений с очень большим радиусом действия.
Носитель Н-2, построенный компанией "Ниссан", готовится для проведения огневых испытаний в Танегасиме. Тяга каждого твердотопливного ракетного двигателя (RDTT) 160 т. На старте Н-2 два RDTT и жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) LE-7 создадут суммарную тягу 410 т. |