Журнал «Байкал» 1968 г, №3, с.99-106
Первая в мире женщина-космонавт В.В.Николаева-Терешкова Летчик-космонавт В.Ф.Быковский |
Прошло пять лет, когда в нашей стране стартовали в космос два космических корабля «Восток-5» под управлением В. Ф. Быковского и «Восток-6» с первым в мире женщиной-космонавтом В. В. Николаевой-Терешковой. Эта новая выдающаяся победа советского народа, нашей науки и техники, важный этап в штурме космоса является ярким доказательством преимущества социалистического строя.
У меня, непосредственного свидетеля и очевидца этого замечательного подвига наших славных космонавтов, всегда остаются в памяти дни напряженной предстартовой подготовки, а также старт, полет и приземление двух космических кораблей и встречи с В. Ф. Быковским и В. В. Николаевой-Терешковой...
Большой воздушный лайнер АН-10. Монотонный гул двигателей, который вскоре после подъема перестаешь замечать. Приборы показывают: высота — 8000 метров, скорость — 650 км/час. Необычны только пассажиры, заполнившие салон, удобно разместившиеся в креслах. Да, это космонавты летят на известный миру космодром Байконур. Что для них высота и скорость? Ведь одни из них уже побывали в космосе, а другим предстоит проложить трассы в просторах Вселенной...
Впереди нас сидят Юрий Алексеевич Гагарин и стройная девушка. Теперь весь мир знает ее лицо, ее имя — Валентина Владимировна Николаева-Терешкова. Командир отряда космонавтов шутит, вызывая дружный смех окружающих. Вот он внезапно вскакивает и с притворным испугом произносит:
— Куда же мы с тобой сели, Валя, это тринадцатое место!
Валя улыбается...
Андриян Григорьевич Николаев рядом с черноволосым подвижным летчиком. Это Валерий Федорович Быковский. Год назад он был дублером космонавта-три, а сейчас сам — космонавт-пять. С А. Г. Николаевым его связывает большая дружба.
Незаметно идет время. И хотя самолет — не ракета, но и он несет нас вперед с большой скоростью. Приближается аэродром, идем на посадку...
Городок космодрома уже хорошо знаком нам по предыдущим полетам: аккуратные дома, асфальтированные дорожки, тополя, клонящиеся от буйного степного ветра. Дни перед стартом у всех космонавтов до отказа заполнены занятиями и тренировками. А те, кому предстоит совершить полет, ездят на стартовую площадку, где неутомимо трудится многочисленный отряд специалистов.
День старта приближался. Утром — заседание Государственной комиссии. За длинным зеленым столом — ученые, конструкторы корабля и ракеты, космонавты. Короткий доклад члена Государственной комиссии о готовности космонавтов к полету. Он называет фамилии командиров кораблей «Восток-5» и «Восток-6» — Валерия Федоровича Быковского, Валентины Владимировны Терешковой, их дублеров. Звучат теплые напутственные слова. Взволнованно выступают командиры кораблей, благодарят за доверие, заверяют, что приложат все силы, знания и умение, чтобы с честью выполнить почетное задание партии и народа. Раздаются сердечные поздравления...
По долгу спортивного комиссара приглашаю с разрешения председателя Государственной комиссии Валерия Федоровича и Валентину Владимировну для беседы и предварительного заполнения документов, предусмотренных спортивным кодексом ФАИ. Меня радует их прекрасное настроение. «Восток-5» стартует завтра, через двое суток уйдет на орбиту и «Восток-6», а те, кому предстоит вести эти корабли в просторы Вселенной, веселы и бодры. Ни тени тревоги не чувствуется на их лицах, в словах, жестах.
По утвержденной программе Валерию Быковскому предстоит установить абсолютные мировые рекорды дальности и продолжительности полета человека в космическом пространстве, а также мировые рекорды дальности и продолжительности в классе орбитальных полетов. А с Валентиной Терешковой дело обстоит сложнее — спортивный кодекс ФАИ пока не предусматривает женских рекордов полета в космическое пространство. Ну что же, придется Международной авиационной федерации пополнить свою таблицу новым разделом. И это тем приятнее, что откроет такой раздел наша советская женщина, коммунистка.
Поздравляю будущих рекордсменов с назначением командирами космических кораблей, рассказываю о порядке регистрации всех. необходимых данных на старте и в местах приземления. Мы заполняем карточки общих сведений. Хочется сказать, что космонавты с большой пунктуальностью относятся к соблюдению всех правил ФАИ. Встретились мы с Валерием Быковским и Валентиной Терешковой, как старые знакомые, а расстаемся до встречи после приземления, как настоящие друзья. От всего сердца желаю им успеха...
В тот же день на стартовой площадке — традиционный митинг. Около ждущей старта ракеты члены Государственной комиссии, Главный конструктор, ученые, инженеры, рабочие, космонавты. В центре людского четырехугольника — космонавт-пять и его дублер. Руководитель стартовой команды докладывает о полной готовности космического корабля «Восток-5» к полету. Выступают люди, которые сделали все, чтобы старт, длительный полет, приземление прошли отлично. Валерий Федорович благодарит стартовую команду, говорит о своей готовности выполнить задание Коммунистической партии и Советского правительства. Врезаются в память его слова:
— Я комсомолец, но задание выполню как коммунист.
Митинг окончен. Несколько человек идут к лифту, поднимаются на вершину ракеты, к кабине космического корабля. От имени конструкторов, инженеров, техников, рабочих, стартовой команды Главный конструктор передает «Восток-5» его командиру Валерию Быковскому. Теперь до старта часовой стрелке часов «Антарктида», которыми космонавты пользуются в полете, осталось пробежать меньше одного круга.
В городок мы возвращаемся без В. Ф. Быковского и его дублера. Они остались отдыхать в том самом домике, где ночевали перед своими полетами в космос Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриян Николаев, Павел Попович. Их сон берегут врачи. Вокруг тишина.
...14 июня 1963 года. Погода соответствует общему настроению. Не успеваем подъехать к домику космонавтов, как навстречу выходит космонавт-5. Отдохнувший, бодрый, он уже успел сделать физзарядку, позавтракать и сейчас готов облачиться в космические доспехи. Нелегкая эта процедура и без помощников-инженеров тут не обойтись. Сперва — специальный костюм, потом — скафандр, белый гермошлем с алыми буквами СССР, поверх скафандра — шелковый оранжевый комбинезон. Тщательно проверяется правильность подгонки одежды...
В полном полетном обмундировании космонавты похожи на водолазов. Так же неуклюже подходят они к автобусу, усаживаются. Рядом с Валерием Быковским его друг — Андриян Николаев, напротив — дублер. Недолог путь, как раз на одну песню, которые поют все. Автобус останавливается. Из него выходит человек в скафандре. Он докладывает:
— Товарищ председатель Государственной комиссии, космонавт Быковский к полету готов!
Короткое прощание. На площадке перед лифтом Валерий Федорович произносит проникновенные слова, обращенные к советскому народу. Лифт уносит его вверх, стартовая площадка пустеет.
С командного пункта хорошо видна красавица-ракета. Слышны слова команд. Ю. А. Гагарин держит связь с кораблем, переговаривается с В. Ф. Быковским, шутит, предлагает включить музыку.
Ракета, освобожденная от ажурных металлических опор, похожа на гигантский маяк среди океана. А спокойный голос по радио отсчитывает последние секунды готовности. Пуск!..
Пламя, яркое пламя и могучий гул. Ракета отрывается от стартового устройства, движется сначала медленно, потом все быстрей и быстрей. Нажимаю кнопку хронометра, записываю в журнал: «Отрыв ракеты с космическим кораблем-спутником «Восток-5» произведен 14 июня 1963 года в 14 часов 58 минут 59 секунд по московскому времени с космодрома Байконур.
А ракета уже высоко в зените, видна лишь точка с огненным хвостом. Оттуда радио доносит голос:
— Растут перегрузки... Все отлично, хорошо вижу Землю!
Еще через несколько минут друзья-космонавты передают Валерию, что корабль вышел на расчетную орбиту, все идет нормально. В ответ раздается:
— На борту полный порядок. Самочувствие отличное!
Исторический рейс начался.
А через некоторое время слушаем по радио сообщение ТАСС. Ручку настройки радиоприемника держит Валентина Терешкова. Через два дня стартовать ей.
И вот опять канун старта. Снова те, кто готовил ракету, кто отлаживал все механизмы космического корабля, передают его командиру. Все так же и не так. Ведь впервые космический корабль принимает женщина. Командир «Востока-6» необычно одет в голубое летнее платье. Поэтому особенно тепло и трогательно все происходящее. Поэтому стартовая команда вместе с кораблем вручает космонавту-6 цветы. Поэтому вечером, когда все затихло, Главный конструктор долго ходил по дорожкам вокруг знаменитого домика. Впрочем, он так же ходил, когда улетал Ю. А. Гагарин и другие...
Утром все, как два дня назад. Только тогда улетал «Ястреб», а теперь «Чайка». И снова на командном пункте мы слышим голос Юрия Гагарина:
— Чайка, я — Заря, как самочувствие и настроение, нравится ли музыка, которую транслируем?
В ответ раздается звонкий девичий голос:
— Заря, я — Чайка, самочувствие хорошее, настроение бодрое, давление в кабине, температура и влажность нормальные. У вас там жарче, чем у меня. Музыка очень хорошая, спасибо.
Все предстартовые разговоры космонавтов — чудесное свидетельство исключительной силы духа, искренней дружбы и большой человеческой теплоты. Вот мы слышим:
— Чайка, я — Заря, объявлена пятиминутная готовность. Займите исходное положение.
— Заря, я — Чайка, поняла вас, объявлена пятиминутная готовность. К старту готова, гермошлем закрыт, перчатки надела, исходное положение заняла.
Стрелка отсчитывает последние секунды. Десятки глаз всматриваются в ракету, на вершине которой в кабине корабля «Восток-6» наша советская девушка сейчас первой среди женщин мира устремится в космос.
— Пуск!
Регистрирую в журнале дату и время отрыва ракеты от стартового устройства: 12 часов 29 минут 51 секунда по московскому времени 16 июня 1963 года, космодром Байконур. Счастливого пути, «Чайка»!
Мы на главном командном пункте управления полетами. Здесь круглые сутки работают многоканальные системы радиосвязи и телевидения, непрерывно вращаются антенны радиолокаторов, действуют сотни сложных приборов и агрегатов. В большой продолговатой комнате за столом склонились над графиками и схемами дежурные операторы. На стенах схемы, таблицы, орбиты полета. Скоро на экранах телевизора явится Валентина Терешкова и ней по радиотелефону будет разговаривать Главный конструктор.
Из мелькающих по экрану сигналов сперва неясно, потом все отчетливее вырисовывается голова в гермошлеме. Вот уже прекрасно видно улыбающееся лицо Валентины Владимировны. Таким его видели миллионы людей.
Радостно, задушевно звучит голос Главного конструктора:
— Вас вижу, молодец, чувствуется по вашей улыбке, что у вас все хорошо...
Навсегда войдут в историю эти дни и часы. Радостные сообщения следуют одно за другим.
Время идет и пора уже собираться в район приземления. Я должен зарегистрировать место и время посадки Валентины Терешковой. Направляемся к месту приземления космонавта-6. Здесь кружит самолет, с которого наблюдают за снижением. Слышим по радио:
— Все в порядке! Валя на земле! Вижу ее хорошо. Хочется как можно скорее поприветствовать героиню космоса. Но чувства — чувствами, а дело — делом. Записываю в журнале время и место приземления В. В. Терешковой. «19 июня 1963 года в 11 часов 10 минут 40 секунд отделение космонавта от корабля-спутника «Восток-6». Приземление космонавта в 11 часов 20 минут 00 секунд по московскому времени 620 км северо-восточнее г. Караганды.
Корабль-спутник, имеющий опознавательный знак «СССР-Восток-6» приземлился в 11 часов 15 минут 55 секунд в этом же районе».
Немного позже было зарегистрировано место приземления космонавта В. Ф. Быковского: 13 часов 55 минут 39 секунд по московскому времени отделение его от корабля-спутника «Восток-5» и приземление в 14 часов 03 минуты 00 секунд в 540 км северо-западнее Караганды.
Корабль-спутник, имеющий опознавательный знак «СССР-Восток-5» приземлился в 13 часов 59 минут 59 секунд в этом же районе.
Возле Вали — женщина-врач, местные жители. Она уже сняла скафандр, осталась в голубом спортивном костюме, весело улыбается окружающим ее людям. От всей души поздравляют чудесную девушку с возвращением на Землю и с установлением первых мировых женских космических рекордов.
Каковы же спортивные итоги этого исторического полета?
По данным орбитальных измерений, произведенных в координационно-вычислительном центре «Москва-космос», Валерий Федорович Быковский на корабле-спутнике «Восток-5» находился в космическом полете 118 часов 56 минут 40 секунд. За это время он пролетел расстояние в 3.325.957 км и установил таким образом два абсолютных мировых рекорда продолжительности и дальности полета в космическом пространстве и два соответствующих мировых рекорда в классе орбитальных полетов.
Валентина Владимировна Терешкова своим полетом на корабле-спутнике «Восток-6» положила начало женским рекордам полета в космическое пространство. Она установила четыре абсолютных мировых рекорда для женщин: продолжительность — 70 часов 40 минут 49 секунд; дальности — 1.970.990 км и высоты полета — 231,1 км, а также подъема максимального груза — 4713 кг на эту высоту. Одновременно она установила четыре мировых женских рекорда в классе орбитальных полетов. Так советская женщина-космонавт одна значительно превысила суммарные данные полетов всех американских космонавтов.
За выдающиеся достижения, за завоевание нашей Родине новых космических рекордов Союз спортивных обществ и организаций страны присвоил Валерию Быковскому и Валентине Терешковой почетные звания заслуженных мастеров спорта СССР. Советские авиационные спортсмены горячо приветствовали доблестных героев космоса, еще выше поднявших славу нашей социалистической Отчизны.
6 декабря 1963 года в Париже состоялись заседания Международной спортивной и астронавтической комиссий ФАИ. На заседаниях присутствовала делегация федерации авиационного спорта СССР в составе председателя президиума нашей федерации В. К. Коккинаки и доктора физико-математических наук Г. А. Скуридина.
Спортивная комиссия ФАИ приняла решение о разделении абсолютных мировых рекордов на рекорды, устанавливаемые на самолетах, и рекорды, устанавливаемые на космических кораблях. В дальнейшем ФАИ будет отдельно регистрировать абсолютные мировые рекорды в области авиации и космонавтики.
Комиссия решила также, что при установлении международного женского рекорда экипаж летательного аппарата должен состоять только из женщин.
Все эти изменения уже включены в спортивный кодекс ФАИ, определяющий порядок установления и регистрации международных авиационных и космических рекордов.
На заседании Международной астронавтической комиссии ФАИ 6 декабря 1963 года рассматривались рекорды, установленные 14-19 июня 1963 года советским летчиком-космонавтом В. Ф. Быковским на космическом корабле «Восток-5».
Комиссия единогласно утвердила два абсолютных и два мировых рекорда, установленных летчиком-космонавтом СССР В. Ф. Быковским: на продолжительность орбитального полета 118 часов 56 минут 41 секунда, на дальность — 3.325.957 км (81 виток).
Далее комиссия приступила в обсуждению «Дела об установлении первых в мире космических абсолютных мировых рекордов женщиной, летчиком-космонавтом СССР В. В. Терешковой 16-19 июня 1963 года на космическом корабле «Восток-6».
После детального обсуждении«Дела» комиссия, с одобрения всех представителей государств, являющихся ее членами, утвердила все четыре абсолютных мировых рекорда, установленных на космическом корабле «Восток-6» летчиком-космонавтом Валентиной Владимировной Терешковой в период между 16-19 июня 1963 на продолжительность орбитального полета — 70 часов 40 минут 48 секунд; дальность орбитального полета — 1 миллион 970 тысяч 990 километров; высота орбитального полета — 231,1 километра; максимального веса (общей массы), поднятого на высоту в орбитальном полете и равного 4713 килограммам.
Комиссия решила считать Валентину Терешкову первым абсолютным чемпионом мира среди женщин по всем видам спортивных достижений в космосе.
Так за рекордами Ю. А. Гагарина, Г. С. Титова, А. Г. Николаева, П. Р. Поповича международное признание получили рекорды В. Ф. Быковского и В. В. Терешковой.
В июне 1964 года в Париже на заседаниях бюро совета и спортивной комиссии Международной авиационной федерации были приняты важные решения. За выдающиеся достижения в области авиации, авиационного спорта и космонавтики медалями и дипломами ФАИ награждались авиационные спортсмены и космонавты, представленные национальными аэроклубами и федерациями разных стран. Первая в мире летчица-космонавт В. В. Николаева-Терешкова удостоена высшей международной награды — золотой медали ФАИ «Космос». Летчику-космонавту СССР В. Ф. Быковскому за абсолютные мировые рекорды на продолжительность и дальность космического полета на корабле «Восток-5» 14-19 июня 1963 года присуждена медаль Де ля Во.
Валентина Владимировна Николаева-Терешкова и Валерий Федорович Быковский установили восемь новых мировых рекордов. Примечательно, что «Ястреб» и «Чайка» проложили 129 новых орбит и перекрыли расстояние от Земли до Луны в 13 раз.
В тридцатые годы Валерий Чкалов мечтал облететь «вокруг шарика». Но тогда осуществить эту мечту было не так просто: в то время скорость самолета не превышала 400 километров в час. Один полет вокруг Земли длился бы около 100 летных часов. Сейчас такая возможность появилась. При скорости современного самолета, скажем, 3000 километров в час, «облететь вокруг шарика» можно всего за 13 с половиной часов. Космическому кораблю, летящему со скоростью 28000 километров в час, нужно для этого около полутора часов.
Мечту Валерия Чкалова блестяще осуществил первый космонавт мира Юрий Гагарин. За 108 минут он совершил легендарный полет вокруг нашей планеты.
Иным стало в наши дни и представление о дальности полета. Самолет, имеющий скорость 400 километров в час, может налетать 1 000 000 километров только за 4— 5 лет. Даже на самолете ТУ-104 перекрыть расстояние в миллион километров удастся не менее чем за 1250 часов, или за два года летной работы. Советским космонавтам потребовалось всего 16 суток для того, чтобы преодолеть расстояние в 10 661 000 километров.
За последние 60 лет небывало возросла не только скорость полета летательных аппаратов, но и дальность и высота полета. Если в 1909 году международный рекорд высоты полета составлял 155 метров, то сейчас он достиг 34 000 метров. Рекордная скорость самолета в 1906 году была равна примерно 40 километрам в час, сейчас она превышает 3000 километров в час. В 1906 году рекорд дальности полета самолета — 220 километров, сейчас эта цифра достигла более 20 000 километров.
Все эти факты — свидетельство бурного развития авиационной и реактивной техники. И каждый полет в космос — это новый шаг вперед, новый скачок, не только развивающий предшествующие достижения, но и готовящий новые.
Уверен, что в недалеком будущем народы мира будут восхищаться еще более выдающимися подвигами советских людей, осваивающих космос в мирных целях.
Журнал «Байкал» 1968 г, №3, с.130