вернёмся в библиотеку?

«Союз» и «Аполлон» готовятся
к встрече на орбите


Во время встречи на высшем уровне в Москве 24 мая 1972 г. было подписано соглашение между правительствами СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. В нем предусматривалось проведение в 1975 г. совместного полета американского и советского пилотируемых космических кораблей, их стыковка и переход космонавтов из одного корабля в другой. После подписания соглашения состоялся ряд встреч представителей Академии наук СССР и Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США (НАСА), где рассматривались технические вопросы осуществления совместного полета и были выработаны основные принципы подготовки к этому сложному эксперименту.

Каковы же задачи предстоящего полета и в чем его особенности?

В ближайшее время, очевидно, основная активность в космических полетах человека будет продолжаться в околоземном космическом пространстве. Долговременные орбитальные станции со сменным экипажем будут проводить изучение земных ресурсов, следить за погодой, помогать исследованию больших частей суши, океанов и приполярных областей нашей планеты. Наступит время, когда полеты пилотируемых кораблей и орбитальных станций станут обычным делом. Расширение масштабов космических полетов будет проходить под знаком постоянного совершенствования космической техники, повышения ее надежности. Однако увеличение полетов приведет к тому, что возрастет вероятность возникновения неполадок. Помощь экипажу необходимо будет оказать в достаточно короткий срок, и она должна быть оказана космическим кораблем, который готов к старту или даже находится на орбите независимо от его национальной принадлежности.

Однако взаимопомощь в космосе практически невозможна, если корабли не оборудованы необходимыми средствами поиска, сближения и стыковки. Тем более, что до сих пор в СССР и США разрабатывались различные технические схемы сближения и стыковки.

Специально созданные рабочие группы, как в СССР, так и в США, неоднократно встречались друг с другом для выработки единой программы и для успешного решения трех основных условий совместимости систем сближения и стыковки космических кораблей. Какие же эти условия?

Первое условие - совместимость стыковочных устройств. Дело в том, что все предыдущие эксперименты по стыковке космических кораблей предполагали, что один из них имеет активное стыковочное устройство, а другой - пассивное. Но в космосе в аварийной ситуации может оказаться любой корабль. Для решения этой проблемы разработан пассивно-активный, или «андрогинный», стыковочный агрегат, который позволит космонавтам после стыковки переходить из одного корабля в другой через внутренние люки, без выхода в открытое космическое пространство.

Второе условие - необходимость совмещения средств, позволяющих обнаруживать корабли в космическом пространстве и произвести их сближение. Сюда входят системы радиопоиска и радиозахвата, согласование частоты и других параметров радиосигналов, а также унификация оптических маяков и средств оптической наводки кораблей.

И, наконец, третье условие совместимости - это согласование параметров атмосфер кораблей. Дело в том, что атмосфера корабля «Союз» состоит из обычного воздуха при давлении 760 миллиметров ртутного столба, а атмосфера в «Аполлоне» - из чистого кислорода при давлении 260 миллиметров ртутного столба. Поэтому непосредственный переход из чисто кислородной атмосферы в обычную или наоборот, недопустим. Для совместного полета космических кораблей «Союз» и «Аполлон» разработано специальное переходное устройство – нечто вроде шлюзовой камеры, которая после стыковки кораблей окажется между обитаемыми отсеками на пути космонавтов из одного корабля в другой.

Согласована последовательность выполнения полета. Он намечен на вторую половину 1975 г. Первым будет стартовать космический корабль типа «Союз» с советского космодрома. Примерно через 7,5 часа в США будет запущен корабль типа «Аполлон». Существует возможность старта «Аполлона» и на вторые и на третьи сутки после запуска «Союза». Около суток «Аполлон» будет совершать самостоятельный полет, а затем намечается осуществить сближение и стыковку космических кораблей. В состыкованном состоянии они образуют пилотируемую космическую систему, которая будет управляться и стабилизироваться как единое целое. Ее орбитальный полет продлится примерно 2 суток. За это время намечается осуществить взаимные переходы космонавтов и научно-технические эксперименты. Будут вестись телевизионные передачи на Землю. Затем космонавты возвратятся в свои корабли и произведут расстыковку. Совершив полет по самостоятельной программе, они осуществят посадку «Союза» на территории СССР, а «Аполлона» — в акватории Тихого океана.

Для подготовки и проведения в 1975 г. совместного полета советского и американского космических кораблей утверждены экипажи. Ниже приводятся фамилии и краткие биографические данные как основных, так и дублирующих экипажей советских и американских космических кораблей.

Экипажи корабля «Союз»:

первый экипаж - летчики-космонавты СССР, Герои Советского Союза Леонов А.А. и Кубасов В.Н.;

второй экипаж - летчики-космонавты СССР, Герои Советского Союза Филипченко А.В. и Рукавишников Н.Н.;

третий экипаж - космонавты Джанибеков В.А. и Андреев Б.Д.;

четвертый экипаж - космонавты Романенко Ю.В. и Иванченков А.С.

Полковник Леонов Алексей Архипович в марте 1965 г. во время полета на космическом корабле «Восход-2» впервые в мире совершил выход в открытый космос.

Кубасов Валерий Николаевич в октябре 1969 г. совершил орбитальный полет на космическом корабле «Союз-6» в качестве бортинженера.

Полковник Филипченко Анатолий Васильевич в октябре 1969 г. участвовал в групповом полете трех космических кораблей в качестве командира корабля «Союз-7», а в декабре 1974 г. осуществил пятисуточный полет на корабле «Союз-16», в котором проходили испытания бортовые системы и проведены научные исследования в соответствии с программой предстоящего совместного экспериментального полета по программе «Союз» - «Аполлон».

Рукавишников Николай Николаевич в апреле 1971 г. совершил орбитальный полет на космическом корабле «Союз-10» в качестве инженера-испытателя, а в декабре 1974 г. совершил второй орбитальный полет вместе с А.В.Филипченко на корабле «Союз-16»,

Джанибеков Владимир Александрович родился в 1942 г. в Южно-Казахстанской области. После окончания Высшего авиационного училища летчиков в 1965 г. получил диплом летчика-инженера. В 1970 г. зачислен в отряд советских космонавтов.

Андреев Борис Дмитриевич родился в 1940 г. в Москве. После окончания Московского высшего технического училища имени Баумана с 1965 г. работал в конструкторском бюро. По программе подготовки космонавтов начал заниматься с 1970 г.

Романенко Юрий Викторович родился в 1944 г. в Оренбургской области. В 1966 г. с отличием закончил Высшее авиационное училище летчиков и получил диплом летчика-инженера. В 1970 г. зачислен в отряд космонавтов.

Иванченков Александр Сергеевич родился в 1940 г. в городе Ивантеевке Московской области. После окончания Московского авиационного института с 1964 г. работал в конструкторском бюро. По программе подготовки космонавтов начал заниматься с 1970 г.

Экипажи корабля «Аполлон»:

Основной экипаж: Томас Стаффорд - командир корабля, Вэнс Бранд - пилот основного блока и Дональд Слейтон - пилот стыковочного модуля.

Дублирующий экипаж: Алан Бин, Рональд Эванс, Джек Лусма.

Томас Стаффорд, 1930 г. рождения, бригадный генерал ВВС. По окончании Морской академии США служил в ВВС. В 1959 г. окончил школу летчиков-испытателей на авиационной базе ВВС «Эдвардс». В отряде космонавтов НАСА с 1962 г. Совершил три полета на космических кораблях «Джемини-6» в 1965 г., «Джемини-9» в 1966 г. и «Аполлоне-10» в 1969 г. Сейчас занимает пост заместителя начальника отдела подготовки космонавтов Центра пилотируемых полетов в Хьюстоне.

Вэнс Бранд, 1931 г. рождения, магистр наук. До зачисления в отряд космонавтов НАСА в 1966 г. был летчиком-испытателем фирмы «Локхид». Входил в состав дублирующего экипажа корабля «Аполлон-15».

Дональд Слейтон, 1924 г. рождения, образование высшее. В настоящее время начальник отдела подготовки космонавтов Центра пилотируемых полетов в Хьюстоне. В отряде космонавтов с 1959 г. В 1962 г. был отчислен в связи с болезнью (аритмия сердца), однако в 1972 г. по излечении возвратился в число «активных» космонавтов. Опыта космических полетов не имеет.

Алан Бин, 1932 г. рождения. В 1955 г. окончил Техасский университет по специальности авиационная техника. Служил летчиком в ВМФ США. В отряде космонавтов с 1963 г. В 1969 г. на корабле «Аполлон-12» в качестве пилота лунной кабины совершил полет на Луну.

Рональд Эванс, 1933 г. рождения, офицер ВМС. В отряде космонавтов НАСА с 1966 г. Был пилотом основного блока корабля «Аполлон-17», совершившего полет на Луну в декабре 1972 г.

Джек Лусма, 1935 г. рождения, образование высшее, в отряде космонавтов с 1966 г. Совершил полет в составе второго экипажа на космической станции «Скайлэб».

*   *   *

Итак, уже в 1975 г. человечество станет свидетелем уникального эксперимента в космосе, который явится качественно новым этапом на пути исследования и использования космического пространства человеком. И, конечно же, новые старты отважных космонавтов, новые полеты космических кораблей принесут и новые рекорды, свидетельствующие о высоком призвании человека, о величии его духа, о его вечном стремлении к совершенству.

далее
в началоназад