«Британский союзник» №26 1944 г.
П |
Эти беспорядочные налеты причинили материальный ущерб и сопровождались человеческими жертвами, но оказались не в состоянии помешать развитию наших операций в Нормандии.
Наши истребители и зенитчики сбили над морем и сельскими местностями большое количество радиоуправляемых самолетов. Бомбардировщики нанесли ряд сильных ударов по базам этих самолетов.
Управляемый по радио самолет не представляет собой «секретного оружия». Британское военное министерство уже много месяцев назад узнало о том, что немцы располагают такими самолетами. Заводы, производившие эти самолеты, в особенности находившиеся в Фридрихсгафене, и опытные станции, в частности в Пинемюнде, подвергались жестоким бомбардировкам.
«Британский союзник» №28 1944 г.
Г |
Г-н Моррисон указал, что были периоды, когда одновременно в воздухе находилось 10—12 летающих бомб.
«Самолет-снаряд, — сказал г-н Моррисон, — по своей эффективности равносилен 1000-килограммовой бомбе и дает сильную взрывную волну. Самолеты-снаряды не причинили большого ущерба и почти не отразилась на работе коммунальных органов.
Имелись, естественно, жертвы и был нанесен материальный ущерб, однако многие бомбы упали на пустырях и не причинили большого вреда.
Наши истребители и зенитные орудия с большим успехом уничтожали эти снаряды на пути к объектам. По сообщениям немецкого радио, завеса дыма над бомбардируемыми районами помешала немецким летчикам определить объем разрушений, причиненных валетами в Лондоне. Согласно тому же источнику, Британское правительство выехало из Лондона, но, как видите, мы все еще в Лондоне. Такая безрассудная ложь выдает немцев с головой.
Я сравнил число лиц, убитых за пять первых ночных налетов летающими бомбами, с числом лиц, убитых за пять налетов в феврале. Оказалось, что самолеты-снаряды причинили меньше ущерба. Новая атака немцев не оказала ощутимого влияния на наши военные усилия, а если противник намеревался подорвать наш дух, то он потерпел позорный провал. Не так-то легко подорвать дух Британии».
Н |
Механики Королевского Воздушного Флота рассматривают сбитый над Южной Англией самолет-снаряд. |
В ходе наступления на полуострове Котантен союзные войска захватили несколько стартовых станций самолетов-снарядов.
Один авиационный офицер, испытывая в воздухе истребитель «Темпест», услышал по радио о приближении самолета-снаряда.
«Я поднялся вверх, пробив облако, чтобы посмотреть, что там происходит, — рассказывал он. — Вскоре я увидел машину, летевшую ко мне со скоростью около 500 километров в час. Я подошел к ней и атаковал. Первой очередью я отшиб часть хвоста, а следующей отбил правое крыло.
Машина медленно перевернулась, пролетела немного на спине и затем резко пошла вниз. Я пошел за ней следом и видел, как она разбилась и взорвалась на пустыре».
Другой летчик, сбивший на своем истребителе «Темпест» три самолета-снаряда и участвовавший в уничтожении двух других, недавно перехватил один такой «снаряд» над Ла Маншем.
Он открыл огонь, машина повернула под прямым углом и полетела вдоль берега. Еще одна очередь, и снаряд, вновь изменив курс, повернул к морю. Вскоре он пикировал вниз и взорвался в воде, не причиняв вреда.
За последние пять месяцев экспедиционные воздушные силы союзников сбросили более 19 000 бомб на районы, откуда выпускаются самолеты-снаряды, Кроме того сильной бомбардировке подверглись экспериментальные станции, как, например, в Пенемюнде, а также заводы и фабрики, выпускающие специальное вооружение. Особенно интенсивные налеты совершены на Фридрихсгафен.
Эти последовательные и успешные атаки серьезно замедлили выполнение. планов врага. Немцы еще около года назад угрожали «в ближайшее время» начать нападение. Как удалось выяснить, масштабы начатой ими сейчас атаки самолетами-снарядами составляют менее 25 процентов ранее запланированной противником.
С |
Самолеты-снаряды не управляются по радио. Автопилоты, которыми они оборудованы, устанавливаются на определенный курс и высоту перед стартом. Таким образом враг уже не может после старта управлять полетом снаряда.
Применяя это оружие, не имеющее серьезного военного значения и подверженного случайностям, немцы тем самым расписываются в неспособности германской авиации помешать наступлению союзников в Европе или создать серьезную угрозу воздушным силам Объединенных Наций,
«Британский союзник» №29 1944 г.
Б |
Эти сооружения очень прочны, и поэтому для уничтожения их приходится применять бомбы, которые названы Главным маршалом авиации сэром Артуром Гаррисом «бомбами землетрясения».
Описывая налет на стартовые станции в районе Па-де-Кале, пилот бомбардировщика «Ланкастер» сообщил, что первая сброшенная им бомба пробила массивную бетонную крышу и взорвалась внутри, оставив огромную брешь. Вскоре поднялось густое облако дыма, вниз полетели новые 5,5-тонные бомбы.
П |
«Было бы ошибочным недооценивать серьезный характер данной конкретной формы атак. Безусловно, узкие круги Правительства никогда не были склонны недооценивать это. Напротив, до настоящего времени мы значительно преувеличивали размеры опасности по сравнению с тем, что оказалось на самом деле.
Возможность подобных атак постоянно и основательно изучалась в течение большого периода времени. Если бы не наши бомбардировочные операции, — бомбардировка Лондона, без сомнения, началась бы, пожалуй, на полгода раньше и в значительно более крупном масштабе.
Общий вес бомб, сброшенных на стартовые площадки «самолетов-снарядов» и ракетные установки во Франции и Германии, включая Пенемюнде и другие пункты, теперь достиг, примерно, 50 000 тонн, а число разведывательных налетов достигает теперь нескольких тысяч.
Больше года велась невидимая битва, в которой обе стороны использовали большие ресурсы.
Эта невидимая битва разгорелась сейчас открыто, и мы будем иметь возможность и в действительности будем принуждены наблюдать развитие ее с довольно близкого расстояния.
От 100 до 150 летающих бомб, каждая весом около тонны, выбрасывается ежедневно немцами и выбрасывалась на протяжении прошлых двух недель со стартовых установок во Франции.
С учетом скромного веса и небольшой пробивной способности этих бомб ущерб, который они причинили, был значителен. Конечно, его нельзя сравнить с ужасными разрушениями от зажигательных и фугасных бомб во время наших налетов на Берлин, Гамбург, Кельн и десятки других германских городов и центров военного производства в Германии.
Эта форма атаки, несомненно, сопряжена с испытаниями и беспокойством, потому что проводится в течение круглых суток, и население должно свыкнуться с ними. Все должны продолжать исполнение своих обязанностей и дел, а затем, когда кончается долгий трудовой день, должны искать себе наиболее безопасное убежище.
Д |
На каждую летающую бомбу приходится только по одному смертельному случаю. По последним сведениям, выпущено 2 754 бомбы, на которые приходится 2 752 смертельных случая. Число погибших будет несколько увеличено смертностью от ран.
Весьма большой процент жертв, о которых я упомянул, — несколько больше 10 000 случаев — приходится на Лондон, который представляет для врага цель шириной в 18 миль и длиной, как я полагаю, свыше 20 миль. Поэтому он представляет собой единственную во всем мире цель для применения оружия, отличающегося столь очевидной неточностью.
К |
Премьер-Министр г-н Черчилль наблюдает в Южной Англии за действиями зенитной артиллерии, сбивающей самолеты-снаряды. Рядом с ним его дочь Мэри Черчилль, служащая на зенитной батарее. Передано по бильду |
Каковы виды на будущее? Ухудшатся ли перспективы отражения этой атаки или же они улучшатся, подобно тому как были отражены магнитные мины, как была отражена попытка разоружить Великобританию с воздуха, как была отражена угроза подводных лодок, или же нам предстоит встретиться с новым оружием еще более грозного характера?..
Будут ли ракетные бомбы начиняться более сильными взрывчатыми веществами, будут ли они действовать в более широком радиусе, при большей скорости и с большей силой? Предстоит ли все это пережить нам? Я не могу дать гарантии в том, что какое-либо из этих зол будет полностью предотвращено до того, как наступит соответствующий момент, а он наступит, когда территория, с которой предпринимаются эти атаки, будет окончательно освобождена от противника.
Я хочу внести полную ясность и заявить, что мы не допустим, чтобы боевые операции в Нормандии или налеты на специальные объекты в Германии пострадали от этого. Эти операции стоят на первом месте. Не может быть и речи о том, чтобы допустить хотя бы малейшее ослабление боевых усилий, для того чтобы уменьшить масштабы ущерба, который хотя и причиняет тяжелые страдания многим людям и до некоторой степени изменяет обычную регулярную жизнь и работу Лондона, никогда не помешает британскому народу выполнить свой долг — добиться победы и отмщения.
Многим из нас приятно сознавать, что мы в большой мере разделяем опасности наших солдат, действующих за морем, что удары, падающие на нас, уменьшают то, что в другой форме было бы обрушено на наших воинов и наших союзников. Я уверен в одном: Лондон никогда не будет покорен и никогда не поколеблется. Слава его, восторжествовав над всеми испытаниями, долго будет сиять в мире».
Началась в добровольном порядке эвакуация женщин и детей из Лондона. Открылись пять новых убежищ глубокого залегания, вмещающих 40 000 человек.
«Британский союзник» №35 1944 г.
Б |
За июль в результате налетов «летающих бомб» было убито 2 441 и ранено 7 107 человек.
За первый квартал этого года, несмотря ни на что, детская смертность в Британии, снизилась до 58 на 1000 новорожденных, что является рекордно низкой цифрой за это время года.
Одновременно с этим рождаемость достигла 17,9 на каждую 1000 человек населения, — это самая высокая цифра рождаемости за последние двадцать лет.
«Британский союзник» №36 1944 г.
Ж |
В августе в среднем для налетов на Англию выпускалось ежедневно 100 бомб. Многие из этих бомб были сбиты за пределами столицы, однако лондонцы с полным правом могут считать себя фронтовиками.
Лорд Галифакс, британский посол в Соединенных Штатах, выступая по радио 27 августа, вскоре после возвращения в Британию, заявил, что Лондон подвергается постоянной бомбардировке уже 72 дня. С тех пор как началась бомбардировка, каждый час примерно 700 домов, расположенных главным образом в районе Лондона, получают повреждения или разрушаются.
Организация и проведение операций с применением «летающих бомб» потребовали от немцев затраты большого количества труда и средств и вызвали соответственное ослабление их сил. Особенно заметно это ослабление в воздухе. Если немцы бросают на Англию в среднем по 100 «летающих бомб» в день, то союзники в течение трех августовских дней, с 25 по 27 включительно, отправляли в среднем каждый час около 200 самолетов, которые атаковали вражеские объекты на широком пространстве, встречая при этом лишь слабое сопротивление со стороны немецкой авиации.
«Британский союзник» №37 1944 г.
В |
«Ивнинг Стандард» писала: «Битва за Лондон не была лишь отвлекающей операцией. 60 000 человек, было убито, более 100 000 ранено. Немногим из нас удалось избежать потерь или ущерба».
Но уже к началу прошлой недели день избавления Лондона от «летающих бомб» был близок, как и день избавления Дувра от немецких тяжелых снарядов.
По северному побережью Франции были расположены немецкие дальнобойные орудия, которые в течение последних четырех лет с интервалами посылали снаряд за снарядом за Ла Манш, уделяя особое внимание району Дувра. Понимая, что этим орудиям остается стрелять недолго, противник начал сильную бомбардировку, абсолютно бессмысленную с военной точки зрения.
Этот обстрел, налеты «летающих бомб» на Лондон, а в последние дни и на район Парижа, бомбардировка Бухареста в военном отношении одинаково не оправданы. Это проявление бессильной злобы немцев.
По сообщениям из Берлина, Дувр, Рамсгэт, Диль и Фолькстон подверглись обстрелу из 20-дюймовых орудий. Это были последние удары, которые мог еще нанести Англии своими полупарализованными руками злобный враг.
«Британский союзник» №38 1944 г.
С |
«Возможно и даже вероятно, что противник сможет предпринять обстрел каким-либо дальнобойным оружием, отличным от «летающей бомбы». Необходимо поэтому быть в боевой готовности. Мы должны сохранить полную эффективность нашей обороны с тем, чтобы ее можно было мгновенно ввести в действие».
Опубликованы новые факты об ущербе, который выпущенные немцами 8 000 «летающих бомб» нанесли Лондону в Южной Англии за 80 дней: убито 5 817 человек, серьезно ранено 17 086 человек. Из них 5 181 человек были убиты и 1 550 серьезно ранены в Лондоне.
Только за один день противовоздушная оборона сбила 97 «летающих бомб», лишь четырем удалось прорваться в этот день. За время обстрела повреждено 870 000 зданий.
О масштабах организации противовоздушной обороны в борьбе с «летающими бомбами» можно судить по следующим фактам. За два дня из 20 железнодорожных складов для размещения на позициях тяжелой артиллерии было доставлено 56 километров рельсов и 22 500 шпал.
За один месяц было установлено и введено в действие 600 орудий. Каждая батарея, прибыв на позицию, заставала там действующую телефонную и радиосвязь.
Сосредоточение аэростатов воздушного заграждения для борьбы с «летающими бомбами» было чудом организации. В районе к юго-востоку от Лондона было собрано около 2 000 аэростатов.