«Человек и природа» ПРИЛОЖЕНИЕ к "Красной газете" №24(60) 23.08.1928
Изобретение паровоза приписывается Георгу Стефенсону. Недавно было отпраздновано столетие одного из величайших творений человеческого гения. Между тем, идея повозки, движущейся силой пара и способной тянуть за собою поездные грузовые и пассажирские составы, разрабатывалась за много лет до Стефенсона его не менее знаменитым соотечественником — физиком и математиком Исааком Ньютоном.
Ньютон в 1690 г., обнародовал проект паровой повозки, воспроизведенной нашим рисунком, в которой использовал для движения не паровую машину в настоящем смысле слова, с цилиндром, поршнем и передаточным механизмом на колеса, - а лишь котельную установку. В паровом колпаке котла, на самой задней его часты, он предусмотрел выпускное сопло с регулируемым с места водителя просветом. Пар, вырываясь из этого сопла в сторону, обратную движению, должен создавать так называемую реактивную силу, направленную как раз противоположно, т.-е. в сторону движения, и толкающую весь снаряд вперед. Это не что иное, как принцип ракеты, недавно осуществленной в Германии, в виде столь нашумевшего ракетного автомобиля и ракетной дрезины. Вся разница в том, что эти последние движутся пороховыми газами, а ракета Ньютона, фактически осуществленная лишь в новейшее время, одной американской железной дорогой по оставленным им чертежам, должна была работать паром.
Я-Ий.