"АЭРОКОСМОС" — спец. выпуск журнала "Эхо планеты", подготовленный к Первому международному авиационно-космическому салону, август 1993 г., с. 4-5.
Зародившись на рубеже XIX и XX веков, космонавтика прошла к сегодняшнему дню сложный путь. От запусков первых искусственных спутников Земли до многоцелевых космических транспортных систем и сверхдальних полетов автоматических аппаратов — таковы лишь некоторые вехи развития мировой космонавтики.
За 36 лет, прошедших с момента запуска в нашей стране первого в мире искусственного спутника Земли, в России сложился мощный ракетно-космический комплекс, уникальный научный и производственный потенциал. Это талантливые ученые и конструкторы, инженеры и испытатели, рабочие высшей квалификации, специализированные научно-исследовательские институты и конструкторские бюро, заводы и испытательные базы, космодромы, центры управления полетом и станции слежения.
Управление такой сложной системой в новых экономических и политических условиях потребовало создания принципиально новых организационных структур, использования новых форм и методов работы. В феврале 1992 года президентом Российской Федерации Б.Н.Ельциным было принято решение об образовании Российского космического агентства и определены его основные функции. Задачи, права и обязанности агентства конкретизированы в последующих постановлениях правительства.
Входя в структуру федеральных органов исполнительной власти, агентство в тесном взаимодействии с другими министерствами, ведомствами, организациями и предприятиями решает свою главную задачу — вырабатывает и реализует государственную политику России в области исследования и использования космического пространства. Конечной целью ее является формирование научно обоснованной стратегии государства в этой области на длительную перспективу.
Практическая реализация работ в области космоса осуществляется на основании федеральной космической программы России на период до 2000 года, разработанной Российским космическим агентством, министерством обороны Российской Федерации совместно с Российской Академией наук и заинтересованными министерствами и ведомствами. Программа разработана с учетом мировых тенденций в развитии космонавтики, социально-экономического и политического положения России и ее обязательств в рамках международных договоров и соглашений и направлена на удовлетворение потребности страны в решении социальных, хозяйственных, научных и оборонных задач. Российское космическое агентство при этом выполняет функции генерального заказчика по созданию космических систем, комплексов и средств научного и народнохозяйственного назначения.
Не останавливаясь подробно на содержании долгосрочной космической программы России, необходимо отметить, что предусматриваются работы по всем основным направлениям космической деятельности, например в таких областях, как космическая связь, телевидение и навигация, космический мониторинг природной среды в интересах экологии, природопользования, метеорологии и контроля чрезвычайных ситуаций, фундаментальные научные исследования, космическая технология, средства выведения, пилотируемые комплексы, новые материалы, технологии и оборудование, содержание и развитие уникальной наземной экспериментальной базы и наземной инфраструктуры и многое другое.
Сегодня можно сказать, что определены четкие перспективы развития космонавтики в России, но реализация этих планов будет определяться многими факторами, в том числе и расширением взаимовыгодного сотрудничества России с другими странами.
Среди современных областей деятельности человечества найдется немного таких, как космонавтика, требующая для своего функционирования значительных капиталовложений, скоординированной работы многих крупных научных и производственных коллективов при активной поддержке государства. Решение глобальных задач, стоящих перед мировым сообществом, подчас становится не по силам одному государству, каким бы высокоразвитым оно ни было, какой бы мощной экономикой ни обладало. Задачи подобного масштаба наиболее эффективно и рационально могут быть решены только при широкой международной кооперации.
В рамках федеральной космической программы России предусмотрено расширение международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства в следующих основных формах:
— обеспечение запусков спутников, разработанных за пределами России;
— сдача космических объектов в аренду;
— обеспечение слежения за полетом космических аппаратов;
— разрешение принимать спутниковые данные, обмен и предоставление информации;
— совместное планирование, разработка и изготовление космических средств для решения задач в интересах заказчика;
— представление зарубежному партнеру места в космическом аппарате для установки полезной нагрузки;
— совместные международные научные и коммерческие программы;
— взаимовыгодный обмен космическими технологиями;
— подготовка зарубежных специалистов в области исследования и использования космоса и полеты зарубежных космонавтов на пилотируемых отечественных объектах;
— использование отечественной экспериментальной базы в интересах иностранных заказчиков на коммерческих или других условиях.
Александр Иванович МЕДВЕДЧИКОВ Родился в 1946 г. в Алма-Ате. В 1970 г. окончил Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе по специальности инженер-механик по космическим аппаратам. 1970-1987 гг. — работал в Научно-производственном объединении им. С.А.Лавочкина. 1987-1992 гг. — эксперт по космосу в аппарате президента СССР. С 1993 г. — заместитель генерального директора Российского космического агентства. |
Станция "Алмаз" |
Предусматривается совместный поиск новых форм интеграции усилий различных стран для реализации крупномасштабных международных проектов, направленных, в частности, на создание международной космической системы экологического мониторинга, объединенной космической системы контроля соблюдения международных соглашений и договоров и совершенствование системы поиска и спасения терпящих бедствие.
Активное сотрудничество обеспечит существенную экономию бюджетных средств государств, ускорит научно-технический прогресс и использование результатов в различных сферах человеческой деятельности, будет способствовать объединению народов мира в цивилизованное содружество.
Сотрудничество СССР с зарубежными странами в области космоса продолжалось не один десяток лет, и даже в годы "холодной войны" не прекращались контакты ученых и исследователей.
В настоящее время продолжают действовать заключенные бывшим СССР с рядом государств и международных организаций межправительственные двусторонние и многосторонние соглашения о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях.
Приняв на себя выполнение обязательств по этим соглашениям, Россия проводит работу по подготовке и заключению новых соглашений, учитывающих произошедшие как у нас в стране, так и на мировой арене изменения.
Подписаны новые межправительственные соглашения о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях с США и Китаем, подготовлены соглашения с Японией, Индией, Мексикой, Италией.
Проводится работа в этом направлении с соответствующими организациями других государств, международными объединениями и агентствами.
Проводится активная работа по налаживанию и углублению взаимодействия РКА с Европейским космическим агентством, национальными космическими агентствами, организациями и фирмами Франции, США, Германии, Канады, Китая, Италии и других стран.
На основе межгосударственных и межагентских соглашений формируются и реализуются конкретные космические проекты. И если в предыдущие годы сотрудничество основывалось, в основном, на принципе, исключающем обмен финансовыми средствами, то сегодня все большее число проектов выполняется на коммерческих условиях, что не исключает и первый вариант.
Продолжаются совместные работы с учеными различных стран в области дистанционного зондирования Земли, контроля за климатическими изменениями, астрономии и солнечно-земной физики, медико-биологических исследований. На базе широкой международной кооперации осуществляются научные космические проекты "Марс-94/96", "Спектр", "Интербол".
На коммерческих условиях предусматривается осуществление до 2000 года четырех полетов французских космонавтов на пилотируемом комплексе "Мир" и двух полетов космонавтов Европейского космического агентства (в 1994-1995 гг.).
Подписано долгосрочное соглашение с КНЕС (Франция) об использовании космических аппаратов типа "Фотон" и "Ника" для проведения биологических экспериментов в условиях микрогравитации, активизируются работы, проводимые в соответствии с соглашениями, заключенными с ДАРА (Германия). Большой интерес проявляется к совместным проектам в области космической связи.
С Европейским космическим агентством проводятся совместные исследования по определению путей возможного перспективного взаимовыгодного сотрудничества в области пилотируемой инфраструктуры и космических транспортных систем. Имеется договоренность о разработке российско-европейского скафандра.
Изучается вопрос о возможности создания акционерного общества с участием предприятий России, фирм США, Франции, Италии для разработки и изготовления электроракетных двигателей на базе российских двигателей и электронных систем управления западных фирм.
В октябре 1992 года подписаны соглашения о сотрудничестве с НАСА в области пилотируемых полетов и участия американской стороны в российском проекте "Марс-94". Подписаны контракты между российскими предприятиями и американскими фирмами по отдельным конкретным проектам. Продолжается работа с правительственными организациями и фирмами США по вопросам расширения и углубления взаимовыгодного сотрудничества в сфере космоса.
Большое значение имеет выход России на международный рынок запусков, и мы надеемся, что подготовленные в результате продолжителъных переговоров проекты соглашений по этому вопросу с США и Европейским сообществом будут одобрены и подписаны в ближайшее время.
Россия входит в мировой космический рынок, где необходимо стремиться занять место, достойное научно-технического потенциала, достигнутого российской наукой и промышленностью.
Происходит это медленно, часто методом проб и ошибок, с элементами ненужной конкуренции между нашими предприятиями, которые вынуждены обучаться методам внешнеэкономической деятельности в процессе работы. Чтобы добиться успеха, необходимо терпение, координация действий между предприятиями, министерствами и ведомствами, сбалансированность общегосударственных интересов с интересами конкретных предприятий и организаций.