вернёмся в библиотеку?

«Электричество и жизнь» 1913 год №1

дореволюционный шрифт


Рис. 1.
(Фантазия и действительность).

Вероятно, каждому из наших читателей известен принцип сегнерова колеса. На этом принципе основано действие водяных турбин Понселе и Фурнейрона. Однако возможно, что многие успели забыть, а другие еще не успели ознакомиться с этим принципом, отчего и позволим себе вкратце изложить идею колеса Сегнера. На вертикальной оси a (рис. 1), оканчивающейся пятой e, укреплен вертикальный сосуд в, имеющий снизу несколько (в данном случае четыре) горизонтально расположенных трубки с. По концам трубок проделаны отверстия d. Вода, налитая в вертикальный сосуд в, вытекает из отверстий d, так что ея давление на стороны трубок с, на которых находятся отверстия, оказывается меньше, чем давление на противоположныя стенки. Благодаря такой разности давлений крестообразно расположенныя трубки, а с ними и весь сосуд, с наглухо укрепленной осью а и соединенным с последней шкивом f, начинает вращаться в сторону, противоположную истечению воды из отверстий d. Такое движение силами реакции (противодействия) может иметь и прямолинейное направление. Вообразим, напр., ящик, наполненный водой и поставленный на колеса. Вода давит на стенки, но и стенки оказывают равное и прямо противоположное давление, и вся наша система остается неподвижной. Что же произойдет, если мы откроем кран, имеющийся на одной из стенок нашего ящика? Давление на эту стенку уменьшится, на противоположную ей останется прежним и под влиянием избытка давления на стенку наш прибор двинется в направление, обратном вытеканию воды. Не думайте, что это противоречит хорошо известному каждому факту, что, сидя в экипаже, нельзя подвинуть его вперед, толкая ногами или руками. В этом случае, с какой силой мы будем толкать экипаж, с такой же и отталкиваться от упора, так что сумма действий будет равна нулю.

Силой реакции можно заставить двигаться лодку таким же путем, как повозку на земле той же силой взвивается вверх ракета. Газы ракеты выходят через нижнюю стенку гильзы и толкают извнутри всю гильзу вверх.

Таким образом, помимо турбин, принцип реактивнаго движения давно применим в пиротехнике. В самое последнее время на этот принцип вновь обратили внимание ученые и изобретатели. Наш соотечественник, Циолковский, предшественник Цеппелина по изобретению металлическаго аэростата, разработал идею аппарата, ни более ни менее, как для перелетов с земли на любое небесное тело. Он, подтверждая свои выводы сложными математическими вычислениями, доказал, что именно ракета (конечно, особаго устройства) когда-нибудь послужит человеку экипажем для междупланетных перелетов. Производя взрывы извнутри и направляя образующиеся газы в то или другое отверстие, можно менять направление движения такого небеснаго экипажа так как реактивный прибор не требует опоры в окружающей его среде. Пушечное ядро знаменитаго романиста Жюля Верна представляет в практическом отношении значительно более трудный способ осуществления междупланетных сообщений, хотя бы на такия короткия разстояния, как от земли до луны. Попасть же с луны обратно на землю по способу Жюля Верна и совсем невозможно. Гениальная по своей смелости идея Циолковскаго требует предварительнаго открытия взрывчатаго вещества, сила котораго была бы вшестеро больше взрывчатой силы современнаго пороха. Может быть, когда-либо химики и найдут такое вещество, может быть, наши более или менее отдаленные потомки и воспользуются аппаратом нашего уважаемаго соотечественника, но пока все это фантазия, хотя и строго научная.

Практический швед, капитан Линдблом иначе использовал принцип действия реактивной силы. Он воспользовался ею для приведения в движение судов, и это уже не смелая фантазия, а осуществленный факт, грозящий, быть может, полным переворотом в судостроении. В самом деле, зачем силу газа, взрывающагося в двигателях внутренняго сгорания, применять для движения поршня, как это делают в современных теплоходах, когда можно двигать судно, прямо выпуская эти газы в воду. Здесь также и даже быстрее, чем с винтовым двигателем, можно регулировать и скорость и направление движения и при том увеличивать эту силу до пределов, недостижимых современными судами.

Я позволил себе остановить внимание читателей на этой теме, чтобы показать, как еще много неиспользованных возможностей имеет современная техника и какие широкие горизонты в будущем открыты для ея адептов.

В. Рюмин.