вернёмся в библиотеку?

Книгу купила и сканировала редакция "НК". Я только расставлял рисунки и проч. Обратите внимание, насколько безграмотны русские космонавты, оставляющие табличку на Марсе! . Но это единственный их недостаток! - Хл.

Смотреть с разрешением только 1024 Х 768


THE VOYAGE
OF THE RUSLAN

THE FIRST MANNED EXPLORATION OF MARS


Written and Illustrated by
JOSHUA STOFF
New York
Atheneum

1986

ПОЛЕТ РУСЛАНА

ПОЛЕТ РУСЛАНА

первая экспедиция на Марс

Москва «Международные отношения»

1987

ББК 83.37 (США) С81

Перевод с английского Г. Гречко

Автор предисловия А.Леонов
Joshua Stoff. The Voyage of the «Ruslan». — New York, 1986.

© Atheneum, 1986, New York, USA

© Перевод на русский язык, предисловие,

«Международные отношения», 1987

ПРЕДИСЛОВИЕ

До 1992 года осталось совсем немного времени, и, конечно, ясно, что никакая экспедиция с экипажем на борту не может быть организована на Марс за этот период. Однако нет сомнения, что полет на Марс все же будет совершен и что он будет, выполнен по схеме полета, описанной Джошуа Стоффом в этой книге, или несколько отличной, но принципиально такой же.

Кто первым из землян совершит полет на Марс, сейчас еще трудно сказать, скорее всего это будет (и справедливо) интернациональный экипаж. Правильно говорит автор «Полета „Руслана“»: «Суть события была не в том, что на Марс высадились русские, а в том, что они осуществили надежды и мечты всего человечества. Сейчас они в первую очередь были не русскими — они были землянами». Хочется сказать слова благодарности Д. Стоффу за такие открытые симпатии к нашей стране и справедливую оценку сделанного Советским Союзом в области освоения космического пространства.

В 1987 году исполнилось тридцать лет, как впервые в мире на орбиту вокруг Земли была запущена искусственная планета — «Спутник-1» весом всего 86 кг и с очень простым приборным оборудованием. Но это маленькое искусственное космическое творение заставило всех людей посмотреть на себя по-другому, каждый почувствовал силу человеческого разума и близость других планет.

Никакая техника так быстро не развивалась, как космическая. Сегодня на орбиту выведен многотонный комплекс: орбитальная станция «Мир» с модулями, транспортные корабли, грузовики; блестяще реализована программа «Аполлон»; несколько землян оставили свои следы на пыльной Луне; совершили полёты сложнейшие аппараты — самолеты-ракетопланы «Шатл». Многое мы умеем и на многое готовы, но начало освоения Марса (хотя бы один полет) потребует еще больших усилий научной мысли и огромных материальных затрат. Если программа «Аполлон» обошлась США в 25 млрд. долларов, то полет на Марс потребует вдвое больших затрат. Д. Стофф очень оптимистичен, когда называет цифру гораздо меньшую — 15 млрд. долларов, и это можно оправдать его большим нетерпением увидеть собственными глазами старт землян на Марс. 45— 50 млрд. долларов — большие деньги, но если их сравнить с затратами на программу СОИ (360— 400 млрд. долларов), то это совсем немного. Лучше организовать экспедицию на Марс и тем принести человечеству несомненную пользу, чем повесить над нашей планетой платформы с ядерным и лазерным оружием.

Освоив Марс, человечество пойдет дальше — к ближайшим звездам. «В принципе мы и сейчас не так уж далеки от полета к звездам. И должны объединить наши усилия для решения этой задачи. Будущее — в наших собственных руках. Все зависит от нас самих», — говорит Д. Стофф.

Да, все зависит от нас самих, и если мы все объединим усилия в мирном освоении космоса, то полет на Марс станет не такой уж далекой фантастикой. Первый полет — это только разведка землян для подтверждения пригодности Марса к колонизации.

Автор «Полета „Руслана“» просто и убедительно показывает, что уже сейчас имеется все необходимое для начала жизни людей на Марсе, использования этой планеты как уникальной лаборатории по исследованию Вселенной, как промежуточной стартовой площадки для полетов в другие системы, а далее...

Далее и на Марсе будут яблони цвести!

Экспедиция на Марс поможет разгадать и глубже понять историю нашей Земли, ее самое начало. И в то же время Д. Стофф предостерегает землян о грозящей опасности ядерного ветра, призывает бережно относиться к нашему дому, иначе Земля вернется к своей первозданности и будет выглядеть не голубой планетой, а выжженной, красной, с остатками каналов, сухими руслами рек и чашами морей и океанов — как Марс. Мы можем превратить Землю в двойник Марса, если не остановим сейчас безумную гонку вооружений и не уничтожим накопленное против себя же ядерное оружие.

Сложную техническую проблему Д. Стофф изложил в доступной форме, используя лаконичный язык, применив простые схемы; им удачно найдена структура книги.

Небольшой текстовой материал писатель дополняет своими рисунками, бесхитростными по исполнению, но весьма наглядными, убедительными и органично составляющими с ним единое целое, придерживаясь избранного стиля.

Популярность изложения позволит книге быть понятной и подросткам, всем тем, кто мало знаком с небесной механикой, но проявляет интерес к освоению космического пространства.

Говоря о немалых трудностях полета на Марс, автор не забывает о сложностях того времени, в котором происходят события, и надеется, что это время было хорошее, а лучшее будущее на Земле наступит тогда, когда все «человечество будет совместно трудиться во имя своего процветания», — утверждает Д. Стофф.

А.ЛЕОНОВ
летчик-космонавт СССР



ОТ АВТОРА

Я хотел бы поблагодарить тех, кто помог мне создать эту книгу: доктора Иоганнеса Хардорпа, профессора Нью-йоркского университета, — за помощь в расчетах орбиты полета; историка Джека Девина, специалиста по советским космическим программам, — за консультации по орбитальной станции «Салют» и будущим полетам; Чарльза Пеллегрино, палеонтолога и астронома, — за данные о климате, геологии и физике Марса.

Посвящаю настоящую книгу будущему, в котором человечество будет совместно трудиться во имя своего процветания.

И Деверс, с которой я счастливо делю радость жизни в одном пространстве и времени.


ВВЕДЕНИЕ

Почему русские решили осуществить полет на Марс в 90-х годах нынешнего столетия? Да просто потому, чтобы быть там первыми. Им не удалось быть первыми на Луне, поэтому они сделали все, чтобы быть первыми на Марсе. Этот полет стал блестящим примером их технологического прогресса. И, по правде говоря, экспедиция на Марс произвела большее впечатление, чем американский полет на Луну. Полет «Руслана» на Марс поразил и объединил весь мир, как когда-то, к сожалению, ненадолго это сделал полет «Аполлона». Марсианский корабль был назван в честь сказочного русского витязя Руслана, который шел за своей звездой путями неведомыми. Современный «Руслан» прошел такими же неведомыми путями. И научный успех экспедиции превзошел все ожидания.

Полет «Руслана» был крайне опасным мероприятием. Так, чтобы возвратиться на Землю, космонавты должны были обязательно пристыковаться к заправщику топливом — никакой другой возможности для возвращения у них не было. Должны были безотказно сработать двигатели, чтобы вывести корабль с околомарсианской орбиты по направлению к Земле. Так же безотказно должны были сработать двигатели посадочного модуля, чтобы взлететь с поверхности Марса.

Многие опасности угрожали экспедициям наших «Аполлонов» на Луну, но они не остановили нас. Русские тоже не испугались опасностей и не отказались от полета на Марс. И вообще опасности никогда не остановят человека, стремящегося к звездам по дороге открытий.

Со временем за этой экспедицией последуют другие. А сейчас, когда полет завершен, русские, несомненно, приступили к разработке новых проектов — огромных космических станций, лунных баз и совместных с нами экспедиций.

В этой книге нет документальных фотографий, поскольку русские их почти не публиковали. К тому же многие этапы полета, проиллюстрированные здесь рисунками, вообще невозможно было сфотографировать. Мы использовали рисунки еще и потому, что эта книга вышла из печати сразу же после возвращения «Руслана». И, ее достоинство состоит в том, что она — первое описание полета. Конечно, за ней последуют многие научные публикации и фотоальбомы. Моя же задача — представить первый полный отчет об этом замечательном путешествии в незнаемое.

ДЖОШУА СТОФФ




Планета Марс, названная из-за своего огненно-красного цвета по имени римского бога войны, издавна привлекала внимание людей, вызывая любопытство и внушая страх. В прошлом астрономы были уверены, что различают на Марсе каналы, якобы созданные высокоразвитой цивилизацией. В действительности же эти «каналы» оказались просто темными пятнами, соединенными между собой только воображением наблюдателей.

Марс — это планета Солнечной системы, наиболее схожая с Землей, а когда-то, может быть, бывшая такой же, как Земля. Марс примерно в два раза меньше Земли, но вдвое превосходит Луну. Вследствие малых размеров планеты сила тяготения на ней составляет только треть земной. Земля — третья планета Солнечной системы, Марс — четвертая. Вследствие большей удаленности орбиты Марса от Солнца год на Марсе в 1¾ раза продолжительнее земного. По этой же причине на Марсе намного холоднее, чем на Земле. Температура на Марсе меняется от -100°С до +10°С. Марс — это в основном вымерзшая пустыня.

Марсианские сутки на несколько минут продолжительнее земных. Атмосфера там почти в 100 раз разреженнее, чем на Земле. Тем не менее, как и на Земле, но, в отличие от Луны, на Марсе есть атмосфера и, следовательно, атмосферные явления: снег, туман, мороз и даже бури. Земляне не могут дышать воздухом Марса, который состоит в основном из углекислого газа и небольшого количества азота. Там очень мало кислорода. Облака над Марсом также состоят в основном из углекислого газа, а не из водяных паров, как на Земле. Скорость ветра на Марсе колеблется между 10 и 40 км/час. С Земли планета кажется красной, поскольку в марсианском грунте преобладают железистые соединения.

Таким образом, марсианская среда непригодна для земной жизни. Но еще до полета «Руслана» ученые верили, что жизнь на Марсе может существовать в иных формах, которые требуют минимум тепла, воды и воздуха. Жизнь могла претерпеть эволюцию с тех далеких времен, когда на Марсе были почти земные условия — по нему даже текли реки. По мере уменьшения влажности жизнь там приспосабливалась к условиям постоянной засухи.

Марс — это рай для ученых. Многие земные характеристики проявляются на Марсе в значительно больших масштабах из-за сравнительно малых размеров планеты. Громадные каньоны прорезают марсианскую поверхность, гигантские высохшие русла свидетельствуют о бывших полноводных реках. Вулканы там в три раза выше Эвереста — высочайшей горной вершины Земли.

Моря песка окружают полюса Марса, гигантские кратеры испещряют его поверхность. Пыльные бури регулярно прокатываются по всей планете. На полюсах снежные шапки из замерзшей углекислоты то расширяются, то сжимаются в зависимости от времени года.

Уже в древние времена люди мечтали побывать на этой любопытной планете. В наше время считали, что для полета на Марс нужны будут гигантские ракеты с похожими на крылья стабилизаторами. Это была дань научно-фантастическим фильмам, а не реальной действительности.

И так было вплоть до 1992 года, когда русские завершили подготовку к полету на Марс. Конечно, русские хотели быть там первыми, но еще больше они хотели, изучив Марс, лучше узнать Землю и ее историю.

Марс задавал множество вопросов, на которые ученые хотели иметь ответы. Что собой представляет марсианский грунт? Как давно образовались марсианские горы? Есть ли на Марсе геологически активные области? Каков там климат? Можно ли найти следы некогда существовавшей на Марсе жизни? А может быть, жизнь там существует и в наше время? Каким был Марс в прошлом?

Как известно, в прошлом условия на Марсе в большей степени походили на земные. Но по неизвестным причинам произошли существенные изменения климата планеты. Могут ли подобные катаклизмы произойти на Земле? Не допускаем ли мы чего-либо, например загрязнения воздуха, что может ускорить этот процесс? Тем, кто утверждает, что с исследованиями Марса можно подождать, ученые отвечают: «Конечно, Марс будет существовать вечно, а вот будем ли мы?»

Мы должны понять природу изменений на Марсе и причины, их вызвавшие. Может быть, только тогда мы сможем защитить Землю от превращения в вымерзшую пустыню. Миллионы лет назад Марс из теплой и влажной планеты, подобной Земле, превратился в сухую и вымерзшую планету. Как это произошло?

Первые запуски к Марсу русские произвели в начале сентября 1992 года. Пять стандартных тяжелых ракет-носителей вывели на околоземную орбиту пять главных компонентов марсианского корабля. Все пять запусков были беспилотными.

В середине октября того же года стартовал советский многоразовый космический корабль с экипажем из шести человек. Шестерке космонавтов были устроены грандиозные проводы. Сколько пройдет времени, пока они вновь ступят на Землю... Как вы помните, экипаж состоял из трех супружеских пар. Всем членам экипажа было около 40 лет; ни у кого из них не было маленьких детей, нуждавшихся в родительской заботе. Экипаж включал командира, пилота, бортинженера, космонавта-исследователя, врача и геолога. Конечно, обязанности у них были гораздо более широкими, чем у их земных коллег.

Многоразовая космическая система русских отличается от нашей. Старт производится вертикально, небольшой космический корабль как бы насажен на громадный пилотируемый самолет-носитель, возвращающийся к месту старта. Эта система, в отличие от нашей, является полностью многоразовой. На высоте около 70 километров космический корабль и самолет-носитель расстыковываются. Корабль летит по заданному курсу, а крылатый ускоритель возвращается в космопорт. Это самая дешевая система для вывода человека в космос.

Достигнув заданной орбиты, пилот сблизил корабль с большой орбитальной космической станцией русских «Космоград-2» и состыковался с ней. Шестеро космонавтов, направляющихся на Марс, перешли из корабля на орбитальную станцию.

Современная орбитальная станция русских состоит из большого базового модуля и пяти пристыкованных к ней модулей типа «Салют», оснащенных солнечными батареями. К станции может одновременно пристыковаться до семи модулей, и в ней обычно работают около 25 человек. Сегодня русские в основном используют только многоразовые корабли, но и прежние «Союзы» все еще функционируют как небольшие исследовательские лаборатории.

На высоте около 240 километров над Землей рядом со станцией был собран космический корабль для полета на Марс. Пять модулей автоматически состыковались между собой, образовав единый комплекс. Три центральных модуля несли на себе сложные солнечные батареи, которые были раскрыты после стыковки для энергоснабжения. Космонавты, находящиеся неподалеку в открытом космосе, контролировали правильность проведения всех операций.

Русские назвали свой корабль марсианским космическим поездом и дали ему имя «Руслан» в честь русского витязя, отправившегося в свое время в опаснейшее путешествие.

Длина всего комплекса составляла 75 метров, весил он 150 тонн. Марсианский поезд состоял из пяти отсеков. В хвосте его находился двигательный отсек, включавший пять ракетных двигателей и запас топлива. Следующим был оздоровительный отсек, в котором экипаж занимался физкультурой и восстанавливающими процедурами. В середине поезда находился жилой отсек, предназначенный для приема пищи и ночного отдыха. Перед жилым отсеком располагался отсек управления и научных исследований, оснащенный соответствующим оборудованием и приборами. В первом был спускаемый аппарат, вес которого составлял около 65 тонн. Этот отсек космического поезда предназначался для посадки на поверхность Марса и взлета с нее.

Однако космический поезд не мог вместить столько топлива, сколько было необходимо для полета на Марс и возвращения на Землю. Поэтому еще за девять месяцев до его старта на марсианскую орбиту был выведен беспилотный заправщик. Только после получения подтверждения об успешном выходе заправщика на орбиту вокруг Марса мог быть запущен космический поезд с людьми. Экипаж во что бы то ни стало должен был встретиться с находившимся на марсианской орбите заправщиком, так как в противном случае возвращение на Землю было бы невозможным.

Когда наконец все было готово, «Руслан» с перебравшимся в него экипажем отправился в путь. Заработали ракетные двигатели, корабль сошел с земной орбиты и направился в сторону Марса. Этот старт к красной планете контролировался одним из многоразовых кораблей, находившимся невдалеке. Космический поезд набрал скорость и устремился к цели. Вскоре он миновал Луну, где несколько посадочных ступеней американских кораблей «Аполлон» вот уже более 20 лет стоит в безмолвном ожидании возвращения человека.

Корабль так быстро уносился от Земли, что она на глазах уменьшалась в размерах и через несколько дней превратилась в звездочку. Члены экипажа с грустью наблюдали в иллюминатор, как Земля удалялась все дальше и дальше. Но вскоре научные заботы и подготовка к предстоящим работам на Марсе отвлекли их от мыслей о доме. Разведка, фотографирование, сейсмические, биологические и метеорологические исследования, отбор геологических образцов, изучение марсианской поверхности — эти работы им предстояло выполнить на Марсе.

Путешествие на Марс и обратно должно было занять в целом четырнадцать месяцев. Из них восемь месяцев занимал полет к Марсу, месяц — пребывание на нем и пять месяцев — полет от Марса до Земли. Обратный полет был короче по времени, так как ему способствовало ускорение в результате солнечного притяжения. Весь путь составлял 550 млн. километров (расстояние от Земли до Луны равно 400 тыс. километров). Корабль был запущен в направлении, совпадающем с движением Земли вокруг Солнца, в результате чего их скорости сложились. Только благодаря этой суммарной скорости «Руслан» начал сближение с Марсом. А через восемь месяцев был захвачен полем его притяжения.

Полет был долгим, но скучать космонавтам не приходилось из-за множества дел. Экипаж должен был контролировать работу систем и приборов, проводить навигационные расчеты и корректировать траекторию, продолжать тренировки и изучение предстоящих операций на поверхности Марса, вести наблюдения за солнцем и планетами, заниматься физкультурой, выполнять бытовые работы, осуществлять связь с Землей, есть, пить, спать, ухаживать за оранжереей и, наконец, последнее по счету, но не по значению — отдыхать.

Большая доля работ по техническому обслуживанию приходилась на отсек управления. Прежде всего требовала серьезного внимания находившаяся здесь система жизнеобеспечения корабля. Семьдесят процентов систем корабля было «закрытого» типа, то есть функционировали за счет возобновляемых ресурсов. Регенерировался и очищался воздух, из влаги атмосферы корабля осаждалась вода. Большая часть пищи выращивалась в оранжерее. Все это снижало расход воды, кислорода и пищи на сотни килограммов. Вследствие невесомости в «Руслане» практически не существовало понятий «верх» или «низ». Оборудование было размещено повсюду, но его обслуживание не составляло труда, а иногда выглядело даже забавным.

В жилом отсеке космонавты ели, спали и принимали водные процедуры. Здесь находились кухня, буфет, столовая, ванная, а также отдельные каюты. Все они были достаточно просторными.

На кухне стояли плиты микроволнового нагрева и холодильники с широким ассортиментом продуктов. И только сам процесс еды отличался от земного. Надо было зафиксироваться в кресле с помощью ремня, чтобы не улететь из-за стола. По той же причине металлическая посуда и серебряные столовые приборы размещались на магнитном столике, ибо тоже имели тенденцию к свободному плаванию. Каюты космонавтов во многом отличались от земных. Спать им приходилось в вертикальном положении на стене, а одеяло напоминало спальный мешок, не позволявший улететь во время сна. В каждой каюте находились комод, раковина, письменный стол, кресло. На стенах висели картины. Был даже книжный шкафчик из прозрачного пластика, позволяющего видеть его содержимое. Верх комода был выполнен из магнитного материала, и на нем можно было держать личные вещи.

При пользовании сантехническими устройствами нужен был опыт. Во всех случаях необходимо было привязываться: при умывании, в душевой и даже в туалете. Стоило оставить неплотно прикрытой дверь душевой, как вода разлеталась по всем помещениям.


Свободное время члены экипажа проводили в отсеке восстановительных процедур. Здесь они регулярно выполняли физические упражнения для поддержания в форме сердца и мышц. Руки они тренировали с помощью пружинных амортизаторов, а ноги — с помощью велоэргометра. Внутри отсека имелась даже круговая дорожка для бега. На ней можно было выполнять «мертвые петли», поскольку для космонавтов не существовало ни пола, ни потолка. Для поддержания формы на физические упражнения отводилось не менее двух часов в день. Кроме того, они принимали витамины и минеральные соли, чтобы избежать размягчения костей из-за потери кальция.

В одном из концов отсека находилась оранжерея, требовавшая постоянного ухода. Выращивание овощей и сбор урожая доставляли космонавтам не только удовольствие. В течение всего полета у них была свежая растительная пища. Растения выращивались методом гидропоники: корни растений помещались в стеклянный цилиндр, наполненный питательными веществами. В середине отсека находился телевизор. Космонавты располагали обширной библиотекой и часто смотрели фильмы. Телевизионные сеансы с Землей позволяли им получать инструкции, личные сообщения и даже новейшие кинофильмы.

Хотя скорость полета составляла 30 км/сек, вид космоса в иллюминаторе менялся мало. Только однажды, на третий месяц полета, они стали свидетелями уникального явления — прохождения Земли и Луны на фоне солнечного диска.

Как-то один член экипажа поранил плечо, и ему необходимо было наложить несколько швов. Доктор и ассистент в стерильных одеждах и масках закрепили пациента на операционном столе и зашили рану. При этом капли крови улавливались пылесосом.

В космосе и на Марсе уровень радиации выше земного. Только Земля имеет магнитное поле и озонный слой, которые ослабляют солнечную радиацию и космические лучи, пагубные для людей. Чтобы защитить космонавтов от самой большой радиационной опасности — коротких, но мощных солнечных вспышек, верхняя часть посадочного модуля (взлетная ступень) имела «штормовое убежище» с толстыми, поглощающими радиацию стенками. В случае солнечных вспышек во время полета или в период пребывания на Марсе экипаж мог укрыться в нем от радиационной опасности.

Параметры функционирования всех систем выводились на пульт пилота в отсеке управления. Отсюда производились навигационные измерения, корректировался курс и велась связь с Землей. На графическом дисплее индицировалось местонахождение корабля. Через несколько недель расстояние до Земли превысило 3,2 млн. километров, так что радиосигнал достигал ее только через 13 минут. После передачи сообщения на Землю ответа приходилось ждать 26 минут.





Наконец через восемь месяцев «Руслан» приблизился к Марсу. Но посадка всего корабля на поверхность планеты не планировалась. Он был направлен по полетной траектории таким образом, чтобы торможением с помощью двигательной установки выйти на марсианскую орбиту. Именно в этом заключалось искусство навигации, так как Земля и Марс движутся вокруг Солнца по различным орбитам. Чтобы произвести торможение и остаться на орбите Марса, была использована двигательная установка корабля и израсходовано почти все оставшееся топливо. В принципе для торможения можно было использовать атмосферу Марса, но возникающая при этом перегрузка (более чем восьмикратная) была бы слишком велика для экипажа после восьми месяцев пребывания в невесомости. Кроме того, торможение в атмосфере потребовало бы усложнения конструкции корабля.




В окрестностях Марса «Руслан» состыковался с посланным туда ранее заправщиком и восполнил запасы топлива для обратного полета.

В расчетной точке орбиты посадочный модуль с четырьмя членами экипажа планировалось отделить от космического поезда и посадить на поверхность Марса. Четверка космонавтов должна была опуститься на обширную равнину Тарсис около гигантского каньона, носящего название «долина Маринер». Даже после восьми месяцев невесомости возвращение экипажа посадочного модуля к условиям тяготения не должно было вызвать больших трудностей, так как сила тяжести на Марсе в три раза меньше, чем на Земле.

Исследовательский отряд в составе четырех человек разместился со своим оборудованием в посадочном модуле, который должен был доставить их на поверхность Марса и обеспечить им условия существования в течение 30 дней. Затем он должен был доставить экипаж с материалами и образцами к оставшемуся на орбите кораблю. Критическим моментом всей экспедиции было безотказное функционирование двигателей взлетной ступени посадочного модуля, поскольку других средств возвращения с Марса принципиально не существовало. Чтобы гарантировать успех, различные варианты посадки и взлета модуля испытывались сначала на Земле, а затем отрабатывались на околоземной орбите. Двигатели посадочного модуля работали на фторе, жидком кислороде и метане; эти компоненты были выбраны с учетом их безопасного хранения.

Через час после отделения от корабля-«матки» на высоте 25 километров посадочный модуль вонзился в марсианскую атмосферу со скоростью 4 км/сек. Дно модуля было защищено тепловым экраном, который вскоре раскалился докрасна от трения при прохождении марсианской атмосферы. Все это было похоже на падение метеорита - пришельца из другого мира.
Почти 8 минут модуль был окружен плазмой, температура которой достигала 2700°С. Радиосвязь с модулем в это время отсутствовала. Аэродинамическая форма посадочного модуля была выбрана такой, чтобы с помощью торможения в атмосфере уменьшить его скорость до 300 м/сек.

На высоте 6 километров был введен в действие сверхзвуковой парашют диаметром 45 метров. По мере спуска космонавты изучали атмосферу Марса. При малой скорости снижения под парашютом тепловой щит был уже не нужен, поэтому на высоте 5 километров он был отброшен и сработали двигатели мягкой посадки. На высоте 3 километров были выпущены посадочные ноги-амортизаторы. Если бы они не вышли полностью, то оставалось еще достаточно времени, чтобы прервать спуск, включить двигатели и вернуться на орбиту. А пока в тишине космонавты все ближе и ближе подлетали к новому загадочному миру.




Четверо космонавтов в скафандрах заняли свои места в верхней части посадочного модуля. Каждый выполнял свои обязанности. Женщина-пилот заняла среднее кресло. Она контролировала сближение с помощью графического дисплея, на котором отражались данные радара. Ее левая рука лежала на рукоятке управления положением модуля, правой она регулировала тягу двигателей мягкой посадки. На высоте 600 метров она отстрелила парашют и включила двигатели мягкой посадки, которые снизили скорость до 2 м/сек. Запаса топлива оставалось только на 4 минуты, и посадку нужно было завершить до его израсходования. Толчок в момент контакта с поверхностью смягчают пружины посадочного устройства. На нижней стороне ног-амортизаторов находятся 1,5-метровые щупы. Когда они касаются поверхности, то на пульте пилота загорается соответствующий сигнал. И вот через 3 минуты вспыхнул голубой сигнал! Космонавты выключили двигатели, и модуль мягко, почти без удара, коснулся поверхности Марса. Прошло только 13 минут со времени схода с орбиты до посадки, но потребовалось еще столько же, чтобы сигнал достиг Земли. В это время Земля, затаив дыхание, ждала 13 минут сообщения о посадке на Марс.

Прошел еще час, и в свете полуденного, но холодного Солнца человек впервые ступил на Марс. Затем он произнес ставшую теперь знаменитой фразу: «Мы проделали большой путь, но наши первые шаги — это только начало. Конечной целью человечества является жизнь среди звезд».

А в это время на Земле улицы опустели, никто не совершал преступлений, прекратились даже военные конфликты. Все приникли к телевизорам, чтобы стать свидетелями исторического события. Земля впервые после 20 июля 1969 г., когда люди высадились на Луне, вновь стала единой. Суть события была не в том, что на Марс высадились русские, а в том, что они осуществили надежды и мечты всего человечества. Сейчас они в первую очередь были не русскими — они были землянами. У всех нас было ощущение, что мы тоже на Марсе вместе с ними.

Конечно, первое, что они сделали, — установили на месте посадки советский флаг. Они осуществили посадку на широкой и ровной равнине Тарсис. Отсюда они должны были осуществлять исследовательские рейды в другие более труднодоступные районы.

Космонавты работали на поверхности Марса 6 — 10 часов ежедневно. Они были одеты в скафандры, похожие на лунные, но без тяжелых теплозащитных и противометеоритных прослоек. В них не было необходимости, так как атмосфера Марса защищала космонавтов от микрометеоритов, а температура была не такой низкой, как на Луне. Герметичные скафандры были снабжены прочными ботинками и перчатками. Головы исследователей защищали пластиковые шлемы с отражающими светофильтрами, а на спине размещалась система жизнеобеспечения. Аварийный запас воздуха содержался в двух круглых баллонах в ранце за спиной. К ранцу же крепилась антенна радиосвязи. Скафандры имели шланги подвода и отвода воздуха с блоком управления дыханием, систему ассенизации и штуцеры, подающие воду и пищевую пасту прямо в рот.

Небо Марса постоянно выглядело красным из-за мелкой пыли, взвешенной в атмосфере. Дули слабые ветры, скорость которых составляла около 5 м/сек. Температура изменялась от -90° С в конце ночи до -25°С в полдень. Но космонавтам было тепло и в скафандрах, и в модуле.

А в это время огромные толпы собирались на площадях, где все происходящее на Марсе демонстрировалось на больших телевизионных экранах.




На рисунке видна толпа на площади Таймс-сквер в Нью-Йорке. Исследования были приурочены ко времени, когда обе планеты, Земля и Марс, находились по одну сторону от Солнца, что обеспечивало надежную и качественную теле— и радиосвязь. К тому же было предусмотрено, чтобы Марс в этот период не находился в ближайшей к Солнцу точке своей эллиптической орбиты, когда на нем часто возникают жестокие пыльные бури. Эти бури, длящиеся многие недели, наносят громадные песчаные дюны и могли бы вывести из строя аппаратуру. Радиосвязь с космонавтами прерывалась на 10 часов в сутки, когда из-за вращения Марса район посадки оказывался на противоположной от Земли стороне планеты. Все это время космонавты спали, да еще прихватывали 40 минут за счет большей продолжительности марсианских суток по сравнению с земными. Во время своего пребывания на Марсе космонавты располагались в жилом отсеке, который находился на верхней палубе посадочной ступени (на рисунке он имеет три центральных иллюминатора). Выше находилась маленькая лаборатория, расположившаяся вокруг двигательной установки взлетной ступени. Пост управления занимал всю верхнюю часть взлетной ступени. На нижней палубе посадочной ступени находились топливные баки, научное оборудование, вездеход и сверхлегкий самолет. К тому же посадочная ступень служила пусковой платформой для взлетной. Там же находились сборные панели солнечных батарей, которые, будучи установлены на поверхности планеты, вырабатывали электроэнергию.



Во время посадки и взлета вся четверка располагалась на командном посту; он же служил центром координации научных исследований.

Члены экипажа приступили к сбору образцов марсианского грунта с помощью специальных геологических инструментов, спустили на поверхность вездеход и установили большую антенну для обеспечения устойчивой связи с Землей. В лаборатории они проводили предварительное обследование собранных образцов, оставляя только особо интересные экземпляры. Тщательный отбор диктовался возможностью доставить на Землю только 400 килограммов полезного груза. Беспилотные аппараты не были бы в состоянии это сделать.

На одной из ближайших больших скал русские установили флаг Соединенных Штатов. Они сделали это в знак признательности создателям американских аппаратов «Викинг», которые сели на Марс в середине 70-х годов и стали тем самым источниками необходимой предварительной информации об атмосфере и поверхности Марса. Экипаж вскоре адаптировался к условиям жизни на Марсе. Ему было даже приятно вновь оказаться в условиях гравитации. Достаточно просторный жилой отсек обеспечивал определенный комфорт для принятия пищи, сна и отдыха, особенно когда двое из них занимались исследованиями вне модуля. Дополнительным удобством было то, что в отсеке имелись иллюминаторы. Через них часто наблюдали метеоры, которых было больше, чем на Земле, из-за более разреженной атмосферы Марса. По ночам можно было наблюдать волнующее зрелище — восход Земли. Она поднималась над горизонтом, как очень яркая звезда. С Марса Земля казалась большей, чем Марс с Земли.



А в это время два космонавта, оставшиеся на орбите, проводили эксперименты, наносили на карту марсианский рельеф, контролировали операции на поверхности Марса и осуществляли профилактические работы на корабле. Они фотографировали наиболее характерные детали рельефа, в том числе вулканическую гору Олимп. Это самый большой из известных нам вулканов по всей Солнечной системе. Его диаметр равен 540 километрам, что больше, чем расстояние от Нью-Йорка до Вашингтона, а высота — 24 километрам, что в три раза превышает высоту Эвереста — высочайшей горной вершины Земли. Обычно этот вулкан закрыт облаками, поэтому так немногочисленны его качественные фотографии. Вдалеке можно было видеть Фобос — одну из маленьких марсианских лун.

Космонавты, высадившиеся на Марс, использовали для исследований вездеход. Восьмиколесный, двухместный, он мог в зависимости от характера поверхности развивать скорость до 25 км/час. Вездеход приводился в движение за счет солнечной энергии и, следовательно, не нуждался в горючем. Каждое колесо вращалось отдельным электромотором. В дневное время вездеход мог двигаться 12 часов, ночью — 4 часа за счет аккумуляторов. На вездеходе космонавты сравнительно легко проходили за день 150 километров. Как правило, они двигались в течение часа, затем останавливались на 15 минут для проведения исследований. У космонавтов были хорошие карты Марса, составленные по данным «Викингов» и других аппаратов, работавших ранее на марсианских орбитах, поэтому они всегда знали, куда и зачем направляются.

Один из маршрутов привел космонавтов к подножию огромного вулкана Арсия, который был еще теплым и влажным. Кратер вулкана имеет в поперечнике 120 километров, а по высоте он в два раза превосходит Эверест. В 1977 году «Викинг» обнаружил термальный выброс на южной стороне вулкана, поэтому космонавты направились туда, чтобы сделать фотоснимки. Они пришли к выводу, что вулкан все еще геологически активен.

Несколько раз они наблюдали облака странной формы. На Марсе, в отличие от Земли, облака могут формироваться в волны. Образуются они, когда горы, валы кратеров и другие высокие объекты на поверхности Марса обтекаются ветрами в условиях более устойчивой, чем земная, атмосферы. Возникшие в виде волн облака тянутся на сотни километров, а вследствие устойчивости марсианской атмосферы они длительное время не разрушаются.











Часто исследователи делали остановки, чтобы взять образцы грунта из глубины. Для этого они пользовались буром, который позволял извлекать образцы грунта длиной до 3 метров. Их упаковывали послойно для доставки на Землю.

Иногда возникала необходимость совершать двух— или даже трехдневные походы. Для этой цели на вездеходе имелась портативная надувная палатка. Она была герметичной, снабжалась воздухом и подогревалась. Это давало возможность расширить район исследований до 300 километров.

В один из своих походов космонавты обнаружили давно отслуживший свой век американский беспилотный аппарат «Викинг». Они сняли с него несколько деталей, чтобы на Земле изучить воздействие марсианских условий на конструкции будущих постоянных сооружений.

Двое оставшихся на орбите космонавтов занимались не менее интересными проблемами. Каждый из них побывал на Фобосе — одной из двух марсианских лун. Фобос очень мал (20 на 25 километров) и с Марса выглядел как изъязвленная картофелина. В задачу космонавтов входило определить, из чего сложен Фобос, каково его происхождение и не является ли он фрагментом прото-планетного облака, из которого образовалась Солнечная система. Достопримечательностью Фобоса является 5-километровый в диаметре кратер Стикни с расходящимися от него во все стороны длинными бороздами. Этот кратер был образован падением большого метеорита, который чуть было не разнес вдребезги Фобос, оставив глубокую вмятину на его поверхности. Считалось, что Фобос состоит из углерода и льда, как некоторые метеориты.

Космонавтам, находившимся на орбите, для достижения Фобоса не нужен был космический корабль. Для этого достаточно было ранцевого индивидуального реактивного устройства, впервые использованного при полетах американских космических кораблей многоразового использования в середине 80-х годов. Дело в том, что гравитация на Фобосе очень мала — всего 1/1000 доля земной и для ее преодоления не нужны ракетные двигатели. Для мягкой посадки на Фобос космонавтам достаточно было лишь согнуть колени. А если при ходьбе они по неосторожности отталкивались чересчур сильно, то взлетали над поверхностью Фобоса так высоко, что нужно было как бы заново совершать посадку. Исследования Фобоса производились каждый раз, когда космический корабль пролетал мимо него на минимальном расстоянии.

Основная задача полетов на Фобос заключалась в том, чтобы установить на нем Государственный флаг и собрать коллекцию образцов грунта.

Когда по прошествии нескольких часов надо было его покинуть, то все, что космонавты должны были сделать, — это подпрыгнуть повыше, а затем включить ранцевое реактивное устройство. Начальная скорость для Фобоса составляла всего 5 м/сек, и для того, чтобы достичь ее, достаточно было подпрыгнуть. Любая вещь, подброшенная вверх, навсегда улетала с этой маленькой луны.

Чтобы обследовать возможно большую территорию Марса, космонавты использовали маленький самолет. Совершать полеты в разреженной атмосфере Марса возможно лишь в том случае, если самолет достаточно легкий, а его крылья достаточно велики. Самолет для Марса был построен по популярной в наше время сверхлегкой технологии; он легко собирался и разбирался. Хранился же он в собранном виде. На посадочной ступени самолет размещался рядом с вездеходом. Для взлета и посадки ему нужна была очень короткая дорожка. Так как в атмосфере Марса очень мало кислорода, самолет не мог летать с помощью бензинового мотора земного типа. Электрические двигатели для самолета недостаточно мощны, а солнечные батареи слишком тяжелы. Задача была решена с помощью гидрозина — жидкого топлива, разлагающегося в двигателе с помощью катализатора и выделяющего горячий газ для вращения пропеллера.



Размах крыльев самолета составлял 15 метров. Двухцилиндровый двигатель был маленьким, но достаточно мощным. Самолет не имел абсолютно никакой электроники. В целом он был таким простым и легким, что управлять им мог один пилот.

Самолету придавалась развертывающаяся, как ковер, дорожка шириной 3 и длиной 40 метров, которая обеспечивала взлет и посадку. Самолет мог летать на высоте до 600 метров, поскольку выше атмосфера была еще более разрежена. Космонавты производили полеты в пределах 800-километровой зоны со скоростью 110 км/час, при этом один полет длился не более 14 часов. Самолет испытывался в полетах на высоте 25 километров над Землей, где атмосфера разрежена, как на Марсе. Космонавты назвали его «Леонов» в честь первого человека, вышедшего в открытый космос.

Наиболее блистательной операцией в исследовании Марса была экспедиция в долину Маринер. Ширина этого огромного каньона равняется 120 километрам, глубина — 5, а длина — 5 тыс. километрам, то есть расстоянию от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса. Великий американский каньон, если бы его разместили в долине Маринер, потерялся бы в одном из ее углов. Как по осадочным породам на склонах Великого каньона можно определить его геологическую историю, так и по склонам долины Маринер можно прочесть историю Марса. Марсианские скалы состояли в основном из базальта. Базальт сверху был покрыт слоями лавы. Под базальтом находилась первичная марсианская кора. Космонавты взяли образцы каждого слоя, с тем чтобы на Земле можно было изучить историю Марса на основе фактических данных. Свидетельством того, что когда-то на Марсе было обилие воды, являлись часто встречавшиеся космонавтам пересохшие русла рек и балки. По отложениям можно было предположить, что вода на Марсе исчезла около трех миллиардов лет назад. Сейчас же на Марсе слишком холодно, чтобы вода существовала в жидком виде, но большое ее количество имеется до сих пор под поверхностью в виде льда.

В силу больших размеров каньона исследовать его целиком на вездеходе космонавты не могли, но с помощью самолета получили его фотографии. Два космонавта исследовали на вездеходе одно из главных ответвлений каньона. Они были поражены, когда, впервые заглянув за край каньона, увидели его безграничное величие.



Долина Маринер — это в основном громадный разрыв равнины Тарсис, которая представляет собой поднятие, образовавшееся вследствие древней вулканической деятельности. Это поднятие вызвало раскалывание поверхности Марса во многих местах и появление огромных разломов, похожих на каньоны Великого африканского грабена. Все это произошло в далеком прошлом, когда климат на Марсе был еще влажным. После того как долина Маринер образовалась, из-под ее дна забила вода и растеклась по каньону.

Поднятие Тарсиса сделало планету несимметричной. Возможно, что из-за поднятия щита Тарсиса сместилась ось вращения Марса и его полюса «отвернулись» от Солнца. Прямые солнечные лучи перестали падать на Марс, и он превратился в замерзшую и бесплодную планету, какой мы знаем ее сейчас. Возможно ли, чтобы Землю ожидало нечто подобное? Ответ может быть найден только на Марсе.

Прежде чем начать спуск в долину, космонавты впервые запустили небольшой гелиевый аэростат, который имелся у них. Им предстояло спуститься в каньон на глубину 3-5 километров, откуда радиосвязь без ретранслятора осуществляться не могла. Роль ретранслятора и должен был играть аэростат, который русские назвали «Облако».

Затем исследователи начали свой долгий спуск в таинственную долину. К счастью, откос был не очень крутой. По пути они собрали много образцов грунта. Среди них были подобные кварцу кристаллы, образовавшиеся, быть может, еще в первичной марсианской коре.

Проведя на дне долины Маринер несколько часов, они вдруг обнаружили то, что стало величайшим открытием века, — простейшие растения.


На Марсе есть жизнь! Эти маленькие растения росли на дне узких каньонов около геотермальных источников. Эти источники снабжали растения необходимыми для них теплом и влагой. В результате миллионов лет эволюции растения приспособились к изменившимся условиям существования на планете.

Открытие жизни на Марсе — одно из самых великих достижений человека. Это и самое значительное философское открытие в истории человечества. Оно возродило идею о множественности обитаемых миров во Вселенной, что естественно вытекает из наличия жизни на двух планетах только в одной Солнечной системе. Теперь, чтобы увидеть жизнь, люди с полным основанием могут смотреть не только друг на друга, но и на звезды.

Открытие простейшей жизни на Марсе укрепило веру в существование вне Земли более высокоразвитых живых организмов, вплоть до равных по разуму людям, возможно, даже целых цивилизаций. Человечество должно объединить свои усилия для их обнаружения. Это открытие коренным образом и навсегда изменило характер наших отношений с окружающим миром. Если жизнь могла возникнуть и сохраниться даже на такой враждебной для нее планете, то тем более она должна существовать где-либо еще во Вселенной.





Настоящими марсианами оказались не вымышленные «маленькие зеленые человечки», а крошечные пурпурные цветы, такие хрупкие на вид, но такие жизнелюбивые, что выжили в самых неблагоприятных условиях. Конечно, несколько экземпляров космонавты выкопали, чтобы доставить на Землю для исследований. Для их сохранения пришлось модифицировать оранжерею космического корабля.

Тем временем один из космонавтов на сверхлегком самолете направился на Южный полюс Марса. Полет был очень долгим, но он того стоил. На Земле по мере приближения к полюсам толща снега и льда нарастает постепенно. На Марсе, наоборот, массивные ледяные скалы на полюсах окружены дрейфующими песчаными дюнами, являющими собой картину таинственной красоты и контрастов. Самолету заменили колеса лыжами, чтобы он мог совершить посадку на лед. Космонавт взял образцы льда из разных слоев в надежде, что они расскажут об истории планеты. В основном это был «сухой лед», то есть замерзшая углекислота с примесью воды.

После почти месячного пребывания на Марсе настало время возвращаться. Космонавты собрали и загрузили во взлетную ступень около 500 килограммов всевозможных образцов. Затем к посадочной ступени, которая оставалась на Марсе, была прикреплена доска с надписью. Она гласила: «На этом месте люди с планеты Земля впервые ступили на Марс. Мы доставили сюда добрые пожелания от всех людей Земли. Июль, 1993 год».

Наконец люк был закрыт в последний раз. Марс снова оставался в одиночестве, но оно теперь не будет таким долгим, каким было до сих пор.

Экипаж загерметизировал кабину и снизил давление в громоздких скафандрах. Космонавты в последний раз оглядели прекрасную, хотя и безлюдную, красную планету.

Наконец настало время старта. Взлетная ступень должна была взлететь с посадочной, как со стартового стола. Теперь все зависело от того, включатся ли двигатели. Эксперименты на поверхности Марса были завершены, а телекамера вездехода была установлена таким образом, чтобы зафиксировать взлет. Кнопка нажата... Из двигателей вырвалось пламя. Космонавты взлетели! Аппарат постепенно набирал скорость и наконец вышел на орбиту вокруг Марса. Не прошло и 30 минут, как они сблизились и состыковались с кораблем-«маткой».







На обратном пути сделавшая свое дело взлетная ступень была оставлена подстыкованной к космическому кораблю и служила одновременно защитным экраном и радиационным убежищем. Обратный полет к Земле занял пять месяцев и был более быстрым, чем к Марсу, так как корабль теперь приближался к Солнцу и солнечная гравитация ускоряла полет.

Когда «Руслан» достиг Земли, он состыковался с орбитальной станцией. Двигательный отсек вместе с двумя другими был отстыкован и временно оставлен на околоземной орбите. Взлетную ступень планировалось спустить на Землю и установить в одном из музеев. За 14 месяцев отсутствия марсианского экипажа орбитальная станция увеличилась за счет подстыковки еще одного центрального модуля.

После стыковки экипаж сердечно поздравили с успешным возвращением и тут же на орбитальной станции провели предварительное медицинское обследование на отсутствие инфекции от возможных марсианских микробов. Все члены экипажа были признаны здоровыми.

Через несколько дней они вернулись на Землю на борту корабля многоразового использования и как мировые знаменитости совершили турне по всему миру. В Нью-Йорке на Пятой авеню их встречали сотни тысяч людей.

Через несколько месяцев образцы геологических пород и марсианской флоры были распределены между научно-исследовательскими институтами и музеями всего мира. Миллионы людей приходили смотреть на них.

Возвращаясь мысленно к полету «Руслана», мы оцениваем его как самое последнее великое свершение в космосе, предпринятое одной страной. Ввиду преимуществ, которые дает объединение ресурсов, технологии и специалистов, теперь и навсегда все космические исследования (вплоть до будущих колонизации) будут многонациональными или даже всемирными. Действительно, вскоре после возвращения «Руслана» американские и советские ученые провели несколько встреч, на которых обсудили предварительные планы будущих совместных исследований в космосе.



Путешествие к Марсу имело разведывательный характер; космонавты направились в столь дальний полет, чтобы на себе проверить, как все это будет в действительности. Колонисты первых постоянных поселений на Марсе, которые будут заложены в 2015 году, достигнут большего самообеспечения, добывая воду из марсианской почвы и выращивая на ней растения для пропитания. Технология будущей жизни на Марсе разрабатывается на основе первого полета.

Придет день, и будет создан космический корабль с аннигиляционным двигателем, который сможет долететь до Марса всего за два дня, до Плутона — за восемь, а до ближайших звезд — за четыре года. В принципе мы и сейчас не так уж далеки от полета к звездам. И должны объединить наши усилия для решения этой задачи.

Будущее — в наших собственных руках. Все зависит от нас самих.


ПОСЛЕСЛОВИЕ

Все аспекты этого полета изложены точно, за небольшим исключением. Реальная станция «Салют» была более тесной, чем описанная здесь. Но ведь все оборудование и аппаратура были размещены в ней одной, а здесь распределены по трем аналогичным ей отсекам. Экспедиция в этой книге обследовала большую часть Марса, чем это может быть выполнено в первом реальном полете. Полюс, вулканы, долина Маринер слишком далеки друг от друга, чтобы их можно было достичь за один полет. И вряд ли в первом полете будет использован самолет.

Кто-то может спросить: «А зачем вообще посылать людей? Роботы могут сделать это лучше». Но беспилотные посадочные аппараты, пожалуй, дороже, менее эффективны и способны обследовать лишь небольшую территорию. Беспилотные зонды легко выходят из строя, а ремонтировать их некому. Например, советский «Луноход-2», управляемый с Земли, был потерян вскоре после посадки на Луну, когда перебирался через скалу. Роботы не могут возвращать на Землю большие количества внеземных материалов, необходимых для их адекватного изучения.

Напротив, возможность найти на Марсе какие-либо формы жизни вполне реальна. Она была достаточно ясно обобщена специалистом по атмосферной химии из Гарварда Майклом Макелроем — участником проекта «Викинг». На основании анализа данных, полученных с Марса, он сказал: «Я не вижу ничего противоречащего возможности эволюции жизни на Марсе».

Я верю, что первыми на Марсе будут все-таки советские люди. Советские специалисты в области космоса неоднократно выступали с недвусмысленными публичными заявлениями о своих планах послать человека на Марс до 2000 года. Советские космонавты также не раз высказывались о возможности пилотируемого полета к Марсу в начале 90-х годов. Их орбитальные станции типа «Салют» уже 15 лет функционируют на околоземных орбитах, из них один только «Салют-6» — четыре года. Русские часто говорили о возможности применения этих долгоживущих модулей на межпланетных трассах. Модули имеют систему энергоснабжения на основе солнечных батарей и эффективную, частично замкнутую систему жизнеобеспечения. Экипажи регулярно работают на них по шесть месяцев без особого вреда для здоровья, что уже сравнимо с продолжительностью полета к Марсу. Возможности американского челночного корабля составляют на сегодня только девять дней. Очевидно, что русские планируют и готовят полеты еще большей продолжительности. Хорошо известно, что в конце 70-х годов советские ракетостроители рассматривали возможность создания посадочного модуля, то есть последнего, которого не хватает пока в марсианском проекте. Космонавт Береговой заявил: «Успешное развитие орбитальных станций типа «Салют» создает необходимые условия для пилотируемых межпланетных полетов еще до 2000 года».

В последние годы в Советском Союзе значительно возросло число автоматических межпланетных станций, посылаемых к Марсу. Очевидно, что русские работают над всеми составляющими комплекса для полета на Марс. Они завершают работу над челночным кораблем, напоминающим американский. Они уже много лет успешно используют дозаправку в космосе и отрабатывают тяжелые носители, превосходящие «Сатурн-5», для вывода на орбиту гигантских модулей.

Один из ведущих американских сенаторов, ознакомившись с планами НАСА послать экспедицию на Марс, заявил: «Ни одного пенни на эти глупые фантазии». Но в действительности стоимость экспедиции оказалась бы неожиданно низкой. Ее можно было бы осуществить, истратив меньше, чем на лунную программу «Аполлон», хотя Марс намного дальше от Земли. Просто необходимая для полета к Марсу технология уже имеется в нашем распоряжении. Нам не нужно ничего сногсшибательного, как это было при осуществлении программы «Аполлон». Действительно, у нас уже есть челночные корабли для выведения модулей на орбиту, скафандры, опыт длительных пилотируемых полетов на орбитальной станции «Скайлэб». Отработаны системы схода с орбиты и мягкой посадки. Полет на Марс обошелся бы нам самое большее в 15 млрд. долл., то есть в два раза меньше, чем полет на Луну. Единственно, чего нам недостает, — это посадочного модуля, который нетрудно создать, учитывая опыт «Аполлона» и «Викинга».

Но советник президента подытожил в конце 70-х годов: «Если русские решат истратить миллиарды, чтобы отправить человека на Марс, мы только скажем: „Да поможет им бог"».

Но это будет осуществлением надежды и мечты всего человечества.


Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, как будет осуществляться первый пилотируемый полет на Марс?

А вот Джошуа Стофф задумался. По его мнению, эту миссию выполнят советские космонавты на космическом корабле «Руслан», названном в честь русского былинного витязя.

В основе этой книги лежит самая последняя научная информация о советских и американских космических исследованиях и достижениях. В ней рассказывается, как мог бы проходить полет на Марс начиная с этапа сборки корабля-лаборатории на околоземной орбите, подробно описывается восьмимесячный путь через космическое пространство на марсианскую орбиту. Четыре члена экспедиции спустятся на поверхность Марса в посадочном модуле и будут работать по шесть — десять часов в сутки, собирая коллекцию образцов марсианского грунта с поверхности планеты и из глубины, проводя первые научные эксперименты и непрерывно поддерживая связь с Землей с помощью установленной на Марсе антенны. Для продолжительных маршрутов они используют марсоход и сверхлегкий разборный самолет с двигателем, питающимся солнечной энергией.

А в это время оставшиеся на орбите члены экипажа обследуют марсианский спутник Фобос, протяжение которого так мало, что покинуть его можно просто прыжком.

Наука и вымысел создают в этой книге картину фантастического полета в космос, который, однако, очень скоро может стать реальностью.

«Атенеум», Нью-Йорк

художественная
Джошуа Стофф

Полет «Руслана»
Редактор Н. В. Глазунова

Оформление художника В. Н. Пахомова
Художественный редактор В. П. Григорьев
Технические редакторы Я. П. Новикова, Т. С. Орешкова
Корректор Э. А. Федина

ИБ № 1360
Сдано в набор 16.10.87. Подписано в печать 10.11.87.
Формат 84х108'/32— Бумага офсетная № 1. Гарнитура «таймс».
Печать офсетная. Усл. печ. л. 5,88. Усл. кр.-отт. 6,35. Уч.-изд. л. 6,04.
Заказ № 5492. Цена 95 коп. Изд. № 17-Ю/87.
Издательство «Международные отношения»
107078, Москва, Садовая-Спасская, 20.
Экспериментальная типография
ВНИИ полиграфии. 103051, Москва, Цветной бульвар, 30.





Стофф Джошуа,

С81Полет «Руслана»/Пер. с англ.— М.: Междунар. отношения, 1987. — 112 с.

Автор фантастической книги — директор Музея авиации и космонавтики Нью-Йорка описывает первый в истории полет на Марс, который в 1993 году выполняют советские космонавты.

Книга написана с профессиональным знанием дела, большой теплотой к советским людям и верой в прогрессивное мирное развитие космонавтики.

Книга оригинально иллюстрирована самим автором.

Рассчитана на широкие круги читателей.

4703000000-080

С003(01)-87БМББК 87.37. США


ДЖОШУА СТОФФ

Всю жизнь Джошуа Стофф интересовался авиацией и космонавтикой. В настоящее время он возглавляет авиационно-космический музей «Колыбель авиации», находящийся на восточной окраине Нью-Йорка. До этого он работал в Королевском Онтарио музее в Торонто (Канада) и в Музее истории оружия в Ворчестере, штат Массачусетс (США).

Издательство «Атенеум» опубликовало в 1985 году две его работы: иллюстрированную книгу для детей «Дирижабли» и книгу о создании модуля для посадки на Луну «Колесница Аполлона», написанную им в соавторстве. Кроме того, он регулярно публикует статьи по проблемам авиации в исторических журналах.

Джошуа Стофф удостоен степени магистра в Торонтском университете в Канаде. Он коллекционирует и изучает оружие и доспехи XVII века. Он также пилот-любитель, предпочитающий летать на собственном самолете «Пайпер-каб» выпуска 1943 года. Им собрана обширная коллекция моделей реально существующих и фантастических космических аппаратов.

«Атенеум», Нью-Йорк