ЭТЮДЫ ОБ УЧЕНЫХ
АРХИМЕД • РУАЛ АМУНДСЕН • ВЛАДИМИР АРСЕНЬЕВ • ДЖОРДАНО БРУНО • АЛЬФРЕД БРЕМ • АЛЕКСАНДР БУТЛЕРОВ • ФРАНТИШЕК БЕГОУНЕК • ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ • РОБЕРТ ВУД • ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ • ВИЛЬЯМ ГАРВЕЙ • ХРИСТИАН ГЮЙГЕНС • ИВАН ГУБКИН • ЖАН Д'АЛАМБЕР • РЕНЕ ДЕКАРТ • РУДОЛЬФ ДИЗЕЛЬ • НИКОЛАЙ ЖУКОВСКИЙ • ИОГАНН КЕПЛЕР • НИКОЛАЙ КОПЕРНИК • ЖОРЖ КЮВЬЕ • ИВАН КУЛИБИН • АЛЕКСАНДР КАРПИНСКИЙ • СЕРГЕЙ КОРОЛЕВ • ИГОРЬ КУРЧАТОВ • АН-ТУАН ЛАВУАЗЬЕ • ГОТФРИД ЛЕЙБНИЦ • КАРЛ ЛИННЕЙ • МИХАЙЛО ЛОМОНОСОВ • ПОЛЬ ЛАНЖЕВЕН • НИКОЛАЙ ЛОБАЧЕВСКИЙ • АЛЕКСАНДР ЛОДЫГИН • СЕРГЕЙ ЛЕБЕДЕВ • ЛЕВ ЛАНДАУ • ДМИТРИЙ МЕНДЕЛЕЕВ • НИКОЛАЙ МИКЛУХО-МАКЛАЙ • ИСААК НЬЮТОН • ПИФАГОР • БЛЕЗ ПАСКАЛЬ • ЛУИ ПАСТЕР • ИВАН ПАВЛОВ • НИКОЛАЙ ПИРОГОВ • НИКОЛАЙ ПРЖЕВАЛЬСКИЙ • ЕВГЕНИЙ ПАТОН • ЮРИЙ ПОБЕДОНОСЦЕВ • ИВАН СЕЧЕНОВ • РОБЕРТ СКОТТ • АЛЕКСАНДР СТОЛЕТОВ • ЭВАНДЖЕЛИСТА ТОРРИЧЕЛЛИ • КЛИМЕНТ ТИМИРЯЗЕВ • ДЖЕМС УАТТ • МАЙКЛ ФАРАДЕЙ • БЕНДЖАМЕН ФРАНКЛИН • ЖАН ФУРЬЕ • КОНСТАНТИН ЦИОЛКОВСКИЙ • ФРИДРИХ ЦАНДЕР • ФРАНСУА ШАМПОЛЬОН • ГЕНРИХ ШЛИМАН • ПАВЕЛ ШТЕРНБЕРГ • ЛЕОНАРД ЭЙЛЕР • ТОМАС ЭДИСОН • БОРИС ЯКОБИ
Моим, сыновьям: Василию, Александру, Дмитрию |
От автора
«История науки не может ограничиться развитием идей — в равной мере она должна касаться живых людей, с их особенностями, талантами, зависимостью от социальных условий, страны и эпохи. В развитии культуры отдельные люди имели и продолжают сохранять несравненно большее значение, чем в общей социально-экономической и политической истории человечества... Ясно поэтому, что жизнь и деятельность передовых людей — очень важный фактор в развитии науки, а жизнеописание их является необходимой частью истории науки...»
Эти слова замечательного советского ученого Сергея Ивановича Вавилова и заставили меня задуматься над серией коротких этюдов-биографий. Я подумал, что такая книжка особенно будет нужна молодому читателю. Я вспоминал свои школьные годы, скромные серенькие обложки учебников военных лет, картинки в этих учебниках, черный курсив законов и теорем... И вдруг поймал себя на мысли, что, когда говорят «Пифагор», я вспоминаю чертеж знаменитых «пифагоровых штанов», когда называют «Ньютон», сразу в памяти всплывает цепочка бинома, а при имени Павлова перед глазами моментально возникает картинка: собака, кусок мяса, слюна, идущая в дренаж...
Так нерасторжимо, навеки спаялись с великими делами этих людей их ставшие великими имена. Да, человек всегда, во все времена и у всех народов славен именно делами своими. Но ведь Пифагор — это не чертеж, Ньютон — не формула, Павлов — не блестящий опыт. Это люди, это судьбы, это характеры. Я подумал, что, помимо трех законов Кеплера, я хочу узнать еще о том, счастливым или несчастным был этот человек. А какого роста Ломоносов? Весел или хмур Лейбниц? Какого цвета глаза были у Галилея? Как улыбался Курчатов? Я вдруг представил себя актером, которому поручили сыграть в театре роль Торричелли, а я, оказывается, ничего о нем не знаю и помню только склянку с ртутью да трубку, в которой образовывалась «торричеллиева пустота».
— Но так ли важно все это? — можете спросить меня вы. — Разве так важен цвет глаз Галилея? Важны дела его...
Вы правы: важны, конечно, дела. Но я уверен, что полюбить чертеж, формулу или закон труднее, чем полюбить человека. Мы обязательно должны знать не только как рождались труды великих корифеев науки, но и что это были за люди, сколько сил, энергии, здоровья, нервов отдали они, чтобы мы сегодня узнали эти законы и прочли формулы в учебниках. Как порой отказывались они от богатства, почестей, радостей жизни ради торжества истины, как умирали, до последнего дыхания утверждая ее.
Они были очень разными людьми: счастливыми и несчастными, богатыми и бедными, одинокими и многодетными, веселыми и грустными. Одни из них дожили до глубокой старости, другие умерли совсем молодыми. Они говорили на разных языках и жили в очень разное время. Одни из них были современниками рабовладельческого строя, другие — нашими с вами современниками, людьми эры коммунизма. Кажется, нет в них ничего общего. Но общее есть.
Все они были великими, не знающими устали работниками, строителями гигантского здания человеческого знания. Одни закладывали фундамент, другие возводили стены, третьи протягивали искусные арки, соединяя, казалось бы, несовместимое. Всего себя каждый из них отдал науке, отдал людям всего себя, без остатка. Поэтому их научный подвиг неотделим от подвига человеческого. Поэтому ученый-исследователь неотделим от ученого-человека.
Этюды об ученых я начал писать в 1967 году. Они регулярно публиковались в «Комсомольской правде» в 1968 году. В 1970 году «Молодая гвардия» выпустила их отдельной книжкой. Встретили ее очень хорошо. В газетах и журналах были напечатаны рецензии. Много теплых писем пришло от читателей. Особенно много писем получал я от преподавателей. Оказалось, что они широко используют книгу для внеклассной работы с ребятами, а случается, читают ее и на уроках. «Я вас очень прошу, — писала мне учительница Н. Голованкова из города Барнаула, — не забрасывайте этого дела. Если бы вы видели глаза ребят, всю бы жизнь писали этюды!»
Подобные письма заставили меня вновь вернуться к газетной рубрике «Этюды об ученых». Так что второе издание книги, которое вы держите в руках, в большой степени обязано своим появлением на свет моим читателям, за что мне хочется от души всех их поблагодарить. В эту книжку собраны все опубликованные в газете «Этюды об ученых», а также некоторые биографические наброски, которые не были включены в рубрику.
Как никогда быстро идет великая научная стройка в наши дни. С каждым годом в науку приходят все больше и больше молодых людей, все шире и шире становится ее фронт, все дальше и дальше в нашей жизни распространяется влияние ее достижений. А раз так, все лучше и лучше должны мы знать историю науки: историю идей и историю людей. Я буду рад, если в какой-то степени помогу выполнить эту задачу.
Типография издательства ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», Москва, А-30, Сущевская, 21
.