19 сентября 1940 г. исполнилось 5 лет со дня смерти знаменитого деятеля науки, замечательного изобретателя-теоретика Константина Эдуардовича Циолковского.
Константин Эдуардович Циолковский в своих достижениях не имел предшественников и на многие годы опередил запад. Аэроплан, дирижабль, ракета — вот три основные проблемы, над которыми он работал.
«Циолковский обладал всеми качествами огромного таланта. Целеустремленность, сверхчеловеческая энергия; умение заглядывать далеко вперед и опережать мыслью технические возможности своего времени делали его похожим на великого американского изобретателя Эдиссона. Как Эдиссон настойчивый и столь же поглощенный все захватывающей технической идеей, он в условиях царской России был, однако, счастлив менее своего американского современника. Один из немногих людей, писавших до революции о Циолковском, отчаявшись хоть что-нибудь сделать для того, чтобы продвинуть изобретения великого ученого, восклицал в 1914 году: «Злой рок тяготеет над «русскими изобретателями!»..
(Из передовой газеты «Правда») от 20/IХ 1935 г.).,
Старая царская Россия душила, преследовала изобретателя. Для нее Циолковский, как ученый не существовал. Для нее это был полуглухой провинциальный учитель-самоучка, вольнодумец, который в своих брошюрах описывает несбыточные изобретения, не заслуживающие даже внимания.
Только после Октябрьской революции получили признание гениальные труды ученого-самоучки. Партия и правительство предоставили Циолковскому все условия для продолжения своих научных трудов.
Всю жизнь К. Э. Циолковский неустанно работал над вопросами авиации и воздухоплавания. Он произвел расчет самолета, создал замечательную конструкцию цельнометаллического дирижабля, был творцом первой в России аэродинамической трубы.
«Самый удобный путь — воздушный. Он кратчайший, не замерзает, не требует ремонта, наиболее безопасен, существует для всей суши и всех морей».
Так определял Циолковский преимущества воздушного транспорта.
В 1887 г. Циолковский в Московском политехническом музее делает первое публичное сообщение о металлическом управляемом аэростате. В 1895 г. выпущена книга Циолковского «Аэроплан», где он дал теорию аэроплана, рассчитал его размер, вес, силу мотора, скорость и продолжительность полета. Циолковский своими расчетами аэроплана опередил на 8 лет пионеров авиации — братьев Райт.
Над проектом дирижабля Циолковский работает десятки лет. Его дирижабль имеет оболочку, целиком сделанную из металла (стали) с изменяемым объемом. Дирижабль Циолковского дает возможность подогревать газ и этим повышать подъемную силу корабля.
Работая над своими изобретениями, Циолковский не мог пользоваться, как современные конструкторы, готовыми данными науки о законах воздушного сопротивления. Циолковский сам прокладывал новые пути. Он сам положил начало исследованиям в как называемой аэродинамической трубе.
Плавание и летание в воздухе естественно ограничены пределами плотной части атмосферы; они могут совершаться лишь в тонком слое, измеряемом несколькими десятками километров. А как проникнуть выше этих границ, как вылететь из атмосферы, вступить в безвоздушное пространство, окружающее нашу планету, странствовать по океану вселенной, приблизиться к луне и планетам, даже высадиться на них? Эти заманчивые возможности, о которых до Циолковского грезили в своих фантазиях одни лишь романисты, Циолковский десятки лет исследует. Он первый в мире находит техническое средство разрешить проблему межпланетных перелетов. Таким средством должен быть летательный аппарат, устроенный по образцу ракеты.
Ракетная техника — это техника самостоятельного летательного аппарата, движущегося за счет выбрасывания части своей массы и не требующего использования кислорода атмосферы для приведения его в действие.
Все научные построения, благодаря которым ракета стала межпланетным кораблем, связаны с именем К. Э. Циолковского. Он творец основных положений теории реактивного движения, он указал новые практические пути дальнейшего развития ракетостроения.
Отличительная черта многих работ Циолковского — чрезвычайная насыщенность их фантазией, двигающей вперед науку. Она встречается не только в его популярных работах, но и в серьезных физико-математических трудах.
Технические идеи Циолковского — результат систематических размышлений, тщательных изысканий, многократных опытов и математических вычислений.
Работы Циолковского являются образцом для наших изобретателей. Циолковским написано много книг и брошюр, посвященных работам в области дирижабля и ракеты. Кроме того, написано много научно-популярных очерков и беллетристических произведений.
В старой царской России Циолковский потерял надежду осуществить свои дирижабль и ракеты, несмотря на то, что передовые ученые Д. И. Менделеев, Н. Е. Жуковский, А. Г. Столетов, академик М. А Рыкачев содействовали в его работах. Циолковский прожил 60 лет в ужасающей нищете, в атмосфере полного равнодушия, насмешек и притеснений. Великий ученый почувствовал себя среди своих только с приходом советской власти. Партия и правительство предоставили ему полную возможность целиком посвятить себя научной работе, изобретательству.
Он был окружен вниманием и заботой молодых талантливых советских людей, пришедших помочь ему в осуществлении его смелых дерзаний. Составление плана работ, разработка вопросов конструкции, теоретические расчеты, разработка технологического процесса — всем этом принимал непосредственное участие Циолковский; помимо этого, он еще находил время редактировать сценарий фильма «Космический рейс», вести общественную работу и т. п.
17 сентября 1932 г. Циолковскому исполнилось 75 лет. Его чествовала вся страна. За высокие заслуги правительство наградило его «Орденом Трудового красного знамени».
Отвечая на многочисленные приветствия и чествования, он говорил:
«Что вы мне аплодируете? Я вам должен аплодировать. Вы уже создали такое огромное богатство и построили такую роскошную страну. Мне всегда стыдно, как мало я еще создал для своей родины... Вы такие счастливые, вас признают, вам раскрывают широкую дорогу в науку, а вот раньше знатными людьми были графы да князья, дворяне и помещики, важные сановники и попы. Раньше в мое время нас не пртанавали людьми... Нам мешали развернуться и участвовать в прогрессе человеческой культуры. Вы строите социализм, вы его живые созидатели и я вам желаю еще более радостной, роскошной жизни. У вас всех счастливое время, и вы доживете еще до более счастливых дней нашей социалистической родины».
Циолковский умер в 1935 г. Последние его слова были обращены к вождю народов товарищу Сталину:
ЦК ВКП(б) — вождю народов т. Сталину.
Мудрейший вождь и друг всех трудящихся, товарищ Сталин!
Всю свою жизнь я мечтал своими трудами хоть немного продвинуть человечество вперед. До революции моя мечта не могла осуществиться. Лишь Октябрь принес признание трудам самоучки; лишь советская власть и партия Ленина—Сталина оказали мне действенную помощь. Я почувствовал любовь народных масс, и это давало мне силы продолжать работу, уже будучи больным. Однако, сейчас болезнь не даёт мне закончить начатого дела.
Все свои труды, по авиации, ракетоплаванию и межпланетным сообщениям передаю партии большевиков и советской власти — подлинным руководителям прогресса человеческой культуры. Уверен, что они успешно закончат эти труды.
Всей душой и мыслями Ваш.
С последним искренним приветом.
Всегда Ваш К. ЦИОЛКОВСКИЙ
13 сентября 1935 года"
Ответ товарища Сталина гласил:
„ЗНАМЕНИТОМУ ДЕЯТЕЛЮ НАУКИ К. Э. ЦИОЛКОВСКОМУ.
Примите мою благодарность за письмо, полное доверия к партии большевиков и советской власти.
Желаю Вам здоровья и дальнейшей плодотворной работы на пользу трудящихся.
Жму Вашу руку.
И. СТАЛИН."
К. Э. Циолковский умер, «окруженный вниманием всей советской страны, как близкий и родной ей сын, воспитавший своими трудами и стремительным полетом своей мысли тысячи отважных исследователей воздушного пространства; его последние мысли были отданы социализму, коммунистической партии, товарищу Сталину...» («Правда»).