Сканировал Игорь Степикин


"Гражданская авиация", вероятно 1989, №4, с. 21, 24-25.


12 АПРЕЛЯ - ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ

"БУРАН" НАД ПЛАНЕТОЙ




О СТАРТЕ УНИВЕРСАЛЬНОЙ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ "ЭНЕРГИЯ" И ОРБИТАЛЬНОГО КОРАБЛЯ "БУРАН" В СОВЕТСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕЧАТИ ПИСАЛОСЬ НЕМАЛО. ОДНАКО ТЕМА ЭТА ПОИСТИНЕ НЕИСЧЕРПАЕМА. НОВЫЕ ПОДРОБНОСТИ УНИКАЛЬНОГО ПОЛЕТА В КОСМОС ИЗЛАГАЮТСЯ В ПУБЛИКУЕМЫХ МАТЕРИАЛАХ.

Общая длина "Бурана" составляет 36,2 метра, размах крыла около 24 метров, высота на стоянке - 16,5 метра. Его грузовой отсек под стать хорошему железнодорожному вагону, в котором может быть свободно размещен доставляемый на орбиту груз массой до 30 тонн при общей стартовой массе корабля до 105 тонн. Диаметр фюзеляжа - 5,6 метра, масса cyxoго орбитального корабля без груза - 65 тонн, посадочная масса - 82 тонны и максимальная масса груза, возвращаемого с орбиты - 20 тонн. Продолжительность полета "Бурана" следующая: номинальная - 7 суток, максимальная - 30 суток.

Корпус корабля условно делится на три отсека: носовой, средний (отсек полезного груза) и хвостовой. В носовом отсеке располагается герметичная цельносварная вставная кабина общим объемом более 70 кубических метров, в которой в будущем будет располагаться экипаж. Размеры отсека полезного груза составляют: диаметр - 4,7 метра, длина 18,3 метра.

"Буран" выполнен по самолетной схеме "бесхвостка" с низкорасположенным треугольным крылом двойной стреловидности и присущими самолету аэродинамическими органами управления. Особенности его конструкции в значительной мере продиктованы требованиями защиты от аэродинамического нагрева. С этой целью увеличены толщина крыла, радиус затупления носовой части фюзеляжа, созданы системы теплозащиты многоразового использования. Вся поверхность "Бурана" кроме носков крыла и фюзеляжа, покрыта 38 тысячами плиток, изготовленных на основе тонких волокон чистого кварца. Носки же крыла и фюзеляжа, выполнены из тугоплавкого графитового материала. Для проведения погрузочно-разгрузочных работ на орбите в среднем отсеке расположен грузовой люк - огромный продольный вырез, закрывающийся створками. В хвостовом отсеке находятся двигатели орбитального маневрирования. Для управления в разреженных слоях атмосферы "Буран" имеет носовые и хвостовые блоки сопел управляющих газодинамических двигателей.