«Хочу всё знать» 1930 год №5
Целая плеяда путешественников прокладывала по земле и морям новые пути и открывала новые земли. Вспомним имена Марко Поло, Кортеца и Пизарро, Колумба, Пржевальского, Гудсона, Стенли, Скотта, Нансена, Амундсена и многих других.
За последние десятилетия человек завоевал и воздушный океан. Дирижабли и аэропланы позволили заглянуть туда, куда люди не могли проникнуть по суше или по воде. Благодаря полетам взору человека стали гораздо более доступны пустыни Сахары, ущелья и пики Гималаев, дремучие леса Сибири, Индокитая и Африки, ледяные области северного и южного полюсов и кратеры вулканов. Однако Земля уже становится тесна человечеству, и оно обращает свои взоры на планеты и звезды. Туда уже давно несется мысль человека. Тысячелетиями он изучал движения и свойства небесных тел, но лишь недавно появились дерзновения и научно-обоснованные проекты проникнуть на ближайшие к Земле планеты.
Первыми совершали туда мысленно путешествия поэты и романисты, а затем, правда очемь медленно, начали обдумывать возможность межпланетных полетов ученые и техники. История развития идеи этих полетов имеет оольшую давность и громадный материал.
В библиотеке автора этой статьи собрано более 700 статей, заметок и книг на русском и иностранных языках, относящихся к проблеме межпланетных сообщений, но, конечно, это собрание не исчерпывает всего материала*.
*Подробности см. в сочинениях Н.Д. Рынина «Межпланетные сообщения» (Ленинград, Коломенская, 37, кв. 25): выпуск 1 «Мечты, легенды и первые фантазии»; вып. 2 — «Космические корабли в фантазиях романистов»; вып. 3 — «Теория реактивного движениям; вып. 4 — «Ракеты»; вып. 5 — «Суперавиация и суперартиллерия».
Попытки и стремления человека подняться в небеса можно проследить еще в глубокой древности. В сказаниях, легендах и сказках разных народов мы замечаем любопытные совпадения идей о том, что в незапамятные времена имелись сообщения Земли с Луной и вообще с небесами. Например, китайские легенды повествуют, что первые китайцы появились на Земле, упав с Луны. Своих богдыханов они называли — «Сынами неба». Перувианские легенды говорят, что Манго Гуэлла, основатель первой перувианской династии, спустился со своей женой с неба. Жители древней Мексики, Майи, полагали, что их боги сошли с неба на Землю. В сказания об Атлантиде мы находим указание о прибытии с неба первых перанантов. Туда же, будто бы, они улетели после гибели Атлантиды, и т. д.
Рис. 1. К. Э. Циолковский. |
Заманчивая идея полететь на Луну, на планеты и звезды, конечно, не могла не отразиться в произведениях беллетристов. На протяжении веков мы находили много сочинений в прозе и в стихах, трактующих эту тему. Вспомним фантастические романы Сирано де-Бержерака, Жюль-Верна, Уэльса, у нас — А. Толстого и А. Богданова.
Разные писатели в основу полета своих героев на планеты вкладывали разные принципы: выстрел из пушки, центробежную машину, применение электрической энергии, использование внутриатомной энергии, защиту от сил земного тяготения и т. п. Однако чаще всего они предлагали принцип отдачи, или ракеты т.-е. тот принцип, который ныне пока признается единственно реальным для полета человека в космическое пространство.
Как известно, ракета движется благодаря отдаче газов, вырывающихся из нее и образующихся в ней при сгорании жидкого или иного топлива. По опытам американского профессора Годдара, эта отдача даже лучше в безвоздушном пространстве, чем в атмосфере. Целый ряд ученых и техников разных стран произвел теоретические и опытные исследования реактивных двигателей, построенных по принципу ракеты. Отметим здесь наиболее выдающиеся работы в этой области.
Наш ученый и изобретатель К. Э. Циолковский первый дал полную теорию реактивного движения в применении к межпланетным сообщениям. Среди других ученых, занимавшихся теоретическими исследованиями реактивного двигателя, можно отметить Эсно-Пельтри (Франция), Годдар (САСШ), Оберт и Гоманна, Пирке (Германия), Кракко (Италия) и многих других.
Опытными исследованиями реактивных двигателей в настоящее время занимаются: Годдар (САСШ), Валькер, Оппель, Сандер, Винклер, Штаммер (Германия) и др. Один из их опытов носил лабораторный характер: ракета укреплялась на станке, поджигалась и изучались — время горения, сила реакции, влияние состава горючего и т. п.; в других опытах изучалось уже само движение, при чем ракеты прикреплялись к автомобилю, саням, дрезине, модели самолета, к самолету без человека и, наконец, к самолету с человеком. Опыты последнего рода производились в Германии фирмами Юнкерс и Оппель. Первая фирма имела целью своих опытов ускорение взлета самолета с воды при помощи горящих ракет, помещенных под крыльями. Фирма же Оппель помещала ракеты сзади фюзеляжа самолета. В обоих случаях полеты состоялись и доказали, что применение ракет даже и для самолетов в некоторых случаях целесообразно.
Кроме работ, результаты которых опубликованы в печати, ведется еще ряд других, которые производятся военными ведомствами разных стран. В частности, Годдар в САСШ, повидимому, сделал новые опыты, при чем в печать проникли слухи о взрыве одной из его ракет, поднявшейся в воздух. Кроме того, им заявлен ряд патентов на вращающиеся (для большей устойчивости в полете) ракеты.
Рис. 3 Механизм ракеты Годдара |
Оппель вместе со своим ассистентом А. Шершевским предполагал на севере Германии произвести опыт полета непассажирской ракеты на высоту 75 км, при чем горючим должна была служить нефть. Однако болезнь Оппеля отложила этот опыт на неопределенное время. Интересные лабораторные опыты по изучению работы ракет продолжает в Германии Винклер.
После периода фантазий, смелых надежд, что вот-вот ракета скоро полетит на Луну и что мы почти на пороге завоевания космоса, наступил период строгого подсчета и эксперимента, и уже первые серьезные исследования в этой области показали, что задача эта колоссальной сложности и что много еще придется сделать исследований и денежных затрат, прежде чем отделится от Земли первая пассажирская ракета. Из числа многочисленных выдвигающихся задач намечаются следующие главнейшие:
1. Изыскание наиболее эффективного топлива (пока предлагаются жидкие — водород и кислород, нефть и жидкий кислород, некоторые порошкообразные соединения алюминия, магния и т. п.).
2. Способы хранения топлива и предохранения его от взрыва.
3. Способы сжигания топлива, норма и конструкция камер смешения, сгорания и выхода газов наружу.
4. Исследование работы горючего в пространстве без тяготения.
5. Выбор и изучение свойств материала ракеты, имея в виду холод космического пространства.
6. Выяснение свойств космических лучей (ультрафиолетовых, Милликэна и др.) и влияние их на материалы ракеты и на пассажиров ее.
7. Вопросы устойчивости ракеты при ее полете.
8. Вопросы сопротивления воздуха при проходе его ракетой с большой скоростью.
9. Вопросы наивыгоднейшего взлета ракеты и безопасного ее спуска (например, при помощи парашюта, обратных взрывов или планирования).
10. Вопросы ориентирования ее в космическом пространстве.
11. (Вопросы физиологии ее пассажиров, т.-е. как последние смогут перенести большие ускорения при взлете, большие замедления при спуске или отсутствие силы тяготения, и какие устройства в ракете необходимо предвидеть, чтобы облегчить пассажирам сопротивление этим вредным влияниям.
12. Вопросы отопления, снабжения воздухом пассажиров и целый ряд других.
Автором этой статьи предприняты опыты в Институте инженеров путей сообщения в Ленинграде по пунктам 1 и 11, т.-е. в настоящее время им строятся приборы для испытания ракет и для выяснения влияния увеличенного ускорения на живые организмы, при чем обе эти установки имеют значение и для воздушных сообщений: первая — для ускорения взлета самолетов с помощью ракет, а вторая — для изучения допускаемых ускорений для летчика при крутых виражах, для перехода из пикирующего полета (отвесно вниз) в горизонтальный или на под'ем или, наконец, при взлетах с катапульты.
Рис. 4. Проф. Годдар держит модель ракеты для исследований верхних слоев атмосферы. |
Заканчивая эту статью, следует сказать, что теоретически возможность для человека оторваться от Земли при помощи ракеты и улететь в космическое пространство вполне доказана, но практическое осуществление этой задачи встречает большие трудности и требует больших затрат. Однако цель должна преодолеть все затруднения. Ведь помимо самих полетов на планеты, что возможно лишь в далеком будущем, человечество в период предварительных редких опытов все же обогатится рядом ценных открытий. Например, исследование верхних слоев атмосферы, и в частности стратосферы, изучение космических лучей, наблюдение светил с высоты, наблюдение Земли с высоты, изучение природы космического пространства, вопросы изменения температуры с высотой и т. д. — все это представляет глубокий научный интерес.
Приходится только пожелать, чтобы проблема реактивного полета не была бы использована, как авиация в бывшей мировой войне, в будущих вооруженных столкновениях для целей разрушения и чтобы реактивные аппараты, вместо того чтобы уносить исследователей в таинственный космос, не перебрасывали бы разрушающие снаряды из Парижа в Ангору, из Нью-Йорка — в Лондон и т. п.
Для всестороннего изучения проблемы межпланетных сообщений необходима об'единенная, коллективная работа ряда ученых, техников и даже целых корпораций их. Нам кажется, что наилучшим средством для скорейшего осуществления этой задачи было бы создание Международного научно-исследовательского института межпланетных сообщений. В качестве работников такого института должны были бы быть приглашены виднейшие деятели в этой области, как Циолковский, Оберт, Пирке, Гоманн, Лоренц, Годдар, Вальтер, Оппель, Прандтль, Рябушинский, Ветчинкин, Горохов, Кондратюк, Шершевский и ряд других ученых и техников. Для работы в таком институте им нет надобности все время жить в месте, где находится институт. Последний должен лишь об'единять их работы, помогать им материально, давать им задания, соответственно их склонностям. Периодические с'езды ученых и техников должны направлять всю работу, имея в виду великую цель — организацию и выполнение межпланетных сообщений. Деньги и все необходимые материальные средства должны быть собраны народами всей Земли.
Проф. Н. Рынин
Рис. 5. Кадр из кинофильмы «Женщина на Луне», изображающий модель ракеты проф. Оппеля. |