БОРИС ЛЯПУНОВ
Мы живем в удивительную эпоху, которой присваивают все новые и новые названия. Сначала — век электричества, а потом — атома. Век химии, но еще и космоса, век больших скоростей, век величайших открытий в физике и биологии... Перечень чудес нашего времени трудно исчерпать. Вот только несколько примеров.
Человек «обживает» окрестности Земли. Уже начинает налаживаться всемирная радио-, телефонная и телевизионная связь на огромные расстояния.
Строятся сверхзвуковые пассажирские самолеты, а «обычные», дозвуковые, могут покрывать без посадки многие тысячи километров.
Люди не раз опускались в подводных кораблях на дно океана, и достигнута рекордная глубина — около одиннадцати километров — в самой глубокой, Марианской, впадине. Мы успешно разгадываем тайны вещества и живой клетки, овладели атомной энергией, создали великое множество искусственных материалов и пробуем создавать искусственную пищу.
Писатели-фантасты еще давно пытались представить себе, какие великие открытия ожидают человечество впереди. На страницах фантастических романов, написанных в прошлом, встречаются картины, как будто взятые из настоящего времени, и можно привести немало примеров таких сбывшихся пророчеств. Но можно рассказать и о другом — когда фантасты относили к далеким грядущим векам то, что уже сбылось в наши дни.
Пройдемся по страницам некоторых старых фантазий, посвященных миру будущего, побываем в мире мечты, который создавался воображением писателей, живших в XIX веке и в первых десятилетиях XX века.
«4338 год. Петербургские письма» — так назывался роман писателя и общественного деятеля В. Ф. Одоевского, написанный в 1840 году. Это, в основном, научная и техническая утопия.
... Москва и Петербург слились в единый город будущего. Гигантские транспортные магистрали, электроходы, дирижабли, космические сообщения, фотография и телефон, искусственные ткани и пища — вот о чем писал Одоевский. Прорыты туннели сквозь Гималаи и под дном морей и океанов. Созданы установки искусственного климата для всей планеты. Вулканы Камчатки используются для отепления Сибири. Могущество человека столь велико, что оно было даже в состоянии предотвратить космическую катастрофу — столкновение Земли с кометой...
В романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?», впервые опубликованном в 1863 году, изображена счастливая жизнь свободных людей, которые пользуются благами научно-технического прогресса («Четвертый сон Веры Павловны»). Чернышевский показал претворение в жизнь идеалов героев своего романа, боровшихся за светлое будущее, где все люди равны и свободны. Автор же «Петербургских писем» оставил и в будущем деление на классы, более того — сохранил монархию в 4338 году.
Далеко не все писатели смогли представить себе те перемены, какие неизбежно должны произойти в социальном устройстве общества. У Жюля Верна, например, есть рассказ «В XXIX веке. Один день американского журналиста в 2889 году». В рассказе сохранены в неприкосновенности миллионеры — эти «столпы» буржуазной Америки. Жюль Верн не сумел изобразить будущее человечества, свободного от власти капитала. Однако успехи науки и техники, даже в более ранних произведениях, показывались разносторонне и интересно.
В 1892 году появился фантастический роман Н. Шелонского «В мире будущего». Совершенно не касаясь социального переустройства общества, писатель предвидел многое из того, что осуществилось в науке лишь теперь. А некоторые его прогнозы и до сих пор остаются фантазией. Он писал, например, о превращениях элементов, прозрачном и упругом металле, искусственной древесине, материале, совершенно не проводящем тепла. Мы найдем у него упоминания о литых материалах и сверхпрочном металле, о синтетической пище, об искусственных островах в океане, о передаче мысли на расстояние и продлении жизни, об анабиозе и антигравитации. Обо всем этом позже не раз писали другие фантасты. Шелонский набросал своего рода программу будущих научных достижений человечества.
Под красноречивым заголовком «Чудеса XXI века» итальянский писатель Э. Сальгари описал науку, технику и быт спустя столетие.
Химическая пища, одежда из пластиков, использование радиоактивности, говорящая газета, электросон — таковы отдельные черты жизни наших далеких потомков. У них — воздушный транспорт, подземные и подводные дороги, включая полярный транспортный туннель, подводные города. Они создали ледоколы-амфибии, пользуются энергией гигантского водопада Ниагары, построили огромные города и даже посылают сигналы на Марс... А обо всем этом писатель фантазировал в начале нашего века, в 1908 году.
Можно привести и еще примеры интересных научно-технических и социальных фантазий, выходивших в России.
В 1902 году появилась книга А. Родных — «Самокатная подземная железная дорога между С.-Петербургом и Москвой». В ней выдвигался проект туннеля, который соединил бы оба города, пройдя по прямой — хорде земного шара. Поезда в нем могли бы двигаться сами собой под действием силы тяжести и по инерции. Менее чем за час они проходили бы шестисоткилометровый путь. «Поистине сказочная дорога, которая, оставаясь неподвижной, мчит по себе все экипажи от одного конца до другого, и притом с невообразимой быстротой!» — писал об этом проекте Я. И. Перельман в своей «Занимательной физике».
В 1906 году А. И. Куприн написал фантастический рассказ «Тост». В нем он переносит читателя в 2006 год и описывает встречу Нового года. «Электроземно-магнитной ассоциации» удалось использовать магнитную силу Земли, которая привела в движение машины на фабриках и заводах, на полях, на транспорте, осветила все улицы и дома, обогревала их. И на Северном полюсе, где раньше стояла полярная ночь, «благодаря действию особых конденсаторов яркий солнечный свет весело заливал и зелень растений, и столы, и лица тысячи пирующих, и стройные колонны, поддерживающие потолок, и чудесные картины, и статуи в простенках». Люди новой эры взволнованно и благодарно вспоминали тех, кто жертвовал собой, чтобы построить этот свободный мир...
В фантастических романах «Красная звезда» и «Инженер Мэнни» А. Богданова сплетены воедино события, происходящие на Земле и на Марсе. Марсиане посещают Землю, а русский революционер летит вместе с ними на Марс и застает там сложившееся коммунистическое общество. Богданов предугадал такие технические идеи, как применение атомной энергии в ракетных двигателях и возможность управления силой тяжести.
Этим, конечно, не исчерпывается весь «фонд» ранней русской фантастики. К ней обращались ученый и писатель К. Э. Циолковский, поэт В. Я. Брюсов и другие. Но даже и немногие примеры показывают, что она была примечательна своими, в целом прогрессивными, идеями и смелыми техническими предвидениями.
Фантазировали о будущем не только писатели, но и ученые. Любопытная анкета была распространена в самом начале XX века. «Что мы увидим в конце этого столетия?» — задавался в ней вопрос. И вот какая картина рисовалась из ответов американских ученых.
В домах удастся создавать микроклимат: свежий воздух, теплый или холодный, можно будет получать по трубам, открывая краны, как это делается для воды и газа. Так же, по пневматическим трубам, станут доставлять с фабрик-кухонь кушанья, а грязную посуду отправлять туда для мойки. При этом все работы на кухнях должно выполнять электричество. А чтобы не проникали вредные микробы, все части кухонных машин будут очищаться химическими веществами. Для сохранения продуктов послужат холодильники с жидким воздухом. Пневматический транспорт доставит любые товары из магазинов на дом.
Вместо угля человечество воспользуется гидроэнергией, превращенной в электрический ток. Появятся и электропоезда на подземных , городских дорогах, и электроходы на морях. Кстати, упоминалось даже о кораблях на воздушной подушке и о кораблях подводно-надводных, которые пережидают бури под водой. Городской подземный транспорт будет дополняться и наземным. Над землей же пройдут и автострады.
«Человек двадцатого столетия будет очевидцем событий, происходящих на расстоянии тысяч верст от его местожительства», — отвечали дальше ученые на вопрос анкеты. Изображения на огромных экранах станут сопровождаться и фонограммой, звуками, и вместе это создаст достоверную картину любого события. Беспроволочный телеграф и телефон свяжут все города на земном шаре. Цветные фотографии будут передаваться на расстояние, так же, как и музыка, — по телефону.
Невиданных успехов добьется сельское хозяйство. Овощи и фрукты гигантских размеров городские жители станут получать в любое время года. Выведут усовершенствованные виды растений. Землю сделают более плодородной. И, наконец, научатся продлевать жизнь человека, сохранять его здоровье, распознавать болезни и быстро лечить их.
«Все это, конечно, прекрасно. Прискорбно лишь одно: нас там не будет», — говорилось в заключение анкеты. Но во многом отвечавшие ошиблись: успехи техники, сельского хозяйства, медицины пришли гораздо раньше, чем они думали.
Советские фантасты еще в 20-е годы начали создавать произведения о будущем — будущем коммунистического общества.
Первую попытку сделал В. Итин в 1922 году в фантастической повести «Страна Гонгури». В повести рисуется романтическая картина страны победившего коммунизма и предвосхищаются научно-технические достижения как близкого, так и более отдаленного будущего — например, космовидение, автоматика, полеты на другие планеты, разгадка тайн тяготения и времени.
...Вся наша планета превратилась в цветущий сад, и даже улицы городов стали частью этого сада. Больших городов осталось немного — в них находятся библиотеки, музеи, академии. Люди же живут среди природы, и их дома построены из разноцветных материалов, гармонически сливаются с деревьями и цветами. В небе проносятся невесомые воздушные корабли. Открытие антигравитации дало возможность переделывать лик планеты, уничтожать и переносить горы, менять очертания материков. Началось освоение планет других звездных систем. Человечество навсегда избавилось от угрозы голода благодаря изобретению химической пищи.
Известный детский писатель С. Григорьев написал повесть «Московские факиры», в которой рисовал картины жизни «новой страны» — Советской России будущего. Алексей Толстой в рассказе «Голубые города» писал о Москве XXI века и планете Земля того же времени. В 1928 году вышла первая часть научно-фантастического романа профессора-медика Ф. Н. Ильина, писавшего под псевдонимом Тео Эли (полностью роман напечатан после смерти автора, в 1967 году). Роман интересен тем, что в нем дано широкое полотно жизни грядущего, причем особое внимание писатель-фантаст уделил будущим успехам биологии и медицины! Он писал об атомных электростанциях, гигантских самолетах и крыльях для полета человека, об электромагнитных туннельных дорогах. В «Долине Новой Жизни» производят сложные операции, которые только сейчас начинают делать врачи, — например, пересадку органов; изменяют наследственность. В то же время автор романа предостерегал против использования научных открытий, в том числе в медицине, в корыстных, антигуманных целях. Роман не потерял своей актуальности до сих пор.
Авторы ряда романов и повестей о будущем (Я. Окунев, С. Комаров, Э. Зеликович, Я. Ларри) писали о многих достижениях науки и техники, которых можно ожидать столетия спустя: о транспорте на атомной энергии, космических полетах, переделке природы, синтетической пище, грядущих успехах энергетики, связи, промышленности, строительства, автоматики.
Но люди будущего, их характеры, взаимоотношения, духовный мир, как правило, изображались схематично, как и общество в целом. Тем не менее, во многом несовершенные, ранние произведения советских фантастов о будущем проникнуты оптимизмом и верой в светлое Завтра человечества.
Остановимся подробнее на романе ленинградского писателя В. Никольского «Через тысячу лет», написанном в 1928 году. Никольский предложил своим читателям совершить путешествие на хрономобиле — фантастической машине времени.
Перед нами посредине комнаты стоит металлический шар с люком и окнами. Счетчик покажет, как помчатся годы, десятилетия и века. Итак, время, вперед! На счетчике — 2925 год. Путешественники во времени вышли из хрономобиля и осмотрелись.
...Они оказались вблизи какого-то строения, поспешили к нему, вошли внутрь и очутились в огромном зале. В нем — множество растений, как в теплице или оранжерее, множество приборов, как в лаборатории. В кресле у стола — старик, рядом с ним — девушка. Произошла немая сцена встречи двух эпох, отделенных пропастью в десять веков. Люди XX века увидели людей грядущего — здоровых, сильных, красивых. Гостям предложили принять «ванну молодости», обычное средство лучевой медицины будущего. И после этого пришельцы уже не удивлялись, что встретившему их старику «всего» триста лет!
Потом им дали урок всемирного языка, и в библиотеке говорящих микрокниг перед ними стали вырисовываться контуры нового мира.
После «ванны молодости» пришельцы из прошлого помолодели. |
«Точно мощной рукой титана, — повествовала книга, — засыпаны моря, прорыты материки, пробуравлены горы и дно океана. На десятки километров в толщу земной коры вонзились шахты, пустыни превратились в цветущие луга, тундры — в теплые страны».
Герои романа осмотрели металлургический завод, вернее — целое семейство заводов, но без доменных печей, без каменного угля: топливом служил водород, металл обрабатывали мощные машины-автоматы, а стальной сплав получали прямо из руды. Они посетили станцию, где из атмосферы добывался углерод, и химическую фабрику, где готовились любые материалы по заказу. Они переносились из одного конца материка в другой в поездах электромагнитной дороги, летали на скоростных самолетах, совершили вылазку в межпланетное пространство и видели гигантский летающий город — внеземную станцию. Механические крылья дали им возможность испытать ощущение свободного полета.
А старик оказался селекционером, и он показал гостям представителей новой флоры — с новыми свойствами. И живой и неживой природой стал повелевать человек!
Посмотрим теперь, как представлял себе будущее другой писатель — Александр Беляев, автор широко известных романов «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля», рассказывавших о необычайных открытиях в области медицины, и многих других. Он писал и о том, какой будет жизнь десятилетия спустя, к концу нашего века. В романе «Лаборатория Дубльвэ» он показал Ленинград будущего — с широкими проспектами, обилием света, чистого воздуха, зелени. Жители города даже в центре его чувствовали себя как на даче...
Таким видел Ленинград будущего Александр Беляев. |
В романе «Прыжок в ничто» Беляев изобразил Землю будущего.
Над преображенной Землей носится маленькая искусственная луна — внеземная станция, форпост науки в космосе. В океане — гигантские суда, искусственные острова-аэропорты, плавучие фабрики и заводы, добывающие и перерабатывающие дары моря. Идет наступление и на вековые льды Севера, и на тропические джунгли... Из недр Антарктиды добывают несметные сокровища. Люди научились использовать даровую энергию ветра. Они «поправили» течение рек, прорыли каналы, устроили заграждения от бурь и циклонов. Обновленная Земля, и на ней иное человечество — бодрое, жизнерадостное, свободное. ..
Конечно, старыми фантазиями не исчерпываются мечты о мире грядущего. Наше время дало фантастике новую пищу. И появились романы о завтрашнем и даже послезавтрашнем дне человечества. Можно назвать такие известные произведения, как «Туманность Андромеды» И. Ефремова, «Магелланово облако» С. Лема, романы А. и Б. Стругацких, Г. Мартынова и других. Со страниц этой новой фантастики перед нами предстает светлый радостный мир, встают люди будущего со своими делами, заботами, проблемами,— словом, со всем, что наполняет человеческую жизнь. И так же, как сбылись многие предвидения фантастов прошлого, так сбудутся и мечты современных фантастов.