Беседа с летчиком-космонавтом В.В. Аксеновым, членом Центрального совета Общероссийского общественного движения "Россия Православная"
— Интересно, как такой человек, как Вы, приходит к вере...
— У каждого здесь свой путь. Работая в космическом предприятии, я начал изучать небесную механику, устройство планет, потом появилось желание попасть в отряд космонавтов — и одновременно стал задумываться: а что же такое космос, вселенная? .. И постепенно все больше складывалось убеждение, что материалистическая философия, основанная на атеизме, ответа на вопросы мироздания не дает. Она неправильно в принципе их интерпретирует!
Невольно, можно даже сказать, я пришел к мысли, что мир устроен не по принципу извечно существующей материи, которая сама собой появилась, а вселенная будто сама собой регулируется некими циклами взрыва, сжатия и разбегания. Это детские какие-то представления. Недаром же, все серьезные, глубокие ученые, в том числе и советского периода, были верующими людьми! Именно глубокие ученые — не те, кто обязательно имеют дипломы и звания. Есть гениальное выражение Пушкина: "Ученых много — умных мало". Это действительно так.
— Доводилось читать, что академик Раушенбах был верующим...
— Не просто верующим! Он был исследователем икон — мы с ним неоднократно беседовали, рассуждали на разные темы. Это был философ с оригинальным взглядом на мир — взглядом высоко духовного человека. И Сергей Павлович Королев был верующий...
— Вот это я слышу первый раз!..
— Говорю со слов людей, которые общались с ним и касались этой темы в доверительных разговорах — ведь тогда нельзя было открыто признаться в таком.
— А не запомнился ли Вам самому какой-то качественный переход, когда Вы осознали себя верующим, некий "момент истины"?
— Сначала это было ощущение, что должна быть другая картина мира. Потом пришла уверенность, что вселенная создана разумной программой творения. Что был акт творения. Естественно, не мгновенный. Значит, есть программа творения такого уровня, до которого человеческое сознание не может дойти. И мы сегодня, естественно, не можем объяснить своими понятиями — физическими, механическими, эмпирическими — процессы, происходящие во вселенной.
Мы, конечно, пытаемся это сделать — но, я бы сказал так, что надо изучать частности, имея все-таки некие представления об общем. То есть то, что должна дать философия миропонимания, мироздания. А эта философия может быть только духовной, имеющей во главе создания мира Творца, а значит — Бога. Это должна быть божественная философия.
Какой ошеломляющий технический прогресс достигнут за прошедшее столетие — а улучшился ли человек? Компенсирован ли материальный прогресс духовным ростом человечества? Человек в чем-то даже стал примитивнее! Изощреннее в потреблении всевозможных благ, в своих пороках за счет увеличившихся возможностей. Ведь новые знания, научно-технический прогресс, достигнутый в XX веке, менее чем на 10% используются в благих целях.
— Так нужен ли вообще такой технический прогресс?
— Знания человеку, так или иначе, нужны! Технический прогресс, работу сознания невозможно остановить. Иначе это уже был бы не человек, а животное. В животном мире нет понятий добра и зла, потому что нет разума и свободной воли. Там все живут по закону Творца. К ним нельзя предъявить обвинений — в отличие от человека, наделенного этой свободой, если он использует ее неправильно.
С другой стороны, есть еще вопрос вопросов, для верующих и неверующих — с какой целью создан человек? Каково его предназначение в системе Творца? В чем смысл его жизни? Религия выстраивает дорогу к храму — но не дает знания, которые должны быть использованы в ее рамках.
Человек современный потерял верховенство духовного над материальным. Если мы получаем в свои руки новые, дополнительные возможности преобразовывать природу, получать новыми способами энергию, над этим всем должно быть — "Не повреди! ". Не повреди природе, не повреди себе, своей сути духовной. А если большинство людей материалисты, и наука в том числе?
Официальная наука — материалистическая. Почти все сегодняшние ученые — материалисты, и Нобелевский комитет присуждает премии только за материальные результаты. Он стимулирует ученых, которые имеют достижения в материальной жизни, не в духовной! И культура имеется в виду только материальная.
Наука сегодня полностью оторвалась от комплексной оценки мира и человека. Для нее человек — материальная система. И мир — тоже материальная система. Принцип доказательности в науке для нее — все. Но это же смерть для подлинной науки! Это уже не наука. Это — эмпирика, практика сегодняшнего дня. Наука всегда начиналась и развивалась предположением, предвидением. Она вся на предвидении, на озарении, на интуиции! ..
— То есть наука современная исключила в себе то главное, чем она была прежде...
— Именно! Где Менделеев увидел свою знаменитую периодическую таблицу? Во сне! Это было озарение. На самом деле, очень многие знания даются исследователям свыше, как озарения.
— Но это все как бы на уровне курьезов проходит. Наука наукой, а эти моменты — исключения, якобы подтверждающие общее правило.
— Да, сегодняшняя интерпретация такая. Никто не стремится понять, что же это такое на самом деле.
— "Это — случайность, совпадение..."
— Мы не хотим понять истинную природу таких явлений. Подменяем материалистическими толкованиями. Раньше никто бы не сомневался, откуда такое "вдруг" приходит. И поэтому когда спрашивают о сверхъестественном в мире и в космосе, в том числе, то я отвечу, что нет такого. Нет в мире сверхъестественного... Есть непознанное или не осознанное еще нами. Так давайте это осознаем! Раз это есть в мире — значит, это входит в творение мира и может быть изучено, если применить к нему правильную методологию.
— А вы сталкивались в космосе с чем-то таким — непознанным?
— Да там все было непознанным! Первые задания космонавтам были какие: "Вы там понаблюдайте, запомните и расскажите". И это уже было открытие.
В том, что произошло с наукой в XX веке, я, кстати, вижу проявление человеческой гордыни — первого из смертных грехов. Возвышения себя над миром. Но в таком состоянии человек не может совершенствовать себя и познавать мир. Сознание человека должно быть созвучно всему миру, созданному Богом. В противном случае он, возгордившийся, уходит от своего назначения, как раз и заключающегося в том, чтобы совершенствовать свое сознание.
Отсюда и совершенно невежественная задача — "Нечего ждать милости от природы, надо переделывать природу, надо приспосабливать ее к потребностям человека". Более разрушительного лозунга не придумаешь!
— Селекционер произнес...
— Он-то думал о своей скромной задаче — вывести новый сорт, и это — благо. Этим он лишь совершенствует некоторые виды растений. Так и должно действовать человеку на земле! Нельзя лишь доводить этот принцип до абсурда, что произошло, когда вмешались обуянные гордыней политики. Начали поворачивать реки, на огромных площадях сводить леса, истреблять животных в погоне за наживой...
— Все-таки, если вернуться к Мичурину — может быть, Бог для того и создал человека, чтобы тот служил ему помощником, соработником и продолжателем творения?
— Я бы сказал иначе — Он создал человека на самом деле для более высокого уровня, не как подмастерья. Не это его главная задача. Главная задача человека — совершенствоваться, духовно расти из поколения в поколение. А с духовным ростом идет то, что сегодня человек не осознает — прирастает высокая энергия мысли человека, его устремлений!
— Вероятно, "сбой" произошел еще во времена исполина Прометея — овладев огнем, люди пошли по пути материального прогресса.
— Сбой произошел тогда, когда мы отступили от законов творения. На самом деле зло — это результат отхода от законов Бога. Вот, говорят — в стране должна быть диктатура закона. Да, должна быть. Но диктатура Закона Божия, а не законов рыночных отношений! У нас же провозглашается, по сути своей, аморальная диктатура законодательства — имеющего с совестью мало общего, утверждающего примитивную материальную жизнь, бездуховное существование человека и всего рода людского, главенство эгоистических человеческих интересов. И только отдельными личностями и организациями оказывается этому сопротивление. А оно должно возглавляться на высшем, управляющем уровне общества, государства.
— Видимо, надо объединяться, и нет иной платформы для такого объединения, кроме православной веры.
— Я тоже отношу себя к осознанно верующим православным людям — но православным в широком плане. Естественно, я полностью за повсеместное утверждение Православия, но оно должно идти за необходимыми потребностями сегодняшнего дня.
Всем нужно сначала осознать, что это положение такое же невозможное, как в те времена, когда против нас совершались открытые агрессии. Тогда народ осознавал необходимость сопротивления. Но в том-то и дело, что вторжение совершается без оружия, в условиях товарного изобилия.
Нужно каждому осознать ответственность перед будущими поколениями. Если нынешнее наше поколение не в состоянии осознать неприемлемость сложившегося положения, значит, у народа — по крайней мере, у наиболее дееспособной его части — атрофировался инстинкт самосохранения.
— Складывается впечатление, что нам искусственно подбрасывают и национальную проблему — путем, хотя бы, массового бесконтрольного вселения представителей других народов, носителей чуждой культуры и идеалов. Чтобы, к примеру, мы увязли в борьбе за выживание у себя на родине и не ставили перед собой более высоких целей.
— Это тоже одно из направлений разветвленной системы уничтожения — не только государства, но и самого русского народа и русской культуры. С русскими им трудно. Русские не такие, как все — может быть, на генном уровне не такие управляемые. Поэтому лучше, чтобы здесь жили другие, с кем будет меньше хлопот.
Сейчас всем нужно осознать то, что мы должны быть воителями — за наше возрождение, наше будущее, будущее России и человечества. Я убежден, что Россия — единственная страна, которая, если будет окончательно разрушена (а она сейчас сильно разрушена) — то сатана восторжествует во всем мире и произойдет вселенская катастрофа.
Некоторые вот все гадают — когда же наступит Апокалипсис? А он уже идет! Просто нам не объявили об этом, и не объявят. Наивно ждать такого объявления! Смотрите на процессы в мире. Они идут в одном направлении...
— Конечно, миру без России не стоять, и общий ход событий тоже очевиден. Остается уповать на возможность личного спасения — и делать свое дело! Спаси Господи за беседу!
Беседовал Юрий СУХАРЕВ.