Для Мордовии он стал своим Гагариным, а для России — одним из перспективных астронавтов. Космос не раз мог забрать его у Земли. Но всякий раз он возвращался. Однажды даже с помощью лома. О жизни земной и небесной с Владимиром Дежуровым беседовала ОЛЬГА ВОРОНИНА.
как Дежуров попал в космонавты
Стать космонавтом Владимиру помог случай. Все произошло, как в поговорке: не было бы счастья, да несчастье помогло.
"Карьеру начинал военным летчиком, — говорит Владимир Дежуров. — Сидел за штурвалом самолетов "Л-39", "МиГ-21" всех модификаций, "МиГ-23", "Фантом-4" без боевого вооружения. Так бы жизнь и прошла в кабине истребителя, если бы 6 апреля 1986 года во время крупных учений Одесского военного округа у "МиГ-23 М" при разгоне не отказал двигатель... Наше летное звено должно было начать учения с нанесения реального огневого удара. Все самолеты загрузились боезапасом под завязку... И вот наступает время "Ч", самолеты начинают разбег, отрываются от земли, а мой резко тормозит. Первая мысль — произошел самопроизвольный выпуск тормозного парашюта. Смотрю в перископ — ничего нет. А в двигателе уже осталось 40% тяги, надо срочно принимать решение — либо взлетать, либо тормозить. Подумав несколько секунд, решил взлетать. Но полоса заканчивалась, места для разбега практически не было, а тут еще эфир разорвался командами катапультироваться. Думаю: Господи, что же происходит? Может быть, самолет горит, а я не вижу? Начал тормозить. При этом нужно было уйти как можно дальше от стоянки самолетов — "МиГ" мог взорвать пол-аэродрома! Я отъехал от стоянки на километр, в конце полосы уже установили улавливающую сетку, и с последней бетонной плиты катапультировался.
Учения до выяснения обстоятельств ЧП отменили. Прилетел командующий генерал Шапошников, обнял меня и сказал: "Молодец! На твоем месте я поступил бы так же. Восстанавливайся, а на допуск полетим вместе". После прохождения медкомиссии я был обязан совершить проверочный полет на сложный пилотаж, и Шапошников для поддержки решил провести его вместе со мной. Все прошло отлично!
Тем временем продолжались выясняться причины отказа двигателя "МиГа", меня часто вызывали на разные совещания. Однажды получаю очередной приказ явиться к командующему, а у него сидит космонавт Шаталов. Тот подошел ко мне и без предисловий заявил: "Я про тебя все знаю, ты нам подходишь. Приезжай в Звездный городок". Так попал в отряд космонавтов".
"Так вышло, что в мой первый полет перед нашей командой была поставлена задача, которую до этого никто не выполнял. Мы должны были подготовить станцию "Мир" к первой стыковке с американским "Атлантисом". Фишка заключалась в том, что после программы "Союз-Аполлон" СССР 20 лет не работал в космосе совместно с США. Поэтому на каждом из нас было огромное бремя ответственности. Несколько недель мы занимались только расстыковками, перестыковками, выходами в открытый космос. Тяжело, конечно, но интересно! Вид "Шаттла", идущего на стыковку, невозможно передать словами, это нужно прочувствовать!"
Закончился полет тоже неординарно: русский экипаж должен был вернуться домой на "Атлантисе". Но в последний момент выяснилось, что у Дежурова со Стрекаловым нет американской визы. Возвращение на Землю оказалось под угрозой. Тогда госдепартамент США постановил впустить россиян на американский корабль, но оформить их в соответствии со специальным параграфом иммиграционного закона, который никогда ранее не употреблялся.
"Они разрешили нам передвигаться по стране... в пределах НАСА. А визы официально и торжественно открыли только в аэропорту Хьюстона, откуда мы улетали в Москву. Но потом начались проблемы в Шереметьеве, потому что в наших паспортах не было выездного штампа! Таможенники долго выпытывали, как, когда и где мы со Стрекаловым пересекли границу. Пришлось объяснять, что в космосе".
как Дежуров "играет" тоннами
Распорядок дня на борту максимально приближен к земному. Утренняя чистка зубов, чай, кофе, двухчасовая зарядка два раза в день. Вот только душа нет, вместо этого — обтирание влажным полотенцем. Первые дни в космосе проходят тяжело. После наступления невесомости кровь начинает перераспределяться в организме и большей частью переходит к голове, которая раздувается до размеров футбольного мяча и страшно "горит". Первые три дня космонавтов выворачивает наизнанку. Из-за этого, считает Дежуров, женщины и перестали рваться в космос.
"Но самая тяжелая задача на орбите — выход в открытый космос. Приходится ежесекундно контролировать себя и партнера, да еще стараться не сломать отдельные малые элементы станции — только скафандр весит 200 килограммов! В первом полете у меня было пять запланированных выходов, во втором — четыре, из них один аварийный. Дело было так: от "Мира" отстыковался старый грузовой корабль, и на стыковочном шпангоуте станции от него прилипла резинка герметичности. И когда пришел новый корабль, начались проблемы со стыковкой. Пришлось выходить в открытый космос и руками разводить станцию (70 тонн) и корабль (8 тонн). Благо в невесомости возможно и не такое..."
как Дежуров стал "медвежатником"
Бывает, что космонавты встречают праздники в космосе. "Однажды мы отмечали Пасху. С нами на связь вышел Патриарх всея Руси Алексий II. Его святейшество поздравил нас и спросил: "А у вас на борту есть пасхальные яйца?". Яйца-то были, но в инкубаторе, с ними проводился научный эксперимент. Однако мы отвечаем: "Есть, только перепелиные, и если вы благословите нас их взять, мы с удовольствием это сделаем". И он, ничего не подозревая, говорит: "Благословляю!" На земле все в шоке, но возразить Патриарху не смеют. В этот же момент заканчивается зона радиосвязи. На следующем сеансе связи постановщики эксперимента дрожащим голосом спрашивают: "Ребята, надеемся, вы еще не успели вскрыть инкубатор?" Так перепелиным яйцам не суждено было превратиться в пасхальные. Мы долго смеялись над розыгрышем — в космосе вообще без юмора тяжело".
Как и на Земле, на орбите не обходится без экстрима. Только решать проблемы там гораздо сложнее. "Как-то возвращаюсь на станцию из открытого космоса, ресурс скафандра практически выработан, а у входного люка заклинило замок! — вспоминает Дежуров. — Что делать? Выполнять аварийное шлюзование значит разгерметизировать большой объем станции, мало того, на это может не хватить кислорода. Пришлось вспомнить практику "медвежатников" и взломать замок с помощью космического ломика.
Бывают и более трагичные ситуации. К примеру, гибель американской "Колумбии" стала тяжелой потерей не только для США, но и для России. Сейчас мы вынуждены полностью обеспечивать жизнедеятельность МКС, а это нелегкое бремя. Взрыв на "Колумбии" был такой мощности, что выяснить причину не представляется возможным. Однако НАСА приняло решение в следующем году начать запуски "Шатлов" без систем спасения экипажа. В этом есть определенный смысл, потому что с каждым полетом земляне все ближе продвигаются к идее освоения других планет. Того же Марса, Юпитера... Пока это делается с помощью беспилотных спутников, но, думаю, в ближайшие 20 — 30 лет в дальний космос шагнет человек. Встретим ли мы там братьев по разуму? Возможно... Но сам я НЛО ни разу не видел".
как Дежуров готовится стать бизнесменом
"Мордовию помню всегда, разве можно забыть родину? Слышал, что в Инсаре погиб музей стратонавтов, здесь явная недоработка министерства культуры. Мы потеряли частичку истории освоения неба человеком... Моя семья — жена и две дочери — живет в Звездном городке. В противоположность отцу мои девочки осваивают землеустройство и земельный кадастр. Стараюсь проводить с детьми как можно больше времени, успеть передать им свои знания. Но дочки больше слушают маму и ориентируются на ее жизненный опыт. Все же частое отсутствие отца дает о себе знать. Несмотря на это, я счастливый человек. Скоро наступит время, когда придется выходить не в открытый космос, а на пенсию. Но отношусь к этому как к неизбежному и не собираюсь останавливаться на достигнутом. Хочу попробовать себя в бизнесе, считаю, если человек смог освоить ракетно-космическую технику, то ему по плечу любые специальности!"
ВЛАДИМИР ДЕЖУРОВ родился 30 июля 1962 году в поселке Явасе Зубово-Полянского района. В1983 году окончил Харьковское ВВАУЛ им. Грицевца, в 1994-м — ВВА им. Гагарина. В 1983-1987 гг. служил летчиком в составе 119-й авиадивизии ВВС.
В отряде космонавтов ЦПК ВВС с 6 октября 1987 года. Первый полет длительностью более 115 суток совершил с 14 марта по 7 июля 1995 г. Награжден медалью "Золотая Звезда" Героя РФ (1995), медалью NASA "За космический полет" (1995) и юбилейными медалями. Женат. Две дочери: Анна (1983 г. р.) и Светлана (1987 г. р.).