вернёмся в библиотеку?

Голос Украины (Киев) №16
29.1.2004

Земное с небесным.

Сегодня народному депутату Украины Леониду Каденюку исполняется 53 года. Поздравляем!

Человек летает в космос не только «для науки», здесь всегда есть и определенный моральный смысл, который объединяет земное с небесным. Так ли это? — спросили мы у Леонида Константиновича. Он ответил:

— Из космоса Земля видится прекрасной и безгрешной. Очевидна и ее слабая защищенность со стороны космоса. Тонкий слой атмосферы — единственный щит, на который мы, люди, можем рассчитывать в случае столкновения с крупными метеоритами или, не дай Бог, с астероидами.

Конечно, увиденное в космосе не могло не повлиять на меня. Это влияние не только в том, что я уже не могу просто так сорвать зеленый листочек с дерева или наступить на травинку, которая растет из земли. Это влияние отразилось и на моем мировоззрении гражданина, украинца. Все проблемы общества, мелкие и более значимые, после полета я вижу совсем под другим ракурсом, нежели до полета, воспринимаю и переживаю их совсем по-иному. Как по-иному? Глубже, со значительно более острым сопереживанием к тем, кто по каким-то причинам плохо живет.

После космического полета, для того чтобы «вписаться» в наше политическое поле, я довольно долго его изучал. Хотел знать, кто есть кто. Когда спрашивают, почему я не с теми, а с другими, отвечаю: именно потому, что я всех хорошо знаю.

Да, грехов на Земле, и особенно в нашем государстве, предостаточно. Не должен так жить человек, которому не так уж много отведено времени на Земле.

Можно ругать власть, которая не в состоянии решить все проблемы. Но я считаю, что власть работает настолько, насколько она умеет и насколько мы ей позволяем. Мощности, с которой власть работает, недостаточно для быстрого продвижения вперед. На это есть объективные и субъективные причины. А основное — система, в которой власть работает, значительно снижает этот коэффициент полезного действия.

И когда кто-то «выпадает» из правительства, так это не потому, что он неквалифицированный работник, а потому, что он не вписался в нынешнюю систему власти. И правительство здесь ругать не следует, надо менять систему власти, а это компетенция в основном Верховной Рады.

С большими потугами у нас происходят изменения подобного масштаба. Такие уж мы есть. Но, кроме нас, никто наших проблем не решит: ни США, ни Европа. И ехать в Европу, просить там каких-то санкций против своего государства — это не к лицу ни простому гражданину Украины, ни, тем более, ее народному депутату.

Конечно, есть вопросы к предложенной модели политреформы. В частности, неоднозначно отношусь к двум важным пунктам — выборы народных депутатов на пропорциональной основе и выборы Президента парламентом или всенародно. Но это нужно решать с учетом мнения общества и целесообразности и полезности для государства.

На мой взгляд, политреформа будет неполной без значительного повышения нашей политической, а то и элементарной человеческой культуры, без принятия закона об оппозиции, без изменений и дополнений в Регламент Верховной Рады, без необходимого ограничения неприкосновенности народного депутата, чего требуют на встречах избиратели.

Как мажоритарщик, бываю в округе раз в месяц, как и предусмотрено Верховной Радой. Проблем достаточно много. Стараюсь решать их как можно больше. Конечно же, всех не решить, особенно тех, для которых необходимо финансовое подкрепление.

Есть проблемы, порожденные просчетами нашего законодательства. Прежде всего, бросаются в глаза недостатки Земельного кодекса. Много проблем с распаеванием земли. Люди обращаются в суды, решениями которых они либо недовольны, либо судебные решения не выполняются.

Особенно меня волнует то, что депутат не имеет возможности существенным образом помогать избирателям в борьбе с их болезнями, нищетой, неблагосклонностью судьбы.

Конечно, делаю все, чтобы помочь в газификации сел, строительстве больниц, школ, их компьютеризации. Многое удалось. Однако еще больше надо сделать.

Как заместитель председателя Комитета по вопросам национальной безопасности и обороны, я занимаюсь социальной защитой тех, кто служил или служит в армии. К сожалению, здесь хлопот предостаточно. Действующее законодательство не всегда имеет финансовую поддержку. Это одна из основных проблем.

До сих пор не ликвидирована разница в пенсионном обеспечении тех, кто уволился в запас до и после 1992 года. Бюджетом в нынешнем году предусмотрены определенные средства для разрешения этой несправедливости. Социальное напряжение создает и огромное количество бесквартирных в вооруженных формированиях. Средства, выделенные на этот год, значительные, но проблему до конца, конечно, не решают.

Сокращение численности Вооруженных Сил — это непопулярная и болезненная мера. Поступает много писем и обращений от военнослужащих, которые считают, что с ними обошлись несправедливо. Конечно, надо по возможности более полно учитывать пожелания тех, кого увольняют.

Как внештатный советник Президента по вопросам авиации и космонавтики, занимаюсь соответствующими вопросами. Об одном из наиболее наболевших не могу не сказать. Еще в декабре 1999 года в связи с большим количеством авиакатастроф был принят закон о создании Госавианадзора. Основная его задача — предотвращение авиационных происшествий и расследование случившихся. В авиационной державе такая структура нужна, этого требуют и авиационные законы Евросоюза, к которым мы сейчас адаптируемся.

Президент ставил перед правительством Украины конкретную задачу: создать такую структуру еще в 2000 году. А 2 октября 2001 года Президент уже поручил правительству: срочно представить проект указа. И это «срочно» выполняется до сих пор!

Тем временем произошли очень тяжелые авиакатастрофы, получившие масштабный отрицательный резонанс во всем мире. Это и Скниловская трагедия с самолетом Су-27, и сбитый Ту-154, и катастрофа нашего самолета с 42-мя ведущими специалистами авиаотрасли Украины и России, и катастрофа нашего Як-42 с 62-мя испанскими военными, и т. п.

Уверен, если бы Госавианадзор был создан своевременно, некоторых из этих катастроф можно было бы избежать.

Основной причиной промедления в создании Госавианадзора является нежелание некоторых наших авиационных деятелей быть под контролем государства. И если брать, например, Скниловскую трагедию, то основной причиной ее является не ошибка пилота, а поведение тех клерков, которые загнали его в определенные условия, при которых он совершил эту ошибку.

Часто, наблюдая за суетой отдельных политиков, партий, групп, защищающих свои корпоративные интересы, я переношусь в космос и думаю: какая это суета сует, насколько это все мелочно, незначительно на фоне вечности. Насколько мы не умеем ценить тот маленький отрезок времени, который нам суждено прожить на Земле. Цените его. Будьте соизмеримы с вечностью. Попытайтесь сохранить свою самобытность, чтобы мир, как говорил Сковорода, не взял нас в плен, не истоптал, не изуродовал...