вернёмся в библиотеку?
Парламентская газета (Москва), №198
22.10.2004
Сергей КРИКАЛЕВ, космонавт:

РОССИЯ ДОЛЖНА ОСТАВАТЬСЯ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕРЖАВОЙ.


В октябре нынешнего года произошло несколько значительных событий в области космонавтики. Одним из них стало подписанное 4 октября, в День космических войск, губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко и командующим космическими войсками России Владимиром Поповкиным соглашение о сотрудничестве, по которому городское правительство возьмет пятилетнее шефство над тремя петербургскими военно-космическими учебными заведениями и космодромом Плесецк.

За комментарием корреспондент "Парламентской газеты" обратилась к Сергею Крикалеву — космонавту-испытателю ракетно-космической корпорации "Энергия" имени С.П. Королева.

— Сергей Константинович, вам как человеку, родившемуся и получившему образование в Ленинграде, наверное, было приятно услышать заявление губернатора о возрождении исконно существовавших в нашем городе шефских традиций? Тем более что речь идет о военно-космической сфере.

— Хорошо, что руководство Санкт-Петербурга обратило внимание на образование, особенно в области высоких технологий. Подобного внимания заслуживают и другие морские учебные заведения. Ведь наш город со времени своего основания тесно связан с морем. Наверное, было бы правильно, если бы не только город, но и все государство оказало поддержку высшему образованию, подготовке специалистов в области "оборонки" или фундаментальной науки, так как в условиях "дикого рынка" самостоятельно существовать они не могут.

— Каковы источники финансирования космических программ, в частности нынешней, десятой экспедиции на МКС?

— Часть средств поступает из федерального бюджета, другая часть затрат покрывается коммерческими контрактами. Иногда выполнение федеральной космической программы проводится в долг, поскольку создание оборудования невозможно приостановить или отложить — остановив программу, начать ее будет чрезвычайно сложно.

— 14 октября 2004 года с космодрома Байконур стартовала десятая экспедиция на МКС, в состав которой вошли российский космонавт Салижан Шарипов (бортинженер МКС-10, командир корабля "СоюзТМА"), подполковник космических войск России Юрий Шаргин (бортинженер-2 корабля) и американец Лерой Чиао (командир МКС-10, бортинженер корабля "Союз ТМА"). Каковы основные задачи этой экспедиции?

— Планируется, что Шарипов и Чиао будут работать в космосе на протяжении полугода, а Юрий Шаргин вернется на Землю спустя 9 суток вместе с нынешним экипажем МКС — Геннадием Падалкой и Майклом Финком. Помимо обычного поддержания работоспособности станции экипаж должен провести около сорока разработанных учеными России и стран — участниц ЕКА научно-прикладных исследований и контрактных работ, часть которых является продолжением экспериментов, начатых экипажами предыдущих экспедиций. Как обычно, много медицинских исследований, связанных с изучением человеческого организма, визуальные наблюдения, биотехнология и другие.

Предполагается осуществить два выхода в открытый космос.

Ранее предполагалось осуществить первый после произошедшей гибели челнока "Колумбия" испытательный полет "шаттла". Но из-за задержек при подготовке этого полета совсем недавно было принято решение об очередном переносе старта "шаттла", теперь с марта на май 2005 года.

Экипажей посещения и коммерческой программы, связанной с полетом туриста, на период пересменки 9-й и 10-й экспедиций не планируется.

— Кстати, о космическом туризме. Каково ваше мнение о "сверхкоротких" полетах? Интересны ли такие "туры" космической отрасли?

— Состоялось всего два или три полета корабля, который поднялся на высоту больше условно принятой границы атмосферы, т.е. "поднялись до космоса". Кстати, это были испытательные полеты, без пассажиров. Был выигран приз 10 млн. долларов. Действительно, поставленная задача — подняться на высоту более 100 км и через несколько дней повторить полет — была красиво решена. Но это не полет на космическую орбиту. Корабль практически подбрасывается на высоту 100 км, некоторое время летит, как брошенный камень, по параболе, а затем осуществляет посадку по-самолетному. Уровень технических проблем, которые надо решить для такого полета, на порядки меньше тех, что для полета на орбиту.

Сравнивать такой полет с орбитальным можно так же, как подъем на высоту на лифте или на самолете. Или, еще лучше, как сравнивать прыжок с парашютом с высокой вышки (как Останкинская башня) и спуск с этой вышки на лифте, пусть даже скоростном. Вполне возможно, что в будущем кому-то такие полеты будут нужны. Все зависит от того, каков интерес. Если интерес будет состоять в том, что ты сможешь произвести впечатление на своих друзей, потратив эти деньги и слетав на этом самолете, то для этого может найтись много желающих, особенно в самом начале, пока к этому привлечено много внимания.

Что касается государственной космической отрасли и туристических полетов на орбиту, то они не являются коммерчески выгодными. Просто это попытка компенсировать часть затрат.

— Через полгода, в апреле 2005 года, нынешнюю экспедицию сменит МКС-11, в которой запланировано ваше участие в качестве командира экипажа. Вы совершили 5 полетов, а четыре года назад работали как бортинженер на МКС-1, поэтому станция вам уже хорошо знакома. Чем интересна будущая экспедиция и чем она отличается от предыдущих полетов?

— Полет, запланированный на весну будущего года, должен стать обычной орбитальной командировкой с выполнением ряда экспериментов и продолжением работ, начатых экипажем МКС-10 и более ранних экспедиций.

Запланирован один выход в открытый космос, во время которого нужно будет переместить грузовую стрелу на новое рабочее место для обеспечения будущих работ. Необходимо будет демонтировать и вернуть контейнер японского космического агентства (NASDA). Затем завершить работу с аппаратурой ЕКА, установленной во время выхода 8-й экспедиции. Эта довольно громоздкая аппаратура установлена на наружной поверхности станции и предназначена для изучения влияния космических лучей на ткани человеческого тела.

До недавнего времени в рамках работы МКС-11 планировался первый испытательный полет европейского автоматического грузового корабля, который создавался совместно с российскими специалистами и должен был стыковаться к российскому сегменту МКС. Но из-за сложности программы и возникших проблем дата старта ATV в очередной раз перенесена на более поздний срок.

В качестве коммерческой программы на пересменке 10-й и 11-й экспедиций предполагается полет европейского космонавта — итальянца Роберто Виттори.

— Вы говорите о "рядовых" экспедициях, о долгосрочных экспериментах, в то время как прежде каждая миссия в космос воспринималась как нечто неординарное, по отношению к чему невозможно было применить словосочетание "обычный космический полет". Да и в современном обществе все чаще можно услышать вопрос: нужно ли вообще осваивать космос — и если нужно, то зачем?

— К сожалению, сейчас космические программы настолько забюрократизированы, что люди перестали воспринимать полеты в космос как закономерную ступень длящегося уже не одно тысячелетие исторического процесса. А ведь стремление к выходу за пределы своей среды обитания является генетическим качеством человека, да и вообще всему живому свойственно желание осваивать новые ареалы, адаптируя их под себя и одновременно приспосабливаясь к ним. Сейчас вопрос о целесообразности дальнейшего освоения космоса сводится в основном к финансовой стороне дела. Но чрезмерно дорогостоящими космические программы выглядят лишь потому, что мы не учитываем того ущерба, который наносим Земле и которого можно было бы избежать при использовании ресурсов космоса.

— Какие же конкретные перспективы может дать человечеству освоение космоса, в частности обсуждаемое в последнее время возвращение к "Лунной программе"?

— Освоение космоса может дать человечеству больше, нежели мы можем себе представить: от новых технологий, осуществление которых становится возможным лишь в условиях невесомости, до получения электроэнергии и сбережения природных запасов Земли.

Как известно, с каждым годом на Земле сокращается количество углеводородного топлива, сжигаются невосполнимые запасы, усиливается парниковый эффект, что грозит Земле самым печальным будущим. И сейчас "свой дом" мы можем спасти единственным способом — за счет освоения новых сфер обитания за пределами Земли. Одной из таких "сфер обитания" является Луна.

Что есть на Луне? Самое необходимое — энергия Солнца. Энергия, которая, попав в уникальные условия нашей планеты, на протяжении миллионов лет аккумулировалась, превращаясь в органический запас Земли, а теперь оказалась на грани исчерпания. Поэтому сейчас человечеству необходимо найти способы аккумулирования энергии вне нашей планеты, например развернув солнечные батареи на Луне. Ведь в работе электростанций на Земле существует множество отрицательных моментов: добыча и транспортировка топлива, загрязнение атмосферы.

Возможен и другой вариант использования Луны: создание там "промышленной зоны Земли", где будет происходить не только генерирование энергии, но и ее непосредственное промышленное использование.

Кроме того, на Луне существуют такие ресурсы, которых нет на нашей планете. Например, изотоп водорода, который в перспективе может быть использован при проведении экологически чистой термоядерной реакции.

Но самое главное — Луна может стать плацдармом для дальнейшего изучения космоса и продвижения человечества к освоению новых пространств.

— Летом нынешнего года мы отмечали 35 лет со дня полета человека на Луну. В последнее время ведутся разговоры о возобновлении "Лунной программы". На какой стадии находится этот проект?

— Освоение Луны требует значительных финансовых затрат. А российский космический бюджет на 2004 год составляет всего около 430 миллионов долларов (в то время как бюджет НАСА — 15, 4 миллиарда долларов).

Президент США Джордж Буш еще в январе этого года озвучил новую американскую космическую доктрину на ближайшие 15 лет. Она поистине грандиозна. Смотрите: 2004 — 2010 годы — разработка нового пилотируемого космического корабля, который заменит "шаттлы" и сможет доставлять людей как к Международной космической станции, так и на Луну. В 2010 году США планирует прекращение работ на МКС с последующей заменой челноков на новые типы кораблей. В 2010 — 2014 годах, исходя из данного плана, начнутся беспилотные полеты к Луне. В 2015-2020 годах будут совершаться уже пилотируемые полеты к Луне с созданием на ней обитаемой базы. А после 2020 года начнется подготовка экспедиции на Марс. Аналогичные по амбициозности космические проекты есть только у Китая. В 2005 году китайцы планируют запустить автоматический зонд, в 2011 году — луноход. На 2020 год запланирована высадка на поверхность Луны, а в 2030 году — создание обитаемой базы. Но пока конкретных действий по этим проектам предпринято не было: еще нет ни соответствующей техники, ни полетов.

Что же касается российского проекта "Лунной программы", то все пока находится на стадии разговоров. Насколько эти разговоры и планы серьезны — покажет время. Россия не должна остаться на периферии космических исследований.

Как мне кажется, сейчас мы просто стоим в начале нового этапа, нового витка спирали. Может быть, для нас это еще слишком рано, и сейчас многие не понимают и не поддерживают идею космических полетов. И наша вылазка, которая состоялась 45 лет назад, постепенно может зачахнуть, а потом, через какое-то время, будет осуществлена следующая попытка. Но если этого не случится, может произойти и угасание цивилизации.

СПРАВКА "ПГ":

Крикалев Сергей Константинович — инструктор, космонавт-испытатель.

Родился в 1958 г. в Ленинграде. Окончил машиностроительный факультет Военмеха. В 1984г. отобран в отряд космонавтов НПО "Энергия". Спустя год начал общекосмическую подготовку. С 1986 г. — космонавт— испытатель. С 1992 г. — инструктор-космонавт-испытатель. Совершил пять космических полетов, проведя в космосе в общей сложности около 20 месяцев. Имеет семь, выходов в открытый космос общей продолжительностью более полутора суток. В настоящее время готовится к шестому полету в качестве командира (МКС-11).

Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации, Летчик-космонавт СССР (1989).

Награжден медалями "Золотая Звезда" Героя Советского Союза и Российской Федерации, орденами Ленина, Дружбы народов. Является офицером ордена Почетного легиона (Франция), получил медали НАСА "За космический полет" и "За особые заслуги". Мастер спорта международного класса по высшему пилотажу.

Ольга ЖАРКОВСКАЯ, Санкт-Петербург