Реакция у него хорошая. Язык легкий. Остроумен. Одним словом, космонавт. Да еще и Герой России. А именно - Александр Лазуткин. В Красноярске уже не в первый раз. Нынче приезжал с докладом на Решетневские чтения в Сибирский государственный аэрокосмический университет.
- Александр Иванович, у вас какой диплом?
- Синий.
- Хороший ответ. А специальность какая, по синему диплому?
- Системы жизнеобеспечения космических кораблей. Я заканчивал космический факультет Московского авиационного института.
- То есть вы не "военный" космонавт?
- Нет, я человек гражданский. Работал и продолжаю работать в ракетно-космической корпорации "Энергия". Но космонавт я действующий.
- А в Красноярск, на Решетневские чтения вас что привело - "общественная нагрузка" от Федерации космонавтики России?
- Да нет, просто я в Красноярске знаю людей, и люди меня знают. И плюс ко всему имею некоторое отношение к подрастающему поколению. Есть такое всероссийское молодежное аэрокосмическое общество "Союз". Так вот я в нем вице-президент.
- А тема вашего доклада на научной конференции в СибГАУ - "Современное состояние и перспективы развития космонавтики" - опять же спецификой вашей работы определяется?
- Ну а о чем еще может рассказать космонавт? О том, какое состояние у отечественной космонавтики сейчас, и что интересного будет в ближайшее время.
- И в каком же состоянии находится наша космонавтика, особенно на фоне развитых стран?
- С одной стороны, состояние это тяжелое, потому что деньги не платят.
- Что, даже вам, космонавтам, не платят?
- Космонавтике не платят, нам-то зарплату выдают. Причем вот сколько я в отряде космонавтов нахожусь, а это уже больше 10 лет, так все время одно и то же: запланировано столько-то средств, а выделено значительно меньше.
В 1998 году была встреча с президентом Ельциным, сидели с ним за овальным столом несколько космонавтов и генералитет от космоса. Мол, Борис Николаевич, вы же обещали выделить такую-то сумму денег на космонавтику, а выделили только половину. И, тем не менее, говорим мы ему, программа выполнена, сколько запусков намечали, столько и сделали. И все же когда будут обещанные деньги?
Ельцин посмотрел на молоденького премьер-министра Кириенко и говорит: "Сергей Владиленович, понимаете ли, я не люблю быть должником..." Кириенко что-то себе в блокнот записал и сказал: "Мы разберемся". И мы все вышли после встречи с настроением, что деньги наконец-то выделят. Но так в итоге и не выделили. И тем не менее старты не прекратились. Все наши организации, связанные с космосом, научились как-то выживать, зарабатывать, стали проводить коммерческие пуски. Хотя, конечно, не от хорошей жизни мы начали запускать туристов в космос.
- Американцы локти не кусают, глядя, как наши на космическом туризме зарабатывают?
- Здесь ситуация интересная. Американцы сами очень хотят запускать туристов. Но им это официально запрещено американскими же законами. НАСА - это государственная организация, и заниматься коммерцией ей нельзя.
- А что, разве наш "Росавиакосмос" - не государственная структура?
- Но мы - российская организация и не подчиняемся американским законам. Когда начали строить Международную космическую станцию (МКС), американцы сразу заявили: никакой коммерции, никакой рекламы. И всем запретили этим заниматься. Кроме России. Американцы, по сути, сдались под нашим натиском. Они поняли, что если нам еще и коммерческими запусками не заниматься, то мы тогда вообще не сможем участвовать в программе строительства МКС. Так вот, это все - плохая сторона нынешней жизни нашей космонавтики.
А хорошая, состоит в том, что все продолжается. Техника наша, которая была сделана в предыдущие годы, и сейчас лучшая в мире, нигде больше такой нет. У нас лучшие носители. Мы можем выводить в космос грузы любого веса. Разве что американцы еще имеют такой же парк носителей. И больше никто. Мы сделали самую мощную ракету-носитель в мире - "Энергия". Мы сделали "Буран", который был аналогом американского "Шаттла".
- Правда, судьба "Бурана" незавидна...
- Как, впрочем, и судьба "Энергии". Очень жаль. Я вспоминаю, как в самом начале создания МКС у нас с американцами была совместная встреча с журналистами в Германии. Американец представляет план-график строительства и говорит: "Для того чтобы построить такую большую станцию, весом более 500 тонн, нужно осуществить порядка 80 пусков "Шаттлов", где-то около 40 пусков "Протонов". То есть огромное количество пусков. Журналисты спрашивают: а почему так много? А американцы им в ответ: потому что нет таких носителей, чтобы эти 500 с лишним тонн груза быстро доставить на орбиту. И нам при этих словах стало обидно, потому что у нас такой носитель был. Это ракета "Энергия", которая могла выводить в космос до 150 тонн груза. То есть 5-6 пусков "Энергии", и МКС была бы построена.
- Как выглядят в сравнении наш "Союз", в котором экипажи доставляются на орбиту, и американский "челнок"?
- Наши маленькие "Союзы", конечно, менее комфортабельны, чем "Шаттлы". В них всего три человека могут разместиться. А в "Шаттле" сидишь в хорошем кресле, вокруг - простор. Но зато когда ты стартуешь в "Союзе", то уверен, что выживешь. Где бы ни случилось несчастье, даже если ракета-носитель будет взрываться на стартовом столе, "Союз" тебя спасет. У американцев же есть период времени на старте, когда они молятся Богу, чтобы ничего не случилось. А мы понимаем, что пусть на такой маленькой своей "посудине", как "Союз", но зато гарантированно долетим до станции.
- Как вообще космонавты относятся к туристам на орбите? Как к неизбежному злу?
- Возить туристов мы будем, потому что это приличные деньги. И упускать их было бы глупо. К тому же сейчас и американцы переделывают свои законы, чтобы тоже начать возить туристов.
- Кстати, сколько стоит это удовольствие?
- Это не секрет - 20 миллионов долларов. Если, конечно, человек признается годным к полету.
- А что это за люди, готовые выложить столь круглую "денежку" за полет в космос?
- Это необычные люди, на них интересно смотреть. Ведь одно дело, когда человек изначально хотел стать космонавтом или астронавтом и всю жизнь к этому готовился. И другое дело, когда у человека были совсем иные цели в жизни, но где-то в душе жила мечта. Вот тот же Тито полетел, когда ему уже за 60 было. Он говорит, с детства мечтал увидеть Землю из космоса, помню, мол, еще полет Гагарина... И вдруг ему представилась такая возможность.
- Скоро ли наши, российские туристы полетят - "нефтяные", "газовые" или "никелевые"?
- Вообще-то уже есть такие люди в России, которые имеют и возможность, и желание полететь.
- Периодически становится известно о том, что во время работы на орбите или при возвращении экипажа на Землю события развивались не в штатном режиме, что не помогала даже так называемая "защита от дурака", что космонавты, к примеру, нажимали не ту кнопку... Пресловутый человеческий фактор срабатывает?
- Во-первых, это было всегда. И это как раз то, что мы называем человеческим фактором. Техника сложная, а работать безукоризненно не может даже автомат, а уж человек тем более. А то, что происходит в последнее время... Раньше об этом просто не сообщали. Ведь не секрет, что в прежние годы все наши полеты (да и у американцев тоже) завершались тем, что "сверху" официально сообщалось: все нормально, все задачи выполнены. А на самом деле нередко далеко не все задачи выполнялись. Например, Береговой не смог состыковаться со станцией, ну не смог. Но мы об этом узнали только спустя много-много лет. А он прилетел тогда, официальная реакция: герой, задача полета выполнена. И таких историй много.
Сейчас вообще ситуация такая, что уже не скроешь, например, факт нестыковки, что кто-то не на ту кнопку нажал... А уже дальше свой отпечаток накладывает политика. Один и тот же факт можно обыгрывать как угодно. Допустим, когда у нас "грузовик" врезался в станцию "Мир", это тоже был человеческий фактор. А с другой стороны, это была естественная ошибка. И эту историю стали в своих интересах обыгрывать американцы. Мол, российская техника ненадежна и для строительства МКС не годна. Поэтому, дескать, давайте закроем российской технике дорогу в космос и будем развивать только технику американскую.
- А что такое естественная ошибка?
- Дело вот в чем. В той нештатной ситуации, когда "грузовик" столкнулся со станцией "Мир", впервые нужно было опробовать дистанционное управление кораблем. Он шел с большого расстояния, и им управлял не автомат с Земли, а человек со станции, который должен был подвести корабль и пристыковать его к "Миру". Когда на Земле готовились к этой операции, то рассматривали, естественно, самые разные варианты. И в итоге выбрали, как тогда казалось, лучший вариант действий, по которому и готовили экипаж. А на деле оказалось, что процесс пошел по другому пути. И экипаж ни при чем. Люди не виноваты. Они рассчитали тысячу возможных вариантов, а на практике выпал тысяча первый. А уже после того случая инструкции стали учитывать и подобное непредсказуемое стечение обстоятельств. Так что мы становимся умнее с каждым годом.
Юрий ЧУВАШЕВ