вернёмся в библиотеку?

Сегодня (Киев), №182
15.8.2003
ЗВЕЗДНОЕ ПРИТЯЖЕНИЕ

КОСМОНАВТ ЯРОСЛАВ ПУСТОВОЙ НЕ ВЕРИТ, ЧТО ЗЕМЛЯ КРУГЛАЯ

До недавнего времени украинский астронавт ЯРОСЛАВ ПУСТОВОЙ был известен лишь как дублер первого космонавта независимой Украины Леонида Каденюка, который в 1997 году совершил 16-дневный полет на орбиту в составе международного экипажа STS-87 на шаттле "Коламбия". Несмотря на то что Ярко (так окрестили нашего соотечественника американцы) проходил подготовку наравне со всеми, ему так и не посчастливилось увидеть космос собственными глазами. Похоже, его заветная мечта снова приобрела реальные очертания. Недавно стало известно, что 32-летний Ярослав Пустовой был отобран частной компанией Canadian Arrow ("Канадская стрела") в члены отряда астронавтов для двух суборбитальных космических полетов.

10 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ ДЛЯ ПОБЕДИТЕЛЯ

- Правда ли, что цель канадской компании, пригласившей вас - развитие космического туризма?

- Сразу отмечу, что не считаю деятельность "Канадской стрелы" космическим туризмом. На мой взгляд, ее правильнее было бы назвать частной космонавтикой, которая подразумевает пилотируемые полеты, финансируемые частными лицами. Для примера возьмем первого космического туриста, миллионера из Калифорнии Денниса Тито. Заплатив свои деньги компании Space Adventures, он ведь не отправился в космос через два дня в мягком кресле, с трехразовым горячим питанием и стюардессой на борту. Как и всем космонавтам, ему пришлось пройти полугодичную подготовку в Звездном городке и Центре им.Джонсона (США). Практически, по своей квалификации он стал полноценным космонавтом-исследователем. Единственное его отличие от других астронавтов в том, что за его подготовку заплатила не государственная структура, а он сам.

Для того чтобы развить индустрию частной космонавтики по аналогии с авиационными соревнованиями 20-30-х годов прошлого века, американские спонсоры учредили конкурс под названием "X-prize". Условия его таковы: частная компания, которая без государственной помощи сконструирует корабль, рассчитанный на трех человек, и первой совершит два полета в космос в течение двух недель на высоту свыше 100 км, получит специальный приз - 10 миллионов долларов. Сейчас в этом конкурсе принимают участие больше двадцати команд со всего мира, они разрабатывают свои версии кораблей. Безусловно, "прицел" каждой из них идет не только на главный приз - это лишь повод заниматься подобной деятельностью. Цель - развитие индустрии частной космонавтики. В прошлом году "Канадская стрела" объявила о наборе астронавтов.

- И вы подали заявку на участие...

- Да, как только узнал об этом проекте. В результате меня и еще пятерых космонавтов (четверых канадцев и одного американца) отобрали из 200 претендентов. Об этом я узнал в июне этого года. Что помогло пройти конкурс? Конечно, резюме, степень подготовки. Немаловажную роль сыграла и удача. Не секрет, что подобные отборы - своеобразная лотерея. Я не знаю, были среди претендентов мои земляки или нет. По канадскому законодательству, эта информация конфиденциальна. Мне лишь известно, что руководство компании было разочаровано тем, что среди кандидатов не было квалифицированных астронавтов-женщин. Есть немало представительниц прекрасного пола, которые выполняют обязанности пилотов и командиров космических кораблей, шаттла, например. Некоторые из женщин-пилотов принимают участие даже в боевых миссиях.

- Намечена ли уже примерная дата первого полета?

- Сейчас ведется очень напряженная работа. Если все пойдет удачно, в декабре-январе планируется проведение первого испытательного беспилотного пуска. А уже по результатам этих испытаний (их будет целая серия) можно обсуждать дату полета с экипажем. Моя роль - замещение должности пилота или командира. Какая точно, еще не известно.

- "Канадская стрела" - компания частная. Это значит, что на борту ее корабля вы не будете официально представлять Украину?

- Я буду представлять свою страну хотя бы потому, что являюсь ее гражданином.

- Космонавтов отобрали шестерых, а мест на корабле будет всего три. В космос полетят не все?

- Во-первых, конкурсных полетов будет два. Во-вторых, в будущем двое из трех членов экипажа однозначно будут профессиональными астронавтами. Поэтому шансы побывать в космосе очень высоки у всех прошедших отбор.

ЗАЦВЕТУТ ЛИ НА МАРСЕ ЯБЛОНИ?

- Чем отличается суборбитальный полет от орбитального?

- Во время полета корабль выходит в космическое пространство (по международным правилам, таковой считается высота свыше 100 км), но не набирая первой космической скорости, не достигает орбиты и возвращается на Землю по баллистической траектории.

Таких полетов было всего пять. Первый совершил американец Алан Бартлетт Шепард на корабле Mercury MR-3 через несколько недель после Гагарина. Он пробыл в космосе всего 15 минут. Вторым был астронавт Вирджил Айвен Грисс, который фактически повторил профиль первого полета. Третий и четвертый тоже были совершены американцами, но на этот раз по программе высотных полетов на специальных воздушно-космических самолетах с ракетными двигателями. Программа Х-15 проводилась совместно NASA и военно-воздушными силами США. Самолет поднимался в воздух при помощи бомбардировщика, а затем на определенной высоте отделялся от него и поднимался на максимальную для себя высоту. Джозеф Уолкер, один из пилотов, участвовавший в этой программе, дважды поднялся на высоту свыше ста километров. Что же касается пятого суборбитального полета, то он был внеплановым. Корабль "Союз-18" стартовал 5 апреля 1975 года. В составе экипажа были советские космонавты Василий Лазарев и Олег Макаров. Но во время полета не сработала третья ступень и они были вынуждены вернуться на Землю, так и не достигнув орбиты.

- Есть ли, на ваш взгляд, будущее у частной космонавтики? Известно ведь, что за удовольствие увидеть Землю "со стороны" Деннис Тито заплатил 20 миллионов долларов. Людей, способных раскошелиться на столь кругленькую сумму, можно пересчитать по пальцам...

- Если мы спросим своих родителей, что они думали в 60-е годы после подвига Юрия Гагарина, многие из них ответят: "Были убеждены, что через десять-двадцать лет сможем сами побывать на Марсе". Они действительно верили, что космонавтика очень быстро сделает революционные шаги в развитии. Однако история пошла другим путем. Космос стал уделом политических и экономических гонок, а также занятием для избранных. Поэтому уже к 80-м годам большинство людей утратили интерес к просторам Вселенной. Думаю, что частная космонавтика вполне способна его возродить. Что же касается баснословной цены за "билет", то с суборбитальными полетами дело обстоит совсем иначе. По оценкам некоторых американских компаний, ориентировочная себестоимость такого полета составляет около 100 тысяч долларов. Эта сумма, по сравнению с орбитальным, гораздо более "осязаема". Поэтому можно надеяться, что какое-то время любой состоятельный человек, всю жизнь сожалеющий о том, что не стал космонавтом (хотя бы потому, что убедил себя в невозможности этого), сможет оплатить подготовку и воплотить в жизнь свою мечту. Неужели это не здорово? Может быть тогда люди изменят свое отношение к космосу, что скажется на развитии не только пилотируемых полетов, но и космонавтики вцелом.

Вся соль суборбитальных полетов в том, что они гораздо дешевле и в техническом плане проще орбитальных. Раз кораблю не нужно набирать огромную скорость, значит для него не требуется сверхмощный двигатель и большое количество топлива. Кроме того, нет необходимости оборудовать его сложнейшей термостойкой защитой.

"ЭТО БЫЛО СПРАВЕДЛИВОЕ РЕШЕНИЕ"

- На вас - именная футболка члена международного экипажа шаттла "Коламбия". Тогда, в 1997-м, для полета на орбиту были отобраны два украинских астронавта: Леонид Каденюк и вы. И все же в космос отправился только ваш коллега. Вы были менее подготовлены?

- Нас с Каденюком готовили совершенно одинаково, да и подготовка у обоих была примерно равной. Но, к сожалению, возможность для полета была только у одного. Если бы сказал, что не хотел полететь, я бы слукавил. Как говорится, "плох тот солдат, который не мечтает стать генералом". Тем не менее считаю, что решение было объективным. Леонид шел к своей мечте о космосе больше двадцати лет. Меня же отобрали в астронавты лишь в 1996 году, непосредственно для этого полета. Хочу отметить, что Каденюк - показательный пример для многих наших соотечественников в том, как нужно стремиться к своей мечте и достигать поставленной цели.

В детстве я мечтал быть военным моряком, потом - ракетчиком. Желание стать астронавтом стало конкретной целью, когда я, так сказать, "подобрался к космонавтике поближе" - поступил в Военную академию им. Можайского в Санкт-Петербурге, где готовят специалистов военно-космических сил. Потом, в 1996-м, начался отбор для полета на "Коламбии" и я подал заявку. Ни на что особо не надеясь, между прочим. Поэтому тот факт, что меня отобрали, стал в какой-то степени неожиданностью.

- Кстати, об отборе. Правда ли, что претендент в космонавты должен обладать сверхчеловеческим здоровьем?

Это стойкое предубеждение. Думаю, что именно из-за него многие "похоронили" мечту о космосе, не считая себя достойными. Физические данные астронавта просто должны быть в норме, по крайнем мере, по требованиям американцев. Главный критерий - профессионализм.

- Что вы чувствовали во время запуска "Коламбии"?

Самым сильным впечатлением было понимание того, что эта неимоверно ревущая ракета, состоящая из сложнейшей техники, сделана руками человека. А внутри - твои друзья... Ощущение было такое, будто с ними улетала в космос и частичка меня. Мы провели вместе целый год, стали одной семьей. Мы и сейчас поддерживаем близкие отношения. Но встречаться удается редко - нас разделяет океан. Что же касается Леонида Каденюка, мы видимся тоже нечасто, поскольку работаем в разных организациях. Он занялся политикой, стал народным депутатом Украины, советником Президента. Я же возглавляю сектор информационного обеспечения космической деятельности в Национальном космическом агентстве Украины.

- Некоторые СМИ уже успели сообщить о вашей свадьбе...

Я женился в конце апреля 2001 года. С будущей супругой, тоже киевлянкой, познакомился на отдыхе под Евпаторией, в поселке Заозерное. Все начиналось с курортного романа, а спустя девять месяцев закончилось свадьбой. Как же я был удивлен, когда узнал, что Леся на протяжении нескольких лет ежедневно ходила на работу мимо моего дома! Но встретились мы почему-то только в Крыму. Судьба, наверное... Сейчас нашей дочке Насте полтора годика. Семья для меня на данный момент - главное в жизни. Все остальное - хобби.

- Как относится жена к вашей цели побывать в космосе?

Она меня во всем поддерживает, мы - как одна команда. Что же касается моего полета... Если бы я мог не хотеть полететь в космос, я бы не хотел. Но, увы. Главное, сделать это, а что будет потом, уже не так важно. Я знаю многих астронавтов, которые говорят, что, побывав в космосе один раз, непреодолимо хочется попасть туда снова.

- Своеобразная "звездная болезнь"?

Скорее, звездное притяжение. "Я просто хочу летать, вне зависимости от должности и звания", - говорит мой командир. Я ему искренне верю, ведь жизнь коротка и хочется, чтобы она была наполнена именно тем, чем ты хочешь. В конечном итоге, мы ничего не сможем забрать с собой. После нас останутся лишь наши дела - хорошие и плохие.

- Говорят, когда Леонид Каденюк вернулся после полета на "Коламбии", первое, о чем вы спросили: "Правда ли, что Земля круглая?"

Так и было. Это распространенная шутка всех астронавтов, не бывавших в космосе. Ведь на самом-то деле: а вдруг врут? Я же, как любой ученый, немного скептик - пока не увижу собственными глазами, не поверю. (Смеется.) Думаю, что во время суборбитального полета тоже будет видно, что Земля держится не на трех китах...

Роксолана ЛИТВИН "Сегодня"