вернёмся в библиотеку?

Российская Федерация сегодня (Москва) №9
Дата: 10.5.2004

СТРАНА БЕЗ ИНЖЕНЕРОВ — НЕ СТРАНА.

Московскому государственному университету геодезии и картографии — 225 лет

Тяжел труд педагога, но высока награда — способствовать благоденствию Отечества — таков девиз Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК), которому исполняется 225 лет.

Накануне этой даты наш корреспондент Александр ЧЕРНЯК беседовал с его ректором, профессором, доктором технических наук, дважды Героем Советского Союза, трижды длительное время работавшим в космосе, главой Ассоциации вузов России Виктором Петровичем САВИНЫХ.

— Виктор Петрович, прежде всего, хочу поздравить вас и весь многотысячный коллектив вуза с 225-летием. Что представляет сегодня правопреемник Константиновского межевого института — МИИГАиК, вроде карты давно составлены, границы установлены?..

— За поздравления спасибо. Занимаемся тем, чем и занимались: готовим специалистов геодезии и картографии. Да, границы государства Российского очерчены и карт сегодня много, хотя есть далеко не все. Масштабный ряд весь имеется, но идет ведь интенсивное изменение окружающей среды, территорий, повсеместно ведется большое строительство, прокладываются новые магистрали, естественно, и карты меняются. Они должны обновляться каждые 5 лет, а чтобы это сделать, нужны специалисты. Вот их и готовит наш университет.

В университете 10 факультетов: геодезический, картографический, аэрокосмических съемок и фотограмметрии, прикладной космонавтики, оптического приборостроения, экономики и управления территориями, гуманитарный, а также вечерний, заочный факультеты, факультет повышения квалификации и переподготовки кадров. Наши выпускники — руководители и работники государственных и ведомственных геодезических, картографических, кадастровых служб, специалисты по высокоточным инженерно-геодезическим работам, аэрокосмическим съемкам, мониторингу окружающей среды, ученые и сотрудники научно-исследовательских институтов, предприятий различных форм собственности. Всего более 20 специальностей.

— Вы говорите, есть факультет прикладной космонавтики. Что, на нем космонавтов готовят? Вы там учились?

— В мои студенческие годы его еще не было, я оканчивал факультет оптического приборостроения. И на факультете прикладной космонавтики не космонавтов готовят, а специалистов для решения задач поиска и рационального использования ресурсов земли и Мирового океана, мониторинга окружающей среды на основе данных дистанционного зондирования, проводимого с аэрокосмических аппаратов. Там же можно получить специальности: информационные системы в технике и технологиях; организация и технология защиты информации; геоэкология.

А что касается учебы космонавтов, то, как известно, специально такого учебного заведения нет, а есть центр по их подготовке, в который зачисляются люди, окончившие самые разные вузы, но прошедшие жесточайший специальный отбор. Кстати, наш вуз всегда тесно сотрудничал и с Сергеем Павловичем Королевым, и с нынешним генеральным конструктором НПО "Энергия" Юрием Павловичем Семеновым, который является почетным профессором МИИГАиКа.

— Согласитесь, гуманитарный факультет в техническом вузе — дело не совсем обычное...

— Когда не стало Союза ССР и появилась суверенная Россия, настала нужда готовить специалистов для рынка, у нас появились два новых учебных подразделения: факультет экономики и управления территориями, а также — гуманитарный. Я давно хотел, учитывая просьбы с мест, чтобы вуз готовил и специалистов в области российского земельного права, а также специалистов по ландшафтной архитектуре, ландшафтному дизайну, переводчиков, знающих тонкости нашей сферы и юриспруденции. Вот так и появился гуманитарный факультет.

Замечу, традиция вуза — не замыкаться только, как говорится, на технарях, готовить высокоэрудированных специалистов широкого профиля, в которых нуждается страна. Традиция заложена в первом Уставе учебного заведения, первым директором Константиновского межевого института (КМИ), известным русским писателем С. Т. Аксаковым. В Уставе было сказано, что инженеры-землемеры кроме хорошего знания своей специальности должны знать и русский язык, историю России, риторику, межевые законы, агрономию. Для преподавания русского языка и литературы Аксаков в свое время пригласил автора "Грамматики русского языка", учебника, по которому занимались тогда все российские школяры, известного критика В. Г. Белинского. Виссарион Григорьевич принял предложение, но, к сожалению, не стал преподавателем — попечитель отказал в этом по формальному признаку — ввиду отсутствия у него университетского образования.

Поскольку я упомянул первого руководителя нашего вуза С. Т. Аксакова, то замечу, что его слова о труде педагога: "Тяжел подвиг образования, но сладка и высока награда — способствовать развитию просвещения, следственно благоденствию своего Отечества" стали девизом для нашего профессорско-преподавательского состава.

— Виктор Петрович, сегодня все руководители высшей школы жалуются на нехватку средств, а вы в это же время расширяетесь, новые факультеты открываете. Как это удается?

— Я тоже жалуюсь на нехватку средств. А выживаем благодаря новым факультетам, новым специальностям. Наш бюджет, как у всех вузов, образуется из трех составляющих: бюджетные деньги, коммерческая деятельность и оплата обучения студентами. На новых факультетах обучение в основном платное, хотя там есть и бюджетные группы.

— Во что обходится обучение одного студента?

— По-разному, зависит от специальности, срока обучения. В среднем две тысячи долларов. Хотя те, кого принимаем на коммерческой основе, платят в среднем одну тысячу долларов в год.

— И какая пропорция при наборе?

— На первом курсе 550 бюджетников и порядка 250 на коммерческой основе.

— В монографии, выпущенной к 225-летию, я вычитал, что в КМИ в первую очередь принимали детей офицеров и чиновников, служивших в межевых структурах. А у кого сегодня есть привилегии при поступлении?

— Сословных привилегий, конечно, сейчас нет, хотя они есть у золотых медалистов, детей чернобыльцев, детей-инвалидов и сирот. Впрочем, у нас есть такая особая система зачисления в университет, как целевой набор, вне конкурса принимаем лиц, направленных на учебу предприятиями с мест. В ряде особенно отдаленных регионов испытывается острая нехватка специалистов нашего профиля. Целевой набор помогает решать эту проблему.

— Вот вы говорите: в отдаленных регионах есть потребность в ваших специалистах. Между тем выпускники средних школ далеко не все могут приехать в Москву, нет денег. Во многом эту проблему призван решить единый государственный экзамен. Вы "за" или "против" ЕГЭ?

— Мне больше импонирует целевой набор. Тем не менее мы уже два года принимаем выпускников средних школ по результатам ЕГЭ. Учатся они нормально. Отсева нет. Правда, мы и выбираем с очень высокими оценками.

— Как ректор МИИГАиКа относится к болонскому процессу, единому образовательному стандарту в высшей школе?

— Вопрос этот сложный. Поскольку мы интегрируемся в Европу, да и в целом в мировое сообщество, то, естественно, надо искать пути создания единого образовательного стандарта. Но хотел бы подчеркнуть: инженерное образование в России всегда было на достаточно высоком уровне. И сегодня тоже. Мы готовим и бакалавров, и магистров, но если сведем всю подготовку только к бакалаврам и магистрам, то потеряем инженеров. Стало быть, надо искать какие-то компромиссные решения и идти своим путем, ставя во главу угла интересы своей страны, а не кидаться в реку наобум Лазаря.

— Кстати, советские, а затем и российские дипломы в ряде стран ценятся довольно-таки высоко. А в вашем университете много студентов-иностранцев?

— Раньше была одна треть, сейчас меньше. Мы практически полностью удовлетворили потребности геодезистов и картографов таких стран, как Вьетнам, Куба, Ангола, Сирия... И сегодня наши двери широко открыты для иностранцев, но сейчас бесплатно учить не можем. В былые времена и стипендии им давали, и обували, одевали, покупали пальто, шапки-ушанки. Таких средств в бюджете ныне нет, разворачиваем подготовку специалистов нашего профиля в других государствах. Сегодня имеем магистратуру в Мадриде, Мехико и Аргентине. Там работают наши выпускники, по нашим программам и при нашем непосредственном участии — выезжают профессора, читают установочные лекции, проводят научные коллоквиумы. По окончании учебы и сдачи экзаменов выпускникам выдаем соответствующие дипломы, которые котируются высоко.

— Виктор Петрович, мы с вами зашли аж в Аргентину и Мексику, а если посмотрим чуть поближе: МИИГАиК был чуть ли не единственным вузом данного профиля в СССР и готовил кадры для всех республик. А как теперь в странах СНГ обстоят дела с кадрами геодезистов?

— Кроме нашего тогда еще института были факультеты в Львовском политехническом университете, институт в Новосибирске. Теперь во Львове на базе факультета создан институт, Киргизия направляет своих ребят в Новосибирскую академию геодезии, Казахстан ориентировался на Турцию, но сейчас ведет переговоры о возвращении к нам. Белорусы учатся в МИИГАиКе, поскольку есть соответствующие соглашения.

— Чуть раньше в разговоре вы коснулись такой специальности, как инженер. Насколько знаю, Константиновский межевой институт одним из первых в России начал их готовить. Сейчас многие высказывают озабоченность тем, что эта специальность умирает. Сегодня, мол, нужны менеджеры, бакалавры, магистры... Вы разделяете эту точку зрения? Нужна ли эта профессия сегодня, и если да, то какой тут может быть выход из положения?

— Смешно даже говорить, что не нужна. Как может обойтись наша промышленность без инженеров? Да, инженер ныне в загоне, менее востребован, ибо, к великому сожалению, мертвы отечественные заводы, фабрики, КБ. Сегодня инженерам нет работы, но уверен — это временно. Без своей промышленности любая страна — не страна.

— Виктор Петрович, а вот карты, изготовленные вашими специалистами и людьми до вас, насколько они соответствуют тем реальностям, которые, как сказал ваш друг космонавт Алексей Архипович Леонов, землемер Савиных видел из космоса?

— Когда я летал, то, честно говоря, как бы изучал географию Земли снова, потому что границ никаких нет...

— ...А-а, вот первое несоответствие — границ нет!

— Да, в этом смысле несоответствие. Летишь и думаешь, а какая это территория: определяешь по крупным рекам, морям, океанам. Вначале мы пользовались обычными атласами, а потом были разработаны специальные карты для космических полетов. В целом же должен сказать, что наши карты соответствуют местности. Картографы, правда, спорят по поводу раскрасок карт. Но и цветовое оформление, особенно карт, сделанных с помощью компьютерных технологий, соответствует реальным цветам, рельефу местности. Раньше не соответствовали планы городов. Как шутили мы между собой, это сделано специально для врагов, чтобы они заблудились в чужом городе. Сейчас и карты городов приведены в соответствие с реальностью. В первую очередь это касается Москвы. Каждый год столица выпускает карты-планы города, где все обозначено с высочайшей точностью до отдельного дома.

— Ректор Савиных с 15-летним стажем, к тому же вы член коллегии Министерства образования и науки, какие наиболее значимые проблемы, на ваш взгляд, сегодня заботят высшую школу и какие у вас есть пожелания к власти?

— На недавнем совете российского Союза ректоров в Ярославле сделан довольно грустный вывод: если раньше нашему системному подходу в образовании учились и США, и другие страны, то теперь мы позиции эти теряем, копируя их. Начинаем терять качество образования. Это связано и со старением кадрового потенциала, и с недостатком финансирования, и с растущей коммерциализацией вузовского обучения.

Главное, безусловно, улучшение финансирования. Понятно, сейчас у государства денег мало, впрочем, у России их никогда много не было, но на высшей школе экономить никак нельзя. Это понимали в основном все российские цари, что хорошо прослеживается на примере нашего учебного заведения, которому они уделяли большое внимание. Не самые лучшие времена переживала страна, скажем, в царствование Николая I, но именно он подписал в 1836 году один из важнейших законодательных актов в истории вуза — повысил его статус с училища до института, утвердив Устав, в котором детально прописано все — цели и задачи, программы, предметы изучения, контингент учащихся и их поведение (была даже 3-я глава, посвященная нравственности), определялась судьба выпускников и их обязанностей (обучающиеся за казенный счет обязаны прослужить по межевому ведомству не менее 10 лет, а своекоштные — 5 лет), специальный раздел был посвящен финансированию учебного заведения. Во исполнение Устава были куплены соответствующие помещения для института — дома баронов Сердобиных и Вревских на Старой Басманной и дом с садом купца Хомутова. Кстати, при Николае I были открыты Технологический институт в С.-Петербурге, ремесленное училище (ныне МВТУ имени Баумана) в Москве, Киевский университет, Горыгорецкий земледельческий институт (ныне Белорусская сельхозакадемия), ветеринарный институт в Дерпте, несколько военных училищ и академий.

Сегодняшнее невнимание к высшей школе завтра обернется большими потерями. Не надо экономить на знаниях соотечественников, на приобретении для вузов новейшего оборудования, не надо экономить на книгах, наглядных пособиях, компьютерах. В геодезии, например, за 15 последних лет все кардинально поменялось. Даже теодолиты, которыми люди пользовались не одно столетие, это уже вчерашний день. Сегодня все по-другому: я навожу прибор на объект, нажимаю кнопку и дальше компьютер вступает в дело. Естественно, новые технологии и оборудование дорого стоят!

Дальше. Налицо старение профессорско-преподавательского состава. Молодежь в институтах не задерживается — выпускники зарабатывают вдвое-втрое больше, чем преподаватели.

— Вы говорите, молодежь не задерживается... Изменились ли студенты за последнее время или остались такими же, как были в ваши студенческие годы? И если изменились, то в чем — стали лучше, хуже?

— Конечно же это другие люди. Они подготовлены лучше, чем мы, знают больше, чем в свое время знали мы. У них и возможности другие — Интернет, телевидение, не надо идти в библиотеку, включил компьютер и, пожалуйста, получай любую информацию. Правда, это все эффективно, когда человек стремится к приумножению своих знаний. Большинство студентов понимают, что только знания помогут им стать крепко на ноги.

А вот что касается духовного мира молодежи, нравственности, то тут, на мой взгляд, есть проблемы. Молодежь стала более свободной, раскрепощенной. Это не плохо, но она стала и более заносчивой, грубоватой, увлекается алкоголем, наркотиками, любит "красивую жизнь". Другой стала и активность. Раньше мы, например, проявляли активность в общественной жизни, спорте, а они сегодня активны в стремлении заработать побольше денег, показать свою независимость ни от кого, а то и просто красиво погулять. Мне кажется, что власть должна уделять больше внимания молодежи. Я вот говорил, что мы были активны в спорте, так у нас в этом плане и возможностей было больше — бесплатные секции, спортбазы, стадионы. Сегодня в большинстве случаев это стоит денег, которых у студентов нет. Законодателям надо подготовить закон о платном и бесплатном образовании, очертить здесь четкие границы, в целом законодательно поддержать высшую школу.

— Виктор Петрович, вы трижды побывали в космосе. Видели ли НЛО? Я задаю этот вопрос в связи с недавно поступившей с международной космической станции информацией о каких-то стуках извне, якобы пришельцы из других планет хотят познакомиться с землянами. В свое время вся мировая печать писала, что и к вам в иллюминатор кто-то заглядывал и чуть ли не разговаривал...

— Никаких НЛО я не видел, и никто в иллюминатор ко мне не заглядывал. Но вы правы, газеты об этом трубили вовсю. Честно говоря, я и сам не знаю, откуда пошла такая молва. Пытался докопаться до истоков, не докопался. Один из журналистов написал, что, мол, инопланетянин заглядывал в иллюминатор станции "Салют-7" и якобы даже разговаривал со мной, но Савиных, дескать, это скрывает, но обещает, что, когда придет время и он заговорит, выложит всю правду. И пошла писать губерния...

— Заговорить-то космонавт Савиных заговорил, вон какую интересную книжку "Вятка. Байконур. Космос" о своих полетах, основанную на дневниках, издал...

— Грешен. Не удержался, заговорил. И вот что скажу еще раз: люди, берегите нашу Землю. Из космоса я воочию убедился, что Земля — шар, всего лишь шарик в бездонных просторах Вселенной. Она вдруг предстала передо мной до боли беззащитной. При том запасе атомного и прочего оружия, который накоплен людьми, шар этот так легко расколоть, оставив в космическом пространстве лишь безжизненный пояс астероидов. Именно на орбите, можно сказать, физически, всей кожей чувствуешь ответственность человечества и свою собственную за мир на нашей прекрасной планете. А если уж и должны уходить силы человека на борьбу, то пусть эта борьба будет за жизнь, за красоту Земли, ее благополучие. Достаточно сделать один виток, чтобы увидеть — на Земле бушуют грозы, над ней проносятся ураганы, свирепствуют лесные пожары, просыпаются уснувшие вулканы, наводнения поглощают возделанные поля... Наша планета так нуждается в хозяйском, бережном отношении, человеческой ласке. Нет, она не беспредельна для людской расточительности и эгоизма, и каждая отравленная вредоносными выбросами река — как вышедший из строя кровеносный сосуд на ее прекрасном теле, и этот участок ее обречен, а так как все на Земле взаимосвязано, то нет больших или малых потерь, все они, как правило, грозят оказаться невосполнимыми. Эту мысль стараюсь донести до всех, и прежде всего студентов, молодежи, а с помощью прессы — до всех людей планеты Земля.

***

Штрихи к портрету университета

Созданная в 1779 году в честь рождения второго внука Екатерины II Константина, "для всестороннего познания Земель Отечества и начертания межевых карт" землемерная школа, для коей было отведено три покоя, стала затем Константиновским межевым училищем, Константиновским межевым институтом (1835 г.), Московским институтом инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии (1936 г.), Московским государственным университетом геодезии и картографии (1993 г.).

За годы работы МИИГАиКа подготовлено порядка ста тысяч специалистов в области геодезии и картографии. Выполнена главная задача — земли Отечества досконально изучены, обмерены, составлен весь масштабный ряд карт и атласов, и если собрать все воедино, то, пожалуй, для их хранения понадобилось бы несколько хранилищ размером с Московский университет. Все школьники, студенты профильных вузов изучают географию, познают не только землю, но и другие планеты благодаря той работе, которую проделали геодезисты и картографы. В 1852 году была напечатана первая картографическая учебная звездная карта Б. Я. Швейцера. Выпускники МИИГАиКа дали нам первую крупномасштабную карту Луны, других планет.

В настоящее время на Луне, на вечной стоянке в районе моря Дождей (1970 г.) и моря Ясности (1973 г.), ждут встречи с землянами два лунохода. На трех приборных узлах этих конструкций есть небольшие пластинки с названием предприятия-изготовителя — МИИГАиКа! В стенах этого вуза родился Герб СССР — его создал преподаватель В. Н. Адрианов. Здесь преподавали такие известные люди, как А. Л. Апухтин, С. А. Чаплыгин, А. В. Летников, Д. П. Дашков, П. А. Некрасов, А. Н. Сабанин, Ю. Д. Булонже, Ю. В. Готье, С. М. Соловьев, К. А. Цветков, И. А. Иверонов, Б. Н. Родионов, Б. Г. Шпитальный, Ф. В. Дробышев и др. Свой след в КМИ оставили декабрист М. Н. Муравьев, знаменитые русские писатели С. Т. Аксаков, который, кстати, был первым его директором, Ф. М. Достоевский. Бывал здесь и В. Г. Белинский, по его учебнику "Грамматика русского языка" учились еще школяры межевой школы и другие.

Сегодня в университете учится порядка 5 тысяч студентов, на 26 кафедрах трудятся 106 профессоров, среди которых 49 докторов наук, а также 172 доцента и кандидата наук.

***

Штрихи к портрету ректора

Удивительно похожи история университета и биография его ректора: оба, и вуз, и Савиных, год от года переходили от решения простых задач к более сложным, принося все больше и больше пользы Отчизне.

В. Савиных родился 7 марта 1940 года в деревне Березкины Кировской области. В 1957 году поступил в Пермский техникум железнодорожного транспорта. "Спокойно и упрямо" отрихтовав уральские пути и мосты, отслужив три года в рядах Советской Армии, продолжил учебу в МИИГАиКе, который окончил с отличием в 1969 году. При этом не только учился отлично, но и достиг больших успехов в спорте. Способного инженера, спортсмена с твердым характером и усердием заметили в НПО "Энергия".

8 декабря 1978 года Савиных был зачислен в отряд космонавтов. Он выполнил три космических полета на орбитальные станции "Салют-6", "Салют-7", "Мир". Среди них — единственный по сложности в мировой практике — оживление "мертвой" станции "Салют-7". Ответить на вопрос, что произошло на этой молчащей холодной глыбе, мог только полет, мог только экипаж высочайших специалистов — профессионалов в своем деле.

Такой экипаж был скомплектован в составе командира Владимира Джанибекова и бортинженера Виктора Савиных. Оба уже совершили космические полеты, прекрасно знали корабль и орбитальную станцию. Надо было выполнить обычные операции — найти станцию, состыковаться с ней и перейти в нее. И необычные — состыковаться с "мертвой" станцией, которая вращалась в пространстве с непонятными угловыми скоростями, войти в этот дом без света и воды, с минусовой температурой внутри. Надо было не только войти в станцию, а в течение многих дней умно оживлять ее в условиях хуже и опаснее антарктических. Они справились со всем блестяще.

Сейчас принято оценивать сделанное с точки зрения экономической эффективности. Трудно оценить это все только миллиардами, это оценивается еще сохранением нашего высокого технического авторитета в мире.

Много космических полетов совершили наши космонавты, каждый из них по-своему сложен и уникален по решению задач, но полет на "мертвую" станцию и ее оживление — это из разряда подвигов.

В НПО "Энергия" Савиных трудился в течение 20 лет, пройдя путь от инженера до руководителя комплекса. Разработанные им научные методы и системы легли в основу кандидатской (1985 г.) и докторской (1990 г.) диссертаций.

Дважды Герой Советского Союза В. Савиных в 1989 году общим собранием коллектива избран ректором Московского государственного университета геодезии и картографии. Под его руководством МИИГАиК в сложное время экономических реформ не только сохранил свое положение ведущего вуза страны, но и укрепил позиции за счет открытия новых важнейших для развития экономики России специальностей: "Городской кадастр", "Менеджмент", "Информационные системы", "Юриспруденция", "Ландшафтная архитектура" и др. Он поставил курсы лекций: "Аэрокосмическая съемка", "Оптико-электронные приборы дистанционного зондирования"; руководит дипломными проектами выпускников; является научным руководителем аспирантов и консультантом докторантов университета.

Савиных — известный общественный и государственный деятель, действительный член ряда академий, избирался народным депутатом СССР, руководитель научных коллективов, участвующих в качестве головных в выполнении президентской программы "Интеграция" и правительственной программы по созданию ведомственного кадастра. Непосредственно под его руководством успешно реализуются федеральные научно-производственные программы, имеющие стратегическое значение как для повышения обороноспособности, так и для развития экономики страны:

— космический многоцелевой мониторинг природной среды с орбитальных станций;

— создание и обновление геодезических сетей России на основе современных глобальных спутниковых систем позиционирования.

В. Савиных — президент Ассоциации вузов России.

Его многолетняя широкомасштабная деятельность на этом посту также красноречиво свидетельствует о значительном персональном вкладе в дело развития системы государственного образования России. Работая в течение многих лет членом коллегии Минобразования, проводит важную, в сложные времена перестройки всей системы высшего образования, работу по координации и объединению российских вузов.

В. Савиных является признанным не только в России, но и за рубежом общественным деятелем — член Международного исполкома президентов университетов, президент Международной ассоциации участников космических полетов. Фото:

— Студенты должны владеть компьютером в совершенстве

Виктор САВИНЫХ -->