вернёмся в библиотеку?
Рабочий край (Иваново) , №223
25.11.2003

Из Иванова в Иваново...через космос.

Как мы уже сообщали, 21 ноября по приглашению бывшего мэра Иванова В. Троеглазова и нашего земляка известного модельера В. Зайцева в Иванове побывала первая женщина-космонавт планеты В. Терешкова. С момента ее легендарного полета в космос на корабле "Восток-6" прошло уже 40 лет. Множество титулов и наград прибавилось к первым космическим. За плечами и звание "Первая женщина 20-го столетия", и активная работа в Комитете советских женщин, и огромное количество самых высших наград многих стран мира, однако тот первый титул - женщины-покорительницы космоса навсегда останется самым ярким. В ходе своего визита в Иваново в числе прочего В. Терешкова выступала в прямом эфире ИГТРК, но упор на чисто космическую тематику там не делался. Более того, Валентина Владимировна даже не заостряла на этом внимание и говорила больше о сегодняшнем дне России, о возрождении патриотизма и засилье не самых лучших западных моделей в нынешней системе образования, культуры, экономики России. Она вспоминала свои послевоенные годы в Ярославле, мамин подарок - брошь в виде чайки, которую она носит и по сей день ("Чайка" - позывной В.Терешковой в космосе).

Однако ее первая остановка в Иванове была в АО "Дормостстрой", по личному приглашению В.Троеглазова, и именно там мне удалось немного пообщаться с В.Терешковой вне официальной обстановки и поговорить на некогда засекреченную тему о первых шагах советской космонавтики и о том, каких трудов стоило нам соревнование с США в деле освоения космоса. Кстати, совершенно случайно выяснилось, что В.Терешкова еще за три года до полета в космос, будучи студенткой текстильного техникума, приезжала в Иваново на преддипломную практику и собирала материал на ивановских фабриках. Нынешний визит состоялся спустя 43 года.

- 40 лет назад, когда вы совершили свой легендарный полет в космос на корабле "Восток-6", тема эта была засекреченной, а вся информация о космосе строго дозированной. Скажите, насколько тернистым был путь к титулу первой в мире женщины-космонавта? Вы осознавали, что все ваши действия тогда мгновенно становились историческими?

- Историческим было тогда любое действие, связанное с космосом. Это был период первых полетов. Период первых проб и ошибок. К тому же существовало негласное соревнование с США в деле освоения космоса. Конечно, те препятствия и испытания, которые мы проходили на первых порах, были очень тяжелыми и не всегда обоснованными. От многих экспериментов в подготовительный период в дальнейшем отказались как от излишних. И мы сейчас вправе с одной стороны в чем-то обижаться на врачей и специалистов, готовивших изнурительный курс предполетных испытаний, но с другой стороны понимаем, что речь шла о первых крайне рискованных полетах. Было очень много неизвестного. Подстраховывались нередко с запасом. Но и сейчас, в эпоху длительных и, казалось бы, привычных полетов, каждый запуск нового корабля, каждая подготовка нового экипажа - это огромное испытание и для техники, и для людей. - Вы упомянули, что в предстартовой подготовке на первых порах было много перегибов, от которых потом отказались. Не могли бы вы рассказать об этом подробней? - Уже в предполетных испытаниях нас подвергали на центрифуге ускорению в 12 единиц. Это очень серьезные перегрузки для организма. В полете они могут встречаться лишь в аварийных условиях. У космонавтов Лазарева и Макарова в условиях аварийной посадки фиксировались перегрузки до 18 единиц, но это был чрезвычайный случай. У нас же такие экстремальные перегрузки были заложены в программу испытаний, хотя при посадке даже первых аппаратов перегрузки не превышали 9,5 единицы. Сейчас, к примеру, спуск является управляемым, а спускаемый аппарат имеет форму фары, и за счет аэродинамических качеств и пилотирования спускаемого объекта перегрузки находятся на уровне 3-3,5 единицы. Отказались в дальнейшем от испытаний в роторе, когда тебя долгое время вращают одновременно в трех плоскостях. На практике вероятность подобной аварии крайне невелика. Убрали из испытательной программы и испытания в термокамере, когда в легкой экипировке космонавта помещают в камеру при температуре 85 градусов по Цельсию и держат там до тех пор, пока температура тела не повысится на два градуса. Поверьте, это очень тяжелое, но главное, не столь уж необходимое испытание.

- Сам бы я, может, и не решился задать такой вопрос, но женщины в редакции очень просили узнать, не повлиял ли полет в космос на ваше здоровье?

- Ну, конечно, повлиял. Есть какие-то проблемы, особенно сейчас и не только у меня, но и у всех первых космонавтов. А осталось нас считанные единицы. Многие уже или погибли, или просто ушли из жизни. Но врачи, конечно, очень помогают. Почти у всех проблемы с позвоночником, и всем нам предоставляют квалифицированную врачебную помощь.

- Не испытываете каких-то обид или разочарований по поводу космического прошлого? Планировались ли уже тогда возможные последствия полетов?

- Никаких обид я не испытываю. Мы на все шли абсолютно осознанно. Мы были молоды и стремились в космос. Многие проблемы задним числом можно было бы решить еще на земле. Отказаться от катапультирования в земных условиях. Оно абсолютно излишне, но перегрузки при этом адские. Сейчас от этого отказались, но, наверное, по-другому тогда осваивать космос было просто нельзя.

Андрей УДАЛОВ