Фильм “Звездные войны” возник не на пустом месте. Сегодня можно раскрыть тайну, которая некогда относилась к разряду высших государственных секретов: идея создания космического корабля-перехватчика “Союз-П” всерьез обсуждалась в начале шестидесятых специалистами конструкторского бюро С. П. Королева. Это делалось вынужденно - в ответ на секретные планы американцев. Такие уж были времена - маховик гонки вооружений с каждым годом набирал обороты. И в США, и в СССР не исключали, что космос может стать ареной боевых действий. Между прочим, все 20 кандидатов в космонавты, отобранные в 1959 - начале 1960 года, были военными, а конкретно - летчиками-истребителями.
Готовили их, впрочем, не для “звездных войн” - просто люди этой профессии более всего подходили для пилотирования космических кораблей. “Летчик-истребитель является универсальным специалистом, - говорил Главный конструктор ракетно-космических систем Сергей Павлович Королев. - Он и пилот, и штурман, и связист, и бортинженер. А будучи кадровым военным, обладает необходимыми морально-волевыми качествами”.
Первый отряд космонавтов был создан 40 лет назад. Формированию отряда предшествовала феноменальная по масштабам и сложности работа. Почти во всех частях истребительной авиации были отобраны молодые летчики - лучшие по профессиональным и моральным качествам. В общей сложности - несколько тысяч человек. На следующем этапе из них выбрали 200 “самых-самых”. Затем за дело взялись медики. После длительных исследований в госпитальных условиях путевку в отряд получили всего лишь 20 пилотов - элита истребительной авиации.
Судьбы их и других, пришедших в отряд позже, сложились по-разному. Мы очень мало знаем о столкновениях идей, личностей, о драматических страстях, кипевших в Звездном и за его пределами.
О малоизвестных или вовсе неведомых cтраницах космической эпопеи мы беседуем с летчиком-космонавтом из первого, гагаринского набора Борисом Волыновым, который дважды побывал на орбите.
В 1969 году при возвращении на Землю произошла авария корабля, и только благодаря воле, хладнокровию и высочайшему профессионализму Волынову удалось избежать, казалось бы, неминуемой гибели. В течение семи лет (вплоть до 1990 года) он был руководителем отряда космонавтов.
- Борис Валентинович, давайте начнем с темы, которая до сих пор окутана завесой таинственности, - формирования экипажей. Кто конкретно определял, что в очередной полет отправится, допустим, Феоктистов или Шаталов? Говорят, по этому поводу “в верхах” нередко происходили серьезные баталии, в которых участвовали руководители Военно-воздушных сил, министерств обороны, общего машиностроения, главные конструкторы, работники ЦК КПСС, Совета Министров…
- Это действительно так. Порой споры высокопоставленных деятелей достигали нешуточного накала. Играли роль не только личные симпатии и антипатии, неформальные связи, но и узковедомственные интересы: руководители предприятий старались продвигать своих конструкторов, а военные, естественно, - своих летчиков. Острых противостояний было немало.
Приведу лишь пару примеров. В 1967 году (уже после трагической гибели Владимира Комарова) один из тогдашних главных конструкторов стал жестко настаивать на том, чтобы в следующем пилотируемом полете (планировалось провести стыковку двух “Союзов”) командиром активного корабля стал упомянутый вами ведущий специалист ракетно-космического предприятия доктор технических наук Константин Феоктистов (участвовавший ранее в суточном орбитальном рейсе на “Восходе”).
Однако помощник Главнокомандующего ВВС по космосу Николай Петрович Каманин категорически возражал против этого, так как, во-первых, Феоктистов не имел соответствующей летной подготовки, а, во-вторых, у медиков были серьезные замечания по его здоровью. В дело включились высокие инстанции. Кандидатуру Феоктистова (хочу заметить, замечательного человека, прекрасно знающего корабль) поддерживали первый заместитель заведующего оборонным отделом ЦК КПСС Борис Строганов, ответственный работник Военно-промышленной комиссии Совета Министров Георгий Пашков и многие другие. В бесконечных “обсуждениях вопроса” участвовали маршалы, генералы…
Более десяти месяцев продолжалась “эта глупейшая возня” (слова Н. Каманина). Помощника Главкома по космосу вызывали “на ковер” в ЦК КПСС и Военно-промышленную комиссию, но принципиальный генерал не отступал. В конце концов командиром корабля был назначен не Феоктистов, а Георгий Береговой. Но и он прошел не “на ура”. Оппозиция на этот раз была не среди промышленников, а непосредственно в руководстве ВВС. Против назначения Георгия Тимофеевича командиром корабля был исполняющий обязанности Главкома генерал Кутахов (он предлагал другого кандидата), а также начальник Центра подготовки космонавтов генерал Кузнецов. Не поддерживали кандидатуру Берегового и некоторые уже летавшие космонавты. Однако и здесь победа осталась за Каманиным. На "Союзе-3" в полет отправился Георгий Береговой.
- Вся эта “верхушечная” лихорадка по поводу того, кто полетит, а кто останется за бортом, была не на пользу делу, нервировала космонавтов, порой приводила к принятию не самых лучших решений.
- Что вы имеете в виду?
- Бывало так, что сложный полет поручали не самым подготовленным космонавтам. В результате не удавалось, например, выполнить стыковку, и “Союз” возвращался на Землю.
- Существовало, насколько я знаю, неписаное правило: если космонавты стали дублерами основного экипажа, то именно их и отправляли в следующий полет. Однако случалось (и не раз), что по воле высокого начальства в космос стартовали “внеочередники”. Как реагировали на это сами обиженные, например Георгий Катыс, Евгений Хлудеев и другие?
- Ну а что они могли сделать? Терпели, надеялись на лучшее. Но кто-то не выдерживал, “ломался”. Другие по 10-15 лет ждали своей очереди, а потом их просто “списывали” по возрасту или по здоровью.
- Сколько раз вы были дублером?
- В общей сложности - девять. Это своеобразный рекорд Центра подготовки космонавтов.
- Но потом стали даже командиром отряда?
- Потому что не сломался. Однако, надо сказать откровенно, не все выдерживали подобные жестокие экзамены. Искренне жаль тех, чья судьба оказалась покалеченной…
- В открытой печати никогда не назывались цифры, характеризующие “отсев” из ЦПК тех, кто готовился к космическому полету. Может, проясните ситуацию?
- Через наш Центр за сорок лет прошли в общей сложности около 300 человек. За это время в космосе побывал 91 космонавт. Примерно тридцать человек (в том числе и летавшие на орбиту) сейчас готовятся к новым стартам. Таким образом, почти 200 человек оказались, как говорится, за бортом. И это - подчеркну - среди тех, кто прошел через сложнейшую систему чрезвычайно придирчивого отбора и был зачислен в отряд космонавтов. Объективности ради надо сказать, что дело далеко не всегда было в том, что так и не дошла очередь на полет. Кто-то сам виноват: учился не очень прилежно (например, один из летчиков - старший лейтенант - за три “двойки”, полученные в течение двух лет обучения, был без всяких разговоров отчислен из Центра). Других “забраковали” медики. Были и несчастные случаи.
Ныряя в подмосковном пруду, врезался головой в дно и повредил позвоночник Валентин Варламов. Спустя несколько лет отдыхавший в санатории “Чемитоквадже” космонавт инженер-майор Гуляев, купаясь в речке Холодная, тоже ударился головой о камень. Из-за трещины черепа и перелома шейного позвонка с мечтой о космическом полете пришлось расстаться. Уже в 90-е годы на тренировках по приводнению погиб еще не летавший на орбиту космонавт. Это было на Черном море…
Из каждого нового пополнения, прибывавшего в Звездный, лишь немногим удавалось достичь цели. Вот один из ярких примеров. 3 мая 1967 года в ЦПК были зачислены 12 человек: В. Белобородов, Ю. Малышев, В. Козельский, В. Коваленок, В. Ляхов, В. Исаков, В. Писарев, С. Гайдуков, М. Сологуб, Н. Порваткин, В. Алексеев, М. Бурдаев. А слетали в космос только трое - Малышев, Коваленок, Ляхов. В тот год в ЦПК обучались 77 космонавтов. В ближайшие три года планировалось набрать еще 50 человек. Но в действительности новичков было принято гораздо меньше.
- Почему многие космонавты, в том числе, например, Юрий Гагарин и Валерий Быковский, открыто выступали против подготовки женщин к полету на орбиту? Не хотели, чтобы они занимали столь дефицитные места в космических кораблях?
- Нет, дело не в этом. Просто космические полеты - очень тяжелая работа. И с большей эффективностью выполняют ее мужчины (да и то далеко не каждому из них это дело по плечу). Когда-то существовал проект отправки в космос исключительно женского экипажа, представьте, как звучало бы: “Три женщины на орбите - новая выдающаяся победа советской науки и техники!” Но это была бы, конечно, чисто пропагандистская акция.
- Есть ли сейчас женщины в отряде космонавтов?
- Насколько я знаю, всего две - Надежда Кужельная и Елена Кондакова.
- Сколько советских космонавтов готовились к полету на Луну?
- С января 1968 года подготовку проходили 18 человек. В частности, для облета Луны первые три экипажа были такие: Леонов - Воронов, Быковский - Рукавишников, Попович - Макаров. Но нас, как известно, опередили американцы, и лунная программа была закрыта.
- Существовала ли у нас конкуренция между космическими фирмами?
- Безусловно. Например, между конструкторскими бюро Королева и Челомея. Я, между прочим, летал в 1976 году на орбитальной станции, спроектированной и изготовленной на фирме Владимира Николаевича Челомея. Я могу засвидетельствовать: это был отличный звездный дом. Кое-что до сих пор остается эксклюзивом….
- Вы имеете в виду совершенно секретную в те времена станцию “Алмаз”, которая была создана по заказу военных?
- Да, это был тот самый “Алмаз”. Кстати, секретное название нельзя было произносить вслух. В сообщении ТАСС говорилось о запуске очередной станции из серии “Салют”. Для широкой общественности это был “Салют-5”.
- Военные всегда мечтали иметь свою собственную станцию, которую можно было бы использовать для ведения разведки из космоса. В частности, выявлять стационарные военные и промышленные объекты; обнаруживать строительство ракетных шахт, дислокацию и перемещение воинских формирований, техники… “Алмаз” стал воплощением этой мечты. Фирма Челомея создала еще и свои транспортные корабли, заметно отличающиеся от “Союзов”. Почему они не пошли в серию?
- Насколько я знаю, просто не нашлось средств для дальнейшего финансирования программы “Алмаз”. Она была закрыта.
- Между тем за рубежом писали, что «военная орбитальная станция “Алмаз” имела мощное вооружение» и что будто бы на борту были ядерные заряды. Что здесь правда, а что вымысел?
- Никакого вооружения на борту нашего “Алмаза” не было.
- Тогда я процитирую один абзац из брошюры Игоря Афанасьева, изданной в 1991 году небольшим тиражом: “Орбитальная пилотируемая станция “Алмаз” оснащалась авиационной скорострельной пушкой конструкции А. Э. Нудельмана. Ее можно было навести в нужную точку через прицел, поворачивая всю станцию». Значит, пушка все-таки была?
- Американцы в то время вели работы по созданию “космической инспекции” - аппаратов для перехвата наших спутников. Мы не знали, запустят они такие аппараты или нет, пойдут ли на уничтожение спутников или повременят. На всякий случай в КБ Челомея разработали систему вооружения для “Алмаза”. Но наша станция ушла в космос без вооружения.
- В заключение несколько вопросов о жизни в Звездном городке. Здесь по-прежнему строгая пропускная система, высокий забор, охрана. Как же получилось, что у американцев, которые находились в Звездном, украли машину?
- Был такой неприятный факт… Так ведь жулику перелезть через забор не так уж сложно.
- А выехать из городка как? Ведь у ворот контрольно-пропускной пункт…
- Угонщики взорвали задние ворота и умчались. Звездный городок не может быть островом благополучия, когда криминальная обстановка в стране обострилась до предела.
- Часто ли вы встречаетесь со своими коллегами-космонавтами? С кем, например, виделись в последнее время?
- С Владимиром Шаталовым. Это было несколько дней назад. Он живет в этом же доме, только двумя этажами выше. Посидели, поговорили….
- А кто ваши соседи по лестничной площадке?
- В 22-й квартире живет Валентина Гагарина, в 23-й - Татьяна Беляева.
- Как поживает Валентина Ивановна?
- Нормально. В эти дни, например, она хочет переписать киноленты, на которых запечатлен Юрий Гагарин, на видео. Валентина Ивановна бережно хранит память о Юре… Она воспитывает внучку Катю, которая ходит и в общеобразовательную школу, и в музыкальную. Дочери живут в Москве, нередко приезжают сюда.
- Не жалеете, что космические полеты, слава, успех - позади?
- А я считаю - многое еще впереди. Слава - это так, шум, суета… Сорок лет в Звездном - очень счастливые, насыщенные, интересные годы. Но, может быть, только сейчас начинаю по-настоящему чувствовать вкус к жизни.