прислал Юрий Дружинин
УДК 629.783(091)

ИДЕЯ КОСМИЧЕСКОГО ПОЛЕТА В ТВОРЧЕСТВЕ М.К. ТИХОНРАВОВА

Б.Н. КАНТЕМИРОВ

В ряде документов, подготовленных С.П. Королевым в середине 1950-х годов, касающихся создания первого искусственного спутника Земли, он ссылается на работы по этому вопросу М.К. Тихонравова и его группы. В письме правительству в 1954 г. о возможности разработки искусственного спутника земли (ИСЗ) С.П. Королев писал: «По Вашему указанию представляю докладную записку тов. Тихонравова М.К. "Об искусственном спутнике Земли" ... » [1, с. 343]. В отчете о научной деятельности за 1954 г. член-корреспондент АН СССР С.П. Королев отмечал: "Мы полагали бы возможным провести эскизную разработку проекта самого ИСЗ с учетом ведущихся работ (особенно заслуживают внимания работы М.К.Тихонравова) ..." [1, с. 346]. И наконец, в тезисах доклада о разработке эскизного проекта ИСЗ (1956 г.) главный конструктор С.П. Королев отмечал: "... создание этого эскизного проекта не является случайностью, а подготовлено всей предшествующей работой организаций, занимавшихся разработкой РДД1 ... Особо должны быть отмечены первые работы М.К. Тихонравова и его группы..." [1, с. 362]. Имелись в виду исследования группы научных сотрудников, выполненные под руководством и при непосредственном участии Тихонравова (проводившиеся с 1947 г.), в результате которых была показана возможность создания ИСЗ при существовавшем в те годы в нашей стране уровне техники и выведения его на орбиту вокруг Земли отечественными ракетами, разрабатывавшимися в ОКБ С.П. Королева.

1 РДД — ракеты дальнего действия.

В контексте изложенного представляется интересным исследовать вопросы, связанные с развитием идеи космического полета в творчестве Тихонравова. Когда зародилась эта идея? В каком виде? Как она эволюционировала, как она была реализована на практике? Прежде всего целесообразно обратиться к периоду жизни Тихонравова, начиная с 1920-х годов, когда он поступил на учебу в Институт инженеров Красного Воздушного Флота (ныне Военно-воздушная инженерная академия им. проф. Н.Е. Жуковского), и кончая 1950 г., когда Тихонравов сделал доклад об ИСЗ на научно-технической конференции.

В ряде источников [2—5] указывается на то, что интерес к идее космического полета у Тихонравова родился в годы учебы в академии и даже ранее. Имеются следующие существенно различные точки зрения. Ю. Степанов: "Идеями ракетной техники Михаил Тихонравов увлекся в ранней юности, еще гимназистом, познакомился с некоторыми из работ великого мечтателя из Калуги — Циолковского" [2, с. 3]. М. Ребров и А. Ткачев: "Здесь (в институте. — Б.К.) он (М. Тихонравов. — Б.К.) знакомится с работами К.Э. Циолковского, занимается в планерном кружке" [3, с. 192]. Г. Можаровский: "Членами секции межпланетных сообщений (в военно-научном обществе академии. — Б.К.) состояли: Константин Эдуардович Циолковский, избранный почетным профессором академии, Фридрих Артурович Цандер, Владимир Петрович Ветчинкин, Михаил Клавдиевич Тихонравов и некоторые слушатели академии" [4, с. 49]. В. Галковский: "Будучи слушателем академии, М.К. Тихонравов познакомился с идеями К.Э. Циолковского и с 1923 г. начал свою творческую деятельность в области ракетной техники" [5, с. 188], Не останавливаясь на анализе каждой из приведенных точек зрения, изложим свою версию по этому вопросу.

С идеями межпланетных полетов Тихонравов познакомился еще на первом курсе академии. Об этом он пишет в своих воспоминаниях: "Еще на первом курсе академии я узнал, что межпланетными полетами интересуется и пропагандирует В.П. Ветчинкин ... В 1920/21 учебном году он прочитал для слушателей лекцию о межпланетных полетах". [6, с. 301]. Но идея космического полета слушателя Тихонравова в тот период не увлекла, а ракетный двигатель он в то время оценивает не с точки зрения полетов в космическое пространство, а применительно к авиации. "Лекция В.П. Ветчинкина тогда воспринималась с интересом, прочитанное заставляло задуматься. Я, например, начал расчеты самолета с ракетным двигателем" [6, с. 301]. Знаком был Тихонравов и с идеями К.Э. Циолковского. "Нужно сказать, что еще до организации военно-научного общества и секции межпланетных сообщений идеи К.Э. Циолковского как по космическим полетам, так и по металлическому дирижаблю были известны по крайней мере части слушателей академии" [6, с. 300]. Но в этот период обаяние личности К.Э. Циолковского и его идей не стали еще для Тихонравова той путеводной звездой в его творчестве, которой они будут в 1930-е годы и во всей его последующей жизни. 23 августа 1924 г. Циолковский выступает в академии с докладом по металлическому дирижаблю. "Я был на этом докладе. Доклад меня не заинтересовал. М.Т." Сохранилась такая пометка на полях в книге Циолковского "Проект металлического дирижабля на 40 человек" из личной библиотеки Тихонравова [7, с. 89] против отзыва (напечатанного в этой книге) об указанном докладе слушателя академии Соколова.

Таким образом, судя по приведенному материалу (а другими мы пока не располагаем), Тихонравов в период учебы в академии был знаком с идеями межпланетных полетов, ракетой как средством этого полета, с работами К.Э. Циолковского и В.П. Ветчинкина в этом направлении. Но все это его тогда не увлекло.

Нет оснований также считать, что он был в составе секции межпланетных сообщений или состоял в обществе исследований межпланетных сообщений. (Свидетельство Г. Можаровского [4] вызывает сомнения и требует дополнительного подтверждения, так как в этом же месте книги он пишет, что общество межпланетных сообщений выпустило журнал "Ракета", чего на самом деле не было). Успешные занятия Тихонравова проектированием планеров и исследования различных аспектов, связанных с парящим полетом, принесли реальные успехи, были получены интересные результаты. Работы в этой области явились доминантой его творчества не только в период учебы в академии, но и в последующие годы.

После окончания академии в 1925 г. Тихонравов работает в авиационной промышленности. В этот период неизвестны какие-либо документальные свидетельства о его занятиях космическими полетами. В этом нет ничего удивительного. За пять лет после окончания академии ему пришлось работать в нескольких организациях. Он по-прежнему увлекается планеризмом. Причем не только весьма успешно конструирует планеры, но и занимается исследованием различных вопросов планеризма, подходя к этой проблеме, по современной терминологии, системно. В круг его творческих интересов в этот период входит новая для него проблема — он начинает изучать полет птиц.

В конце 1920-х годов Тихонравов вновь возвращается к ракетному принципу летания. Об этом он пишет сам: "Увлекшись планеризмом, я вернулся к этим расчетам (расчетам самолета с ракетным двигателем. — Б.К.) только спустя шесть-семь лет" [6, с. 301], следовательно, примерно в 1928 г. К началу 1930-х годов Тихонравов убеждается, что использование ракетного двигателя для полетов на большие высоты наиболее перспективно. Позднее он напишет: ". . . мы в результате глубокого изучения вопроса будем применять ракетный двигатель там, где он дает нам преимущества перед другими, а именно — в стратосферном и внеатмосферном транспортах" [11, с. 577]. Но это еще не полеты в космос, а только полет в стратосферу — как преддверие космического полета. Много лет спустя он свидетельствует: "В 30-е годы перспективы развития авиации обозначались уже более четко и начали выявляться пределы применения винтомоторной группы. В поисках путей преодоления этих пределов ряд молодых деятелей авиации сосредоточили свое внимание на проблемах реактивного движения, приняв идеи Циолковского не столько из-за желания скорее лететь на Марс, сколько из-за стремления летать выше, быстрее и дальше" [8, с. 142]. О каких же пределах применения винтомоторной группы идет речь?

В конце 1920-х — начале 1930-х годов воздухоплаватели подошли вплотную к решению задачи полета в стратосферу. Первым совершил полет в стратосферу проф. Пиккар, поднявшись на высоту около 16 км. С этого полета начался буквально штурм стратосферы с научно-спортивными целями. Подготовка полетов в стратосферу осуществлялась и в нашей стране, строились стратостаты "СССР" и "Осоавиахим" (начало 1930-х годов). Не остались в стороне от этого движения и авиаторы. Кроме спортивно-научных целей они видели в освоении стратосферы будущее авиации, так как разреженность воздуха позволяла развивать там огромные скорости и благодаря этому создать, как говорили в то время, суперавиацию. Однако двигатели внутреннего сгорания, применявшиеся в авиации, не могли работать в разреженной атмосфере, в этом и был предел винтомоторной группы самолетов. Взор авиаторов обратился к ракете, которая для своей работы не нуждалась в воздушной среде и позволяла осуществить полет в стратосферу. С этих позиций становится ясна приведенная выше точка зрения Тихонравова. Аналогичная позиция по этому вопросу, т.е. необходимость завоевания авиацией стратосферы, четко видна и в трудах С.П. Королева [1, с. 61—68]. Однако задача завоевания стратосферы авиацией не решалась механической установкой ракетного двигателя на самолет. Она превращалась в сложную научно-техническую проблему создания ракетного двигателя и применения его на ракетах и самолетах.

Занимаясь в эти годы проектированием и экспериментальной отработкой ракет, Тихонравов не только решает задачу о применении ракет для исследования стратосферы, но ставит вопрос о полете человека на ракете. Весной 1934 г., выступая на Первой Всесоюзной конференции по исследованию стратосферы с докладом "Применение реактивных летательных аппаратов для исследования стратосферы", М.К. Тихонравов говорил: 'Без сомнения чрезвычайно заманчивым является подъем при помощи ракеты на такую высоту (более 30 км. — Б.К.) человека. В настоящий момент данный вопрос надо считать открытым, так же как и подъем человека при помощи ракеты на значительно меньшие высоты. Но возможность такого полета не представляет ничего невероятного" [9, с. 574]. Это, пожалуй, впервые высказанные вслух мысли Тихонравова о полете человека на ракете. Но это еще не космический полет, а лишь его преддверие, промежуточная задача, так как после освоения стратосферы виделись ему космические полеты. Вспоминая впоследствии эти годы, т.е. годы работы в ГИРДе, Тихонравов напишет: "А будущее представлялось грандиозным. Нам и тогда это было ясно. Мы мечтали о космических кораблях..." [6, с. 304].

Таким образом, в период работы в ГИРДе и РНИИ Тихонравов занимался непосредственно созданием ракет. Вопросы космических полетов оставались в мечтах как конечная цель, но еще не стали предметом непосредственных научных исследований.

После организации Реактивного НИИ (в 1933 г.) Тихонравов возглавил в этом институте отдел жидкостных ракет. Ракета по-прежнему продолжает оставаться предметом его профессиональных занятий. Именно в ракете видит Тихонравов реальное средство для космического полета. В 1935 г. он пишет: "... ракетный двигатель должен помочь человеку подняться в верхние слои атмосферы, выйти из нее и найти пути в космическом пространстве для полета на другие небесные тела — это наиболее реальное применение ракеты в недалеком будущем" [10]. Освоение стратосферы он по-прежнему рассматривает как ступеньку к космическим полетам. Эту мысль Тихонравов совершенно четко сформулировал в докладе "Применение ракет для исследования стратосферы", прочитанном им в 1935 г. на Всесоюзной конференции по применению реактивных летательных аппаратов к освоению атмосферы. Он писал: "Ведь полеты ракеты в стратосферу мы должны рассматривать как подготовку пути в межпланетное пространство". И далее: "Исследование стратосферы не является конечной целью развития ракетной техники. Это — только средство окрепнуть, технически подготовиться, для того чтобы человеку подняться сначала в верхние слои атмосферы, затем выйти из нее..." [11, с. 593]. Однако он понимает, насколько эта проблема сложна. Свою статью «Циолковский и его "Грезы о Земле и Небе"» он заканчивает так: "Осуществление межпланетного полета — настолько большой шаг вперед в деле завоевания природы человеком, что он сможет произойти только при сосредоточении на нем всех сил современной передовой техники" [12]. Поэтому в статье "На ракете в стратосферу" [13] Тихонравов вновь ставит вопрос о полете человека на ракете в стратосферу как о шаге к космическому полету. В ней же он пишет: "И если сейчас рано говорить о полете в межпланетное пространство, так как мы не имеем технических возможностей для решения этой задачи, то о подъеме на большую высоту человека на ракете говорить можно и должно... Полет человека на ракете вполне возможен. Пора серьезно подумать над осуществлением такого полета... И, начав с малого, человек на ракете наконец поднимется в высшие слои атмосферы, покинет Землю и осуществит давнишнюю мечту человечества о посещении других миров, мечту, которую К.Э. Циолковский своими работами превратил из фантазии в реальность".

Поскольку в этот период проблема создания ракет начинает становиться вполне реальной, предметом непосредственных научных исследований Тихонравова становятся отдельные вопросы космического полета. В 1936 г. Тихонравов публикует статью "Пути использования лучистой энергии для космического полета" [14]. В этой работе он указывает на то, что трудами Циолковского, Цандера, Оберта, Гомана и др. вопрос о возможности межпланетных путешествий решен в положительном смысле. Однако состояние техники, пишет автор, приводит к мысли, что для осуществления межпланетного полета необходимо изыскивание новых технических средств и способов. Далее он рассматривает различные способы полета в межпланетное пространство, в том числе использование для этих целей солнечной и космической радиации. Межпланетную ракету автор относит к разряду составных ракет, в которой стартовая ракета, осуществляющая полет в атмосфере, в качестве груза несет собственно межпланетную ракету. Рассмотрев этот круг проблем, Тихонравов в заключение статьи приходит к выводу, что межпланетная ракета "возможна в ближайшем будущем при сравнительно небольшом продвижении науки и техники вперед". Эта статья является, вероятно, первой публикацией результатов научных исследований Тихонравова и началом его работ по вопросу собственно космического полета.

Вместе с тем Тихонравов продолжает работы по осуществлению конкретных технических решений для ракетного полета человека в стратосферу. По свидетельству В.Н. Галковского, "Михаил Клавдиевич начал в 1934 г. разработку проекта большой ракеты, способной поднять человека в стратосферу" [5, с. 191]. Однако работы эти по ряду причин были приостановлены и возвращается к ним Тихонравов сразу после войны. В середине 1945 г. он с группой сотрудников РНИИ разрабатывает проект ракеты ВР-190, решавшей задачу подъема двух пилотов на высоту 200 км [15]. Не останавливаясь на деталях проекта, отметим, что он получил положительную оценку руководства и был рекомендован к практической реализации.

В связи с этим хотелось бы остановиться на позиции авторов научной биографии академика А.А. Благонравова, которые пишут [16, с. 175]: "... вопрос о том, осуществлять ли на первых космических кораблях орбитальный полет вокруг Земли или полет по баллистической траектории, был в начале 60-х годов отнюдь не так прост и ясен, как это представляется в наше время". И далее: "Авторитетные мнения о преимуществах суборбитальных запусков высказывались и в СССР. В некоторых предложениях и научно-технических разработках, осуществлявшихся в нашей стране, преобладало стремление выводить корабли в космос не по орбитальной, а по более простой суборбитальной трассе полета. Такие разработки осуществлял, в частности, коллектив под руководством известного исследователя и конструктуроа M. К. Тихонравова" [16, с. 175]. Из приведенного текста следует, что Тихонравов был сторонником баллистического варианта полета пилотируемого космического корабля. Однако, по свидетельству К.П. Феоктистова, в ОКБ С.П. Королева, в отделе, который возглавлял Тихонравов, рассматривались оба варианта полета пилотируемых кораблей. Оба эти варианта докладывались на Совете главных конструкторов в ноябре 1958 г., и на этом совещании, проходившем под председательством С.П. Королева, в конечном счете было принято решение создавать только орбитальный корабль [18].

Приступив в 1947 г. к работам по исследованию возможностей составных ракет, М.К. Тихонравов в 1948 г. приходит к идее "ракетного пакета", а в 1949 г., используя эту идею, он приходит к научно обоснованному выводу о возможности достижения первой космической скорости (с помощью ракет, разрабатывавшихся под руководством С.П. Королева) и полностью переключается на исследование вопросов искусственного спутника Земли. Первые результаты этой работы были доложены им на научно-технической конференции в марте 1950 г. [17].

Таким образом, проведенный анализ показал следующее. Первое знакомство М.К. Тихонравова с идеей космического полета и ракетой как средством осуществления этого полета произошло в период его учебы в академии им. Н.Е. Жуковского. Однако это не стало тогда предметом его профессиональных занятий. К ракете как средству полета Тихонравов возвращается в конце 1920-х — начале 1930-х годов. В этот период он руководит и непосредственно участвует в разработке различных типов ракет, решает вопросы применения ракеты для исследования стратосферы как промежуточного этапа перед выходом в космос. С середины 1930-х годов Тихонравов начинает пропагандировать идею полета человека на ракете в стратосферу (рассматривая этот полет как этап к полету космическому) и работать над осуществлением этой идеи. В этот же период он исследует в теоретическом плане отдельные вопросы осуществления межпланетных полетов. С 1947 г. Тихонравов со своей группой работает над идеей ракетного пакета и в конце 1940-х—начале 1950-х годов показывает возможность получения первой космической скорости и запуска ИСЗ при помощи разрабатывавшейся в то время в стране ракетной базы. С этого периода творчество М.К. Тихонравова полностью посвящено разработке различных вопросов создания искусственных спутников Земли, космических кораблей и автоматических межпланетных станций.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

1. Творческое наследие академика Сергея Павловича Королева: Изб. тр. и документы. М., 1980.
2. Степанов Ю. Звездный билет // Моделист-конструктор. 1975. № 10. С. 1-3.
3. Ребров М., Ткачев А. Москва-Космос. Путешествие по "космическим адресам" Москвы и Подмосковья. М., 1983.
4. Можаровский Г.М. Пока бьется сердце. М., 1973.
5. Галковский В.Н. Памяти Михаила Клавдиевича Тихонравова 1900-1974 гг. // Из истории авиации и космонавтики. М., 1974. Вып. 24. С. 188-195.
6. Тихонравов М.К. На заре ракетной техники // 50 лет ВВИА им. профессора Н.Е.Жуковского. М., 1970. С. 300-304.
7. Циолковский К.Э. Проект металлического дирижабля на 40 человек. Калуга, 1930. (Фонд ГМИК им. К.Э. Циолковского.К-Ш-2794).
8. Голованов Я. Первый старт // Пролог к космосу. Тула, 1981. С. 140-148.
9. Тихонравов М.К. Применение реактивных летательных аппаратов для исследования стратосферы // Пионеры ракетной техники: Ветчинкин, Глушко, Королев, Тихонравов. Избр. тр., 1929-1945. М., 1972. С. 567-575.
10. Тихонравов М.К. Ракетная техника. М., 1935.
11. Пионеры ракетной техники: Ветчинкин, Глушко, Королев, Тихонравов. Избр. тр., 1929-1945. М., 1972.
12.Тихонравов М.К. "Циолковский и его "Грезы о Земле и Небе" //Вечерняя Москва. 1935. 20 сент.
13. Тихонравов M.К. На ракете в стратосферу // Там же. 23 дек.
14. Тихонравов М.К. Пути использования лучистой энергии для космического полета // Реактивное движение. 1936. Вып. 2. С. 109-140.
15. Галковский В.Н., Москаленко Г.М. Проект ВР-190 — шаг на пути к созданию космических кораблей // Из истории авиации и космонавтики. М., 1980. Вып. 12. С. 28-30.
16. Фролов К.Ф. и др. Анатолий Аркадьевич Благонравов, 1 894-1975. М., 1982.
17. Япунский ИМ. О деятельности М.К. Тихонравова в период с 1947 по 1953 г. по обоснованию возможностей создания составных ракет // Из истории авиации и космонавтики. М., 1980. Вып. 42. С. 31-38.
18. Феоктистов К.П., Бубнов И. О космолетах. М., 1982.