Б.Е.ЧЕРТОК
О ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ КОСМОНАВТИКИ*
(*Доклад, прочитанный 31 марта 1992 г. в Москве на пленарном заседании Конференции по истории авиации и космонавтики, посвященной Международному году космоса.)
Достижения космонавтики — понимая под этим термином всю совокупность отраслей науки и техники, обеспечивающих освоение космического пространства и внеземных объектов для мирных, народнохозяйственных и научных, а также и для военных целей — за последние три десятилетия затмевают научно-технические достижения всей предыдущей истории человечества.
Ракетная и космическая техника стала обобщающим показателем степени развития цивилизации общества в целом, отдельных стран и регионов. Деятельность в космосе, космическая наука и техника, использование всех возможностей космического пространства станут ключевыми элементами в выживании в перспективных устремлениях человечества.
Космическая наука и технология продолжают развиваться все убыстряющимися темпами, ибо это дает совершенно реальную возможность каждой стране повышать свою безопасность, уровень жизни народа, политический престиж и экономическую независимость.
Космонавтика очень интенсивно интегрирует, стыкует и эффективно использует возможности, появляющиеся в результате объединения научных достижений в самых различных областях.
Следует, однако, признать, что начало космической эры было самым тесным образом связано с разработками новейших видов военной техники. Первоначальный научно-технической и промышленной базой для быстрого развития всех направлений космонавтики являлось наличие мощных военно-промышленных комплексов в СССР и США.
Сколь бы много ни развивалось концепций о чисто мирном происхождении космонавтики, следует четко сознавать, что все космические программы в двух главных космических державах США и СССР, а за последние 10 лет уже в Европе, Китае и других странах связаны с деятельностью соответствующих военно-промышленных комплексов.
В Советском Союзе успех космических программ, его приоритетные достижения, вошедшие в историю цивилизации, начиная с первого ИСЗ и полета Юрия Гагарина, являлись результатом деятельности отраслевых и академических научно-исследовательских институтов, КБ и промышленных предприятии, военных организаций, объединявших многие сотни тысяч инженеров, ученых и рабочих и мощную инфраструктуру военно-промышленного комплекса.
При этом не следует путать партийно-государственный многослойный чиновничий аппарат, кормившийся за счет огромных государственных расходов на создание военной техники, с миллионами активно и плодотворно трудившимися в отечественной науке и промышленности.
Практическая космонавтика развивалась на базе военной ракетной техники и развивалась тем интенсивнее, чем сильнее было соревнование между СССР и США в области стратегических ракетно-ядерных вооружений и в политической сфере во время холодной войны.
Успех всех крупных космических программ США также есть результат использования американской администрацией, американскими учеными и инженерами уникальных возможностей их военно-промышленного комплекса. Отдавая должное роли американской науки, следует учитывать, что такие фирмы, как "Боинг", "Рокуэл", Грумман", "Локхид", "Хьюз", "Мартин Мариетта" и многие другие и их субподрядчики являются действительными создателями космической техники. Их высокая технологическая культура есть результат деятельности по выполнению заказов Пентагона, который требовал высокой надежности и качественного превосходства над ракетно-космическими достижениями Советского Союза.
Одним из последних примеров использования военных разработок может служить пресловутая программа СОИ. Сейчас, когда ее продолжение для возможного уничтожения тысяч советских ядерных боеголовок представляется не нужным, многие идеи, фундаментальные и технические разработки, появившиеся в результате многомиллиардных затрат на эту программу, находят применение в научных и даже коммерческих космических программах.
Общегосударственное значение космических программ очень четко формулируется администрацией США. В сделанных в последнее время заявлениях и опубликованных руководящих документах администрация США выражает точку зрения, состоящую в том, что дальнейшее совершенствование возможностей в области освоения космического пространства, вытекающие из потребностей наращивания военно-стратегического и научно-технического потенциала, становится одной из важнейших стратегических задач, приобретающих в настоящее время серьезное политическое и экономическое значение.
Сторонниками расширения программы освоения космического пространства, принимающими личное участие в оказании помощи в ее реализации, является сам президент и его окружение.
На примере США наиболее показательна государственная забота о космических программах, на которых концентрируются общенациональные усилия, используется научно-технический потенциал не только американского, но теперь и европейского военно-промышленных комплексов. В последние годы ради успеха программ мирного космоса интегрируются усилия в международном масштабе. В этом отношении показательны программы создания до конца XX в. большой орбитальной станции "Фридом", европейской "Колумбус", космопланов "Гермес" и "Зенгер".
Объединяются, кооперируются не только корпорации, но и интеллекты различных стран. Нидерланды отнюдь не космическая держава. Однако на их территории находится вполне современный космический научно-исследовательский и испытательный центр Европейского космического агентства, объединяющего 14 стран.
Отечественные космические программы, даже выполнявшиеся во времена так называемого застоя, при всей иногда спорности их целевых задач и уровня технического исполнения, обладали неоспоримым прогрессивным свойством: космонавтика являлась стимулом для научно технического развития многих научных и технических направлений. Директивное и экономическое принуждение в интересах ракетно-космической техники, включая и ее ядерные "полезные" грузы, форсировали новые работы в области металлосплавов, химии синтетических и композитных материалов, микроэлектронике, точнейшем приборостроении, системах современной радиолокации, передачи и обработки информации, компьютерной технике.
Ценой колоссальных жертв и поистине героических усилий всех народов Советского Союза мы победили в Великой Отечественной войне, а в эпоху холодной войны создали одну из двух самых мощных в мире ракетно-космических инфраструктур, объединявших сотни больших систем.
Распад Советского Союза — ракетно-космической сверхдержавы — влечет за собой разрушение некогда мощной общесоюзной структуры, которая обеспечивала создание космических систем, достижение выдающихся результатов в большинстве доступных пашей космической цивилизации областей.
Отечественная космонавтика, несмотря на ошибки и просчеты в процессе своего развития в условиях сложной внутриполитической и международной обстановки, несмотря на структурные дефекты в государственном руководстве и контроле, обнаружила эффективность и жизнестойкость.
В результате распада Советского Союза, разрушения единого экономического и технологического пространства, разрыва хорошо работавших связей в процессе проектирования и создания больших ракетно-космических комплексов, в известной мере теряют смысл споры о том, какая из перспективных космических программ наиболее актуальна. Нам угрожает разрушение основного научно-технического потенциала отечественной космонавтики как целостной системы. Ведь космическая техника это не набор различных автономных систем, а многосложная и целостная структура.
По идеологическим причинам, утопическим и некомпетентным политическим суждениям, абстрактному недомыслию, да еще в условиях активной суеты, проявляемой в борьбе с ненавистной командной системой, отечественные космические структуры находятся под реальной угрозой их самостоятельному существованию.
Созданное Указом Президента России Космическое агентство должно по мере сил противостоять этому разрушительному процессу. Но по моему мнению Россия без активного участия Украины, Казахстана и других стран — участниц СНГ неспособна продолжить процесс развития космонавтики темпами, которые были в Союзе.
Поэтому целесообразно рассмотреть ближайшие перспективы и проблемы космонавтики не в СНГ, а в плане общечеловеческой цивилизации.
АРСЕНАЛ КОСМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
В настоящее время в космосе находятся на различных орбитах около 450 (с точностью до 10) активно работающих космических аппаратов. Из них 180 принадлежат России и другим странам СНГ. 156 — США и 114 — другим странам и организациям. Свыше 100 активно работающих КА из этих 450 находятся на геостационарной орбите.
Всего в космическом пространстве вокруг Земли, кроме действующих, вращается свыше 8000 созданных человеком объектов и крупных осколков, составляющих так называемый "космический мусор".
Современные космические системы мы можем, по пространственному размещению, разделить на два класса: околоземные и межпланетные.
Космическая эра только началась, поэтому естественно, что подавляющую часть КА составляют околоземные, входящие в соответствующие большие системы, которые составляют семь блоков сложнейших наземно-космических комплексов со своими целевыми задачами:
1. Наблюдение, видовая, радиотехническая и комплексная разведка.
2. Связь, ретрансляция всех видов информации, командные функции управления войсками, воздушным движением, транспортом и т.д.
3. Метеорология, исследование земных ресурсов, наблюдение за природными процессами, солнечно-земными связями, экологический мониторинг.
4. Навигация, геодезия, картография.
5. Фундаментальные и прикладные научные исследования в интересах планетологии, астрономии, астрофизики, космогонии, строения материи, биологии, поисков "братьев по разуму" и т.д.
6. Пилотируемые многоцелевые и транспортные системы,
7. Военные системы раннего предупреждения, стратегического назначения и те или иные виды космического оружия.
Несмотря на столь широкий спектр целей и задач, в космонавтике есть общие проблемы, которые определяют ее дальнейшее развитие. Остановимся, на наш взгляд, на главнейших.
РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ И КОСМОДРОМЫ
Первой ракетой носителем космического аппарата — первого в мире ИСЗ была межконтинентальная ракета Р-7, разработанная и впоследствии принятая на вооружение в качестве носителя мощного термоядерного заряда. После ряда модернизаций и дополнений этот носитель продемонстрировал завидное долголетие.
Ракета Р-7 давно перестала быть носителем ядерных зарядов, но с 1961 г. по сей день является единственным отечественным носителем пилотируемых транспортных космических кораблей. Несмотря на моральное старение этот носитель имеет наивысшую надежность по сравнению со всеми другими одноразовыми носителями.
Примерно с отставанием по времени на один год в США была создана межконтинентальная боевая ракета "Атлас", которая также после модернизаций оказалась вслед за нашей Р-7 исключительно долгоживущей в роли космического носителя.
Современная ракетная техника располагает большим разнообразием носителей легкого, среднего, тяжелого и сверхтяжелого классов, позволяющих выводить в космос аппараты массой от десятков килограммов до сотни тонн.
В нижеследующей таблице приведены характеристики основных носителей, использование которых обеспечивает развитие космонавтики до начала следующего столетия.
ТАБЛИЦА
Название носителя | Страна разработчик | Масса ПН (кг) выводимого на орбиту Н = 200 км. | Надежность % |
"Союз" (на базе Р-7) | СССР | 7000 | 97 |
"Протон" | -"- | 20000 | 92 |
"Зенит" | -"- | 12000 | 80 |
"Циклон" | -"- | 4000 | 95 |
"Атлас-2" | США |   |   |
"Титан-3" | -"- | 14000 |   |
"Титан-4 | -"- | 18000 | 95 |
"Ариан-4" | Франция |   | 87.5 |
"Ариан-5" | -"- |   | В разработке |
"Дельта" | США |   | 96 |
"Скаут" | -"- |   | 87.5 |
"Спейс Шаттл" | -"- | 25000 | 96 |
"Энергия" | СССР | 100000 | - |
"Taуpyc" | США | 1600 | В разработке |
"Чанджен-3 | Китай | 10000 | 94 |
"Великий поход-3" | Китай |   |   |
"Пегас" | США | 300 | - |
По энергетическим характеристикам уже созданные или находящиеся в летной отработке средства выведения позволяют выполнять все мыслимые на ближайшие десятилетия космические программы. При этом надо учитывать, что характеристики надежности, приводимые в таблице, относятся, как правило, к двух-трехступенчатому варианту, т.е. приведены для полезных грузов, выводимых на низкие околоземные орбиты. Для вывода полезных грузов на геостационарные или межпланетные орбиты потребуется использование дополнительной ступени — разгонного блока, что соответственно снизит общую надежность носителя.
Рекордные уровни надежности, достигнутые носителями "Союз" и "Спейс Шаттл", составляют 97 %, что можно считать вполне удовлетворительным.
Наиболее критичным показателем для всех средств выведения является удельная стоимость выводимого груза, которая в сильнейшей степени зависит от надежности.
Размеры убытков при неудачных запусках зависят от суммарной стоимости ракеты и полезного груза. Поэтому в расчет удельной стоимости необходимо вносить соответствующий коэффициент, учитывающий надежность носителя. Соответствующие исследования показывают, что удельная стоимость для носителей США в настоящее время колеблется в пределах от 7000 до 39000 дол./кг. Эта величина очень далека от той, которая была обещана при проектировании многоразовой системы "Спейс Шаттл"! Вместо 100-500 дол./кг, которые были обещаны, удельная стоимость выведения для "Спейс Шаттла" составляет около 10000 дол./кг. Поэтому важнейшей задачей для перспективных средств выведения представляется снижение удельной стоимости до величин порядка 100 — 500 дол./кг.
Одним из путей удешевления процесса выведения, безусловно, будет создание полностью многоразовых систем. Пока частично многоразовые ракетно-космические системы "Спейс-Шаттл" и "Энергия — Буран" продемонстрировали достаточную надежность, но стоят они слишком дорого. В перспективе работа Франции по космоплану "Гермес" и Германии по космоплану "Зенгер" обещает некоторый прогресс и экономике средств выведения полезных грузов.
Остается еще одна актуальная для носителей проблема — экологическая безопасность. Носители "Союз", "Атлас", "Зенит", "Энергия" относятся к экологически чистым. Компонентами ракетного топлива являются жидкий кислород и керосин, а для последних ступеней применяется жидкий кислород и жидкий водород. В отличие от этих "низкокипяших" компонентов на первых ступенях носителей "Протон", "Циклон", "Титан", "Ариан" используются весьма токсичные, экологически опасные компоненты — азотный тетроксид в качестве окислителя и несимметричный диметилгидразин в качестве горючего. Применение таких компонентов с течением времени нанесет большой ущерб природе в районах космодромов.
В связи с соглашениями о сокращении стратегических вооружений и необходимостью работ по уничтожению баллистических ракет средней и межконтинентальной дальности большой интерес представляют предложения об использовании этих ракет для выведения на околоземные орбиты небольших спутников связи, наблюдения и экологического мониторинга.
Наши, подлежащие частичному уничтожению, ракеты СС-20 и СС-25 могут быть использованы для вывода ИСЗ массой от 50 до 500 кг на орбиты высотой до 1500 км. Тем более для этих целей могут быть в перспективе использованы более тяжелые ракеты, количество которых вполне достаточно, чтобы удовлетворить потребности "малой" космонавтики на ближайшие два десятка лет.
Информация. Информация в самом различном виде, различного содержания, различной физической формы — это конечный продукт, каждый в настоящее время производит космонавтика. В будущем появятся новые продукты космической деятельности, произведенные в условиях невесомости, а также продукция экологически опасных производств, перенесенных с Земли в космос. Но это далекая перспектива.
В космической технике получение, сбор, обработка, передача, распределение и хранение информации определяют конечную эффективность самой космической системы. Характерной тенденцией является непрерывный рост абсолютного объема данных, посылаемых на Землю с КА. Американские исследователи подсчитали, что к 2000 г. только с КА, которые будут в мире созданы для прикладных исследований Земли, суточный объем поступления составит 1013 — 1015 бит.
Для того чтобы закодировать среднюю книгу на 300 страниц (400 знаков на страницу, 8 бит на знак), требуется 107 бит. Следовательно, общий поток информации будет равнозначен примерно 106 таких книг в день! По это только по прикладным исследованиям Земли.
Наибольший поток информации теперь и в перспективе идет через спутники связи и ретрансляции, находящиеся на геостационарной орбите. В ближайшем будущем она будет перенаселена и пристройка любого нового КА на этой орбите превратится и международную проблему. Нужно будет буквально втискиваться!
Здесь два пути решения проблемы: создание больших универсальных тяжелых спутников связи, заменяющих десятки средних и малых, и создание систем связи с помощью низколетающих (в пределах высот 700 — 2000 км) КА.
Опыт кратковременной войны в Персидском заливе продемонстрировал исключительное значение систем космического наблюдения, разведки и современных методов обработки информации для решения стратегических задач и оперативного управления боевыми действиями.
Комплексирование космических средств с современными научными достижениями в технике получения и обработке информации позволило использовать высокоточное оружие, доставляя его в любую точку ТВД на земле, море и воздухе, используя системы космической разведки и связи для боевого управления.
Наиболее актуальной проблемой и для военного и для мирного использования потока информации является проблема ее обработки. Автоматизированные системы обработки разрабатываются с использованием принципов искусственного интеллекта. По находящимся и памяти компьютеров характерным знакам распознается и идентифицируется объект-цель или место экологического неблагополучия.
Быстродействие таких систем составляет около 2,5 млрд. операций в секунду. В перспективе разработка систем с быстродействием до 1012 операций в секунду. Американские источники отмечает, что использование информации с КА во время войны в Персидском заливе позволило сократить до 2 — 3 мин время с момента обнаружения пуска баллистической ракеты до поступления необходимых данных на стартовую установку противоракеты.
Разработка сверхвысокочувствительных датчиков, систем разведки высокого разрешения найдет применение в сугубо мирных целях и для земного природоведения, и для исследования Вселенной. Примером является передача информации с последующим построением изображения с КА "Вояджер-2" о далеких планетах Солнечной системы.
Рациональное комплексирование достижений радиотехники обработки информации с современными космическими средствами безусловно позволяет до конца столетия создать экономически эффективную коммерческую систему связи по принципу "каждый с каждым."
Надежность и рабочий ресурс — это проблема актуальная для всех космических систем. До сих пор в наших условиях она решалась "в лоб" методом многократного резервирования. Необходимо существенно увеличить надежность каждого элемента, сокращая степень резервирования.
Ресурс КА связи должен быть увеличен до 12 — 14 лет, для КА прикладных исследований Земли — до 5 лет, для межпланетных, в зависимости от программы — до 7 — 8 лет, для АМС, летящих к дальним планетам, — до 15-20 лет.
Автономность — это свойство, которое космические системы должны приобрести одновременно с решением проблем надежности, обработки информации на борту, созданием систем автоматической диагностики.
Отказ от непрерывного контроля со стороны ЦУПов с их многочисленным персоналом специалистов должен существенно удешевить эксплуатацию космических систем. Управление космическими системами должно осуществляться при минимальном участии Земли. Комплекс "Мир" требует расходов до 1 млн. руб. в сутки, в значительной мере расходуемых на содержание наземных служб.
Бортовая энергетика. По мере увеличения объема информационных потоков, растет и потребность в бортовой энергетике. Удельный расход электроэнергии в расчете на 1 бит принимаемой, обрабатываемой и излучаемой информации практически не уменьшается. Для ресурса измеряемого многими годами активной работы, необходимо также использование электрореактивных двигателей, дающих существенную экономию массы и объемов КА.
Поэтому, наряду с повышением КПД солнечных преобразователей энергии, необходимо, несмотря на все эколого-политические сомнения, создание малой космической ядерно-энергетической электростанции мощностью в 50 — 500 кВт, а в перспективе до нескольких тысяч киловатт.
БОЛЬШИЕ КОНСТРУКЦИИ В КОСМОСЕ
Орбитальная станция "Мир" является примером начала строительства больших сооружений. Освоена техника надежного сближения и стыковки, проблемы управления динамически сложными конструкциями. В этих областях мы пока "впереди планеты всей".
Опыт создания а управления большими конструкциями позволяет проектировать КА принципиально иного назначения. В НПО "Энергия" разрабатывается идея строительства в околоземном пространстве системы солнечных рефлекторов для подсветки поверхности Земли в районах полярной ночи или на любых широтах с целью замены искусственного наружного освещения.
На базе унифицированной космической платформы НПО "Энергия" совместно с Физическим институтом АН РАН и Исследовательским Центром ЕКА разработан проект большою космического радиотелескопа, выводимого в космос с помощью ракеты "Энергия". Такой радиотелескоп позволяет решить проблему радиоиитерферометра сверхвысокой разрешающей способности. Этот законсервированный проект является примером того, что современная техника и инженерное искусство реально способствуют фундаментальным научным исследованиям, а, может быть, и новым открытиям. Но чисто финансовые ограничения, к сожалению, не позволяют реализовать то, о чем мечтают астрофизики всего мира.
Особое место в перспективных проблемах больших конструкций занимают проекты космических электростанций. Преобразование солнечной энергии в электрическую с помощью твердотельных фотоэлектрических преобразователей потребует разместить на околоземных орбитах конструкции площадью во многие десятки гектар.
Однако наибольшие трудности будет представлять система преобразования и передачи энергии на Землю. Для того чтобы космические электростанции могли внести ощутимый вклад в земную энергетику, потребуется не менее трех-четырех десятилетий.
Унифицированные космические платформы многоцелевого назначения. Смысл создания таких К.А заключается в том, чтобы от унификации отдельных служебных систем и элементов перейти к унификации существенной части конструкции и состава всего космическою аппарата. Для таких платформ переменной частью должен являться только целевой полезный груз, подобно тому, как ракета-носитель может вывести в космос полезный груз самого различного назначения.
Такая унификация приведет к существенному удешевлению и повышению надежности космического аппарата.
Новые материалы и прежде всего высокотемпературные полимеры, пожаробезопасные пластмассы, сплавы С уникальными механическими и электрическими свойствами являются примером того, что космонавтика по необходимости интенсифицирует разработки, которые затем могут широко внедряться в другие области.
Большим спросом в ближайшие годы будут пользоваться материалы, особо стойкие в условиях многолетнего интенсивного воздействия космических условий, в частности всего спектра солнечного облучения. Создание многоразовых воздушно-космических систем требует разработки термостойкого покрытия поверхности космопланов значительно более надежного, дешевого и технологичного, чем у американского "Шаттла" и нашего "Бурана".
ВНЕЗЕМНЫЕ ПРОГРАММЫ
Еще не перевелись у нас и за рубежом романтики и мечтатели, которые пропагандируют идеи строительства в ближайшее десятилетие, а конкретно до 2005 г. обитаемой Лунной базы и организации пилотируемой экспедиции на Марс. Впрочем, это утопия только в финансовом понимании.
По самым оптимистическим расчетам, такие программы потребуют от 100 до 250 млрд. дол. в ценах 1980 г. и принятия международных государственных решений о приоритетах. Никаких особо новых научных исследований или открытий для реализации таких программ не требуется.
Все технические предпосылки, научная и промышленная базы в "космических" странах для этого имеются. Что касается нашего возможного участия, то это, кроме всего прочего, будет зависеть во многом от того, сохранятся ли в СНГ отраслевые научные школы, организационные основы которых много лет назад были заложены С.П. Королевым, М.В. Келдышем, Н.А. Пилюгиным, В.И. Кузнецовым, В.П. Глушко, Б.Н. Петровым, А.А. Расплетиным, А.Л. Минцем, И.В. Курчатовым и многими тысячами ученых, которые работали в режиме истинно гражданского подвига.
Разрушить их или сделать ущербными оказалось очень легко. Если этот процесс разрушения не будет остановлен, народы СНГ будут отброшены на задворки современной цивилизации и вряд ли примут участие в будущих марсианских экспедициях.
Руководителям государств, ученым и широкой общественности предстоит в ближайшие годы сделать выбор между программами межпланетных экспедиций и "экспедиций на Землю". Параллельное их осуществление в современных экономических условиях, осложняемых локальными военными конфликтами, представляется маловероятным.
КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ КОСМОСА
Космические программы всех стран, включившихся в эту деятельность, с самого начала финансировались за счет государственных бюджетов. Однако за последние пять лет проявились тенденции в сторону коммерциализации космоса за счет развития частного сектора.
Однако вследствие сравнительно высокой стоимости космических программ и связанного с их осуществлением риска, процесс коммерциализации пока имеет успех только в условиях правительственной поддержки. Такой поддержкой пользуются коммерческие космические программы в США и Франции. Наибольшим успехом на "космическом рынке" пользуются услуги систем спутниковой связи. Спутниковая связь является первой и наиболее развитой областью коммерческого использования космоса. Особенно высок в последнее время интерес к мобильным средствам связи, системам управления, воздушным движением, автомобильным и железнодорожным транспортом, совмещением услуг связи с навигационным определением местоположения и т.д.
Правительства всех космических стран оказывают действенную поддержку своим национальным промышленным организациям в начавшейся острой конкуренции в сфере коммерческих систем космической связи. Национальные и международные консорциумы и ассоциации космической связи уже доказали экономическую целесообразность политики коммерциализации. По расчетам американских и западноевропейских специалистов, суммарная величина годового дохода от коммерческого использования систем спутниковой связи США и Европы к 2000 г. достигнет 3,5 — 4 млрд. дол.
Вслед за космической связью большой экономический эффект дает обмен технологией, связанный с коммерциализацией. Под обменом технологией понимается пополнение базы научно-технических знаний, позволяющих разрабатывать новые технологии и производства. К числу таких перспективных направлений относится производство кристаллов высокой степени чистоты для сверхбольших интегральных схем, металлов и новых высокопрочных сплавов, разработка биомедицинских препаратов, способных революционизировать методы лечения различных заболеваний. Эта область космической деятельности исследуется, в частности, на орбитальной станции "Мир". Однако масштабы работы в этом направлении еще далеки от того, чтобы возникли новые рынки.
Разработанные космической промышленностью технические устройства и методы являются ценнейшим национальным ресурсом. В отчетах НАСА приводятся данные о том, что сотни крупных и малых процессов, методов и видов промышленной продукции, созданных в процессе работ по космическим программам США, нашли применение вне космической промышленности, в результате чего возникли новые товары, фирмы и отрасли промышленности.
Согласно оценкам американских экономистов, эффект деятельности НАСА составляет 7 дол. на каждый затраченный доллар. Необходимо создать в государстве систему экономического стимулирования для использования космических достижений во многих отраслях. Только в стране, заинтересованной в научно-техническом прогрессе, капиталовложения в космические исследования и разработки дадут большой экономический эффект.
Нет сомнений в том, что при том внимании и законодательной поддержке, которое оказывается в Европе, США и Японии коммерческой деятельности по космическим программам, эта сфера предпринимательской деятельности превратится в самостоятельную область экономики.
КОСМИЧЕСКИЕ АГЕНТСТВА СНГ
Министерство общего машиностроения СССР было в недалеком прошлом могущественной космической монополией на всем пространстве Советского Союза. Теперь на его развалинах появляются новые автономные государственные космические агентства. Они уже организуются в России. Казахстане и Украине. Эти агентства по идее должны стать в каждой из стран СНГ генеральными заказчиками космических средств и программ для невоенных целей. Учитывая, что заказы, на общие для СНГ военные космические программы существенно сокращены, а бюджетные расходы на мирный космос пока находятся и процессе обсуждении и согласований, одной из главных задач космических агентств должна стать забота о сохранении богатейшего интеллектуального потенциала, накопленного отечественной космонавтикой. При этом интеграция — объединение усилий космических производств и ученых "через головы поэтов и правительств" совершенно необходимы...