Петр Дмитриевич Грушин родился 15 января 1906 г. в г.Вольске в семье рабочего-плотника Дмитрия Карповича Грушина. В 1914 г. он начал учебу в церковно-приходской школе, по окончании которой поступил в Вольское городское училище.
В 1921 г. Грушин перешел в профтехшколу им.Ильича, где в совершенстве овладел слесарным делом, работой на станках, обучался вождению трактора, изучал устройство двигателя. По окончании профтехшколы в 1925 г. Грушин работал на заводе "Возрождение" в Марксштадте, на ремонтном и кожевенном заводах в г.Вольске.
Первое знакомство Грушина с авиацией произошло в середине 20-х годов, когда группа самолетов совершила посадку на окраине Вольска. С этого времени он буквально "заболел" авиацией, занялся авиамоделизмом. Тяга к авиации привела Грушина в 1928 г. в Ленинградский политехнический институт, где он стал студентом авиационной группы. С 1930 г. Грушин учился в МАИ.
Учился он только на "отлично", принимая участие во всех соревнованиях по учебе, которые тогда регулярно проводились в МАИ. Учебу Грушин сочетал с активной работой в научно-техническом обществе, с конструкторской и общественной работой.
В начале 1932 г. он и его друзья-студенты Дмитрий Бабад и Афанасий Мараказов в течение трех месяцев разработали проект легкомоторного самолета "Бригадный", который был премирован на конкурсе ЦС Осоавиахима.
В мае 1932 г. Грушин окончил МАИ по специальности инженер-механик по самолетостроению и был принят на работу в Бюро новых конструкций (БНК) Всесоюзного авиационного объединения. После ликвидации этой организации Грушин был переведен на работу в Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) завода № 39.
В сентябре 1933 г. Грушин возвращается в МАИ, где он работал заместителем главного конструктора, а затем главным конструктором КБ при институте. Одновременно с этим он занимался активной преподавательской деятельностью, закончил аэроклуб. За время работы Грушина главным конструктором КБ МАИ под его руководством проектируется, строится и испытывается ряд самолетов оригинальных конструкций [1]. Более подробно работы П.Д.Грушина по созданию авиационной техники освещены в статье В.И.Перова (см.наст.сборн., с.69-82).
В сентябре 1948 г. П.Д.Грушин вновь приходит в МАИ, где работает деканом самолетостроительного факультета, проректором по научной работе [2].
В пятидесятые годы создателю самолетов было поручено совершенно противоположное дело — создание зенитных управляемых ракет. Опыт второй мировой войны показал, насколько мощную боевую силу стала представлять собой авиация. Именно тогда борьба с самолетами потребовала применения качественно новых средств, особое место среди которых надлежало занять зенитным управляемым ракетам. Тогда же начались и работы по их созданию в Германии, США, СССР, ряде других стран. Первые, полученные в 40-е годы, результаты оказались весьма скромными, а потому Грушин оказался практически у истоков создания этого, одного из наиболее сложных видов ракетного оружия XX века.
В 1951 г. Грушин был назначен первым заместителем С.А.Лавочкина, в КБ которого были развернуты работы по созданию зенитных ракет, предназначавшихся для использования в составе первой отечественной зенитной ракетной системы С-25 ("Беркут").
В ноябре 1953 г. Грушин возглавил новое конструкторское бюро — ОКБ-2 (в настоящее время МКБ "Факел"), которое было специально создано для разработки новейших образцов ракетной техники и, прежде всего, зенитных управляемых ракет. Перед КБ была поставлена важная и сложная задача — в кратчайший срок создать зенитную ракету для одного из первых в мире передвижных зенитных ракетных комплексов (ЗРК) — С-75.
Основу ОКБ-2 составил один из отделов КБ-1. организации в которой с 1950 г.велась разработка основных средств системы С-25. С самого первого дня работы в новом коллективе Грушин начал кропотливо, не уходя от мелочей, вникать во все окружившие его проблемы. Он великолепно разбирался в тонкостях всевозможных математических расчетов, в конструкторских и производственных делах. Все, кому довелось работать рядом с ним в те годы, отмечали его целеустремленность, необыкновенную работоспособность, талант организатора, железную волю в достижении поставленной цели. Эти качества Грушина во многом предопределили и будущую результативность работы его конструкторского бюро.
В первые годы существования ОКБ-2 здесь велись работы не только над зенитными ракетами. Так, первыми поступившими на вооружение ракетами ОКБ-2 стали ракеты РС-1У и РС-2У (НАТОвское обозначение — АА-1 "Alkali") класса "воздух-воздух", которыми со второй половины 50-х годов оснащались советские истребители — перехватчики.
Первая зенитная управляемая ракета, созданная в ОКБ-2 под руководством Грушина имела обозначение 1Д (SA-2 "Guideline", рис.1). Она представляла собой двухступенчатую ракету средней дальности с твердотопливным ускорителем и маршевой ступенью с жидкостным ракетным двигателем. На вооружение войск противовоздушной обороны страны она была принята в ноябре 1957 г. в составе ЗРК С-75. Многочисленные модификации этой ракеты находились и до настоящего времени находятся на вооружении десятков стран мира. Одна из них находилась также на вооружении Военно-морского флота СССР.
Именно 1Д и ее модификации стали на многие десятилетия своего рода визитной карточкой КБ Грушина. В этих ракетах наиболее ярко проявились все основные черты нового коллектива — его стремление к максимально высокой эффективности создаваемых образцов ракетной техники при их минимальной стоимости и простоте в эксплуатации, к максимально возможному удовлетворению предъявляемых требований, разумному сочетанию оригинальных конструкторских и технологических решений с уже отработанными.
Рис. 1. Одна из.модификаций ракеты 1Д. |
Одной из "изюминок" 1Д стал впервые примененный механизм изменения передаточного числа в рулевом тракте, который обеспечивал необходимую эффективность действия аэродинамических рулей ракеты в широком диапазоне высот и скоростей ее полета.
Этим ракетам довелось первыми в мире поразить реального воздушного противника. Впервые это произошло в октябре 1959 г. в небе Китая. Однако особую известность им принесло уничтожение 1 мая 1960 г. в районе города Свердловска американского самолета-разведчика Локхид У-2, пилотировавшегося Ф.Г.Пауэрсом [3]. Ярким этапом биографии этих ракет стало использование их во время войны во Вьетнаме. Здесь, начиная с 24 июля 1965 г. (когда одной такой ракетой было сбито сразу три американских самолета) ими было уничтожено более тысячи бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей.
Ненамного уступает в известности 1Д, также разработанная в 50-е годы двухступенчатая твердотопливная ракета малой дальности 4К90 (5В24 и другие ее модификации — SA-3 "Goa", SA-N-1, рис.2), которая в начале 60-х годов поступила на вооружение боевых кораблей Военно-морского флота и войск ПВО страны.
В конструкции этой ракеты был также реализован ряд оригинальных конструкторских решений: например, раскрываемые после старта ракеты стабилизаторы, пружинные механизмы в рулевых устройствах ракеты, которые обеспечивали необходимую эффективность работы ее аэродинамических рулей в широком диапазоне высот и скоростей полета.
Ракеты этого типа с успехом применялись в боевых действиях во Вьетнаме, на Ближнем Востоке, где они получили самую высокую оценку военных, технических специалистов и мирных жителей.
Наряду с этими широко известными ракетами в первые годы работы ОКБ-2 был разработан и ряд экспериментальных ракет, оставивших заметный след как в деятельности предприятия, так и в истории развития отечественной ракетной техники.
Рис. 2. Ракета 5В24 (4К90). |
В этой связи следует особо выделить ракету В-1000, созданную для применения в составе экспериментального полигонного комплекса средств противоракетной обороны — системы "А". При ее создании специалисты и ОКБ-2 совместно с ведущими научно-исследовательскими организациями страны был решен ряд уникальных по своей сложности задач. Уже осенью 1957 г. — всего через год после начала работ — начались ее летные испытания. А 4 марта 1961 г. В-1000 впервые в мире осуществила экспериментальный перехват и поражение осколочной боевой частью боеголовки баллистической ракеты большой дальности, двигавшейся со скоростью более 3 км/сек. Аналогичное — "безъядерное" — поражение головной части баллистической ракеты в США было повторено только в 1984 г.
Заметный след в работе КБ оставило и создание зенитных ракет с ракетно-прямоточными двигателями. ОКБ-2 стало пионером в области использования двигательных установок подобного типа для зенитных ракет.
23 января 1960 г. состоялось первое летное испытание двухступенчатой ракеты 17Д, в процессе которого был осуществлен запуск, разработанного специалистами ОКБ-2, твердотопливного ракетно-прямоточного двигателя. Дальнейшее продолжение работ в данном направлении привело к созданию ракет 18Д и 22Д. В двухступенчатой ракете 18Д был реализован ряд новаторских по тому времени компоновочных решений. В частности, ее несколько стартовых ускорителей, корпуса которых изготавливались из магниевого сплава, размещались внутри камеры ракетно-прямоточного двигателя и служили дополнительным горючим для него.
Трехступенчатая ракета 22Д (рис.3) была оснащена уже четырьмя ракетно-прямоточными двигателями, как твердотопливными (разработанными в ОКБ-2), так и жидкостными (разработанными в КБ М.М. Бондарюка). Летные испытания этих ракет продолжались до 1966 г.
Рис. 3. Ракета 22Д. |
Опыт полученный в ОКБ-2 при создании первых ракет был положен в основу создания в 60-е годы целого семейства зенитных ракет, отличавшихся чрезвычайно широким спектром характеристик.
Одной из первых в этом ряду стоит ракета 4К60 (SA-N-3 "Goblet", рис.4), созданная специально для обороны боевых кораблей. Требования, которые к ней предъявлялись — по характеристикам, по массе и габаритам — были весьма жесткими. В числе основных было и требование использования в составе ракеты только одного твердотопливного двигателя, что было связано с условиями ее эксплуатации на кораблях. Успешное создание такого двигателя и явилось основой успеха создания всей ракеты, которая во второй половине 60-х годов была принята на вооружение кораблей ВМФ.
Уникальная по своим боевым возможностям ракета 5В21 (SA-5 "Gammon") для ЗРК большой дальности была также создана под руководством П.Д.Грушина в 60-е годы. И на этот раз для успешного решения столь масштабной задачи потребовалось использование новых принципов и новых подходов.
Так, для поражения целей на больших дальностях (более 150 км) впервые в нашей стране было применено самонаведение ракеты с помощью радиолокационной полуактивной головки. Нашли на 5В21 место и другие новшества. В их числе разрезные аэродинамические рули, эффективность которых автоматически меняется в соответствии с высотой и скоростью полета ракеты.
5В21 и ее модификации защищали и защищают небо нашей страны, ряда других государств. С этой ракетой связан один из эпизодов боевых действий на Ближнем Востоке в начале 80-х годов, когда ею на дальности 190 км был сбит израильский самолет-разведчик. Ни одна зенитная ракета в мире в боевых условиях такого результата не имеет.
И еще в одном качестве в последние годы проявила себя эта ракета. В октябре 1991 г. на ее борту был испытан первый в мире гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель, работающий на жидком водороде, который был создан специалистами Центрального института авиационного моторостроения.
В 60-е годы в МКБ "Факел" была создана и ракета 9М33 (SA-8 "Gecko", SA-N-4) вошедшая в состав самоходного ЗРК сухопутных войск и корабельного комплекса малой дальности.
Среди особенностей этой ракеты — использование аэродинамической схемы "утка" со свободно вращающимся крыльевым блоком, что позволило заметно уменьшить массу системы управления ракеты при сохранении ее эффективности.
В настоящее время 9М33 находится на вооружении не только в нашей стране, но и в десятках стран Европы, Азии и Африки. Неоднократное использование этой ракеты в различных локальных войнах и конфликтах показало ее незаурядные боевые качества и характеристики, которые сравнимы, а во многом и превосходят, аналогичные характеристики зарубежных ракет того же класса.
На счету 9М33 уничтожение в реальных условиях боевой обстановки десятков самых современнных средств воздушного нападения, в том числе и крылатых ракет во время боевых действий в Персидском заливе зимой 1991 г.
70-е — 80-е годы стали временем подъема конструкторского бюро на качественно новую ступень. Именно в эти годы здесь были созданы зенитные ракеты 5В55 — SA-10 (SA-N-6, рис.5) и 9М330 — SA-15 (SA-N-9), которые стали наиболее яркими представителями нового поколения этого вида ракетной техники.
Рис. 4. Ракета 4К60. |
При их создании на предприятии был глубоко проанализирован весь предыдущий опыт подобных разработок, учтены многие из имевшихся в то время тенденций развития ракетной техники. Учтено было и стремление разработчиков ЗРК к их максимальной скорострельности и высокой эксплуатационной надежности.
Результатом этих работ стало создание ракет, имеющих минимальное время реакции, повышенную боеготовность, минимальную ближнюю границу зоны поражения, простую систему перезарядки, обладающих высокой помехозащищенностью, способных выполнять свои функции в любых погодных и климатических условиях. Особо следует выделить и внедренный при их создании принцип обеспечения гарантированной надежности, что позволило обеспечить этим технически сложным видам оружия беспроверочную эксплуатацию в войсках в течение всего гарантийного срока, который был значительно увеличен по сравнению с ракетами предшествующих поколений.
Создание ракет, обладающих именно такими свойствами потребовало коренного пересмотра уже сложившихся подходов к проектированию зенитных ракет, проведения всестороннего критического анализа этих подходов, использования целого ряда принципиально новых технических решений. И эта задача была успешно решена в конструкторском бюро под руководством П.Д.Грушина.
Одно из центральных мест среди новых технических решений заняло использование для ракет транспортно-пусковых контейнеров (ТПК), в которых проходит весь цикл их существования — от сборки на заводе до пуска. Выделяются новые ракеты и своим вертикальным стартом из контейнера с помощью катапультирующего устройства — именно так стартуют 5В55, 9М330 и их корабельные модификации. Маршевый двигатель при этом запускается на высоте порядка 20 м. Кроме этого, к особенностям 9М330 следует отнести и систему газодинамического склонения, которая впервые в мире была предложена специалистами предприятия. Ее использование позволило изящно решить наиболее сложные проблемы для вертикально стартующих ракет — быстрый вывод на траекторию полета к цели и достижение минимальной ближней границы зоны поражения.
Рис. 5. Ракета 5В55. |
В начале 90-х годов в войсках ПВО и на кораблях ВМФ появилась зенитная управляемая ракета 48Н6Е — последняя ракета работы по созданию которой возглавлял Грушин. Аналогичная по конструкции с 5В55, она имеет практически равные с ней габариты и массу. Достаточно сказать, что для ее эксплуатации используется цилиндрический ТПК тех же размеров. Однако характеристики 48Н6Е значительно выше, чем у ее предшественницы — почти вдвое возросла дальность полета, выросла эффективность поражения самых разнообразных целей, в том числе тактических и оперативно-тактических баллистических ракет.
За более чем 40 лет работы П.Д.Грушина по созданию образцов ракетной техники под его руководством было разработано и сдано на вооружение 14 типов зенитных управляемых ракет, которые прошли более 30 модернизаций. Более чем в 50 странах мира эти ракеты составляли и составляют основу противовоздушной обороны [4-10].
За эти годы Грушиным была проделана огромная работа по созданию и повышению эффективности работы возглавляемого им конструкторского бюро. Работая сам, Грушин был лидером своего коллектива, в котором он пользовался непререкаемым авторитетом. Здесь под его руководством были внедрены передовые научно-технические методы проектирования ракет, базирующиеся нашироком использовании электронных вычислительных машин, создана испытательная база, оснащенная уникальным оборудованием.
В практику работы его конструкторского бюро вошла первая в отрасли автоматизированная система управления производством и автоматизированная система проведения и обработки результатов натурных и стендовых экспериментов, позволившая в несколько раз сократить затраты на обработку и сроки испытаний.
Родиной был по достоинству оценен его огромный вклад в развитие авиационной и ракетной техники. Петр Дмитриевич был дважды удостоен звания Героя Социалистического труда (1958, 1981), стал лауреатом Ленинской премии (1963) и премии Академии наук СССР им. А.К.Туполева, был награжден семью орденами Ленина (1943, 1945, 1953, 1958, 1966, 1981, 1986), орденом Октябрьской революции (1971). В 1966 г. как крупнейший конструктор и ученый в области ракетной техники он был избран действительным членом Академии Наук СССР.
Петр Дмитриевич был не только выдающимся ученым, конструктором и организатором, но и также видным государственным деятелем. С 1966 по 1986 годы он был членом ЦК КПСС, с 1966 г. избирался делегатом партийных съездов, был депутатом Верховного Совета РСФСР.
Скончался Петр Дмитриевич 29 ноября 1993 года, похоронен в г.Москве на Новодевичьем кладбище.
Литература.
1. Ребров М. Генеральный конструктор // Красная звезда, 28 января 1981 г.
2. Ребров М. Остаюсь верен мечте // Красная звезда, 20 января 1986 г.
3. Легасов Г. Не наследственной элитой // Вестник противовоздушной обороны. 1993. N3.
4. Валентинов В. Нет системе равных // Вестник противовоздушной обороны. 1993. №12
5. Петр Дмитриевич Грушин (некролог) // Красная звезда, 3 декабря 1993 г.
6. Светлов В., Коровин В. "Факел" и его ракеты // Военнный парад. 1994. № 5.
7. Светлов В., Коровин В. Ракеты "Факела" для корабельных ЗРК // Военный парад. 1995. № 3.
8. Коровин В. 17Д — боевая лаборатория // Крылья Родины. 1994. №1.
9. Коровин В. Шагнувшая к гиперзвуку // Крылья Родины. 1994. №6.
10. Svetlov V., L'Ebrellec P. Bureau de constructions mecaniques Fakel // Enjeux Atlantiques. Fevrier 1996.