вернёмся в библиотеку?
Сканировал Иван Моисеев
Из истории авиации и космонавтики. Вып 61.

Ю.В.Бирюков, В.М.Комаров

О КАЗАНСКОМ ПЕРИОДЕ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С.П.КОРОЛЕВА
(ноябрь 1942 г. — сентябрь 1945 г.)

Жизнь и деятельность академика С.П.Королева уже широко освещалась. В печатных изданиях, кино-, теле— и радиопередачах обстоятельно анализировалась его работа как до войны в области авиации и начального периода развития ракетной техники в Группе изучения реактивного движения (ГИРД) и в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ), так и после войны в НИИ-88 (ЦНИИ машиностроения), а с октября 1956 г. — в самостоятельном ОKБ-1, в области создания первых советских управляемых баллистических ракет дальнего действия (БРДД) военного и исследовательского назначения. Опубликована обширная информация и о "космическом периоде" в жизни и деятельности Сергея Павловича /1-6/.

Однако жизнь и деятельность Королева в 1938-1945 гг. до последнего времени оставалась гораздо менее исследованной. Все подробности здесь ограничивались тем, что было сказано в основанной на собственном опыте книге академика В.П.Глушко /7, с.39-40/ и в биографической книге П.Т.Асташенкова /6, с.101-118/, где вдумчивый читатель мог почувствовать существенную неполноту сообщаемой информации.

Лишь с наступлением времени гласности стало возможным опубликовать сведения о том, что Королев был оклеветан и с июня 1938 г. по июль 1944 г. находился в заключении. При этом в публикациях некоторых авторов /8; 9, с.18-23; 10/ допущены неточности и домыслы. Грешит этим и такой журнал, как "Наука и жизнь"/12/.

Настоящая работа явилась результатом исследования документальных материалов Архива АН СССР (р.4, оп. 17), Мемориального музея космонавтики (ММК) и Мемориального дома-музея С.П.Королева (МДМК), а также использования заслуживающих доверия опубликованных воспоминаний участников событий /13; 14/. На основе этого материала удалось, как нам кажется, осветить работы Королева периода 1938-1945 гг. во всем их удивительном (для времени и места, в которых они выполнялись) многообразии, установить, что он вышел с первыми проектными проработками и предложениями по созданию управляемой крылатой ракеты для вооружения бомбардировщика еще в августе 1941 г., работая в КБ А.Н.Туполева. Этот исторический факт существенно меняет представления историков об обстоятельствах, благодаря которым Королев получил возможность продолжить в годы войны свои работы по ракетной технике.

За годы заключения Королев написал несколько писем в различные высокие инстанции, в которых доказывал необходимость развертывания работ по ракетной технике, в том числе 15 февраля 1939 г. И.В.Сталину /15, с.87/ из Новочеркасской тюрьмы и 15 октября 1939 г. Верховному прокурору СССР с Колымы /16, л.1-4/.

Известно, что Королева арестовали 27 июня 1938 г. 27 сентября его судили, обвинив в преступлениях, предусмотренных ст.58, пп.7 и II УК РСФСР, в том, что он якобы состоял в антисоветской подпольной организации и проводил вредительскую политику в области реактивной авиации. Военная коллегия Верховного суда приговорила его к 10 годам тюремного заключения с поражением в правах на пять лет и конфискацией личного имущества. На сделанное им на суде заявление: "...следствие, проводившееся следователями Быковым и Шестаковым, проводились очень пристрастно и подписанные мною материалы были вынуждены у меня силой и являются целиком и полностью ложными, вымышленными моими следователями" /16, с.1; 3/, суд не обратил внимания.

В начале 1940 г. Королева возвращают в Москву /14/ и до ноября 1942 г. его жизнь связана с Центральным конструкторским бюро №29, закрытой организацией при НКВД СССР и ОКБ Туполева, в которых использовался труд заключенных, необоснованно репрессированных ученых, конструкторов и инженеров.

В июле 1941 г. конструкторский коллектив Туполева вместе с опытным заводом эвакуируется в Омск и продолжает работу над пикирующим бомбардировщиком. Там Королев находится еще под стражей и работает заместителем начальника сборочного цеха /17, л.2/.

О работе Королева по ракетной технике с момента его ареста и до эвакуации в Омск ничего не известно. Есть основания полагать, что толчком для их возобновления послужило начало Великой Отечественной войны. Сергей Павлович, как и другие ошельмованные лучшие представители советской интеллигенции, не переставал верить в будущее, в торжество справедливости, оставался патриотом Родины. Он стремился мобилизовать весь предшествовавший опыт ГИРДа и РНИИ, чтобы быстро дать Красной Армии новое оружие, способное существенно увеличить эффективность бомбардировщика Ту-2.

Первый из выявленных документов, свидетельствующих о возвращении Сергея Павловича к ракетной проблематике, датирована 6 августа 1941 г. /18, л.5/. Он содержит прикидочные расчеты "объекта AT", крылатой ракетной аэроторпеды. Много внимания он уделяет выбору двигательной установки AT. Он анализирует ее возможности для ракеты со стартовым весом 200 кг с азотнокислотно-керосиновым жидкостным ракетным двигателем тягой 150 кг и удельной тягой 200 и 215 с, просчитывает возможности такого ЖРД с вытеснительной и с насосной подачей топлива в камеру сгорания. То же он делает для двигательной установки (ДУ) с ЖРД тягой 600 кг. В различных вариантах расчетная дальность полета составляла от 34 до 67 км. Просчитаны также два варианта ДУ с воздушно-реактивным двигателем тягой 100 кг и удельной тягой 100 и 200 с. Расчетная дальность при этом составила 420 и 840 км.

Для ЖРД рассчитаны расход окислителя и горючего, величина давления в камере сгорания, давление подачи топлива, а также величина средней скорости, угол набора высоты.

Королев рассматривает также ДУ с пороховым двигателем, работающим на порохе НТВ, производит расчеты камер сгорания различного диаметра, одиночных камер и связки их двух-трех камер сгорания. Очевидно, эта работа была санкционирована руководством НКВД, поскольку в расчетах Королев оперирует данными из НИИ-3, полученными там уже после его ареста /18, л.1-4, 11-26/.

Кроме расчетов по двигателям мы находим много карандашных набросков — общие виды и различные детали ракет. По-видимому, составленные на основе этих набросков проектные предположения были представлены начальству и это сыграло важную роль в кажущемся без этого неожиданном изменении дальнейшей судьбы Королева. В ноябре 1942 г. его препровождают в Казань. Там, при авиационном заводе №16 существовало ОКБ 4-го Спецотдела НКВД СССР.

По рассказам находившегося в это время там не по своей воле Д.Д.Севрука и бывшего представителя ВВС на этом заводе А.А.Колесникова /24/, в упомянутое ОКБ в разное время входило несколько конструкторских коллективов со своей тематикой и главным конструкторами. В их числе — коллектив А.Д.Чаромского, разрабатывавший дизельные авиационные моторы; КБ-2 главного конструктора В.П.Глушко по разработке авиационных ЖРД; некоторое время работал Б.С.Стечкин со своей оригинальной конструкцией воздушно-реактивного двигателя и другие. 8 января 1943 г. создается группа №5 реактивных установок (РУ), главным конструктором которой становится С.П.Королев.

Подробнее всего о начале и первых результатах работы по авиационным РУ можно узнать из докладной записки Королева начальнику 4-го Спецотдела НКВД СССР, датированной 18 октября 1943 г. /19, лл.54-55/. Документ заслуживает того, чтобы привести из него выдержки:

"...Прибыв 19/XI-1942 г. в Казань, — пишет Сергей Павлович, — я имел задание ознакомиться с работами, ведущимися по реактивным двигателям.

ОКБ завода №16 работало над созданием четырехкамерного реактивного двигателя РД-1 с тягой 1200 кг на жидком топливе с питанием от автономного действующего турбонасосного агрегата для самолетов.

Эта работа была построена таким образом, что вначале отрабатывалась секция РД-1 в виде одной камеры с тягой 300 кг и системой питания от постороннего источника энергии (на стенде — от электромотора).

Объем всей работы по РД-1 достаточно велик и технически труден, и потому первый ее этап — однокамерный двигатель с приводом являлся наиболее реальным и близким к осуществлению.

Одновременно простейшие подсчеты показали, что целесообразна установка однокамерного РД-1 с тягой 300 кг в качестве вспомогательного двигателя на самолет Пе-2 с приводом от авиамотора М-105.

В этой постановке становилась реальной не только задача в кратчайший срок испытать и отработать РД-1 в воздухе, но и самолет с реактивной установкой приобретал летные данные, могущие представить самостоятельный интерес для боевого применения. Несомненно также, что опыт установки реактивного двигателя на самолете в качестве вспомогательного двигателя должен послужить надежной базой для создания в будущем чисто ракетного самолета. Эти положения и легли в основу дальнейшей работы.

Проект установки однокамерного РД-1 на самолете Пе-2 как первый этап, а также проект чисто реактивного самолета перехватчика РП как второй этап этой работы уже с 4-х камерным РД-1 были составлены мною и переданы в 4 Спецотдел вместе с краткими расчетными материалами (в тексте сноска: "1. От 25 декабря 1942 г. №329"— Авт.).

В конце января с.г. инженером Глушко и мною была представлена народному комиссару внутренних дел докладная записка об этих работах (Сноска: "2. От 23 января, за № 30. — Авт.)...

Конструкторские работы по РУ выполнялись группой, организованной при ОКБ завода №16 8/I с.г. Компоновка проекта была сделана в январе месяце. Рабочие чертежи, около 900 шт., выпущены в период с 1/II по 14/III с.г. и к этому сроку спущены в цехи...

18/IX с.г. был проведен первый огневой пуск РД на самолете на земле.

1/X с.г. был сделан первый полет на высоте 2760 м со включенным РД в воздухе, с продолжительностью работы 2 мин. За это время скорость самолета возросла от 340 км/ч до 420 км/ч по прибору. По горизонтали выполнено еще два полета..." /19, лл.54-55/.

Количество чертежей, выполненных за короткий срок группой из 16 человек, а также то, что от начала работ до летных испытаний прошло менее девяти месяцев, свидетельствует о напряженном ритме работы, стремлении быстрее дать Красной Армии более совершенное оружие.

Свои первые чертежи в качестве главного конструктора группы №5 (встречается и другое ее название — "группа РУ", реактивных установок) Королев подписывает уже 10 января 1943 г., то есть через два дня после своего назначения. С этого времени и до второй половины 1944 г. чертежи группы РУ имеют такие выходные данные: "ОКБ завода №16. Начальник ОКБ Бекетов (имел специальное звание подполковника госбезопасности, являлся заместителем начальника 4 Спецотдела НКВД СССР), главный конструктор Королев", затем фамилия конструктора, чертежника, технолога. В некоторых случаях упоминается и заместитель главного конструктора Н.С.Осипов.

Во второй половине 1944 г. чертежи подписываются иначе — начальник бюро Осипов, а Королев визирует чертежи без указания должности. Это связано с организационно-структурными изменениями в ОКБ завода №16. Бывшее КБ-2 выделилось в самостоятельную организацию — ОКБ СД (специальных двигателей) и продолжало работу по ЖРД. Главным конструктором ОКБ СД становится В.П.Глушко, группа РУ передается в его подчинении, а Королев работает с августа 1944 по август 1945 г. заместителем главного конструктора этого ОКБ. Оно из ведения НКВД передается в систему Наркомата авиационной промышленности.

Произошли изменения и в личной судьбе Сергея Павловича. Согласно протоколу №13 от 27 июля 1944 г. заседания Президиума Верховного Совета СССР, он досрочно освобождается со снятием судимости /6, с.224/. К этому надо добавить, что 1 октября 1945 г. Сергей Павлович, как и ряд других работников ОКБ СД награждается орденом Знак почета.

Но вернемся к уже упоминавшейся докладной записке Королева от 18 октября 1943 г. Он считал, что летные испытания бомбардировщика Пе-2 с реактивной установкой, получившего индекс Пе-2РУ, были завершением лишь первого этапа работы, что настало время наметить ее дальнейшее развитие, и предлагает три направления дальнейших работ, или, как он пишет, три варианта /19, лл.56-56 об./:

а) Вариант ускорителя, РУ-1y для самолета Пе-2, бомбардировщика или разведчика, с целью улучшить его летные данные. В основу при этом кладется существующая установка Ру-1 с изменениями, необходимыми для запуска в серию.

б) Вариант высотный, Ру-1в. Он, как пишет Сергей Павлович, "...представляет собой реактивную установку с двумя камерами РД-1 с тягой 600 кг, установленную на самолете Пе-2 с мотором М-82 и ТК, специально приспособленном как одноместный истребитель для выполнения высотных полетов с герметической кабиной и мощным стрелковым вооружением. Зона работы такой машины на высоте 13-15 км при скоростях около 760 км/ч. При этой работе используются основные агрегаты и устройства существующей уст-ки РУ-1, а общая компоновка производится заново".

Заметим, что Сергей Павлович через год снова возвращается к идее самолета-перехватчика и 19 декабря 1944 г. подписывает "Объяснительную записку к эскизному проекту специальной модификации самолета-истребителя Лавочкин-5ВИ с вспомогательными ракетными двигателями" /20, лл.1-23/.

в) Стартовый вариант, РУ-1c. По мысли Королева он "...представляет собой типовую секцию с одной камерой сгорания РД-1 и агрегатами запуска, с запасом топлива на 20-30 с.работы. Подача топлива осуществляется без помощи каких-либо насосов и приводов, а под давлением сжатого воздуха, размещаемого в той же конструкции. Устанавливая нужное количество таких стартовых секций РУ (2, 4, 6 шт. и т.д.), можно сообщить самолету дополнительную тягу при взлете 600, 1200, 1800 кг.

Продолжительность действия РУ 20-30 с (и более) обеспечивает проходимость перегруженной машины над препятствиями. Стартовая РУ после взлета может быть сброшена на парашюте.

Для самолета Пе-2 четыре секции РУ на старте позволят увеличить бомбовую нагрузку на 200% против нормального варианта нагрузки, а дальность увеличится на 800 км при средней величине разбега" /19, л.56 об./.

Еще больший интерес для истории ракетной техники представляет то, что в документах Архива АН СССР и архива ММК прослеживается и другая линия предложенных Королевым перспективных работ. Это создание твердотопливных ракет дальнего действия (РДД), неуправляемой баллистической Д-1 и управляемой крылатой Д-2. В документах идет речь не только о конструкции ракет, но и о мерах организационного характера, обеспечивающих разворачивание работ по РДД. Сведения об этом встречаются во многих документах Королева, относящихся к 1944 г. Наиболее полное свое выражение планы Сергея Павловича нашли в письме заместителю наркома авиационной промышленности П.В.Дементьеву, написанном от 14 октября 1944 г. /21, лл.5-8,10/ а также в проекте "Необходимые мероприятия для организации работ по ракетам дальнего действия" от 30 мая 1945 г. /21, лл.1-2об./.

Предполагалось , что неуправляемая баллистическая Д-1, обладающая стартовым весом 1100 кг, включая боеголовку весом 200 кг, будет иметь дальность полета в пределах 12-30 км, а крылатая управляемая Д-2 стартовым весом 1200 кг, сможет доставить боеголовку с таким же весом на расстояние 20-70 км /19, л. 10/.

В этом письме Королев предлагает организовать работы по РДД непосредственно в Казани. Для этого он предлагает "... реорганизовать бюро реактивных установок завода № 16 (группа инженера С.П.Королева) в Специальном бюро, создать необходимую экспериментальную и производственную базу". Здесь же замечаются контуры будущей кооперации Спецбюро по изготовлению деталей и узлов РДД, разработке и изготовлению приборов автоматического управления, пороховых шашек крупного размера (диаметр 280 мм, длина 1500 м), кооперация с НИИ-1 НКАП (бывшем РНИИ) по научным исследованиям /21, лл.5-8/.

Есть основания полагать, что Сергей Павлович в дальнейшем собирался перейти к созданию жидкостных РДД. Такой вывод можно сделать на основании двух пунктов его "Необходимых мероприятий по ракетам дальнего действия":

"9. Кислородному главку (Капица) обеспечить в 1945 г. Спецбюро жидким кислородом по тех.условиям и в количествах по заявкам последнего.

10. Главному управлению снабжения НКАП предусмотреть на 1945 г. для Спецбюро этилового спирта в количестве 50 т" /21, л.8/.

Особенно тщательно "отрабатывает" Сергей Павлович кадровый состав Спецбюро. Он включает в штатное расписание сотрудников заводов и ОКБ, которых знал по работе в Казани. Кроме того, к письму приложен "Список лиц, которых необходимо перевести на работу в Спецбюро из других организаций". В их числе Б.В. Раушенбах, А.И.Полярный, М.П.Дрязгов, которые работали с Королевым в ГИРДе и РНИИ /21, л.10/.

Отдельным документом к письму прилагается "Схема предварительной расстановки работников Спецбюро". Основными структурными частями его должны стать пять бригад — общих расчетов и компоновок, пороховых агрегатов и стартовых устройств, жидкостных агрегатов и топливных систем, конструкции планера, производственно-технологическая бригада и две лаборатории — автоматно-приборная и испытательная /21, лл.11-12/.

Через некоторое время Королев вновь возвращается к идее создания специального коллектива по разработке РДД, но уже не в Казани, а в Москве. 30 июня 1945 г. он подписывает проект "Необходимых мероприятий для организации работ по ракетам дальнего действия". Пункт 1 этого проекта гласит: "Организовать с 1 ноября 1945 г. в филиале № 2 НИИ-1 НКАП Специальное конструкторское бюро (Спецбюро) со своей производственной базой и экспериментальной частью для осуществления ракет дальнего действия. Принять для Спецбюро объект Д-2 как основную тему работы на 1945-1946 гг." /21, лл. 1-4/.

Следует заметить, что некоторые практические шаги в этом направлении были предприняты еще в начале года. 26 февраля 1945 г. начальник филиала № 2 НИИ-1 НКАП Ю.А.Победоносцев адресует Королеву "Тактико-технические требования к ракетному снаряду дальнего действия" в двух вариантах — неуправляемая баллистическая ракета Д-I и управляемая крылатая Д-2 /22, лл.3-10/. Сергей Павлович прекрасно понимал перспективы ракетной техники, смотрел далеко вперед. Ему было уже тогда ясно, что не далеко то время, когда оборонная мощь страны будет определяться уровнем ракетной техники, ракетного оружия. И он, исходя из информации, который он мог располагать в своем нелегком положении, предложил план возобновления прерванных в 1938 г. работ по ракетам дальнего действия и конкретные объекты разработки, что давало возможность мобилизовать для этой цели предшествующий опыт.

Нельзя не отметить, что среди многочисленных набросков ракетных летательных аппаратов, относящихся к этому времени есть и проект "ракеты для полета человека" /23, л.2/, который особо ценен нам сегодня как убедительное свидетельство постоянной верности Сергея Павловича главной цели жизни.

Но события развернулись иначе. Задачи развития работ по жидкостной ракетной технике были на первой послевоенной сессии Верховного Совета СССР подняты на уровень задач государственной важности. Сергей Павлович занял в этой работе достойное место — в августе 1946 г. он назначается Главным конструктором РДД в только что созданном головном НИИ по ракетной технике. Немногим более чем через два года, 10 октября 1948 г., успешно стартовала первая советская жидкостная управляемая баллистическая ракета дальнего действия, повторившая высшее достижение зарубежной ракетной техники — немецкой ракеты А-4 (Фау-2), но существенно превзошедшая ее по надежности.

Еще через год успешно стартовала созданная под руководством Сергея Павловича оригинальная ракета Р-2, впервые в мире достигшая дальности 600 км. После этого слова "впервые в мире" сопровождали все последующие творения королевского гения, навсегда вошедшие в историю прогресса человечества.

Литература и источники

1. Творческое наследие академика Сергея Павловича Королева. Избранные труды и документы. М., 1980.

2. Пионеры ракетной техники. Ветчинкин. Глушко. Королев. Тихонравов. Избранные труды (1929-1945 гг.). М., 1980.

3. Асташенков П. Орбиты Главного конструктора. М., 1973.

4. Романов А.П., Губарев B.C. Конструкторы. М., 1989 г.

5. Кострикина З.И. О работе Мемориального дома-музея С.П.Королева // Из истории советской космонавтики. Сборник памяти академика С.П.Королева. М., 1983. С.187-192.

6. Бирюков Ю.В. Материалы к биографической хронике Сергея Павловича Королева. Там же, C.198-257.

7. Глушко В.П. Развитие ракетостроения и космонавтики в СССР. М., 1987.

8. Голованов Я.К. Семь дней из жизни Королева // Литературная газета. 7 января 1987 г.

9. Пастухова М. Ярче любой легенды // Огонек. 1987, №49. С.18-23.

10. Голованов Я.К."Лжеотец "катюши" // Огонек. 1988. № 50. С. 22-24.

11. Викторов Б.В. Возвращение имени // Наука и жизнь, 1988 . №5. С.78-82.

12. Викторов Б.А. Кто есть кто // Наука и жизнь. 1988. № 12, . С.74-76.

13. Кербер Л.Л. А дело шло к войне // Изобретатель и рационализатор. 1988. № 3. С.39-41; № 4. С.24-27; № 5. С.40-43; №. 6. С.23-25; № 7. С.40-43; № 8. С.26-28; № 9. С.37-39.

14. Егер С.М. Сила духа // Труд. 26 февраля 1988 г.

15. Анисимов Н.Л. Оппоков В.Г. Происшествие в НИИ-3 // Военно-исторический журнал. 1989. № 10. C.81-87; № 11. С.65-71.

16. Архив АН СССР. Ф.1564. Оп.1. Ед.хр. 25.

17. Воспоминания М.А.Трембайна // Архив ММК. Оп.1. Ед.хр. КП 840.

18. Архив МДМК. Ф.1. Ед.хр. КП 139.

19. Там же. Ед.хр. КП 142.

20. Архив АН СССР. Р.4. Оп.17. Д.107.

21. Там же. Д.106.

22. Там же. Д.131.

23. Архив МПМК. Ф.1. Ед.хр. КП 135.

24. Личный архив В.М.Комарова.