Жизнь и деятельность одного из крупных специалистов ракетной техники члена-корреспондента Академии наук СССР, генерал-майора инженерно-авиационной службы Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной премии Андрея Григорьевича Костикова (1899-1950) до сих пор не получала общепринятой научное оценки. Его судьба неординарна, драматична, отмечена высшим взлетом и сокрушительным падением, перепадами от высот всенародной прижизненной славы до мутных потоков тоже прижизненной, а еще более того — посмертной хулы.
"Благодаря" многолетнему (в течение почти полувека) действию, главным образом, субъективных факторов изучение научной, научно-организационной деятельности А.Г.Костикова сейчас, по-существу, только начинается. Не будем предопределять его итоги, результирующие оценки. Настоящая статья — лишь контурный эскиз его недолгого жизненного и творческого пути.
А.Г.Костиков родился 30 октября 1899 г. в р. Каватинх) Киевской губернии в бедной семье, глава которой, как он писал позднее в автобиографии /1/, "определенной профессии не имел", работал чернорабочим, дворником, носильщиком; мать занималась домашним хозяйством. После окончания сельской школы и обучения в "технической конторе инженера Межерицкого в Москве" Костиков работал подручным слесаря и слесарем на заводах Москвы, Петрограда, Киева.
х) Свидетельство о рождении А.Г.Костикова было выдано по месту основного жительства его родителей в г.Мосальске Калужской обл. (Прим. ред.).
В 1919 г. добровольно вступил в Красную Армию, воевал на Юго-Западном и Западном фронтах, был ранен, побывал в польском плену, бежал, снова воевал. В 1922-1926 гг. учился в Киевской военно-инженерной школе (ныне Киевское высшее военно-инженерное училище связи им.Калинииа). Тогда же (1922 г.) вступил в партию, избирался секретарем (1924 г.) парторганизации школы, членом райкома партии, депутатом Киевского горсовета. После окончания школы служил в Нижнем Новгороде, где окончил в 1928 г. шестимесячные военно-политические курсы.
В 1930 г. поступил учиться в Военно-воздушную академию им.Жуковского. Начал серьезно интересоваться реактивной техникой. Принимал участие в работе Московской группы изучения реактивного движения (ГИРД), был одним из организаторов группы с таким же названием в стенах академии.
В октябре 1933 г. Костиков окончил академию "по авиационным двигателям и ракетной специальности" /1/, получил звание военного инженера-механика ВВС Красной Армии и приказом Реввоенсовета СССР был направлен в числе семи выпускников академии в РНИИ.
А.Г.Костиков начал работать в отделе баллистических (тогда называли — бескрылых) ракет (начальник отдела — М.К.Тихонравов, начальник сектора — В.С.Зуев). Склонный к систематическому, фундаментальному подходу в решении задач, он первым делом основательно изучает новинки советской и иностранной литературы, проводит их систематизацию и анализ. Публикует (октябрь 1931 г.) обзор зарубежных новинок /2/, сопровождая его своими комментариями.
Приведенные в статье "Ракета" /2/ мысли — это стартовый уровень, точка отсчета, с которой отправляется молодой специалист Костиков в свой семнадцатилетний творческий путь.
Одна из первых выполненных им в институте работ — создание методики термодинамического расчета рабочего процесса в камере сгорания и газодинамического расчета сопла ЖРД, работающего на этиловом спирте и жидком кислороде при стехиометрическом соотношении компонентов топлива /3/.
Важные, принципиального значения результаты получены Костиковым в проблеме обеспечения работоспособности стенок камеры сгорания и сопла ЖРД. Костиков в результате сначала расчетно-теоретических, а затем и экспериментальных работ приходит к выводу, что тепловое поток на стенку необходимо не уменьшать посредством установки тяжелой, конструктивно ненадежной теплозащиты, а наоборот, принять его целиком и обеспечить передачу через максимально тонкую теплопроводную (медь, алюминий) стенку в поток хладагента /4/. Предложение о применении в качестве огневой стенки камеры сгорания ЖРД тонкой меди вместо толстостенных стальных конструкций звучало тогда непривычно и было подлинно новаторским.
Хотя эти соображения и тогда были достаточно очевидными, их защита требовала определенной настойчивости. Для обоснования подобной позиции необходимы были, помимо расчетов, экспериментальные результаты, и Костиков берется за создание "моторной лаборатории", где на специально оснащенных измерительными приборами опытных двигателях такие результаты можно было бы получить.
В институте в ту пору преобладало "конструкторское" направление мышления, основу которого составляет схема: расчет-проект-конструкция-испытания, схема, в которое отсутствует стадия экспериментального обоснования проектных характеристик. Такое направление давало быстрые результаты при разработке несложных, сравнительно недорогих объектов, когда нет смысла тратить время и средства на создание специальной экспериментальной базы, оснащать ее совершенными измерительными средствами, разрабатывать методы переноса полученных результатов на "деловые" объекты. Но ракетная техника (в первую очередь, жидкостное двигателестроение) в середине 30-х годов все громче заявляла о своем выходе из младенческого состояния. Среди убежденных сторонников иного, "аналитического" подхода был и А.Г.Костиков (а кроме него, М.К.Тихонравов, Л.С.Душкин и др.). "Моторная лаборатория" создавалась мучительно, но вознаградила своих создателей тем, что не только подтвердила экспериментально ранее разработанные теоретические идеи по охлаждению двигателей, но и явилась одним из убедительных доказательств плодотворности "аналитического" подхода к проектированию объектов реактивной техники /5/.
С 1936 г. Л.Г.Костиков — начальник отдела по разработке жидкостных ракетных двигателей. Он — член редколлегии научного сборника "Реактивное движение", председатель общественного "Бюро инженерно-технического состава" РНИИ, избран в состав парткома. В мае 1937 г. на районной партконференции его кандидатуру предлагают в состав райкома партии. Он берет самоотвод: в институте много работы.
В ноябре 1937 г. А.Г.Костиков назначается исполняющим обязанности главного инженера института (утвержден в этой должности в сентябре 1938 г.). В поле его зрения и научно-административной ответственности теперь вся тематика РНИИ. Именно в этот период проходят последние стадии испытание (войсковые испытания) разработанные в институте реактивные снаряды для вооружения авиации.
В феврале 1936 г. Главное артиллерийское управление РККА поставило перед институтом задачу разработки для пуска реактивных снарядов установки, транспортируемой на автомашине. По прибытии на боевую позицию пусковые устройства должны были выгружаться из автомобиля, расставляться на указанные места и готовиться к выстрелу в течение до одного часа. В августе 1939 г. инженер-конструктор И.И. Гвай разработал проект, в котором были намного перекрыты требования ТЗ заказчика. В ноябре 1930 г. первая механизированная установка для стрельбы реактивными снарядами произвела первые залпы. За ними последовали полигонные испытания, разработка модифицированных вариантов установки (конструкторы И.И.Гвай, В.Н.Галковский, А.П.Павленко, А.С.Попов и др.), вновь заводские и вновь полигонные испытания. Одновременно на базе ранее созданного авиационного PC разрабатывается реактивный снаряд для наземной артиллерии, обладающий большими дальностью, мощностью и эффективностью. Осенью 1939 г. первая в истории наземная реактивная система залпового огня становится реальностью, приобретает ставшие столь знакомыми позднее внешний рисунок и тактико-технические данные.
В декабре 1939 г. на имя А.Г.Костикова, И.И. Гвая и представителя ГАУ В.В. Аборенкова было выдано авторское свидетельство на изобретение "Механизированной установки для стрельбы реактивными снарядами". Следует отметить, что в течение всего срока разработки новой системы вооружения (1938-1941 гг.) научно-техническим руководителем коллектива и организатором разработки являлся А.Г.Костиков. К этому времени относится, в частности, его работа по вопросам внутренней баллистики двигателей реактивных снарядов (итоги работы опубликованы автором в статье, помещенной в 1943 г. в сборнике трудов института) /6/.
Научные интересы главного инженера не ограничивались, однако, реактивными артиллерийскими системами. Он активно участвовал в многолетнем поиске специалистами института путей создания двигателей для реактивной авиации. Сюда следует отнести работы Костикова по таким элементам прямоточных ВРД, как система топливо-подготовки (предложил использование бензо-воздушного газогенератора), по сравнительному анализу высотных характеристик ПВРД и поршневых двигателей /7/.
В июле 1942 г. институту (совместно с Наркомавиапромом) поручается разработка истребителя-перехватчика с двигательной установкой на основе двух прямоточных ВРД и жидкостного ракетного двигателя. Проектные характеристики самолета впечатляли: скорость — до 800 км/час, время подъема на высоту 8000 м — 2,0 мин. Сроки разработки — необычайно жесткие: в марте 1943 г. первый экземпляр истребителя должен быть создан.
Назначенный главным конструктором самолета и директором института А.Г.Костиков начал разворачивать коллектив к выполнению этой задачи, однако поворот этот шел трудно, драматично.
Прямоточный ВРД конструкции В.С.Зуева (к началу разработки самолета существовала его действующая модель в 1/4 натурной величины) шла с большим отставанием, хотя на его разработку и создание стенда для испытаний были брошены немалые силы. Азотно-кислотный ЖРД конструкции Л.С.Душкина двигался успешнее, хотя тоже с трудом подтягивался к заявленным проектным характеристикам.
В начале 1943 г. главный конструктор после анализа сложившейся ситуации в кругу специалистов института и консультантов извне принял ответственное (и как впоследствии выяснилось — роковое) решение: два первых экземпляра самолета оснащать только жидкостным ракетным двигателем, а отстававший в разработке ПВРД с самолета снять. Темпы создания самолета ускорились, но характеристики его (скорость, скороподъемность, дальность) резко снизились. К тому же Костиков совершил, принимая это решение, и серьезную организационную ошибку, не представив проведенные принципиальные изменения в тактико-технических данных и конструкции самолета к оформлению постановлением правительства. Он надеялся, что частично — в качестве временной меры — снятие ПВРД с самолета можно восполнить двумя путями: а) разработкой и установкой на самолет более экономного двухкамерного ЖРД; б) использованием самолета — матки, длительно барражирующего в районе защищаемого объекта с двумя подвешенными ракетными перехватчиками, что позволило бы сэкономить ресурс самолета (определяемый ограниченным запасом топлива).
В октябре 1943 г. первый экземпляр самолета (с макетом двигателя) проходил буксировочные летные испытания на аэродроме Летно-испытательного института ВВС. Летчик-испытатель С.Н.Анохин и другие специалисты дали новой машине высокую оценку.
Интересной разработке не суждено было, однако, осуществиться. В январе-феврале 1944 г. правительственная комиссия, возглавленная заместителем наркома авиапромышленности А.С.Яковлевым, пришла к выводу (который сегодня представляется по меньшей степени спорным) о необходимости прекращения работ.
А.Г. Костикова обвинили в обмане правительства (сыграла роль допущенная им организационная ошибка), освободили от работы и арестовали.х)
х) А в это время в Германии уже совершал первые полеты самолет Ме-163, обладавший аналогичными характеристиками.
Одиннадцать с половиной месяцев провел он в тюрьме (март 1944 г. — февраль 1945 г.). В промежутках между допросами работал над исследованием новых вопросов реактивной и винтомоторной авиации. Среди работ, выполненных в этот период, интересна одна: "Способы увеличения скорости полета и потолка самолетов с винтомоторной группой" /7/. В ней исследованы возможности, открывающиеся для высотных самолетов применением многолопастных винтов с переменным шагом.
С 1 августа 1945 г. А.Г.Костиков приступил к работе в должности начальника только что образованного бюро в одном из оборонных институтов. Область его исследований — активно-реактивные снаряды (АРС). От пятилетнего (с полугодовым перерывом) периода его деятельности в этом институте осталось около тридцати научно-исследовательских отчетов, методические разработки, рекомендации по проектированию АРС. О них тогда и много позднее высоко отзывались специалисты.
В 1947 г. Академия Наук СССР (членом-корреспондентом которой он был избран в 1943 г.) поручает А.Г.Костикову возглавить представительство АН СССР в Германии. Он тяготится пребыванием вдали от дома, непривычной, далекой от собственных научных интересов работой. Видимо, поэтому срок его пребывания в Германии оказался недолгим.
Вернувшись в Москву, А.Г.Костиков, помимо возобновления работы над проблемами АРС, начинает работать в Энергетическом институте АН СССР, возглавляемом Г.М.Кржижановским. Академия наук поручает ему (апрель 1949 г.) руководство постоянной научной комиссией "по проблемам газовых турбин и спецдвигателей".
Увлекательная, захватывающая перспективами работа оказалась, однако, недолгой. Жизнь подходила к концу. 5 декабря 1950 г. Костиков скончался от инфаркта миокарда.
С той поры прошли десятилетия. Амплитуда оценок А.Г.Костикова как ученого, специалиста., человека достигла в этот период предельного размаха. Иногда эти оценки полярны, полностью противоположны: от "он ничего не сделал в ракетной технике" до "недопустимо ставить под сомнение его величие". Думается, что уходя от крайностей и эмоциональных завихрений, необходимо спокойно и беспристрастно изучать его творчество в ряду и во взаимодействии с трудами других первопроходцев реактивной техники в нашей стране.
Ю.Г.Демянко
Литература и источники
1. Личное дело А.Г.Костикова // Фонд НКБ СССР, оп. 32/20-о, ед. хр. 4034, л. 109-134.
2. Газета "Красная Звезда", 26 октября 1934 г.
3. А.Г.Костиков. Термодинамический расчет двигателя, рукопись 1935-1936 гг., личный архив автора статьи.
4. А.Г.Костиков, Д.А.Кочуев. Расчет цельнометаллического опытного ракетного двигателя, отчет но НИР, 1935 г. // Архив НИИТП. Учетн. №106/45.
5. А.Г.Костиков. Отчет по испытаниям двигателя с медной камерой и соплом, охлаждаемым спиртом. Объект № 46-к, 1936 г. // Научно-техн. библиотека НИИТП.
6. А.Г.Костиков. К вопросу о горении пороха в реактивной камере // Труды НИИ-3, № 1. М., 1943. Научно-техн. библ. НИИТП.
7. Материалы следственного дела А.Г.Костикова // Архив МБ РФ.