вернёмся в библиотеку?
Сканировал Иван Моисеев
Из истории авиации и космонавтики. Вып 62.


20 АВГУСТА — 50 ЛЕТ СО ДНЯ ПЕРВОГО БОЕВОГО ПРИМЕНЕНИЯ РЕАКТИВНЫХ СНАРЯДОВ РС-82 С САМОЛЕТОВ-ИСТРЕБИТЕЛЕЙ И-16 (1939 г.)

В мае 1939 г, японцы начали боевые действия широкого масштаба против советских и монгольских войск /1, с.33/. Ценой больших потерь им удалось в июле овладеть частью территории МНР на западном берегу реки Халхин-Гол.

Советские войска, сосредоточенные у Халхин-Гола, были объединены в 1 армейскую группу. Командующим группы назначили комкора Г.Н.Жукова, командующим авиагруппы комдива Я.В.Смушкевича.

Наши части перешли в решительное наступление 20 августа 1939 г. К 23 августа было осуществлено окружение противника, а к 31 августа завершена ликвидация окруженной группировки. Территория МНР была полностью освобождена /1, с.37-38/. В операции активные действия приняли и воздушные силы обеих сторон. В августе-сентябре воздушные бои достигли наивысшего напряжения. Такова была общая обстановка, в которой в воздушных боях была впервые применена группа наших истребителей И-16, вооруженных пороховыми реактивными снарядами PC-82.

Как известно, разработка реактивных снарядов калибра 82 мм для вооружении самолетов началась по инициативе В.С.Петропавловского в Газодинамической лаборатории в 1930 г., а закончена в созданном в 1933 г. Реактивном НИИ. В октябре-ноябре 1937 г. на самолете И-15 проведены войсковые испытания этих снарядов. Они были признаны эффективным средством как воздушного боя, так и средством для действия с воздуха против сухопутных войск. В январе-феврале 1939 г. и на самолете И-16 (год его выпуска 1938-й), составлявшем в то время основу нашей истребительной авиации /5, с, 77/, были испытаны на полигоне пусковые устройства для снарядов РС-82.

Подготовка группы к боевым действиям. Командование ВВС Красной Армии (начальник Управления ВВС командарм 2 ранга А.Д.Локтионов, его заместитель комдив Я.В.Смушкевич) выполнило большой объем работ для проведения испытаний снарядов РС-82 и пусковых устройств на самолете И-16 непосредственно в бою. Была создана особая группа из пяти самолетов И-16, вооруженных четырьмя пулеметами каждый (два синхронных и два крыльевых) и по четыре одноблочных пусковых установки под каждой плоскостью (всего восемь снарядов на самолет).

Пусковые установки и электропроводка к ним, прибор управления огнем смонтированы на авиационном заводе. Самолеты в разобранном виде по железной дороге к 1 августа 1939 г, были доставлены на одну из баз в Забайкалье. Туда же были поданы снаряды РС-82 в укупорке, трубки и взрыватели.

Сборка и облет самолетов, отлаживание вооружения были закончены 5 августа 1939 г. В то же время расчетным путем были составлены таблицы стрельбы снарядами РС-82 для высот от 1 тыс. до 7 тыс. м и ознакомлен с ними летный состав.

Командиром группы был назначен летчик капитан Николай Иванович Звонарев, до этого назначения бывший командиром истребительного отряда эскадрильи Испытательного полигона авиационного вооружения ВВС. Он имел большой опыт испытаний снарядов РС-82 в полигонных условиях.

Летный состав группы составили летчики старшие лейтенанты Н.Точков и С.Пименов, лейтенанты В.А.Михайленко, В.Федосеев и Ф.Макаров (запасной). Все летчики прошли специальный сбор на Испытательном полигоне АВ ВВС с 15 июня по 15 июля 1939 г., где изучили материальную часть снаряда РС-82 и провели учебные стрельбы.

Группу технического состава по снаряду составили военнослужащие:

— инженер по РС-82 — военинженер 2 ранга А.Д.Попович — вел испытания реактивных снарядов с 1936 г.;

— старший техник группы — воентехник 1 ранга А.Г.Губин — работал на испытаниях реактивных снарядов с 1934 г.;

— техник группы — воентехник 2 ранга В.П.Попенко — прошел сборы на НИП АВ ВВС.

Остальной технический состав по эксплуатации самолетов и штатного вооружения был укомплектован на фронте.

Переброска группы Звонарева в район боевых действий осуществлена 6 и 7 августа 1939 г. Тогда же на самолете ТБ-3 на фронтовую базу (в 110 км от линии фронта) были перевезены боеприпасы и технический состав, переброшенные оттуда на автомобилях на передовой аэродром.

Организационно группа вошла в состав истребительного полка, которым командовал Герой Советского Союза майор Г.П.Кравченко (удостоен этого звания за бои в Испании) и располагалась на одном из его аэродромов.

Подготовка к боевым действиям была начата 7 августа. На самолеты подвесили боекомплект (всего 40 снарядов). Для первых встреч с противником метод стрельбы определили следующий:

1. Установку дистанционной трубки АГД7-А произвести шкалой 0,2 сек, начиная с 2,8 сек. до 4,2 сек, что соответствовало дистанции стрельбы от 1 тыс. до 1,5 тыс.м при скорости самолета 360 км/ч и средней высоте 4 тыс.м.

2. Метод стрельбы — залпом, два залпа в атаке, по 4 снаряда в залпе.

3. Средняя дистанция стрельбы — 1500/860 м (в числителе — дистанция для встречного курса, в знаменателе — для преследующего) .

4. Стрельба по ведущему, с индивидуальным прицеливанием.

5. Группа из пяти самолетов идет в бой в одном строю — клином, на сокращенных интервалах.

Как показал опыт, принятые решения о методе стрельбы, установок трубки и числе атак были правильными. Для первых боев с самолетов, вооруженных РС-82, с целью облегчения самолетов были сняты крыльевые пулеметы "ШKAC".

Предполагалось также, что такие самолеты воздушного боя на пулеметах вести не будут.

Боевые действия группы. Основная задача группы сводилась к тому, чтобы испытать в воздушных боях снаряды РС-82, дистанционные трубки, взрыватели, пиропатроны, пусковые устройства, прибор управления огнем и пусковое электрооборудование самолетов, а также испытать истребители И-16 с новым видом вооружения и найти их правильное боевое применение. Пути решения таких общих задач детализировались по таким направлениям:

1. Группе вести борьбу с бомбардировочной авиацией противника, не давая последней перелетать линию фронта в строях и боевых порядках.

2. Вести воздушные бои с истребительной авиацией противника, идущей в строю (дезорганизация строя и нарушение боевых порядков, поражение снарядами РС-82).

3. Дежурить в воздухе ("баражирование") для прикрытия своих войск от воздействия бомбардировочной авиации противника.

Срок готовности группы к бою был определен на 8 августа. 8 и 9 августа были сделаны вылеты с целью ознакомления летчиков с участком фронта предстоящих действий, расположением своих войск, местностью и расположением аэродромов.

Во время боевых действий летчикам группы категорически запрещалось перелетать линию фронта.

Ввод группы в бой был намечен на 20 августа — день начала генерального наступления наших войск. В этот день и состоялся первый воздушный бой группы. В нем участвовало свыше ста самолетов и группа вступила в бой, не сохранив своего строя, непроизвольно разделившись на две подгруппы — одна в составе двух самолетов (летчики Звонарев и Федосеев) и вторая — трех самолетов. Эта подгруппа снарядов РС-82 не применяла, но вела огонь из пулеметов.

Подгруппа "2" обнаружила в стороне звено самолетов-истребителей И-97, по которым и дала залп из 13 снарядов. По данным КП части этим залпом было сбито три самолета И-97, Наша подгруппа "2" подверглась атаке пулеметным огнем и самолет Звонарева получил 9 пробоин, а самолет Федосеева — 14.

В течение второго дня боевых действий — 21 августа — группа имела шесть боевых вылетов, из них три раза принимала участие в воздушном бею. Было сбито 2 бомбардировщика и один истребитель и израсходовано 102 снаряда. В третий день боев — 22 августа — группа совершила пять боевых вылетов, участвовала в одном воздушном бою, сбив один истребитель противника.

Бои приходилось вести как правило на кабрировании и сразу после стрельбы резким маневром уходить в стороны, чтобы не попасть под пулеметный огонь противника.

Группа вызывалась в воздух по телефону с КП части на аэродром эскадрильи. Нацеливание на противника поднявшейся в воздух группы проводилось сигналом, выложенным из полотнищ на КП части и на КП командующего ВВС.

Опыт первых трех дней боев дал основание изменить некоторые ранее намеченные приемы и методы боя и сделать другие выводы. Вот основные из них:

1. Группа из пяти самолетов оказалась недостаточно маневренной. Ее надо было разделить на два звена — одно в три самолета, другое в два. Обоим звеньям вылетать совместно и в бою прикрывать друг друга.

2. Нацеливание самолетов на противника без средств связи на них было весьма затрудненным.

3. Ранее определенные средние дистанции стрельбы на всех курсах полета были велики — их надо было уменьшить.

4. Предположение, что самолеты, вооруженные снарядами РС-82, вести бой на пулеметах на будут, не оправдалось. Поэтому пришлось снова установить ранее снятые крыльевые пулеметы, хотя и с половинным боекомплектом. [Любопытно, ситуация повторилась один к одному в 60-х, только в больших масштабах. На первых МИГ-21 не стали ставить пушки — мол, ракет достаточно. Опыт боев во Вьетнаме показал, что пушки все-таки нужны. Пришлось делать подвесные гондолы с пушками, а на следующих модификациях пушки уже ставили штатно. А говорят — история учит…— im.]

5. На истребителях И-16, вооруженных снарядами РС-82, вместо двигателя М-25 требовалось установить более мощный двигатель М-62.

По условиям обстановки до конца боев на Халхин-Голе далеко не все из этих предложений били реализованы. На самолетах не были установлены радиостанции, не заменили двигатели.

2 сентября 1939 г. группа Н.И.Звонарева вошла в состав полка майора Куцевалова и была передислоцирована на передовой аэродром в район горы Хамар-Даба, в 6 км от р.Халхин-Гол /3, л.20/. Всего за время боев группа меняла аэродром три раза.

Наибольшее напряжение в боевых действиях группы (как и всей нашей авиации) приходится на период с 20 по 31 августа, когда в отдельные дни совершалось до шести боевых вылетов /3, л.36/.

Всего за период с 8 августа (день первого вылета самолетов с заряженными РС-82) по 15 сентября 1939 г. группа совершила 59 боевых вылетов и участвовала в шестнадцати воздушных боях, применяя РС-82, и в шести боях, применяя пулеметный огонь /3, л.20/.

По данным командного пункта полка майора Г.П.Кравченко и данным наземных войск группой истребителей капитана Н.И. Звонарева сбито 17 японских самолетов. В число сбитых самолетов не включены коллективные победы, которые были добыты в бою на пулеметах совместно с самолетами, вооруженными только пулеметами.

По маркам число сбитых самолетов противника выглядит так: истребителей И-97 — 14 шт., бомбардировщиков СВ-96 — 2 шт. и ЛБ-97 — 1 шт. Установить кто из летчиков группы сколько сбил самолетов не представлялось возможным, т.к. стрельба велась залповая, всеми самолетами фактически одновременно.

В воздушных боях израсходовано 413 снарядов, что в среднем составляет 24,3 снаряда на один сбитый самолет. Общий расход снарядов РС-82 составил 464 шт. (51 снаряд израсходованы для учебных целей).

Против наземных войск самолеты И-16, вооруженные снарядами РС-82, участия не принимали.

Работа материальной части самолетов, снарядов и пусковых устройств в боевых условиях. В ходе боевых действий материальная часть самолетов, пусковых устройств, электрооборудования и снарядов позволила выполнить поставленные перед группой задачи. В процессе испытаний были получены повреждения от огня противника и выявились некоторые конструктивные недостатки отдельных узлов, приведшие к отказам при стрельбе. Отказов всего было 16, что составляет 2,14% неиспользованного комплекта в бою /3, л.18/. Наибольшее число претензий было к пиропатронам, при проверке они давали от 10 до 12 процентов брака. Было заменено два пиропистолета, имевших замыкания /3, л.26/.

Со стороны снаряда РС-82 не было случаев отказа или аномальных явлений.

После окончания боевых действий все самолеты И-16 и пусковые установки были проверены комиссией на предмет пригодности к дальнейшей эксплуатации. Почти все самолеты (за исключением одного) имели много пулевых пробоин, были другие повреждения — воздушного винта, рамы фюзеляжа, направляющих планок и другие. Пройдя ремонт в полевых условиях, все самолеты и их вооружение стали пригодными к дальнейшей эксплуатации.

Выводы

Из опыта боевого применения снарядов РС-82 на истребителях И-16 против японской авиации на р.Халхин-Гол были сделаны следующие выводы:

1. Применение реактивных снарядов РС-86 в воздушном бою против истребителей и бомбардировщиков целиком себя оправдало. По сравнению с другими средствами, снаряды оказались наиболее мощным видом авиационного вооружения, безопасными в обращении, безотказными в бою.

2. Снаряды РС-82 могли применяться в качестве огневых средств и при штурмовых действиях авиации против живой силы противника, автоколонн, артиллерийских позиций полевой и зенитной артиллерии.

3. В воздушном бою противник не выдерживал атак реактивными снарядами, строй его нарушался и самолеты расходились в разные стороны, в основном вниз (разрывы снарядов всегда были выше цели).

4. Наивыгоднейшим методом стрельбы следует считать стрельбу залпом. Стрельба по одиночным самолетам нерациональна. Трубку следует устанавливать шкалой с шагом 0,4 с.

5. Наивыгоднейшим подразделением самолетов, вооруженных РС-82, считать звено трехсамолетного состава на одну эскадрилью истребителей с обычным вооружением. Наиболее рациональная дистанция стрельбы для звена самолетов, при отсутствии установщика трубки на самолете, равна 1000 м.

6. Стрельба реактивными снарядами влияния на самолет не оказывает.

7. Для правильного нацеливания самолетов на противника на машине командира эвена необходимо установить радиостанцию.

Первоочередными задачами по дальнейшему совершенствованию снаряда РС-82 и взрывателя к нему являлись:

а) увеличение максимальной скорости снаряда до 450-500 м/с;

б) замена трубки АГДТ-А дистанционного действия на взрыватель двойного действия (дистанционного и ударного);

в) увеличить надежность пиропатронов.

Несмотря на большое рассеивание РС-82, появление в бою самолетов, вооруженных реактивными снарядами, было встречено нашими летчиками восторженно, т.к. противник, подвергшийся залповому огню реактивных снарядов, был неспособен продолжать бой в компактном строю, чем создавались благоприятные условия для атаки истребителям, вооруженным пулеметами.

За успешные боевые действия на самолетах с новым видом вооружения капитан Н.И.Звонарев был награжден орденом Красного Знамени и монгольским орденом Cyxэ-Батора. Боевых наград были удостоены и все летчики особого звена.

В годы Великой Отечественной войны они защищали Родину, не раз отличались в боях, и многие отдали за неё свои жизни; капитан Пименов погиб в сентябре 1942 г., капитан Михайленко — в августе 1943 г. Погибли Ткаченко и Федосеев. Майор Звонарев Н.И. с фронта был отозван для испытаний новых самолетов /4/. Закончив службу в Вооруженных Силах, проживал в г.Липецке. Военный инженер-испытатель А.Д.Попович закончил службу в звании генерал-майора-инженера.

После событий на Халхин-Голе реактивные снаряды как 82 мм, так и 132 мм калибров нашли широкое применение для вооружения самолетов-штурмовиков и бомбардировщиков СБ. Они принимали самое активное участие в войне с белофиннами в 1939-40 гг., а особенно в Великой Отечественной войне.

Г.А.Садовой