Первые в мире опытные полеты на ракетоплане, представлявшей собой планер, оснащенный пороховым раненный двигателем (РД), были проведены Рен-Розиттенским планерным обществом 11 июня 1928 г. в Вассеркупе (Германия) и явились заметный в то время событием, комментировавшимся газетами и журналами многих стран.
Подготовка полета велась при активном участии немецкого пионера ракетной техники М.Валье, конструктора пороховых ракет Ф. Зандера и владельца автомобильной фирмы Ф. фон Опеля. Полет должен был явиться первым шагом в осуществлении третьей стадии разработанной Валье программы выхода в космос. Известно, что первая и вторая стадии этой программы предполагали исследования и летные эксперименты с моделями ракет и применение ракетного принципа на транспортных средствах, двигавшихся по земной поверхности, а третья стадия начиналась с установки РД на летательных аппаратах и предполагала пилотируемые полеты /I, стр.13-14/. 0 связи полета 11 июля 1928 г. с программой Валье говорит как сам автор /I, стр. 15/, так и современные немецкие историки ракетной техники /2, стр.327/.
Пилотируемому полету предшествовали эксперименты с моделью бесхвостого планера типа "Аист", оснащенной двумя пороховыми РД. Они проводились М.Валье и немецким авиаконструктором А.Липпишем с 9 по 11 июня 1928 г. в Вассеркупе /1, стр.250-253; 6, стр. 101-102/. Было проведено три летных испытания моделей, которые показали, что можно перейти к полетам человека на планере с РД.
Для осуществления этой цели был рекомендован планер типа "Утка", у которого статическая устойчивость и способность выдерживать большие ускорения лучше, нежели у бесхвостых планеров типа "летающее крыло". Два пороховых двигателя располагались в конце фюзеляжа и крепились непосредственно к корпусу планера. Получающийся при неодновременном их действии момент должен был уравновешиваться рулем направления. Воспламенение производилось пилотом при помощи электрозапала. Так как РД находились достаточно далеко сзади центра тяжести планера, то для того, чтобы его уравновесить, на носу фюзеляжа помещался противовес, который по прекращении горения топлива ног быть перемещен или сброшен.
Первый успешный полет на ракетоплане с пороховым РД совершил Фридрих Штамер. Подробности его биографии известны мало. М.Валье представляет его читателям как шефа-пилота и летчика-инструктора Рен-Розиттенского общества /I, cтp.253/, журнал "Наука и техника" как известного германского авиатора и руководителя Ренской школы летчиков /3,стр.6/.
Журнал "Хроника воздушного дела" /4, стр.16-17/, опираясь на статью Ф.Штамера в журнале "Flugsportt" /5, стр.232-235/, так описывает этот полет:
Всего было совершено четыре попытки взлета, прячем отделение планера от земли производилось традиционным способом, с помощью амортизатора (резинового шнура).
Первый старт был неудачным. Планер, снабженный двумя РД тягой 12 и 15 кг. Ее оторвался от земли даже после того, как заработал один из двигателей.
Перед вторым полетом были устaновлены РД тягой 15 и 20 кг, при этом первый двигатель начинал работать еще на земле. Планер с работающим двигателей легко оторвался от земли. Но Штамеру не удалось выдержать горизонтальный полет, а пустить в ход второй РД. Пролетев 200 м, планер совершил посадку.
Третий полет проводился с двумя РД тягой по 20 кг. Один из них включался еще перед стартом, проводившимся с помощью амортизатора. Планер легко взлетел и стал избирать высоту. Пройдя по прямой 200 и, пилот делает разворот вправо ва 45°, через 300 м - еще один такой же разворот. К этому времени выгорело топливо первого РД и был пущен второй двигатель. При помощи его пилот пролетел еще 500 м, сделал разворот вправо на 30°, пролетел еще 300 м и одновременно с прекращением работы двигателя совершил плавную посадку. Полет длился 60-80 сек, ракетоплан пролетел 1300-1500 л. Как отмечал пилот, планер хорошо слушался рулей, а небольшой эксцентриситет тяги легко уравновешивался рулем направления.
Четвертый полет едва не закончился катастрофой. Взлет проводился с помощью амортизатора, воспламенение топлива одного из двух РД тягой по 20 кг производилось в воздухе. Через две секунды после воспламенения топлива двигатель взорвался и планер загорелся. За счет быстрого снижения Штамеру удалось сбить пламя и посадка прошла благополучно. Но в момент посадки замкнулись провода, изоляция которых обгорела, и воспламенился заряд второго двигателя. Пожар удалось потушить, пилот не пострадал.
Аналогичное описание этих полетов мы находим и в книге Н.А.Рынина "Межпланетные сообщения," /6, cтp.101-102/.
После посадки на горящем ракетоплане эксперименты в Вассеркупе были прерваны. Но опыт полетов Штамера был использован при подготовке полета Опеля на самолете с пороховыми РД, состоявшегося 30 сентября 1929 года.
Полег ракетоплана с пороховыми РД 11 июля 1928 г. имеет в наши дни историко-научную ценность. Оценивая его значение для своего времени, К.Э, Циолковский писал: "Появились ракетные автомобили, глиссеры, сани и даже аэроплан (под управлением Штамера). Все это было несовершенно, но производило иного шума и было полезно как в отношения опытов, так и в отношения распространения интереса среди общества, ученых и строителей" /7, cтp.246/.
В.М.Комаров
1. М.Валье. Полет в мировое пространство как техническая возможность. Перевод с немецкого. М.-Л. 1936.
2. H.Mielke. Lexikon Raumfahrt. Berlin, DDR, 1971.
3. Р.Ямпольский. Ракета на земле и в воздухе. Новые опыты с управляемыми реактивными снарядами. - "Наука и техника", Л.,1928, № 36, стр. 6.
4. Полеты на планере, снабженном реактивным двигателем. - "Хроника воздушного дела". М., 1928, № 12, стр.16-17
5. "Flugsport", 1928, № 13, ss 232-235.
6. Н.А.Рынин. Межпланетные сообщения, Вып. IV Л., 1929.
7. К.Э.Циолковский. Космические ракетные поезда. Калуга, 1929.