«Известия» 27.04.1999

Российский космический модуль: а шинелька-то чужая


Сергей ЛЕСКОВ

В Российской ракетно-космической корпорации «Энергия» закончилась сборка первого российского модуля Международной космической станции. Теперь этот модуль, от которого зависит судьба всего масштабного проекта, готов к отправке на Байконур.

Международная космическая станция — крупнейший, без всяких конкурентов, научно-технический проект современности. Замысел красив, его исполнение было бы победоносным, если бы не злосчастный российский сегмент, названный служебным модулем. Именно из-за его неготовности, постоянного срыва договоренностей начало сборки станции многократно переносилось. В американском Конгрессе то и дело появлялись агитаторы за исключение финансово неблагополучной России из проекта.

Между тем без российского служебного модуля гигантская международная станция, состоящая из 36 блоков, работать не может. Именно отсюда ведется управление комплексом, задается ориентация, ведется энергообеспечение, здесь находятся системы жизнеобеспечения. Только после запуска служебного модуля на комплексе смогут подолгу, по нескольку месяцев работать экипажи. И вот наконец цикл заводских испытаний завершен, и модуль, как официально объявлено, готов к отправке на технические позиции Байконура. Служебный модуль — это 50 систем, 4100 блоков, 3,5 тысячи метров электрических кабелей, 10 тысяч разъемов. Все системы и блоки — российские. Лишь бортовой вычислительный комплекс создан при участии европейских и американских специалистов.


Наши специалисты вложили в модуль свою душу и чужие деньги

Однако принципиальный вопрос: откуда же взялись средства на строительство модуля? Его стоимость — 320 миллионов долларов. По нашим меркам, это очень дорого. Например, для поддержания существования орбитальной станции «Мир» на год нужно всего-то 100 миллионов долларов, но и этих средств Россия никак отыскать не может. Как ни печально признать, для выполнения международных обязательств опять пришлось идти на поклон к загранице. Еще не запущенный в космос российский модуль уже предоставлен в пользование американцам. Заключено соглашение с НАСА, по которому на 5 предстоящих лет около трети объема станции и 4 тысячи часов рабочего времени предоставляются на исполнение американских заказов. За это мы получили 60 миллионов долларов, которые и позволили закончить затянувшуюся заводскую отладку. В соглашении имеется пункт, который позволяет России, вернув полученные деньги, возвратить модуль в свое владение. Но всем понятно: пункт несет лишь дипломатическую нагрузку, денег мы не отыщем, американской аренде ничто не угрожает.

А ведь служебный модуль, как подчеркивает генеральный директор РКК «Энергия» Юрий Семенов, вобрал лучшие достижения отечественной космонавтики, и в частности 14-летний опыт уникального «Мира», которого нет ни у одной самой передовой страны. Директор ЦНИИ машиностроения академик Владимир Уткин гордо сообщает, что Российская академия наук провела конкурс среди 80 ведущих институтов на проведение научных исследований на международной станции. Из 420 предложений отобрано 260 самых перспективных, касающихся производства в невесомости принципиально новых биотехнологических, фармацевтических и полупроводниковых материалов. Исполнению этих планов должно способствовать то, что на международной станции предусмотрены зоны, где микровозмущения, создаваемые присутствием экипажа, будут сведены до мизерных величин — одной миллионной части земного ускорения. Кроме того, энергетика МКС будет значительно больше мощности нынешнего «Мира». Но смогут ли идеи, рожденные талантом российских специалистов, быть реализованы на модуле, который уже наполовину как бы чужой? И чей интеллектуальный багаж пополнят знания, заложенные в конструкцию нашего аппарата?

Судьба российского служебного модуля напоминает историю гоголевской шинели с одной лишь разницей — как если бы бедолага Акакий Акакиевич, даже не успев примерить долгожданную обновку, отписал право носить ее собственному столоначальнику...