В октябре 1969 года, три месяца спустя после того, как американцы Нейл Армстронг и Базз Олдрин сделали свои первые исторические шаги по поверхности Луны, Япония присоединилась к космической гонке, создав у себя Национальное агентство по освоению космического пространства (NASDA). К тому времени Япония вот уже десять лет жила в условиях ускоренного экономического развития, и выделение парламентом ассигнований на «освоение космоса» свидетельствовало о готовности страны перейти к новым рубежам. Первые шаги NASDA были весьма скромными. Вся необходимая технология и оборудование закупались у американцев. Самостоятельный запуск японского искусственного спутника состоялся лишь в 1975 году. Но акценты постепенно менялись, и к концу 80-х годов японская космическая программа опиралась в основном уже на собственные силы. Но все-таки японцы продолжали оставаться как бы на обочине космической магистрали, в тени успехов СССР и США. Так продолжалось до сентября 1992 года, пока мир не увидел на экранах телевизоров улыбку Мамору Мори, совершившего первый официальный для Японии полет в космос на американском шаттле «Эндевор». |
З |
Мамору МориТиаки Мукаи |
Вынужденная отсрочка и помешала Мори стать японским астронавтом №1. Этот почетный титул буквально выхватил из-под носа у кандидатов в астронавты журналист телевизионной компании Ти-Би-Эс Тойохиро Акияма. Пока американцы преодолевали шок, вызванный гибелью «Челленджера», Ти-Би-Эс выложила 1 миллиард иен (8 миллионов долларов по курсу того времени) за место для своего журналиста на борту советского «Союза».
Японо-советский коммерческий контракт был успешно реализован в 1990 году. Серия репортажей, переданная Акиямой со станции «Мир», во многом изменила отношение японцев к собственной космической программе. Если в космос может подняться уже немолодой журналист, то каких результатов следует ожидать от профессионально подготовленных специалистов? Эту мысль поспешили закрепить в сознании общественности и пропагандисты NASDA, неоднократно подчеркивавшие, что «Акияма был просто туристом. А Мори предстоит в космосе серьезная работа».
ЭКСПЕРИМЕНТ С УМЭБОСИ ПРОШЕЛ НЕУДАЧНО
Д |
Мукаи отрабатывает в самолете-лаборатории навыки перемещения в невесомости |
Гораздо удачнее прошел другой эксперимент. Профессор Мори прочитал с борта «Эндевора» лекцию своим студентам об эффектах микрогравитации. Рассказ физика напрямую передавался по телевидению в многие школы, университеты, за ним следила чуть ли не вся Япония. Мори то подкидывал яблоко, чтобы показать, как оно зависает в воздухе в условиях невесомости, то предпринимал забавные попытки, не пристегнувшись, повернуть рукоятку прибора и в результате разворачивался сам, то демонстрировал выплывающие из пакетика шоколадные конфеты M&M's. Астронавту как нельзя лучше пригодился опыт преподавателя. Вряд ли многие японцы могут припомнить, какие именно научные эксперименты ставил Мори в полете, но плавающее в невесомости яблоко запомнили все.
Интересный вывод сделал Мори на своей первой пресс-конференции после возвращения из полета. Он уверенно заявил, что японцы как нация прямо-таки приспособлены к космическим путешествиям. В шаттле и других космических кораблях всегда тесно, не хватает жизненного пространства. Но японцы на протяжении целых поколений уже привыкли жить в домах, напоминающих скорее кроличьи норы, и не страдают от этого.
Во время космического полета на американском шаттле Мори иллюстрирует с помощью яблока свою лекцию о проблемах микрогравитации |
П |
Тиаки потом с ужасом вспоминала огромные физические нагрузки, которые пришлось испытать в ходе тренировок. Для каждого кандидата в астронавты была разработана очень насыщенная индивидуальная программа подготовки, включавшая серию физических упражнений, детальное знакомство с кораблем, включая методику пользования туалетом и перемещения в условиях невесомости. Ну и, конечно, углубление знаний в рамках запланированной научно-медицинской программы. С последним, кстати, Мукаи справилась довольно успешно. Помог большой врачебный опыт. Да и сам полет она перенесла легко. Максимальные нагрузки не превышали 3 g (тройной силы тяжести на Земле).
Ярчайшим впечатлением от полета для Мукаи остался вид нашей планеты, открывшийся перед ней с космического корабля. В этом она, кстати, едина со всеми своими коллегами — американцами, россиянами, представителями других стран. Именно в космосе пришло понимание того, что люди, независимо от своей национальности, должны ощутить себя прежде всего землянами — жителями единой и единственной планеты. И тогда все политические, идеологические, экономические, социальные проблемы можно будет решать сообща.
У Тиаки Мукаи есть неплохие шансы войти в историю как первый гражданин Японии, побывавший в космосе дважды. В апреле — с.г. NASDA сообщило, что ее кандидатура включена в список четырех потенциальных участников экспериментов на борту американского шаттла, запуск которого намечен на март 1998 года. В состав его экипажа войдут два представителя Страны восходящего солнца. Двое других станут их дублерами. Мукаи вместе с коллегами уже приступила к интенсивным тренировкам.
Можно упомянуть, что в Японии уже есть и астронавт № 4 — Коити Ваката, побывавший на борту американского челнока в космосе в январе нынешнего года. Но он уже не первый.
Лев АЗОВ