"Комсомольская правда" 18.10.1932
75-летний юбилей К. Э. Циолковского
Очень трудно мечтать на обыкновеннейшей улице города Калуги.
Странно даже сохранить эту мечтательность, 33 года учительствуя в епархиальном.
Не удивительно ли думать о звездной навигации, когда под окном тарахтит исконная расейская телега?
Тем не менее мысль о том, что уже пора «основывать поселения за пределами земной атмосферы» была высказана и научно обоснована именно здесь, в калужской тиши, па улице Брута 81, примерно в восьмидесятых годах ученым Константином Эдуардовичем Циолковским.
Но не нова в истории эта мечта, и вопросы заатмосферного транспорта решались также на узком четырехугольнике тюремного двора Петропавловской крепости. Приговоренный к смертной казни через повешение, заключенный в изоляторе Кибальчич — он же первый носитель мечты о космосе — на свободе занимался спешной изготовкой бомб для земных надобностей.
Химия до тюрьмы была важней для заключенного, чем звездный рейс. И, только кинув под колеса кареты Александра II разрывной снаряд, можно было разрешить себе закончить «проект воздухоплавательного прибора бывшего студента института инженеров путей сообщения Николая Ивановича Кибальчича, члена русской социально-революционной партии ».
Какое знаменательное для времени совпадение в настроениях обоих авторов идеи реактивного самолета:
«Находясь в заключении, за несколько дней до своей смерти, я пишу этот проект. Я верю в осуществимость своей идеи, и эта вера поддерживает меня в ужасном моем положении».
Тридцать шесть лет спустя, в 1917 году, в полицейском архиве был обнаружен проект пороховой ракеты Кибальчича.
Первый шаг в истории звездоплавания в уставе III охранного отделения сочтен был незаконным. Вот почему никто, кроме адвоката, не прочел последних строк об'яснительной к ракете записки. «Я буду счастлив тем, что окажу громадную услугу народам и человечеству. Николай Кибальчич».
Это сделал не он, ибо наука создавалась тогда на отшибе от государства, вдали от эпохи и в изгнании от истории.
Семидесятипятилетнюю не менее героическую жизнь Циолковского сопровождал тот же исторический фон.
«Жизнь несла мне много горестей, и только радостный мир идей помог мне их перенести».
Действительно радостен этот мир, если можно бессменно 33 года под ряд проводить все утро в епархиальном, прочесть за жизнь 40 тысяч лекций, забыть о том, что на поддержку опытов Петербург выслал... 4 рубля, примириться и с тем, что самостоятельно разработанная теория газов открыта 24 года назад. А потом болеть, потерять слух и голос, перенести пожар, уничтоживший всю библиотеку и модели...
Какая участь! Снова начать работу и кончить ее для того, чтобы она лежала пятнадцать дет, пока мысль о создании металлической оболочки дирижабля перестанут считать сумасшедшей.
Взнузданная царизмом Россия — не была ли она для Циолковского тем же, чем Петропавловская крепость для Кибальчича?
Если бы не изумительный проект цельнометаллического дирижабля и «уравнение ракеты», предшествующее межпланетному путешествию, если бы не мировое значение этих двух работ, Циолковского по диапазону его запросов можно было бы счесть любителем.
Но ведь это обычный путь ученого-самоучки «чистой крови».
Когда-то взят им патент на усовершенствование пишущей машины, выдуман международный алфавит, закончено исследование по биологии. В 1895 году уже написаны «Грезы о земле и небе». Вслед за этим очень осторожно названа статья, предварявшая головокружительную проблему. «Может ли земля заявить жителям иных планет о существовании на ней разумных существ?»
Шведский химик Берцелиус не зря говорил о том, что в каждом изобретении 99 процентов ремесла и только один процент фантазий. Научный расчет у Циолковского шел в ногу с полетом воображения, и всегда размаху его идеи предшествовала скрупулезность числового измерения.
Поэтому Циолковский не поверил Жюль-Верну, пославшему своих героев Барбикена и капитана Николе на луну в пушечном ядре. Путешествие это стало бы гибельным для пассажиров в самом его начале. Они погибли бы в канале пушки.
И совершенно иначе представляется звездоплавателю тот день, когда состоится отлет с Земли.
Это будет где-нибудь в высокой горной местности. Под углом в 18-20° подготовлена прямая дорога. По ней и начнет свой разбег автомобиль, на котором помещается ракета. Ее самостоятельный восходящий полет идет под действием взрывающихся горючих веществ, вытекающих из трубки. Когда катающийся на роликах мальчик отбросит какой-нибудь груз назад, его самого отнесет вперед. Ход взрывной ракеты об'ясняется так же. Он подобен отдаче при взрыве патрона в револьвере.
Достаточно ясным представляется и профиль пути.
Пройдя атмосферу, ракета начинает кружиться вокруг Земли как ее спутник. Добавочным взрыванием увеличив скорость, можно добиться свободы от притяжения. Труднее всего пристать к другой планете. Тут притяжение может стать для ракеты аварийным. Но на крупных планетах помогает атмосфера, своего рода воздушный тормоз, позволяющий ракете спланировать на поверхность.
И еще раз не правы те, кто считает что порох — самое лучшее вещество для заряда ракеты. Дрова, спирт, нефть, бензин развивают при сгорания гораздо больше энергии и безопасней, чем различные виды пороха.
Чем больше сгорит горючего и чем большую скорость имеет струя вытекающих газов, тем, следовательно, и больше скорость самой ракеты. Так составляется из взаимозависимости этих трех величин найденное Циолковским «уравнение ракеты» — современная основа его теории реактивного движения, которую подтверждают своими опытами американец Годдарт, немец Герман Оберт и др.
От нас до экватора — 5 рублей.
От полюса до экватора — 10 рублей.
От Москвы до Ленинграда — 50 копеек.
За полтинник пассажир, желающий с возможной скоростью прибыть в Ленинград, получает мягкое и спокойное место в цельнометаллическом дирижабле или, как его называет автор, «аэронавте», вмещающем 610 пассажиров и имеющем скорость 103 километра в час.
Конструкция существующих дирижаблей чрезвычайно усложнена их ажурным каркасом. По подсчетам специалистов, здесь требуется миллион заклепок, разметок дыр, все это производится на весу и — что самое тяжелое — ручным способом.
Интересно, что для одного крупного дирижабля требуется бодрюша (слепых кишек) с миллиона животных, обработанных также вручную. И оболочка такого с величайшим трудом и громадной затратой времени собраного дирижабля продержатся не более года.
Вот из каких соображений выясняется необходимость отказа от бодрюшированной ткани и немедленного осуществления проекта цельнометаллической оболочки Циолковского.
Восемь преимуществ сопровождают проект этой оболочки: несгораемость, непроницаемость, негигроскопичность (способность не увлажняться), долговечность, дешевизна (в 50 раз), прочность, блестящая поверхность, малонагревающаяся солнцем и еще менее охлаждаемая ночной прохладой. Еще существенно то обстоятельство, что дирижабль Циолковского вовсе не выбрасывает газа и не теряет его через оболочку, а газ этот в подогретом состоянии регулирует под'емную силу корабля.
Это только краткий перечень ряда выгод воздушного корабля, кругосветное путешествие на котором обойдется не дороже, чем обычный жел.-дор. билет до Ленинграда.
Союзфото Тов. ЦИОЛКОВСКИЙ. |
Вчера в Колонном зале Дома Союзов мы вспоминали еще раз печальное это признание: «Жизнь несла мне много горестей и только радостный мир идей помог мне их перенести».
Очень немногими словами рассказал председатель Осоавиахима СССР тов. Эйдеман, о том что делается чтоб помочь забыть эти слова юбиляру.
— Несколько запоздало мы отмечаем 75 лет этой яркой жизни. Ведь над вопросами дирижаблестроения Циолковский работает уже 47 лет. Чем мы помогли реализации его идей? Два факта мне хотелось бы вспомнить здесь: ведь некогда, в дореволюционное время, самая большая дотация, которую удавалось соорудить в помощь исследованиям Циолковского, не превышала 55 р., а в 1930 году Осоавиахим собрал на советское дирижаблестроение 25 миллионов рублей.
Изобретатель связан не первый год с ОСО. Здесь среди нас он родной человек, и поэтому я особенно счастлив сообщить, что постановлением правительства Константин Эдуардович Циолковский награждается орденом Трудового Красного Знамени.
Хотел бы выразить уверенность и в том, что на нашем первом цельнометаллическом дирижабле юбиляр обязательно подымется».
Прекраснейшим парадом проходили здесь замыслы реактивного самолета, проекты стратоплана и цельнометаллического дирижабля, проблема сварки нержавеющей стали, вносящая революцию в авиапромышленность.
А в зале... В зале сидели летчики, инженеры Красного флота, студенты, осоавиахимовцы и даже юные техники пионерского возраста, пришедшие горячо приветствовать семидесятипятилетнюю, удивительную в своей стойкости жизнь и помочь построить возможно быстрей дирижабль и ракету Константина Эдуардовича Циолковского.
Р. К.