«Комсомольская правда» 19.09.1940, с4


КОРИФЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

К ПЯТИЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

Первый полет братьев Райт, совершенный в 1903 году, явился началом воздухоплавания на аппаратах тяжелее воздуха. О братьях Райт писала вся мировая пресса, и никто не знал, что скромный калужский учитель Циолковский еще в 1894 году опубликовал статью «Аэроплан, или птицеподобная летательная машина», что это ему принадлежит гениальная идея создания самолета.

Царская Россия окружала его тупым равнодушием. Калужские обыватели поговаривали, что учитель епархиального училища Циолковский собирается лететь на Марс.

Люди, упершиеся взглядом в землю, не могли разглядеть своего великого соотечественника и попросту не замечали его.

Учась в Москве, проходя курс начальной математики и физики, Циолковский питался одним черным хлебом.

Таким был Циолковский в юные годы. Он оставался всю жизнь фанатиком науки, безразличным к себе, отдающим всего себя труду на благо человечества.

«По природе или по характеру — я революционер и коммунист», — этими словами начинаетсяся его автобиография. Он действительно был величайшим революционером в технике, умеющим видеть далеко вперед и проникновенно творить. В 1892 году он напечатал свой труд «Аэростат металлический управляемый». Это было за три года до нового проекта Цеппелина, именем которого долго назывались дирижабли, хотя подлинное авторство принадлежало Циолковскому. В 1903 году, когда совершился первый полет братьев Райт, Циолковский уже издал первую печатную работу о теории реактивного движения и о межпланетной ракете. Подобная ракета появилась в Америке в 1919 году в Германии в 1923 гаду.

Но творец великих технических идей прозябал в неизвестности, он не мог добыть даже жалких грошей, необходимых для опытов.

Только Великая Октябрьская революция дала ученому всенародное признание, дала возможность свободно творить на благо науки, на благо человечества.

«При советской власти, обеспеченный пенсией, я мог свободнее отдаться своих трудам, и, почти незамеченный прежде, я возбуждал теперь внимание к своим работам», — писал Циолковский.

Над разработкой его технических идей стали работать многочисленные группы специалистов. Идеи, родившиеся в маленьком домике на Большой Коровинской улице в Калуге, стали достоянием всей большой семьи советских воздухоплавателей. За шесть дней до смерти слабеющей рукой писал Констатантин Эдуардович товарищу Сталину.

«Все свои труды по авиация, ракетоплаванию и межпланетным сообщениям передаю партии большевиков и Советской власти — подлинным руководителям прогресса человеческой культуры. Уверен, что они успешно закончат эти труды».

Советский народ явился достойным наследником трудов великого ученого, он претворяет в жизнь его смелые идеи, он дерзновенно завоевывает воздух, и советские машины летают дальше всех, быстрее всех, выше всех.

П. ИВАНОВ.



* * *

Сегодня исполняется 5 лет со дня смерти выдающегося деятеля науки Константина Эдуардовича Циолковского. В Центральном доме Гражданского Воздушного Флота организуется вечер, посвященный памяти ученого. Доклад о замечательной жизни и творческой деятельности К. Э. Циолковского сделает академик А. Е. Ферсман. Инженер Б. Н. Воробьев расскажет о литературном наследстве великого ученого. В вестибюле Центрального дома открывается выставка, на которой представлены подлинные рукописи трудов и модели летательных аппаратов, созданных К. Э. Циолковским

(ТАСС).