«Комсомольская правда» 21.03.1957

Как будут одеты астронавты

ЧЕМ ВЫШЕ над поверхностью земли поднимается человек, например на самолете, тем меньше становится давление воздуха, тем труднее дышать. Уже на высоте пяти километров далеко на все люди чувствуют себя нормально. А в шести-семи километрах от земли лишь вполне здоровые люди могут пробыть несколько минут. На высоте 12 километров человек не может пробыть более 40 секунд. Давление воздуха настолько уменьшается здесь, что кислород почти перестает растворяться в крови.

Поэтому при полетах на большие высоты организм нуждается в дополнительном питании кислородом. Пилота либо снабжают кислородной маской, либо создают повышенное давление в кабине самолета. Чаще оба эти способа применяются вместе. Так сделано, например, на советском реактивном самолете «ТУ-104», где давление в кабине создано такое же, как на высоте примерно трех километров. Но как быть, если герметичность кабины самолета вдруг нарушится! Если это произойдет на высоте около 15 километров, — а здесь атмосферное давление равно всего лишь 90 миллиметрам ртутного столба, то есть примерно в восемь раз меньше, чем у земли, — то вдыхание даже чистого кислорода из маски не поможет. В этом случае полет продолжать нельзя, нужно срочно спускаться. Можно было бы создать под маской большое давление, но не всякий сможет дышать при таком давлении, даже если он тренирован. Даже обычный выдох становится трудным. Это и ограничивает высоту полетов.

Но авиаторы нашли выход из положения. Они стали надевать скафандры. Это прорезиненный костюм, являющийся своего рода небольшой герметической кабиной. При обычном полете внутрь скафандра подается небольшое количество воздуха или кислорода, достаточное для поддержания дыхания. Однако, как только возникает авария и нарушается герметичность кабины самолета, в скафандре автоматически создается повышенное давление. Жизнь летчика вне опасности, но работать ему нелегко. Ведь скафандр раздувается, становится громоздким. А что если в скафандре вдруг образуется хотя бы крошечная щель?..

Много лет ученые разных стран работали над решением этой проблемы. Дело, оказывается, не только в кислородном «голодании». На высотах больше 19-20 километров, куда стали забираться реактивные самолеты, появилась новая опасность. Вспомним, что происходит, когда вы открываете бутылку нарзана или лимонада. Пузырьки газа вдруг вспенивают воду. Растворенные в воде газы, как только давление воздуха под пробкой уменьшилось, стали улетучиваться из жидкости. Нечто подобное произойдет с человеком, если он вдруг окажется на высоте более 19 километров, растворенные в жидкостях организма (в крови, лимфе, межклеточной и спинномозговой), мгновенно выделяются. Весь организм как бы закипает.

Почему же «закипание организма» не происходит на меньших высотах? По той же причине, по какой не закипает вода, если она не нагрета до 100 градусов. Поднимитесь в горы — и вода закипит раньше, чем температура достигнет 100 градусов. А если воду поднять на высоту 19 километров, то она закипает уже при 37 градусах, то есть при температуре человеческого тела.

Конструкторы, врачи, да и сами летчики задумались: а нельзя ли заменить давление воздуха на тело в скафандре чем-либо другим? В самом деле, так ли уж обязательно сжимать тело давлением воздуха? Что если оболочку скафандра прижать непосредственно к телу, плотно обтянуть тело тканью? Оказалось, это вполне возможно. Только теперь оболочку пришлось очень точно подгонять к поверхности тела, шить для летчиков в полном смысле индивидуальные костюмы. В тех местах, где не удается точно выкроить нужную форму костюма, устраивается дополнительная шнуровка. Она затягивается после надевания костюма, и костюм плотно обтягивает все тело.

Но ведь для разных высот, скажете вы, необходимо различное давление на тело. Это верно. Поэтому костюм снабжен простым приспособлением, которое может сильнее или слабее стягивать ткань. Чем больше высота, тем сильнее натяжение ткани, тем больше давление на тело. В нормальном полете натяжение ткани не изменяется. Костюм начинает работать лишь при аварийных ситуациях, когда нарушается герметизация кабины самолета.

Такой костюм значительно удобнее скафандра. Он не громоздок, не стесняет движений. Прокол или другое небольшое повреждение ткани костюма для летчика теперь не опасно. И прозрачный шлем в таком костюме можно сделать легче, меньше, удобней. Особенно ценно, что костюм помогает летчику переносить большие ускорения.

Высотно-компенсирующий костюм, как назвали его, теперь уже всюду завоевал признание у летчиков, бороздящих стратосферу. В будущем при полетах в верхние слои атмосферы и даже за ее пределы, в межпланетное пространство, астронавты будут, вероятно, применять подобные костюмы.

П. ИСАКОВ,
председатель научно-техниче-
ского комитета космической ме-
дицины секции астронавтики
ДОСААФ СССР, кандидат био-
логических наук.

НА СНИМКАХ: летчики в обыч-
ном высотном скафандре (слева) и
в высотно-компенсирующем костюме.