«Комсомольская правда» 17.09.1957

ОН УКАЗАЛ ПУТЬ К ЗВЕЗДАМ


С

ЕГОДНЯ исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося ученого - Константина Эдуардовича Циолковского.

Более полувека назад Циолковский создал теорию движения реактивных летательных аппаратов и доказал возможность полета на ракетах в мировое пространство. В своей классической работе «Исследование мировых пространств реактивными приборами», напечатанной в журнале «Научное обозрение» № 5 за 1903 год, ученый писал: «...в качестве исследователя атмосферы предлагаю реактивный прибор, т. е. род ракеты, но ракеты грандиозной и особенным образом устроенной».

Широкое применение пороховых военных ракет в прошлом веке не могло не привлечь изобретателей к этому типу летательных приборов. Многие из них, и в первую очередь русский революционер Н. И. Кибальчич, предугадывали в пороховых ракетах прообраз будущих реактивных кораблей. Но для развитая этих идей, для того чтобы открыть перед ракетными двигателями просторы воздушного океана, а затем и межпланетного пространства, нужна была теория движения ракет. Эту задачу и решил Циолковский. Ученый так писал о своем открытии: «Мысль не новая, но вычисления, относящиеся к ней, дают столь замечательные результаты, что умолчать о них было бы недопустимо».

Сейчас мы ясно видим, какие замечательные результаты дает созданная Циолковским теория реактивного движения. Она является фундаментом развития ракетной техники, основой для решения проблемы полетов в мировое пространство. Циолковский в своих работах осветил все основные вопросы теории реактивного движения и в том числе решил основную задачу теории движения ракет. Математически исследовав полет ракеты, ученый вывел формулу ее движения. Он получил уравнение, которое переводит физическое явление - полет ракеты - на строгий и точный язык математики. Это уравнение по праву называется сейчас уравнением Циолковского. Замечательный ученый проявил себя и как талантливый изобретатель.

В

ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ К. Э. Циолковский обратил внимание на энергетическую основу ракетной техники. Источником энергии для работы реактивного двигателя является топливо. Поэтому ученый в первых же своих работах в качестве центральной задачи поставил проблему топлива для реактивных двигателей. До Циолковского были известны лишь пороховые ракеты. Константин Эдуардович показал, что для ракет дальнего действия необходимо применять более эффективное жидкое топливо, и выдвинул идею создания реактивного двигателя, работающего на жидком топливе.

Ученый уделил много внимания разработке основных вопросов конструкции ракеты. В любой современной ракете можно найти идеи, предвосхищенные Циолковским. Так, большинство современных ракет дальнего действия имеет жаростойкие рули управления, помещенные в поток газов, вылетающих из сопла (так называемые газовые рули). Идея создания газовых рулей была выдвинута Циолковским. Им были даны принципиальные решения задачи непрерывного питания реактивного двигателя жидким топливом и надежного охлаждения двигателя, в камере которого температура газов может достигать 3-4 тысяч градусов. Он рассмотрел вопросы подъема и спуска ракет, удобного и безопасного размещения экипажа в ракете и целый комплекс проблем ракетной техники.

Для космических полетов К. Э. Циолковский предложил применять многоступенчатые ракеты. Каждая ступень ракеты последовательно увеличивает скорость полета и, выработав свое топливо, отцепляется. Последняя, верхняя ступень достигает в безвоздушном пространстве необходимой космической скорости.

К. Э. Циолковскому принадлежит идея создания с помощью ракет в мировом космическом пространстве искусственного спутника Земли. По мысли ученого, искусственные спутники, или, как называл сам Константин Эдуардович, «эфирные острова», могут служить не только в качестве научных лабораторий, но и как заправочные станции на пути движения космических кораблей.

П

РОБЛЕМЕ реактивного движения и межпланетных сообщений К. Э. Циолковский посвятил сбои наиболее выдающиеся труды. Но этим не исчерпывалось его научное творчество. Константин Эдуардович был в своей научно-исследовательской и изобретательской деятельности исключительно многогранен.

С 1885 года К. Э. Циолковский начал заниматься вопросами воздухоплавания. Он создал проект цельнометаллического дирижабля с изменяемым в полете объемом. Результаты своих первых научных исследований в области воздухоплавания Циолковский изложил в сочинении «Теория и опыт аэростата» и дал обоснование конструкции дирижабля с тонкой металлической оболочкой.

Большой вклад сделал Циолковский и в области авиации. Еще в 1894 году в статье «Аэроплан или птицеподобная (авиационная) летательная машина» он дал описание и чертежи моноплана, в котором предвосхищены основные черты современных самолетов. Ему принадлежат интересные научные работы по аэродинамике, для проведения которых ученый построил первую в России аэродинамическую трубу.

За свою долгую жизнь Циолковский обращался к решению самых различных проблем науки. Самостоятельно, независимо от иностранных авторов, он разработал кинетическую теорию газов, опубликовал ряд трудов по астрономии, физике, истории и многим другим вопросам, в том числе вопросам философского характера.

Но из всего богатства научных работ Циолковского наибольшее значение имеют его труды по реактивному движению и проблеме межпланетных сообщений. Сейчас, когда приближается время полета людей в мировое пространство, народы всего мира видят; какой великий вклад в развитие науки сделал этот че­ловек. Закладывая теоретические осно­вы астронавтики — науки о полетах в мировое пространство, пытливый иссле­дователь ясно понимал, какую грандиоз­ную проблему он поднимает, какой титанический труд придется совершить лю­дям, прежде чем они смогут направить полет своих космических кораблей к ор­битам других планет. Ученый считал, что сделан только первый шаг на пути к звездам, «...моя работа, — писал Циол­ковский, — далеко не рассматривает всех сторон дела и совсем не решает его с практической стороны относительно осу­ществимости; но в далеком будущем уже виднеются сквозь туман перспективы, до такой степени обольстительные и важ­ные, что о них едва ли теперь кто меч­тает».

А сам Циолковский уже мечтал об этих обольстительных перспективах. Он писал: «Человечество не останется веч­но на Земле, но в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство».

В те далекие годы, когда появились первые самолеты, в условиях дореволюционной России, когда в его труды мало кто верил, без помощи правительственных учреждений и при явном пренебрежении официальных деятелей науки ученый дерзко ринулся в борьбу за свои смелые научные идеи.

М

Ы ВЫСОКО ЦЕНИМ Циолковского как выдающегося ученого, но не меньшего, а, может быть, большего признания заслуживает беззаветная борьба Циолковского за торжество прогрессивных идей, за развитие замечательных открытий, за счастье всего человечества.

Много лишений принесла Циолковскому эта борьба, Много незаслуженных обид пришлось перенести ученому. В 1914 году в одной из своих брошюр Константин Эдуардович писал: «Тяжело работать в одиночку многие годы при неблагоприятных условиях и не видеть ниоткуда просвета и содействия». Но ничто не могло сломить его воли. И он дождался радостного дня, когда народ оценил его труды. Как только рухнуло самодержавие, кончились и годы одиночества ученого. Окруженный заботой Коммунистической партии и Советского правительства, Константин Эдуардович Циолковский с новой энергией отдался любимому делу.

Жизнь Циолковского - пример упорного, напряженного труда, последовательного выполнения поставленной перед собой задачи. Неутомимый ученый показал, с какой самоотверженностью нужно работать на пользу общества. Целью всей его жизни, целью всех его научных трудов было, как пишет сам Циолковский, горячее желание «своими трудами хоть немного продвинуть человечество вперед», и мы можем уверенно сказать, что эта благородная цель была Циолковским достигнута. Научные труды Циолковского послужили основой для всех успехов современной реактивной авиации. По указанному им пути идет человечество в исследовании мирового пространства.

За много десятилетий до наших дней Циолковский пропагандировал развитие реактивной техники. С полной убежденностью в правильности своих научных идей он говорил о том, что «за эрой аэропланов винтовых должна следовать эра аэропланов реактивных». И теперь, когда на воздушных парадах мы видим стремительный полет советских сверхзвуковых реактивных самолетов, мы с глубоким уважением вспоминаем имя Циолковского.

Р

ЕАКТИВНЫЕ ДВИГАТЕЛИ обладают способностью при весьма малых размерах и весе развивать громадную силу тяги. Поэтому применение реактивных двигателей позволило резко увеличить энерговооруженность самолетов. Прежде, когда силовой установкой самолетов была винтомоторная группа, у лучших, самых быстроходных истребителей (весом в 4-5 тонн) воздушный винт при максимальной скорости полета развивал тягу порядка 500 килограммов, т. е. немногим более одной десятой доли веса самолета. У бомбардировщиков, транспортных и пассажирских самолетов энерговооруженность была еще меньше. А сейчас существуют реактивные самолеты, у которых тяга двигателя не только достигает, но даже превосходит их полетный вес. Это позволяет таким реактивным машинам взлетать вертикально, совершать полеты со сверхзвуковыми скоростями, подниматься на недостижимые ранее высоты.

Сейчас уже отдельные экспериментальные самолеты достигают скорости порядка 3000 километров в час. «Потолок» многих самолетов лежит уже выше 20 километров, а некоторые машины поднимались почти на 40 километров над землей.

1956 год ознаменовался крупным, поистине историческим событием в развитии нашей авиации - на линии Гражданского воздушного флота СССР встали реактивные пассажирские самолеты. Первым таким самолетом у нас стал «ТУ-104», созданный коллективом авиационных конструкторов под руководством А. Н. Туполева. В 1957 году этот же коллектив построил еще больший пассажирский реактивный самолет «ТУ-110» с четырьмя турбореактивными двигателями конструкции А. М. Люлька. Этот корабль способен брать на борт до ста человек и пролетать с ними 3,5 тысячи километров со скоростью 800 километров в час. Его максимальная скорость равна 1000 километрам в час.

В

ЫДАЮЩИЕСЯ УСПЕХИ достигнуты в настоящее время и ракетной техникой. Еще в 1911 году Константин Эдуардович писал о том, что «с момента применения реактивных приборов начнется новая, великая эра в астрономии», когда человек сможет «стать, нагой на почву астероидов, поднять рукой камень с Луны, устроить движущиеся станции в эфирном пространстве, образовать живые кольца вокруг Земли, Луны, Солнца, наблюдать Марс на расстоянии нескольких десятков верст, спуститься на его спутники или даже на самую его поверхность...» Приближается день, когда начнут свершаться эти мечты Циолковского. Высотные ракеты, исследующие воздушный океан, уже поднимаются более чем на тысячу километров ввысь.

В течение Международного геофизического года в Советском Союзе предполагается осуществить запуск 125 ракет для исследования верхних слоев атмосферы. Они будут взлетать из арктической зоны, из среднеширотной зоны СССР, а также из Антарктиды, из района Мирного. Широкое изучение атмосферы с помощью ракет намечено провести также в США, Англии, Франции, Австралии и Японии.

Всего в течение МГГ в разных пунктах земного шара предполагается запустить более 600 высотных ракет. Скоро ученые нашей страны сделают первый шаг на пути космических полетов - запустят с помощью ракет искусственный спутник Земли. Близится время полетов на другие планеты, о котором так страстно мечтал наш великий соотечественник Константин Эдуардович Циолковский.

И. МЕРКУЛОВ,

председатель Научно-технического

комитета реактивной техники Цен-

трального аэроклуба СССР.



НАДПИСЬ, ВЫСЕЧЕННАЯ НА КАМНЕ

Многие годы жил и работал в Калуге выдающийся советский ученый, автор теории реактивного движения и межпланетных сообщений Константин Эдуардович Циолковский. В минувшее воскресенье в этом городе состоялось большое торжество в связи с исполняющимся 17 сентября 100-летием со дня рождения К. Э. Циолковского. Днем на площади Мира в присутствии 25 тысяч горожан и гостей состоялась закладка памятника ученому.

После выступлений секретаря Калужского горкома партии В. В. Павлова, академика А.А. Благонравова, слесаря И. Н. Дикарева все направились к месту, где будет установлен памятник.

Снимается с камня покрывало, и все видят на полированной грани камня слова: «Здесь будет сооружен памятник великому русскому ученому К. Э. Циолковскому. Сентябрь 1957 года».

КАЛУГА. (По телефону).


Энциклопедия - слово греческое. Означает оно - «круг знаний». Бывают разные энциклопедии - большие и малые, технические и медицинские, военные и детские, литературные м сельскохозяйственные. Тысячу разделов содержала одна из первых энциклопедий, появившаяся в Китае еще в X веке. А в XVI веке в этой стране древней культуры появилась энциклопедия, включавшая более 20 тысяч томов!

К длинному списку изданий по всем отраслям знания «Комсомольская правда» решила прибавить и свою «Воскресную энциклопедию». Сегодня мы публикуем первые статьи из нее. Она будет построена не по алфавиту, а, если так можно выразиться, по интересам. Воскресная энциклопедия в коротких статьях, не претендующих на обычную для энциклопедий полноту описания будет освещать актуальные и занимательные вопросы, понятия, о которых молодежи интересно и полезно узнать самое главное не может быть, редко встречающееся в других энциклопедиях.

Словом, это будет воскресная энциклопедия для молодежи. Откроем же ее первые страницы...

РАКЕТА

РОЖДЕНИЕ ЕЕ затерялось где-то в глубине веков. Название свое ракета получила от итальянского слова, которое в переводе означает трубка. Но разве назовешь трубкой современную ракету - огромный снаряд, способный поднять тонны груза на сотни километров ввысь? Однако на первых порах трубка, набитая порохом, закрытая с одного конца и открытая с другого, откуда вытекали газы, толкая ее вперед, действительно оправдывала свое название.

Тем, кто видел, как она взвивается в небо, рассыпаясь там яркими огнями, или поджигает осажденные города, могла прийти в голову простая мысль: а нельзя ли полететь на ракете? Китайский мандарин Ван-чу, как говорит легенда, так и сделал. Прикрепив к колеснице с полотняными воздушными змеями десятки «движущих трубок», он уселся в этот ракетный самолет. Сорок семь слуг одновременно подожгли сорок семь ракет.

Одна взорвалась, за нею другие, и изобретатель, не поднявшись в воздух, переселился в царство теней.

Но все-таки кто-нибудь был на самом деле пассажиром ракеты? Оказывается, да. Список открывает баран: ему сто пятьдесят лет назад выпала честь первого полета. В нашем веке список пополнился кошкой, собаками, обезьянами, мышами.

Делал попытки передвигаться на ракете и человек. Сначала - это было в конце 20-х годов - на ракетном автомобиле побивали рекорды скорости того времени. Затем попробовали приспособить ракеты к планеру и взлетели на нем. Позднее, во время второй мировой войны, появились самолеты-ракеты уже иного типа.

Иногда спрашивают: почему же сейчас нет наземного или водного ракетного транспорта? Да потому, что он был бы очень невыгоден. Коэффициент полезного действия при обычных на таком транспорте скоростях составит всего три процента!

Ракета рождалась дважды. Трубка, набитая порохом, появлялась у разных народов в разные времена - видимо, тогда же, когда они открывали порох. Когда его заменили более безопасным и эффективным жидким топливом, произошло второе рождение ракеты. И датой его следует считать 1903 год, когда знаменитый русский ученый К. Э. Циолковский обнародовал свою работу о ракетных космических кораблях.

В фантастике ракета живет уже более двух веков. В последние десятилетия ракета показала такие свои возможности, которые соперничают с любой смелой выдумкой.

Это самый быстрый летательный аппарат: современные ракеты развивают скорость около 7 километров в секунду. Это один из самых далеко летающих аппаратов: сейчас нет такой точки на земном шаре, которой не достигла бы ракета. Это рекордсмен высоты: она поднимается на тысячекилометровую высоту, в межпланетное пространство.

У ракеты самый мощный двигатель на свете - он дает мощность в миллион лошадиных сил на каждую тонну своего веса. В этом двигателе при сгорании топлива температура доходит до 3000 градусов и выделяется больше тепла в кубометре за час, чем в каком-либо другом тепловом двигателе.

Между прочие, делались и «холодные» ракеты; в них вместо сгорания происходит соединение двух составных частей особой смеси и образуется парогазовая струя. Если говорить о «холодных ракетах» в природе, то каракатица - пример живого реактивного двигателя. Она набирает воду и с силой выбрасывает ее назад, а сама движется вперед. Человек воспользовался этим принципом, чтобы создать водометные суда - маневренные, приспособленные для плавания по мелководным засоренным рекам. Проводились опыты с пневматическими ракетами. Идея использования воздуха привела к воздушно-реактивным двигателям, ставшим ныне основными в авиации. Правда, они уже не похожи на «холодные» ракеты: камеры сгорания у них обязательно есть.

Сейчас серьезно задумываются над тем, чтобы приспособить ракету для переброски почты и для фотографирования земной поверхности. Пороховую ракету вновь применяют для перебрасывания спасательных тросов на терпящий бедствие корабль, для помощи альпинистам в горах. Ракета нашла постоянную службу в авиации - для облегчения взлета самолетов. Интересно, что не прошел даром и опыт постройки наземных ракетных машин. Существуют салазки и тележки с ракетными двигателями, которые развивают на земле сверхзвуковые скорости и служат для испытаний самолетов и двигателей.

Ракета - понятие не только техническое, но и политическое. Ведь она может служить оружием, для которого не препятствие моря и океаны, разделяющие континенты. И недаром сообщение о советской межконтинентальной ракете расценено во всем мире как холодный душ для любителей горячей войны. Но у народов есть все основания использовать ракеты не как оружие войны, а как инструмент науки.

Б.Ляпунов.