Сканировал Игорь Степикин
Иван СЕРДЮК, ведущий конструктор
НЕОБЫЧНАЯ РОЛЬ "МРИИ"
Крылья Родины, 1991, №12, стр 4.
Сейчас многие конструкторы мира продолжают работы по созданию дешевого экологически безопасного космического транспортного средства доставки полезных грузов на околоземные орбиты. Есть ряд проектов — NASP (США), Зенгер (Германия), Хоуп (Япония) и др. Эти системы с горизонтальным стартом или с земли (NASP), или на высоте с самолета-разгонщика и самолетной посадкой.
Подобные работы ведутся и в Великобритании, в частности, над проектом "Хотол". Согласно первоначальной концепции воздушно-космический самолет "Хотол" (ВКС) представлял собой беспилотный многоразовый одноступенчатый аппарат с горизонтальным взлетом и посадкой. Однако из-за большого технического риска и его огромной стоимости финансирование проекта в 1987 году было прекращено. В мае 1989-го на презентации самолета Ан-225 в аэропорту Борисполь генеральный конструктор ОКБ им. О. К. Антонова П. В. Балабуев предложил английским журналистам передать специалистам фирмы Бритиш Аэроспейс, разработчикам "Хотола", чтобы они рассмотрели возможность использования Ан-225 в качестве первой ступени для воздушного запуска их космического аппарата. А уже в сентябре 1990-го на авиационно-космическом салоне в Фарнборо (Великобритания) состоялась презентация совместного советско-британского проекта "Ан-225 — "Интерим Хотол" (см. "КР" 11-91).
Прежде чем говорить о совместном проекте, дополним сведения о "Мрии". Ан-225 был спроектирован под руководством генерального конструктора П. Балабуева в 1985-1988 годах. Первый вылет состоялся в декабре 1988-го. К сегодняшнему дню на счету Ан-225 340 полетов общей продолжительностью 450 часов, включая 32 полета с орбитальным космическим кораблем "Буран" (см. "КР" 4-90).
Самолет создавался для перевозки крупногабаритных грузов на внешней подвеске, в частности, космической техники "Буран", блоков ракеты-носителя "Энергия", атомных реакторов. При этом максимальные габариты грузов: диаметр — от 7 до 11 метров, длина — до 70 метров.
Летно-технические характеристики "Хотол"
Стартовый вес, т 250
Полезная нагрузка, т 7
Высота разделения аппаратов, км 9
Скорость разделения аппаратов, М 0,8
Ан-225 "Мрия"
Длина, м 87,84
Высота, м 18,1
Размах крыла, м 88,4
Взлетная масса, т 600
Полезная нагрузка, т 250
Крейсерская скорость, км/ч до 850
Дальность полета с коммерческой нагрузкой 200 т внутри фюзеляжа, км 4500
Теперь можно обстоятельно уяснить сам проект "Мрия"-"Хотол". Благодаря подвижному самолетному старту эта система имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с вертикально стартующими или стартующими с Земли. Высокая степень многоразовости за счет использования Ан-225 и полностью всех возвращаемых на Землю агрегатов "Хотола" предполагает более низкие расходы на выведение полезной нагрузки, чем существующие сейчас средства. Система отвечает современным экологическим требованиям (относительно низкий уровень шума, так как запуск ракетных двигателей второй ступени происходит на высоте 9-10 км. Это позволяет использовать гражданские аэродромы).
В рамках совместного исследования фирма Бритиш Аэроспейс разрабатывает космический аппарат и бортовой стартовый комплекс, устанавливаемый на Ан-225, а наша сторона создает самолет-носитель и основные двигатели для космического аппарата. В течение 1990-1991 годов специалисты нашего ОКБ, ЦАГИ и НПО "Молния" совместно с фирмой Бритиш Аэроспейс выполнили значительный объем расчетно-конструкторских и исследовательских работ по компоновке авиационно-космической системы на базе Ан-225.
Достоверность расчетов аэродинамических, летно-технических, взлетно-посадочных и динамических характеристик самолета-носителя была подтверждена в ходе испытаний аэродинамической и флаттерной моделей аппарата "Интерим Хотол" в составе системы в аэродинамических трубах ОКБ им. О. К. Антонова и ЦАГИ.
Как будет выглядеть запуск и полет. "КР" тоже уже сообщал (10-91). Подробнее это выглядит так.
Ан-225 взлетает с "Хотол", укрепленным на верху фюзеляжа. Перед разделением носитель набирает скорость и высоту, нужную для старта ВКС. За 5 секунд до него включается зажигание двух из четырех ЖРД "Хотол". За 2 секунды — 2 ЖРД получают режим предварительной тяги. Затем происходит само отделение ВКС, который сразу начинает набирать высоту. Носитель выпускает аэродинамические тормоза, планирует вниз и в сторону на безопасное расстояние от "Хотол". Через 3 секунды после разделения включается зажигание еще двух ЖРД, а спустя 3 секунды все двигатели ВКС заработают на режиме полной тяги, выводя аппарат на орбиту.
21 июня 1991 г. состоялась презентация системы в Европейском космическом агентстве в Париже. В ней участвовало 27 экспертов от этого агентства, 9 — от Минавиапрома СССР и 6 — от фирмы Бритиш Аэроспейс. В истории Европейского космического агентства таким стало первое представление проекта западной страной совместно с нашей.
Доклад, подготовленный фирмой Бритиш Аэроспейс совместно с ОКБ им. О. К. Антонова, ЦАГИ и ЦИАМ, по всей видимости, убедил специалистов Европейского космического агентства в реализуемости проекта "Мрия"-"Хотол", в малой стоимости вывода полезных грузов на опорные орбиты по сравнению с ракетой-носителем "Ариан-5" и космическим кораблем "Гермес". Наши представители сообщили, что мы уже сейчас готовы приступить к реализации проекта. Ведь "Мрия" существует. ЦАГИ обладает мощной экспериментальной базой для отработки космической технологии, мощные двигатели для "Интерим Хотол" создаются в Воронежском КБ химавтоматики, работающем над ракетой-носителем "Энергия".
Презентация удалась. Европейские эксперты поняли, что участие нашей страны с ее передовой технологией в программах Запада понижает степень риска при создании космических аппаратов, сокращает стоимость и сроки разработки. Эта система, по словам генерального секретаря Европейского космического агентства господина Лутона, имеет перспективу стать Европейской.