вернёмся в начало?

часть сканировал Игорь Степикин
"Крылья Родины", 1992, №1, с. 18-19; №4, с. 30-32.
«Алмаз»

Владимир ПОЛЯЧЕНКО

«ИЗЮМИНКА «АЛМАЗА»

ОБ ЭТОМ НИКОГДА НЕ СООБЩАЛОСЬ... 3 АПРЕЛЯ 1973 ГОДА. КОСМОДРОМ БАЙКОНУР. ДО ЗАПУСКА ОРБИТАЛЬНОЙ ПИЛОТИРУЕМОЙ СТАНЦИИ (ОПС) «АЛМАЗ» ОСТАВАЛИСЬ МИНУТЫ.

Уже были отстыкованы магистрали обогрева станции. От ракеты «Протон» отвели ферму обслуживания. Стартовая команда находилась в бункере на рабочих местах. «Готовность 15 минут», прозвучало из динамика. И вдруг тревога: потекло топливо через заправочное устройство ракеты. До страшного взрыва остаются секунды... Надо отменять пуск? Но слив сотен тонн горючего чреват не менее тяжкими последствиями...

Технический руководитель пуска генеральный конструктор академик Владимир Николаевич Челомей как можно спокойнее сказал: «Едем на старт!». В предпусковое безлюдье площадки к подножью огромной ракеты, нарушая все правила и законы, рванула автомашина.

Мы в бункере с тревогой ждали товарищей. Секунды ожидания казались часами. Но вот вернулись: «Можно рискнуть. Будем пускать!»

Начался отсчет стартового времени...

Но отсчет времени для станции «Алмаз» начался за десять лет до этого полного драматизма момента.

В моей рабочей тетради сохранилась запись, сделанная 12 октября 1964 года в кабинете генерального конструктора Челомея. Он тогда поставил задачу делать орбитальную станцию, которая должна выводиться на орбиту ракетой-носителем УР-500К (названной «Протон»).

С 1960 г. ОКБ Челомея, находившееся в составе Госкомитета по авиационной технике, начало разработку ракетно-космических систем. Его активно поддерживали председатель Госкомитета П. Дементьев, его заместитель А. Кобзарев, главные конструкторы и начальники ОКБ и НИИ авиационной промышленности В. Люлька, С. Туманский. М. Бондарюк, Н. Кузнецов, С. Косберг, Г. Воронин, Е. Антипов. А. Макаревский, Г. Свищев, Г. Петров, В. Уткин. С участием многих предприятий оборонной промышленности создали первые в мире маневрирующие космические аппараты «Полет», тяжелые исследовательские спутники «Протон» и ракеты-носители для вывода их на орбиту. В том числе — самую мощную ракету УР-500К.

На очередном совещании в ОКБ Владимир Николаевич просил коллег подумать над долговременной пилотируемой орбитальной станцией с экипажем 2—3 человека, временем существования год—два, заменой экипажа.

Развернулись работы над ее проектом. Орбитальная пилотируемая станция (ОПС) получила название «Алмаз». Эскизный проект ракетно-космической системы включал более 100 томов, в том числе проекты 25 крупных КБ. Для его приемки в 1967 г. была образована межведомственная комиссия из 70 известных ученых и руководителей КБ и НИИ промышленности и Министерства обороны.

ОПС «Алмаз» задумывалась как космический наблюдательный пункт с комфортабельными условиями для экипажа, хорошо оснащенный аппаратурой с точной системой ее наведения, слежения за Землей. Одним словом — «космический глаз».

Для обслуживания станции разрабатывался свой транспортный корабль снабжения (ТКС), рассчитанный на вывод той же ракетой УР-500К, с возвращаемым аппаратом (ВА) многоразового использования на трех человек. ТКС должен был доставлять на станцию запас средств жизнеобеспечения, материалов для исследований, спускаемых капсул, которые могли передаваться на станцию через люк в стыковочном узле.

ТКС в длительном совместном полете со станцией своей двигательной установкой и системой энергопитания следовало участвовать в управлении связкой ОПС-ТКС. Его же система управления находилась в резерве и могла подключиться при необходимости. «Изюминкой «Алмаза» (любимое выражение Челомея) стало наличие переходного люка в теплозащите днища ВА — его самом теплонапряженном месте.

В отличие от корабля «Союз», на котором спускаемый аппарат «прикрывался» сверху бытовым отсеком, в компоновке 20-тонного ТКС возвращаемый аппарат занимал самое верхнее место. Это обеспечивало в аварийной ситуации его надежное спасение. Такая компоновка потребовала наличия люка в днище ВА для перехода экипажа в орбитальный блок.

Скептиков по поводу такого технического решения нашлось предостаточно. Однако последующие автономные и повторные полеты нескольких ВА, длительные их полеты в составе ТКС подтвердили надежность конструкции при спуске с орбиты.

На первом этапе создания системы «Алмаз» экипажи на ОПС должны были доставляться кораблями «Союз». Здесь между ОКБ Челомея (ЦКБМ) и ОКБ Королева (ЦКБЭМ) с его руководителями — В. П. Мишиным и затем В. П. Глушко наладилось взаимодействие и сотрудничество.

К 1970 г. появилось уже восемь стендовых и две летных ОПС «Алмаз». Велась наземная отработка системы управления, двигательной установки, солнечных батарей и других элементов станции. Дооснащался полигонный комплекс на космодроме, пункт приема информации. Определили состав экипажей, тренировки которых велись в Центре подготовки космонавтов (ЦПК): летчики-космонавты П. И. Беляев, П. Р. Попович, Б. В. Волынов, В. В. Горбатко, а также группа еще не летавших.

Но дело повернулось иначе...

Однажды в ЦКБМ приехала очень представительная делегация из ЦКБЭМ — Б. Черток, К. Бушуев, К. Феоктистов, Ю. Семенов. Министр С. Афанасьев попросил заместителей генерального конструктора (Челомей в то время был болен) принять их и все показать.

Повели в цех, показали станцию, рассказали об ее устройстве, своих планах, ожидаемых сроках пуска. Гости остались довольны. А вскоре наше руководство получило «вопрос» министра: можно ли ускорить запуск первой орбитальной станции, если поставить на нее готовую аппаратуру управления корабля «Союз»?

Стали смотреть — система управления ОПС плотно закомпонована. Под нее изготовлена конструкция рам, тронь — нужна огромная переделка. И выбросить ее мы не могли — выполнять ТТЗ надо, отработка ее идет нормально, новые гироприборы В. Кузнецова уже готовы, новая система электромеханической силовой стабилизации Н. Шереметьевского тоже готова. Да и свои приборы тоже. А натиск сверху продолжался: срочно нужна орбитальная станция, «лишь бы скорее летать, скорее выйти на новый магистральный путь человека в космос!»

ЦКБЭМ срочно взялось за проект: на корпусе «Алмаза» смонтировали переходной отсек, поставили солнечные батареи и другие системы корабля «Союз». Назвали все это «долговременной орбитальной станицей» (ДОС). Но понадобились рабочие чертежи, матчасть! И это решилось в командной системе удивительно просто.

Филиал ЦКБМ получил задание — сдать чертежи по проекту ЦКБЭМ. Заместитель Челомея на филиале команду выполнил: с наших чертежей снял диазокальки и, не вычищая даже подписей, выпустил к ним доработанные чертежи по проекту ДОС (17К).

Появилась и матчасть: по приказу министра на заводе им. Хруничева забрали восемь орбитальных блоков ОПС «Алмаз» для переделки в стендовые и летные станции ДОС.

Тема «Алмаз», таким образом, была отброшена на два года, но зато руководство ВПК получило шанс чем-то компенсировать провал советской лунной программы из-за задержки с испытаниями ракеты Н1.

Работе над станцией ДОС дали зеленый свет. Первая была запущена 19 апреля 1971 г., ее назвали «Салют». История ее полна неприятностей и окончилась трагически. После 24-суточной работы на станции экипаж корабля «Союз-11» при возвращении на Землю трагически погиб...

Тем временем в ЦКБМ к на заводе им. Хруничева шла работа над первой ОПС «Алмаз». На комплексном стенде «гоняли» новую систему управления. В институте авиационной и космической медицины в герметичном изолированном орбитальном блоке станции «отсиживали срок» испытатели. После 36 суток «полетного» режима, 11 января 1972 г. они доложили руководству и комиссии: «компоновка рабочего и жилых отсеков удобная», «воздух хороший, без запахов», «к шуму и вибрации от приборов вскоре привыкли».

Космонавты тренировались на фрагментах станции в гидробассейне и на самолете-лаборатории Ту-104.

Велись испытания двигательной установки (тысячи включений микро-ЖРД стабилизации) на подмосковном стенде. Завод им. Хруничева восполнял урон, нанесенный проектом ДОС, изготавливал станции для прочностных, вибрационных, тепловых и других испытаний по ранее намеченной программе.

В ЦКБЭМ в это время доводили спускаемый аппарат корабля «Союз», оставив двух членов экипажа и одев их в скафандры. Станция «Алмаз» с самого начала была рассчитана на трех человек, теперь летать на ней должны были двое.

Несмотря на общее название «Салют» со станциями ДОС, ОПС «Алмаз» имела свое лицо и сильно отличалась от них техническими решениями внешней и внутренней компоновки. В задней части ОПС находилась сферическая шлюзовая камера (ШК), соединявшаяся с гермоотсеком большим переходным люком. Сзади в ШК размещался пассивный узел стыковки с транспортным кораблем, в ее верхней части — люк для выхода в открытый космос, в нижней — люк в пусковую камеру (ПК), из которой можно было спускать на Землю материалы исследований.

Капсула имела свою твердотопливную двигательную установку, парашютную систему, сбрасываемый теплозащитный экран и спускаемый отсек с маяком. Ориентация капсулы перед выдачей тормозного импульса осуществлялась нацеливанием всей станции, а стабилизация капсулы — закруткой ее малыми двигателями после отделения от ОПС. Вокруг ШК размещались топливные баки и другие агрегаты двигательной установки ОПС, антенны, солнечные батареи.

В передней части гермоотсека диаметром 2,9 м располагался бытовой отсек. В нем было удобное купе для экипажа с двумя спальными местами, столиком для приема пищи, креслом для отдыха, иллюминаторами для обзора, здесь же — библиотека, рационы питания и т. п.

За бытовым — рабочий отсек с пультом пилота, удобным рабочим местом, мощным оптическим визиром, способным останавливать «бег» земной поверхности и наблюдать отдельные детали, панорамно-обзорное устройство для «широкого взгляда» на Землю, перископическое устройство для кругового обзора космического пространства. Заднюю часть гермоотсека диаметром 4,1 м заняли аппаратурой наблюдения и системой управления.

Большой оптический телескоп занимал место позади рабочего отсека от пола до потолка станции. Его объектив смотрел на Землю. Можно было сфотографировать участки суши или моря, фотопленку проявить прямо на станции, просмотреть ее и наиболее интересные кадры передать по телевизионному каналу. Остальную пленку — спустить на Землю в капсуле.

Первые экипажи ОПС комплектовались военными летчиками из отряда космонавтов. В начале 1973 г. «Алмаз» начал готовиться на космодроме к полету. Председателем Госкомиссии по испытаниям был назначен генерал-полковник Григорьев Михаил Григорьевич, первый заместитель главнокомандующего ракетными войсками. Техническим руководителем испытаний стал генеральный конструктор Челомей.

В. Челомей (в центре)

Фото из архива НПО машиностроения



На снимках: В. Челомей (в центре)

"Алмаз".

КОМПЛЕКСЫ ТКС-ОПС "АЛМАЗ" И ДОС "САЛЮТ" — КК "СОЮЗ-11"
1 — пороховая тормозная двигательная установка ТКС; 2 — возвращаемый аппарат ТКС; 3 -двигатели системы ориентации и стабилизации; 4, 28 — двигатели коррекции и сближения ТКС; 5 — антенны радиосистем; 6 — блок ориентации на Солнце; 8, 30 — антенны системы сближения "Игла" ТКС; 9 — стыковочный агрегат ТКС; 10 — шлюзовая камера; 11, 31 — панели солнечных батарей ОПС; 12, 20 — антенна радиолокатора бокового обзора; 13 — зона большого диаметра ОПС; 14 — механизм развертывания антенны радиолокатора; 15 — перископ кругового обзора; 16 — зона малого диаметра ОПС; 17, 19 — антенны системы сближения ОПС; 18 -технологический люк для доступа в ОПС на Земле; 21 — антенны системы связи ОПС; 22 — двигатель коррекции и сближения ОПС; 23 — двигатель ориентации ОПС; 24 — механизм развертывания панелей солнечных батарей; 25 — камера сброса капсул; 26 — датчик инфракрасной вертикали; 27 — баки с топливом для двигателей ТКС; 29 — антенны системы связи ТКС; 32 — панель солнечных батарей ТКС; 33 — трос механизма развертывания панелей солнечных батарей; 34, 42 — антенны телеметрии и системы УКВ-связи "Заря"; 35, 43 — панели солнечных батарей ДОС; 36 — приборно-агрегатный отсек ДОС; 37 — зона большого диаметра ДОС; 38 — иллюминатор; 39 — антенна радиосистемы; 40 — зона малого диаметра ДОС; 41 — переходной отсек; 44 — антенна системы сближения; 45 — стыковочный агрегат; 46 — бытовой отсек КК "Союз"; 47 — спускаемый аппарат КК "Союз"; 48 — приборно-агрегатный отсек КК "Союз"; 49 — панели солнечных батарей КК "Союз".

После трехмесячной подготовки первую ОПС "Алмаз" на ракете УР-500К вывезли на стартовую площадку.

Теперь мы видим, что решение Челомея в эпизоде, с которого я начал рассказ, могло быть абсолютно компетентным и единственно правильным. 3 апреля 1973 г. станция вышла на орбиту и получила название "Салют-2".

По программе были задействованы все системы ОПС, раскрыты большие солнечные батареи, станцию сориентировали на орбите. В отсеках поддерживался нормальный тепло-влажностный режим атмосферы. Радиоуправление, телеметрия обеспечивали постоянный контроль. Казалось. все идет по плану.

15 апреля 1973 г., воскресенье, 13-е сутки полета, 188-й виток орбиты. Получили данные: основная телеметрическая система не работает. По "малой" телеметрии — давление в гермоотсеке упало наполовину. Траекторные измерения показали небольшое изменение орбиты, будто ей сообщен импульс скорости.

Рано утром в понедельник, 16 апреля в 7 ч 30 мин у Челомея собралось руководство полетом станции: М. Григорьев, А. Карась и другие руководители и инженеры.

Создали аварийную комиссию под руководством генерал-лейтенанта А. Карася, привлекли головные институты, на стендах трясли, жгли, рвали разные элементы конструкции ОПС, пытаясь воспроизвести реальную картину.

Тем временем станция "Салют-2", постепенно снижая орбиту, вошла в плотные слои атмосферы и упала в океан.

После анализа технологии производства, результатов проведенных экспериментов комиссия пришла к выводу, что наиболее вероятной причиной аварии явился производственный дефект в двигательной установке ОПС. Однако у разработчиков станции остались сомнения в истинности причины аварии. А филиалом ЦКБМ после этого запуска были приняты меры по обеспечению безопасности третьей ступени ракеты УР-500К на орбите.

Работа над станциями "Алмаз" продолжалась. В сборке была ОПС № 2. Подробный анализ подтвердил надежность систем при полете первой станции. После сборки, заводских испытаний приступили к подготовке станции к пуску.

25 июня 1974 г. ОПС "Алмаз" №2 вышла на орбиту. Ей дали название "Салют-3". Восемь дней за автономным полетом велось круглосуточное наблюдение.

3 июля 1974 г. пошли провожать первый экипаж на станцию. ОПС — на орбите стыковки и ждет космонавтов. П. Р. Попович и Ю. П. Артюхин ("Беркуты") на корабле "Союз-14" благополучно состыковались со станцией и перешли в нее. ОПС начала работать в пилотируемом режиме.

Когда командир экипажа орбитальной станции "Салют-3" П. Попович доложил на Землю, что его бортинженер Юрий Артюхин улетел на ракете, все дежурившие на связи разработчики оказались в шоке.

Но надо было знать Павла Поповича, чтобы смекнуть, что это — его очередной розыгрыш. Так и оказалось. При уборке отсеков станции бортовым пылесосом "Ракета" бортинженер успешно перемещался в невесомости, сидя верхом на этом агрегате.

Итак, 4 июля 1974 г. началась 15-суточная вахта космонавтов на станции. К удовлетворению ее создателей, серьезных замечаний не было, а Павел Попович даже назвал станцию "красавицей". Отрегулировали температуру в отсеках, переместили вентиляторы, устроили точки фиксации переносных приборов. День за днем начали выполнять намеченную программу.

19 июля 1974 г. экипаж на корабле "Союз-14" возвратился на Землю.

А станция "Салют-3" продолжала автономный полет. К запуску и стыковке к ней готовился следующий корабль с космонавтами Г. В. Сарафановым и Л. С. Деминым. 26 августа 1974 г. около 23 ч по московскому времени (на космодроме — ночь) стартовал корабль "Союз-15".

Предыдущий полет, пробный, показал, что на станции "Алмаз" вполне можно работать и месяц, и два — для этого созданы все условия.

Лев Демин — ветеран отряда космонавтов, сотрудничал с нами еще на этапе проектирования, кандидат технических наук. Геннадий Сарафанов — молодой, но отличный летчик, пытливый, общительный, в период подготовки подружился с разработчиками станции, хорошо ее изучил. Были все основания надеяться на успех экспедиции.

Корабль вышел на орбиту, в эфире зазвучал позывной Сарафанова "Дунай". И вдруг система сближения и стыковки дала сбой. Объекты ушли из зоны видимости наземных пунктов управления. Сарафанов в конце связи сказал: "Мы ее погоняем!"

Но попытки ручной стыковки результатов не дали. На корабле остался запас топлива лишь на тормозной импульс для возвращения на Землю. И 28 августа, через двое суток полета, спускаемый аппарат корабля "Союз-15" совершил посадку.

Госкомиссия сделала вывод: надо "лечить" систему сближения и стыковки.

Станция "Салют-3" продолжала полет в автономном режиме, при управлении с Земли. 23 сентября 1974 г. основная 90-суточная программа закончилась. Еще в июле, перед уходом со станции, П. Попович и Ю. Артюхин снарядили спускаемую капсулу и установили ее в ПК. Все это время капсула была готова к пуску. Было решено сбросить ее в конце основной программы. Теперь это время пришло. По команде с Земли станция сориентировалась, открылась крышка ПК, капсула стартовала, ее материалы доставили в Москву. Это была первая в СССР и, пожалуй, в мире космическая посылка, подготовленная космонавтами.

После семи месяцев управляемого полета 24 января 1975 г. двигательной установкой станции "Салют-3" был выдан тормозной импульс, она перешла на траекторию спуска и вошла в плотные слои атмосферы в заданном районе Тихого океана.

Прошло "лечение", и запуск станции "Алмаз" № 3 ("Салют-5") состоялся 22 июня 1976 г. К этому времени был подготовлен и корабль "Союз" для доставки на станцию первого экипажа — Б. Волынова и В. Жолобова. После 15-суточного автономного полета станции "Салют-5" 6 июля 1976 г. выполнил старт корабль "Союз-21". Через сутки успешно стыковался со станцией. На последнем ее этапе "Байкалы" делали это вручную.

Этому экипажу в обязательном порядке предусматривались физические тренировки — не менее двух часов в день на комплексном тренажере с бегущей дорожкой. На станции находилась богатая "медсанчасть", организованная Институтом авиационной и космической медицины, впервые устанавливался массметр, позволяющий производить взвешивание космонавта в невесомости.

В этом режиме экипаж проработал 45 суток. И тут произошло внезапное и резкое ухудшение самочувствия Жолобова: сильная головная боль, тошнота, рвота.

Волынов сумел оставить станцию в рабочем состоянии, перенес в корабль документацию, пленки с результатами экспериментов, даже космические сувениры — марки и конверты, гашенные печатью "Космическая почта "Салют-5".

24 августа 1976 года после 48 суток полета экипаж возвратился на Землю. В конце экспедиции космонавтов ждал еще "сюрприз" — приземление спускаемого аппарата "Союз-21" было жестким, с двумя кувырками, они повисли вниз головой, но не ожидая помощи, выбрались из него самостоятельно.

...Вот такой получился у меня рассказ, с деталями неприятными, о которых до сих пор молчали. Но главное — мы видим — "Алмаз" все-таки был с "изюминкой".

В поисках причины ухудшения самочувствия экипажа два ведущих института — медикобиологических проблем и авиационной и космической медицины с участием разработчиков станции и ее систем разбирались во всех аспектах обеспечения жизнедеятельности: состав конструкционных и отделочных материалов ОПС, технология ее подготовки на полигоне, режим дня космонавтов, медицинские показатели, применение экипажем медикаментов, характер психологической поддержки экипажа с Земли. Работали много. Не ожидая результатов, академик В. П. Глушко успел составить свое "особое" мнение и сообщить о нем в высоких инстанциях: "Станция "Алмаз" сделана с применением токсичных материалов, в ней работать невозможно".

Медики не нашли в анализах крови и мочи у возвратившихся космонавтов никаких токсичных компонентов. НИИ МВД провел экспертизу доставленных со станции предметов — ничего токсичного в частицах пыли не обнаружил.

Комиссия, возглавлявшаяся О. Г. Газенко, пришла к выводу, что наблюдавшийся в полете синдром явился результатом перегрузки экипажа, эмоционального напряжения. Отмечались хроническое недосыпание экипажа, нарушение режима физтренировок, недостаточная психологическая поддержка с Земли.

Рекомендовалось выводы комиссии принять к обязательному выполнению в следующих пилотируемых полетах.

Однако нужны были прямые доказательства пригодности станции "Салют-5" к дальнейшей эксплуатации, и было решено готовить к полету следующий корабль.

Следующий экипаж станции "Салют-5" — Вячеслав Зудов и Валерий Рождественский. Оба еще не летали, но прекрасно изучили ОПС. К их полету собрали целую "лабораторию" для анализов воздуха и определения самых различных примесей, даже снабдили противогазами, в которых (а вдруг?) надо было вначале войти в станцию.

В начале октября 1976 года в гостинице "Космонавт" на космодроме — заседание Госкомиссии по утверждению экипажей. Заместитель В. Н. Челомея — Г. А. Ефремов доложил о состоянии станции "Салют-5", о ее готовности к стыковке и приему экипажа. В. П. Глушко доложил о готовности корабля "Союз-23" и ракеты к полету. В. А. Шаталов — о готовности экипажей — основного — В. Зудова и В. Рождественского — и дублирующего — В. Горбатко и Ю. Глазкова. Затем выступившие пожелали экипажу успехов в его необычной работе.

Председатель Госкомиссии М. Г. Григорьев заключил пожеланием — "чтобы дышалось хорошо".

14 октября 1976 года космонавты В. Д. Зудов и В. И. Рождественский ("Родоны") на корабле "Союз-23" приступили к выполнению программы полета.

Однако запланированная на 15 октября стыковка корабля со станцией не состоялась.

В зоне гашения боковой скорости корабля появились большие колебания сигнала радиотехнической системы стыковки, двигатели причаливания и ориентации корабля работали в режиме автоколебаний, боковые отклонения относительно станции увеличивались. Программа стыковки была выключена. Экипаж возвращается на Землю.

На подмосковный центр управления полетом (ЦУП) на спуск экипажа (опять ночная посадка) 16 октября прибыл В. Н. Челомей, там же В. П. Глушко, руководство ВВС и ракетных войск, министр С. А. Афанасьев, заместитель председателя Совмина СССР Л. В. Смирнов.

Поступает информация: корабль приводнился в озеро Тенгиз среди ледовой шуги. Поисково-спасательный комплекс докладывает, что к озеру вышли вездеходы, через час будут на месте. Сообщение: "из-за тяжелой погоды (метель, ветер) вертолетом взять спускаемый аппарат, который держится на плаву, не удается. С экипажем есть радиосвязь".

Новый доклад: "вездеходы пробиться не могут: бездорожье, овраги, на них надежды до утра нет".

В Москве час ночи, в ЦУПе — тревожное ожидание. Сообщения пока неутешительные, космонавтам в спускаемом аппарате холодно, а достать из озера нечем.

На месте посадки рассветает. Наконец, радость: зачалили тросом спускаемый аппарат, вертолет отбуксировал его на берег. Космонавты вышли из корабля, живы, здоровы. Начальство докладывает "наверх" и разъезжается (в Москве тоже близок рассвет).

26 октября 1976 г. встречали экипаж в Звездном городке. На митинге В. Н. Челомей, поблагодарив космонавтов за настоящее мужество, пошутил: "судьба очень правильно с людьми поступает — попали в воду, в горько-соленую, а один из них — моряк". Валерий Рождественский был военным моряком.

Но вернемся к "Салюту-5". Надо было все-таки доказать возможность нормального обитания на этой станции. К полету готовился новый экипаж — В. В. Горбатко и Ю. Н. Глазков. На их долю выпала эта миссия. Кроме того, выявилась необходимость провести на станции ряд ремонтных работ. И еще одну серьезную задачу поставили перед этим экипажем. Учитывая субъективное ощущение предыдущим экипажем посторонних запахов, на предприятии была разработана технология замены атмосферы станции. Имевшийся запас чистого сжатого воздуха, предназначенного для шлюзования и компенсации утечек, решено было использовать для того, чтобы обновить атмосферу станции.

Все это поручалось выполнить Горбатко и Глазкову, хорошо изучившим станцию и многократно отрабатывавшим приемы действий на станции-аналоге в ЦКБМ. По их заказу был изготовлен специальный инструмент — удобные ключи и отвертки для работы в невесомости.

7 февраля 1977 г. — старт корабля "Союз-24". Горбатко состыковался со станцией блестяще. "Тереки" переходят в станцию "Салют-5". Ждем с нетерпением вестей от Горбатко: "Отлично, большой хороший дом!" Это условно означает: вполне нормальная атмосфера, никаких запахов! Затем космонавты передали результаты анализа проб воздуха: все параметры в норме. Станция реабилитирована. 9 февраля в сеансе радиосвязи В. Н. Челомей поблагодарил и поздравил экипаж с успешным началом полета. 18 суток пробыли космонавты в полете, все задачи, поставленные перед ними, успешно выполнены. 25 февраля 1977 г. В. Горбатко и Ю. Глазков возвратились на Землю.

На следующие сутки после возвращения экипажа примерно в тот же район была спущена капсула с материалами, наработанными в космосе. Парашютная система привела спускаемый отсек в расчетную точку, он был тут же эвакуирован и доставлен в Москву. Позднее, по просьбе В. Н. Челомея, нашли в степи сброшенный теплозащитный экран капсулы, его доставили на предприятие и исследовали! — теплозащита в хорошем состоянии.

5 марта экипаж В. Горбатко и Ю. Глазкова встречали в Звездном городке. В. Н. Челомей в выступлении на митинге выразил глубокую благодарность летчикам-космонавтам, отметил, что "они поставили точки над рядом проблем, открыли глаза ряду лиц", назвал уровень работы экипажа эталонным для тех, кто будет еще готовиться к полетам.

Выступивший за ним В. П. Глушко сказал, что "понимает и разделяет радость Владимира Николаевича — открываются глаза на загадочные явления недавних полетов..."

Вот такой произошел обмен мнениями двух академиков, генеральных конструкторов, так закончился спор о качестве станции "Салют-5".

Председатель Госкомиссии М. Г. Григорьев подвел итог — первый этап создания ОПС "Алмаз" выполнен: станция есть, можно сказать однозначно.

30 марта 1977 г. в ЦКБМ состоялась встреча разработчиков с экипажами станций "Салют-3" и "Салют-5", руководством Центра подготовки космонавтов.

Свой длительный, 412-суточный полет станция "Салют-5" завершила 8 августа 1977 г. Совершив 6630 оборотов вокруг Земли, станция была сориентирована, и после выдачи тормозного импульса вошла в плотные слои атмосферы над заданным районом Тихого океана.

Дальнейшая судьба орбитальной станции "Алмаз" сложна и противоречива. В 1978 году на заводе велась сборка ОПС "Алмаз" № 4, которая должна была стыковаться с транспортным кораблем ТКС, в заделе были станции № 5 и № 6. Однако в 1978 г. выходит решение о прекращении работ над пилотируемым вариантом.

Подготовленная к пуску на космодроме в июле 1981 г. станция "Алмаз" в автоматическом варианте не получает по инициативе Д. Устинова разрешения на старт. Она остается в законсервированном состоянии в течение шести лет.

Запуск станции ("Космос-1870") состоялся лишь 25 июля 1987 г. Созданная на базе прежних ОПС "Алмаз", она обладала принципиально новыми системами изучения Земли.

В рассказе генерального конструктора НПО машиностроения Г. Ефремова, академика Н. Боголюбова, адмирала П. Котова ("Красная звезда", 7 сентября 1991 года) приведены причины такого поворота судьбы этой станции в 70 — 80 годы и подведены итоги ее работы.

Запуск следующей автоматической космической станции из семейства "Алмазов" (ее назвали "Алмаз-1") был осуществлен 31 марта 1991 г. Но это — предмет отдельного разговора.