Сканировал Игорь Степикин
Виктор ЧЕПКИН, генеральный конструктор
ВЕРШИНЫ "АЛ"
"Крылья Родины", 1992, №2-3, с.15-16.
На фото: Генеральный конструктор Виктор Чепкин. |
НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "САТУРН" ИМЕНИ А. М. ЛЮЛЬКИ — ВАШ НАДЕЖНЫЙ ПАРТНЕР В РАЗРАБОТКЕ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИХ ДВИГАТЕЛЕЙ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ И НАЗНАЧЕНИЯ
ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ ВЗЛЕТАЮТ НА "BEГЕ".
В марте 1946 года на небольшом московском заводе, расположившемся в излучине реки Яузы, была создана опытно-конструкторская база по проектированию и изготовлению турбореактивных двигателей для стремительно развивавшейся скоростной боевой авиации. На завод доставили необходимое оборудование и направили специалистов, разрабатывавших эту тематику в НИИ и других организациях. Основателем и руководителем коллектива стал академик Архип Михайлович Люлька.
Здесь разработан первый отечественный турбореактивный двигатель ТР-1. 24-27 февраля 1947 года он успешно прошел Государственные испытания. ТР-1 имел тягу 1350 кгс (13,2 кН), выпускался малой серией и устанавливался на реактивных самолетах П. О. Сухого (истребитель Су-11), С. В. Ильюшина (бомбардировщик Ил-22) и С. М. Алексеева (истребитель И-211).
В начале 50-х годов коллектив КБ и завод разработали более совершенные и мощные ТРД — ТР-2, ТР-3, АЛ-5. Двигатель АЛ-5 развивал тягу до 5000 кгс (49,2 кН) и предназначался для установки на самолеты С. В. Ильюшина, П. О. Сухого, А. И. Микояна, С. А. Лавочкина, А. С. Яковлева.
Летные испытания АЛ-5 прошел на двухдвигательном бомбардировщике Ил-46. Дважды Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР В. К. Коккинаки дал ему высокую оценку. АЛ-5 имел 7-ступенчатый осевой компрессор, одноступенчатую турбину и в начале пятидесятых стал одним из самых мощных в мире.
АЛ-21Ф-3. АЛ-31Ф. ЖРД Д-57М. |
Затем коллектив КБ и завода осуществлял разработку нового семейства ТРД — двигателя АЛ-7 и его модификаций с тягой до 10 тс (98 кН).
Двигатель Ал-7 применялся на бомбардировщике Ил-54. Модификация — АЛ-7П устанавливалась на пассажирский самолет Ту-110 А. Н. Туполева. АЛ-7ПБ — на гидросамолет М-10 Г. М. Бериева.
Форсажная модификация — АЛ-7Ф имел высоконапорный 9-ступенчатый осевой компрессор со сверхзвуковой первой ступенью, автоматическое реагирование компрессора, двухступенчатую турбину, форсажную камеру для увеличения тяги. АЛ-7Ф устанавливался на истребитель-перехватчик Ла-250 С.А.Лавочкина. Форсированный по тяге АЛ-7Ф-1 успешно выдержал государственные испытания. Изготавливался с 1957 года в крупносерийном производстве и применялся на самолете тактической поддержки Су-7Б и всепогодном истребителе-перехватчике Су-9 П. О. Сухого. АЛ-7Ф-2 устанавливался на всепогодный истребитель-перехватчик Су-11 и барражирующий перехватчик Ту-28 А. Н. Туполева.
На самолетах П. О. Сухого с двигателями АЛ-7Ф-1 в начале шестидесятых годов установлено 4 мировых рекорда высоты и скорости полета; на гидросамолетах М-10 Г. М. Бериева с АЛ-7ПБ — 12 мировых рекордов скорости, высоты полета и грузоподъемности.
1965 год. Идет проектирование двигателей нового поколения — АЛ-21Ф, более мощных, экономичных, с большим ресурсом работы, для достижения максимальных скоростей полета. Конструкция созданного в начале 70-х АЛ-21Ф-3 включала широкую механизацию компрессора, высоко температурную трехступенчатую турбину с охлаждаемыми лопатками, всережимное регулирование реактивного сопла. Двигатель развивал тягу более 11000 кгс (110 кН), имел оптимальные характеристики, устойчиво работал на всех режимах. АЛ-21Ф-3 успешно прошел Государственные испытания, изготавливался в серийном производстве и устанавливался на самолеты П. О. Сухого (истребитель-бомбардировщик Су-17, его экспортный вариант — Су-20, тяжелый истребитель-бомбардировщик Су-24) и А. И. Микояна (фронтовой истребитель МиГ-23Б).
Отличные характеристики, стабильность работы, высокая экономичность и надежность позволяют успешно эксплуатировать двигатели АЛ-21Ф-3 и сегодня, через 20 (!) лет после выпуска первых образцов этой модификации.
В середине 70-х годов началась разработка двухконтурного двигателя АЛ-31Ф с тягой до 12,5 Тс (122,6 кН) и характеристиками, значительно превосходящими данные двигателей, находящихся в серийном производстве (с уменьшенным удельным расходом топлива и удельным весом, сокращенным временем приемистости). Применение модульной конструкции, выносной коробки самолетных агрегатов позволили улучшить и эксплуатационные характеристики.
В 1982 году по инициативе генерального конструктора А. М. Люльки организуется научно-производственное объединение "Сатурн". К одноименному машиностроительному заводу, головному предприятию объединения, присоединились предприятия, обладающие большим научно-техническим потенциалом и опытом создания ТРД. Это позволило сконцентрировать усилия нескольких коллективов, сократить сроки производственных и доводочных работ.
Двигатель АЛ-31Ф стал вершиной конструкторского творчества Архипа Михайловича Люльки. Но, увы, ему не суждено было довести начатое им дело до конца. 1 июня 1984 года перестало биться сердце этого замечательною человека, талантливого конструктора, организатора, руководителя, ученого...
Работы по доводке двухконтурного турбореактивного двигателя АЛ-31Ф продолжались интенсивно и напряженно. Большой объем испытаний — специальных, длительных — помог выявить и устранить дефекты. Так, в частности, было принято решение "заменить сердце" турбины — сделать новую рабочую лопатку с перспективной, более эффективной системой охлаждения. Ее освоение и внедрение дало возможность успешно пройти Государственные испытания, передать АЛ-31Ф в серийное производство и затем форсировать двигатель по параметрам и ресурсу.
Двухконтурный турбореактивный двигатель АЛ-31Ф приобрел мировую известность. Силовая установка из двух таких устанавливается на истребитель-перехватчик Су-27 и его учебно-боевой вариант Су-27УБ производства коллектива машиностроительного завода имени П. О. Сухого. На самолете П-42, рекордном образце Су-27, в 1986-1988 годах установлено 27 мировых рекордов скороподъемности и высоты горизонтального полета.
Высокая газодинамическая устойчивость, способность двигателей стабильно работать в экстремальных условиях, большая тяговооруженность позволяют самолету обладать сверхманевренностью, осуществлять уникальные боевые маневры, такие как "Кобра Пугачева", летать с очень широким диапазоном скоростей, необходимых для перехвата медленно— и быстролетящих целей.
В июне 1989 года на 38-м Международном авиакосмическом Салоне в Ле-Бурже авиационный комплекс Су-27 с АЛ-31Ф признан одним из лучших в мире. Тем не менее коллектив продолжает совершенствовать двигатель по параметрам и экологии.
Для обеспечения ремонта двигателей в аэродромных условиях с помощью работников объединения "Сатурн" в эксплуатационных организациях создаются и обучаются специалисты для сервисного обеспечения. Они осуществляют все виды ремонта, кроме капитального.
Двухконтурная схема двигателя позволяет, используя газогенераторную часть, создавать многие его модификации для летательных аппаратов и энергетических установок различного назначения. Так, например, на базе АЛ-31Ф созданы три вида бесфорсажного и форсажного (с дозвуковым соплом) ТРД. Они предназначены для обеспечения полетов самолета-аналога орбитального космического корабля "Буран", дают возможность ему взлетать и совершать посадку "по-самолетному".
Еще в 1959 году КБ завода "Сатурн" впервые в СССР предложило и обосновало проект жидкостного реактивного двигателя на высокоэнергетическом топливе (жидкий кислород + жидкий водород). Были проведены обширные исследования по освоению рабочих процессов кислородно-водородного ЖРД, создан двигатель Д-57 с тягой 40 тс (390 кН) и его модификация Д-57М (с большей тягой и раздвижным соплом). Двигатель предполагалось использовать на ракетно-космическом комплексе H-I.
Наряду с упомянутыми "космическими" ТРД в начале 80-х годов началась разработка ракетно-турбовального двигателя РТВД-14 и турбопривода ТП-22. Эти энергоисточники гидросистем управления успешно прошли испытания в составе комплекса — универсально-космической транспортной системы "Энергия" с кораблем многоразового использования "Буран", старт которого осуществлен 15 ноября 1988 г.
"Сатурн" активно откликнулся на конверсию. Сейчас на базе двигателя АЛ-31Ф и его газогенератора проектируются: газотурбинный двигатель АЛ-31СТ для привода газоперекачивающего агрегата, с мощностью на валу турбины 16 МВт; энергетическая газотурбинная установка АЛ-31СТЭ — составная часть комплексной блочно-модульной энергетической станции мощностью 20 МВт; газотурбинные установки ГТУ-3,5 РАЛ и ГТУ-6,3 РАЛ для привода газо— и нефтеперекачивающего агрегата, энергетического оборудования мощностью 3,5 и 6,3 МВт соответственно; газотурбинные установки ГТУ-3 АЛ, ГТУ-4 АЛ, ГТУ-5 АЛ для привода электрогенераторов (мощностью 3, 4 и 5 МВт); газотурбинные установки ГТУ-ЗТ АЛ, ГТУ-4Т АЛ, ГТУ-5Т АЛ, ГТУ-6Т АЛ для использования в составе котельных станций, мощностью 3-6 МВт; газотурбинная установка ГТУП-40 АЛ с энергетическим впрыском пара для привода электрогенераторов и дооснащения действующих энергоблоков электростанций, мощностью 40 МВт; утилизационная газовая турбина ТГ-2 для привода генератора и выработки дополнительной электроэнергии.
Создан одноцилиндровый дизельный двигатель СН-6Д мощностью 6 л. с. для привода сельскохозяйственных орудий и агрегатов, минитракторов, электрогенераторов, компрессорных установок, а также для дорожно-транспортных и строительных машин.
Мотоблок, оснащенный двигателем СН-6Д, может использоваться в сочетании с плугом, бороной, культиватором, косилкой, другими навесными агрегатами для обработки больших и малых площадей приусадебных участков, садов и огородов. Возможно применение двигателя для средств механизации, на небольших судах, насосных и других установках. Разрабатывается двухцилиндровый дизельный двигатель СН-14Д мощностью 14 л. с.
Изготовили даже малогабаритную электровакуумную печь МТ с электронным блоком программного управления режимами обжига (используется в ортопедической стоматологии).
И что очень интересно для авиаспортсменов: для оборудования воздушных шаров с объемом оболочки до 7000 кубометров спроектирована, изготовлена и испытана двухмодульная горелка элитного класса "Вега-2". Достоинства горелки — высокая экономичность (на 25% выше, чем у аналогов), универсальность, маневренность, реализация четырех режимов работы, безопасность и удобства в эксплуатации с возможностью полета при одном включенном модуле. "Вега-2" — сдвоенная система, но может поставляться и в одномодульном варианте.
Успех творческой деятельности мы видим в плодотворном сотрудничестве с зарубежными фирмами, в образовании совместных предприятий по энергетике.
В перспективных разработках "Сатурна" — создание двухконтурного турбореактивного двигателя для сверхзвукового делового пассажирского самолета совместного производства американской компании Гольфстрим Аэроспейс и машиностроительного завода имени П. О. Сухого, а также проектирование и изготовление турбовинтового высокоэкономичного АЛ-34 с управляемой регенерацией для легких многоцелевых самолетов и вертолетов.
Сегодня мы готовы перейти к новому, важному этапу международного сотрудничества авиастроителей — обмену современными авиационными технологиями для скорейшего решения сложных технических проблем.