Сканировал Игорь Степикин

ПЕРСИДСКИЙ ЗАЛИВ: ВОЙНА В ВОЗДУХЕ


"Крылья Родины", 1992, №6, с. 18-19. Продолжение. (Начало №№ 7, 9-12-91; 1-5-92. — отсутствует)


  • В 1950-е годы считалось, что управляемая ракета станет главным средством вооруженной борьбы, заменив традиционную авиацию и артиллерию, что привело к отказу как в нашей стране, так и за рубежом от многих программ в области военного самолетостроения. В дальнейшем, как известно, эта точка зрения была признана ошибочной: сообщение о кончине пилотируемой авиации оказалось "несколько преждевременным". Опыт войны в Персидском заливе вновь подтвердил огромные возможности боевых самолетов. В то же время следует признать, что большинство ракетных комплексов на вооружении обеих воюющих сторон не в полной мере оправдали возлагавшиеся на них надежды.
  • Наиболее удачно действовали американские крылатые ракеты BGM-109C TLAM/C и BGM-109 TLAM/D "Томагавк". Они запускались с атомных многоцелевых подводных лодок типа "Лос-Анджелес" (12 таких ракет размещаются в специальных вертикальных шахтах, смонтированных вне прочного корпуса субмарины в ее носовой части), развернутых в Средиземном, Красном и Аравийском морях, а также с линкоров "Миссури" и "Висконсин".
  • В первые 24 часа конфликта по Ираку было выпущено около 100 КР, подавляющее большинство которых достигло цели (так, в первом залпе из 52 ракет цели поразила 51).
  • В ходе боевых действий была применена ракета последней модификации, BGM-109D, поступившая на вооружение непосредственно перед началом конфликта, а также более старые КР BGM-109C. Оба типа КР снабжены корреляционной системой TERCOM для определения положения ракеты к рельефу местности, над которой пролетает. Тут специальный радиовысотомер, включаясь через определенные промежутки времени, проводит радиолокационное картографирование. Результаты сравниваются с эталонной записью рельефа, сделанной заранее при помощи искусственного спутника Земли или разведывательного самолета.
  • Данные системы TERCOM коррелируются посредством инерциальной навигационной, системы, являющейся единственным источником навигационной информации при полете ракеты над морем или равнинной поверхностью, где рельеф местности отсутствует. На конечном участке траектории, непосредственно перед целью, в действие вводится оптическая цифровая корреляционная система DSMAC, производящая сравнение информации, полученной телевизионным датчиком, с цифровым изображением цели и прилегающего к ней района, заведенным в память бортовой ЭВМ. Величина кругового вероятного отклонения (КВО) "Томагавков" составляла несколько метров.
  • К недостаткам такой навигационной системы следует отнести резкое (на порядок) снижение точности ночью и в плохих погодных условиях, когда оптическая система DSMAC не может работать.
  • КР BGM-109C снабжена моноблочной (неразделяющейся) боевой частью массой 450 кг, снаряженной обычным ВВ массой 340 кг. BGM-109D, предназначенная для уничтожения площадных целей, оснащается кассетной БЧ со 166 суббоеприпасами. Максимальная дальность пуска КР составляет 1100 км (при оснащении их более легкой ядерной БЧ дальность пуска удваивается).
  • В ходе боевых действий в районе Персидского залива ВВС США впервые применили против Ирака и авиационные крылатые ракеты AGM-86 ALCM. КР первоначально создавались для нанесения ядерных ударов по территории СССР. Их переоснастили БЧ с обычным ВВ.
  • Эти ракеты были применены против восьми особо важных объектов связи, ПВО, а также по авиационным, расположенным в северном Ираке, в районе г. Мосул. Семь самолетов B-52G выпустили в общей сложности 35 КР. Бомбардировщики, взлетевшие с авиабазы Барксдэйл (шт. Луизиана), провели в воздухе 34 ч 20 мин. Во время полета они углубились на 80 км на территорию Саудовской Аравии, где и осуществили ракетные пуски.
  • Интересно отметить, что ранее, в ходе ведения боевых действий и в течение полугода после их завершения, в открытой американской печати не сообщалось о наличии на вооружении ВВС США модификации крылатой ракеты AGM-86 ALCM с неядерной БЧ и об использовании ракет этого типа в боевых действиях против Ирака. Считалось, что все тактические самолеты союзников, задействованные в конфликте, базировались на Аравийском полуострове и территории Турции, а бомбардировщики В-52, производившие ковровое бомбометание свободнопадающих бомб, выполняли полеты с территории Великобритании и о. Диего-Гарсия (Индийский океан).
  • Несмотря на успех применения крылатых ракет в первый день конфликта, в дальнейшем иракская сторона научилась сбивать их при помощи ЗРК советского производства "Оса" и малокалиберных зенитных установок "Шилка" (ЗСУ-4-23). Серьезной преградой для низколетящих крылатых ракет стали и привязные аэростаты — казалось бы, давно забытое средство ПВО. Участились случаи отказа систем КР (очевидно, сказалась усталость и боевое напряжение моряков, обеспечивающих боевые пуски). Однако в целом в ходе конфликта крылатые ракеты показали достаточно высокую эффективность.
  • Значительно менее удачно проявило себя иракское "оружие возмездия" — тактические баллистические ракеты советского производства Р-300 (известные на Западе как "Скад" В) и их иракские модификации, созданные при помощи английских и немецких специалистов — "Эль-Хусейн" и "Эль-Аббас".
  • Ракета Р-150 была создана в СССР в середине 1950-х годов как носитель тактического ядерного оружия (появился и ее морской вариант, предназначенный для пуска со всплывших на поверхность подводных лодок). В отличие от американских УР аналогичного назначения, перевозимых отдельно от пусковой установки (ПУ) и устанавливаемых на нее непосредственно перед пуском, советская ракета перевозилась и запускалась с шасси, выполненного на базе тяжелого танка ИС-3. Несколько позже, в начале 1980-х годов, был создан усовершенствованный вариант комплекса — Р-300, имеющий увеличенную дальность пуска и новую ПУ, выполненную на базе четырехосного автомобиля высокой проходимости МАЗ-534 "Ураган".
  • Ракета снабжалась ЖРД, для ее заправки топливом перед стартом (в это время она уже устанавливалась вертикально на стартовом столе) требовалось около часа, КВО было довольно большим — около одного км, но для стрельбы ядерными боеприпасами это не имело особого значения. В 1970-х годах Р-300 поставлялись многим иностранным государствам, в том числе и Ираку.
  • Стремясь обзавестись собственным стратегическим оружием для обстрела иранских городов, иракский лидер Саддам Хусейн санкционировал создание вариантов "Скада", имеющих увеличенную дальность. Сначала появилась ракета "Эль-Хусейн", так же, как и советский вариант УР, стартующая с ПУ на базе "Урагана", а в дальнейшем создана более крупная ракета "Эль-Аббас", которая уже не умещалась на МАЗе. Для ее перевозки и запуска была сделана установка на базе шведского большегрузного автотрейлера SAAB-Сканиа. Проходимость комплекса резко упала, зато появилась возможность довести дальность пуска до 900 км.
  • "Эль-Хусейн" и "Эль-Аббас" применялись на заключительном этапе ирано-иракской войны, нанося удары по крупным городам противника. По некоторым сообщениям, иракские УР снабжались моноблочными химическими БЧ, что делало их простым и достаточно эффективным оружием массового поражения.
  • Однако ирако-англо-германская модернизация старой советской ракеты не прошла для нее бесследно: значительно уменьшилась точность поражения цели, более длинный "Эль-Аббас" требовал для заправки топливом перед стартом уже 1,5 ч, понизилась надежность комплекса.
  • Впрочем, даже такие "испорченные" ракеты, благодаря своей хоть и ограниченной мобильности, оказались почти неуязвимы для средств воздушной разведки и ударной авиации союзников. Перемещаясь ночами по дорогам юго-западного Ирака, ракетные поезда выходили на заранее намеченные позиции, имеющие топографическую привязку. Это позволяло экономить время на выставление инерциальной системы наведения. Через полтора-два часа после занятия стартовой позиции производился пуск. Несмотря на огромное, по сравнению с современными советскими и американскими УР, время предстартовой подготовки (для комплекса "Ока", к примеру, измеряется несколькими минутами), машины с разряженными пусковыми установками успевали скрыться в ночи задолго до появления в районе стартовой позиции самолетов союзников.
  • (Продолжение следует)