Калининградская правда (Королев), №129
18.11.2004
Люди нашего города.

В преддверии 60-летия Победы, рассказывая о людях, переживших войну, понимаешь: она их испытала и закалила на всю оставшуюся жизнь.

...Отец Олега Ивановича Козюпы был кадровым военным, поэтому жизнь семьи протекала буквально на колесах. Война застала мать с двумя детьми в Западной Украине. Эвакуировались в Краснодар. По вызову отца 16 июля 1942 года выехали в Сталинград, не зная, что 15 июля началось наступление немцев на "волжскую твердыню". В Котельникове попали под бомбежку — машинист чудом увел состав со станции. 20 июля приехали в Сталинград, а 11 августа началась эвакуация. Голодная жизнь в Чимкенте продолжалась год, после чего снова вернулись в Краснодар. Нужно было продолжать учебу, но для поступления в 8-й класс необходимо было принести в школу стул и два полена дров. Ни того ни другого семья не имела, поэтому в школу Олег Козюпа попал только к новому году. А в начале следующего учебного года другая напасть — брюшной тиф. И снова полгода вычеркнуты из учебы. Но тем не менее юноша закончил школу с серебряной медалью.

Еще до войны Олег решил стать летчиком. В Краснодарскую спецшколу поступить не удалось: после болезни был очень тощим, и медкомиссия забраковала. Поэтому после школы цель была одна — Московский авиационный институт. Однако он опоздал с подачей документов. И только благодаря декану самолетного факультета, выдающемуся авиаконструктору В. М. Мясищеву, стал студентом. В Центральном аэроклубе совершил четыре прыжка с парашютом на звание "боец-парашютист". С трудом пробился в аэроклуб им. Чкалова в Тушине — студентов там не принимали. Летал на планере, затем на ПО-2.

Распределили Козюпу в КБ В. П. Глушко. Но когда студентов провели по цехам, они поняли: это совсем не то, чему их учили. Пришлось прибегнуть к трехдневной забастовке, после чего "бунтарей" направили на преддипломную практику в Подлипки, где их принял сам С. П. Королев. Было решено для самолетчиков провести курс учебы по ракетам, в связи с чем перенести срок защиты диплома на полгода. Руководителем дипломной работы у Козюпы был ведущий конструктор по ракете Р-5 Д. И. Козлов, будущий главный конструктор. Защита прошла на "отлично" , и 21 июля 1952 года молодой инженер вышел на работу в группу крылатых ракет отдела 3 (начальник К. Д. Бушуев).

В декабре 1953 года была создана атомная бомба, габариты и вес которой позволяли создать ракету под нее. Подразумевалось, что это будет Р-5 с небольшими доработками. Но получилась совсем новая ракета М-5. Олегу Козюпе была поручена разработка рулевого агрегата и теоретического чертежа бака горючего. Работа проходила в авральном режиме. Каждую неделю о ходе работ докладывали Н. С. Хрущеву. В январе 1955 года состоялся пуск ракеты М-5 с макетом атомной бомбы.

В начале января 1959 года О. Козюпа начинает работать в секторе К. П. Феоктистова, который трудился над эскизным проектом корабля-спутника "Восток-1" (1К). Олегу Ивановичу была поручена ответственная и интересная работа — компоновка спускаемого аппарата-"шарика" с первооткрывателями космического пространства, собачками. Он также был одним из разработчиков способа поиска спускаемого аппарата после посадки. В результате пришли к выводу, что для поиска необходимо использовать радиомаяки, устанавливаемые на спускаемом аппарате. Козюпа был автором инструкции по первоочередным действиям на месте посадки.

Работа на Байконуре с кораблем 1К №1 оказалась неудачной — произошла авария ракеты-носителя, и собаки Чайка и Лисичка погибли. Олег Иванович до сих пор вспоминает, как плакал врач, готовивший животных к полету. Королев лично отслеживал ход работы по кораблю на всех этапах подготовки. Поэтому считал, что и на месте посадки должно присутствовать "царево око". 19 августа 1960 года был запущен корабль 1К №2 с Белкой и Стрелкой на борту. По штатной программе он должен был летать двое суток и приземлиться в районе Семипалатинска. Для встречи спускаемого аппарата в этом районе была подготовлена поисковая команда под руководством О. Козюпы. Однако из-за неполадок на борту время полета было сокращено до суток, и аппарат приземлился на резервный полигон в районе Орска. Козюпе пришлось лететь в Орск, где они вместе с командой А. Палло и ведущим конструктором О. Г. Ивановским произвели необходимые работы с "шариком".

Одной из основных операций после посадки было изъятие из аппарата заряда системы аварийного подрыва и его уничтожение — на первых беспилотных кораблях устанавливалась эта система, которая в чрезвычайных ситуациях приводилась в действие и, в зависимости от этапа полета, уничтожала целиком корабль или только спускаемый аппарат. Поисковики обесточивали систему и вынимали заряд весом 17 кг. Его необходимо было отнести примерно на 150 метров от аппарата и уничтожить. Для этого в состав группы включался специально подготовленный подрывник. Группе также были приданы восемь военнослужащих, которые охраняли объект, не подпуская к нему любопытных. Кроме того, они помогали перемещать ящик с инструментами, на котором черной краской было написано "Козюпа". Однажды Олег Иванович слышал, как один солдат говорил другому: "Ну что, потащили Козюпу?"

Между тем на завод уже начали поступать чертежи корабля 3К, предназначенного для полета человека. На предприятие стали приезжать космонавты из первого отряда. С ними проводилась учеба. В частности, Олег Иванович инструктировал их о действиях после посадки. Запуски кораблей 3КА №1 (собака Чернушка) и 3КА №2 (Звездочка) с манекеном вместо будущего космонавта прошли удачно, что позволило принять решение о полете в космос человека.

База поисковой группы была расположена в Куйбышеве. 12 апреля 1961 года в 7 часов утра для всех средств поиска была объявлена готовность номер 1. В 9 часов А. Палло позвонил на Байконур и узнал, что Ю. Гагарин успешно стартовал. О дальнейших событиях писалось много. Однако отдельные моменты сохранились только в памяти непосредственных участников исторического события. Гагарин катапультировался из спускаемого аппарата на высоте 7 км. Приземляясь, увидел, что под ним широкая река. Понял — это Волга. Парашют сносило на середину реки. Рядом с космонавтом на фале висел тяжелый НАЗ — носимый аварийный запас, где, в частности, находилась надувная лодка. Опасаясь, что груз утянет его под воду, Юрий обрезал фал, и НАЗ упал в воду. О дальнейшей судьбе груза достоверных сведений нет.

Поисковая группа прилетела на аэродром города Энгельса к отлету самолета, которым Юрий Алексеевич улетал в Куйбышев. "Гагарин уже стоял на трапе и отвечал на приветствия людей. Вдруг он увидел кого-то в толпе и помахал рукой. Уже в Подлипках мы спросили Юрия, видел ли он нас, и он ответил: "А кому же, вы думаете, я махал?" — вспоминает Козюпа. Из Энгельса на вертолете группа полетела "на точку" — место приземления спускаемого аппарата. Прошла команда к прилету Государственной комиссии восстановить внешний вид "шарика" , уже подготовленного к эвакуации. Козюпа предложил забить в лунку, оставшуюся от удара аппарата о землю, лом из набора инструментов. Забивали по очереди — А. Палло, О. Козюпа и А. Лобнев. На "памятнике" Олег Иванович высек дату посадки.

В середине дня 13 апреля прилетело несколько вертолетов МИ-4 с членами Госкомиссии. Все направились к спускаемому аппарату. Впереди шел Сергей Павлович, остальные несколько поотстали, демонстрируя тем самым, что это — День Королева. Главный конструктор обнялся с Палло, пожал руки остальным. Большим вертолетом МИ-6 аппарат отправили в Энгельс, а оттуда на АН-12 — на Чкаловскую.

Через несколько дней Олег Иванович, в числе других, был приглашен в кабинет К. Бушуева на встречу с Гагариным. За участие в осуществлении полета корабля "Восток" Козюпа был награжден медалью "За трудовую доблесть". Всего же он участвовал в поиске и эвакуации с места посадки тринадцати спускаемых аппаратов различной модификации, на которых, в частности, вернулись из полета Ю. Гагарин, Г. Титов, А. Николаев, В. Терешкова, П. Беляев и А. Леонов, В. Комаров, К. Феоктистов и Б. Егоров.

Еще до полета Гагарина Олег в числе первых подал заявление о приеме в отряд космонавтов. Однако подвело давление, и медкомиссию ему пройти не удалось. А за "Востоком" были "Восход" , выход человека в космос, затем большая работа по комплексу "Союз" , состоящему из корабля 7К, разгонного блока 9К и дозаправщиков 11К. Комплекс планировался для полета к Луне. К сожалению, проект не был осуществлен, но от него остались корабль 7К — "прадедушка" большого семейства "Союзов" и блок 9К, который вместе с ракетой "Протон" выводит тяжелые спутники на высокие орбиты.

Олегу Ивановичу была поручена разработка программы использования корабля 7К. На первом месте в программе стоял 7К-ОК — орбитальный корабль. Однако это дало повод острякам из отдела заявить, что автор программы решил таким образом увековечить себя — Олега Козюпу. Далее было участие в проектировании спускаемой капсулы для людей, компоновка спускаемого аппарата лунного орбитального корабля по программе Н1-Л3, участие в разработках полета на Марс и работа по теме "Буран".

...Вся жизнь Олега Ивановича Козюпы — сплошной поиск. Новых идей и технических решений, вернувшихся из космического полета космонавтов и животных. И только одного он не искал в жизни — легких путей.

Юрий МАРЧУКОВ