вернёмся в библиотеку?

газета «Кино» 25.06.1929

А.Р.ПАЛЕЙ

„Космический рейс"

Появился первый советский научно-фантастический фильм - «Космический рейс», режиссер Журавлев.

Тема - полет на луну. Для чего полет предпринимается? Об этом ни слова. Институт межпланетных сообщений затратил столько трудов и средств, неужели его лучшие сотрудники рискуют жизнью лишь для того, чтобы просто совершить прогулку, космический рейс? Ню именно такое впечатление оставляет картина. Ее авторы не сочли нужным рассказать своему юному зрителю о тех научных проблемах, ради которых совершается смелый и опасный полет. Они не обогатили зрителя новыми знаниями; те немногие сведения, которые заключены в фильме, и без него всем почти известны: лунные пейзажи, невесомость в межпланетном полете, малая сила тяжести на луне.

Отсутствие цели полета снижает не только познавательное, но и художественное значение картины. Оно лишает ее идеи, той идеи, которая оправдывала бы героизм межпланетных путешественников, вокруг которой возникали бы борьба людей, столкновения характеров. Есть лишь слабый, совсем неудовлетворительный суррогат столкновения: директор института межпланетных сообщений Катин не разрешает профессору Седых лететь на луну, а он все-таки летит. Это, конечно, факт, сам по себе немыслимый в советских условиях. То, что профессор Седых на луне задавлен обвалом, потерял радиоаппарат и не мог дать знать о себе, а потом его все же нашли (причем все сошло чрезвычайно гладко - он даже не ранен), - это вовсе не коллизия. Это происшествие, введенное произвольно и не вытекающее ни из ситуации, ни из характеров действующих лиц, Таких происшествий и некоторых других, менее значительных, достаточно для оживления очерка. Но их совершенно недостаточно для создания настоящего, драматургически сильного произведения киноискусства.

Подводя итоги дискуссии о приключенческом жанре, редакция «Кино» справедливо указывала, что в фильме должны действовать живые, полнокровные люди - герои; автор должен заставить зрителя их полюбить. Только тогда зрителя будут волновать их судьба и приключения. Это положение целиком применимо и к научно-фантастическому фильму, ибо он является в то же время и приключенческим.

В «Космическом рейсе» нет разработанных образов. Психологических изменений нет и в помине. Люди неизменны с начала до конца. Актерам остается только позировать, и они это добросовестно делают: заслуженный артист Комаров - в роли профессора Седых, Ковригин - в роли директора института Карина, Феоктистов - аспиранта Виктора, Москаленко - милой девушки Марины. Чувствуется, что актерам скучно. И в самом деле, зачем растрачивать актерские силы там, где достаточно статистов?

Получается парадоксальное явление: мальчик Гапоненко в роли Андрюши интереснее всех актеров. Ему одному не скучно, его, очевидно, увлек непривычный процесс с'емки да еще в таких необычайных декорациях. Он одушевлен, и его одушевление передается зрителю.

В фильме развит сюжет настолько незначительно, что все время кажется - главное еще впереди. Но нет - вот уже конец, экспедиция возвращается на землю, встречаемая бурными аплодисментами юных зрителей.

Эти аплодисменты в благодарность за интересную тему. И, кроме того, они - аванс тем, кто будет работать над созданием новых научно-фантастических фильмов. Будем надеяться, что Журавлев окажется в их числе. Ею заслуга чрезвычайно велика: он первый вступил на эту неведомую почву, как его путешественники на луну. Это его заслуга.

Консультация покойного отца звездоплавания К.Э.Циолковского обеспечила, помогла избегнуть научных ошибок. Этот метод работы, безусловно, обязателен при создании научно-фантастических фильмов.

Тем, кто будет работать в области этого жанра, необходимо обратить серьезное внимание на тематику.

Практика кино такова, что в научной фантастике используется лишь тема о межпланетных путешествиях.

Это - давнишняя мечта человечества, и ей отдали дань Вольтер, Сирано де-Бержерак, Эдгар По и многие другие. Ею вдохновлялся и подлинный научно-фантастический писатель Жюль-Верн.


«Космический рейс», режиссер В. Журавлев, опер. А. Гальперин, художники А. Уткин, Ю. Швец, Н. Таунов, консультант К. Э. Циолковский, инженер В. Дубовик. Производство Мосфильм. Не снимке: В. Гапоненко в роли Андрюши и К. Москаленко в роли Марины. Эпизод на луне.

Однако, героя наиболее увлекательных романов Верна не только летали на луну. Они путешествовали к центру земли и под водой, они строили пловучий остров и создавали изумительные аппараты для передвижения - паровой дом и амфибию, одинаково свободно летающую в воздухе, двигающуюся по суше, плавающую в воде и под водой.

У Уэллса многие произведения посвящены темам физиологии («Пища богов), хирургии («Остров д-ра Моро»), изучению глубин океана («В морской глубине») и т. д.

Мы отнюдь не возражаем против изображения межпланетных полетов. Мы за то, чтобы космическая тематика заняла в общем ряду примерно такое место, как у литературных классиков научной фантастики.

Надо планировать тематику. Можно найти еще множество разнообразных и увлекательных тем. Встречи писателей с изобретателями показали, что таким темам буквально числа нет. Наше социалистическое планирование! Ангарстрой, высоковольтное кольцо, Большая Волга, изменение течения Аму-Дарьи, осушение пустынь, освоение Арктики - какая сокровищница замечательных тем!

У нас в кинематографии пока научная фантастика почему-то рассчитывается только на детей. Безусловно, она им необходима и полезна. Но не надо забывать и взрослого зрителя. Ведь Уэллс, Жулавский, Ласовиц, Робида в многие другие авторы научно-фантастических романов рассчитывали только на взрослого читателя.

Однако, и работая для детей, отнюдь не следует снижать качество фильма, не следует обеднять его. Художественное достоинство советского научно-фантастического фильма должно быть очень высоко уже потому что, рисуя достижения будущего, мы не можем себе их представить отдельно от образов людей, чьими руками его светлое будущее создается. Ангарская электростанция, плодородные земли на месте пустынь, завоевание планет - все это делается людьми и для людей, и человек должен главенствовать в фильме, изображающем такие достижения.

Человек не должен быть простым компонентом фабулы, дополнением к пейзажам. Это положение, давно ставшее аксиомой для всех творческих работников, не терпит исключения ни в каком жанре. Только при соблюдении этого категорического требования будут созданы полноценные научно-фантастические фильмы, стоящие на уровне искусства социалистического реализма.