Мы уже немало знаем о ГИРДе и ГДЛ (хотелось бы больше). Но совсем что известно о провинциальных ГИРДах? А они были! Я выложил отрывок из очерка о краснодарских авиамоделистах. Но и про них мало что известно. Как сложились их судьбы? Когда они начали делать ракеты, каких высот достигли? Если кто может что сообщить, присылайте — Хл.
«Костёр» (Ростов/д) №4 1935 год
ЗАВОЕВАТЕЛИ ВОЗДУХА

Очерк Д.ГЕУХЕРОВА

Прозрачное южное небо отражается в стремительной Кубани, бегущей с высоких гор. Лесик осматривает небо, как свои владения. Он видит кудрявую стайку облаков, незримые для простого глаза воздушные потоки и степного ястреба, залетевшего высоко, высоко.

Лесин держит собственными руками сделанную птицу. Сейчас она должна взлететь в небо. Резиновый мотор закручен, птицу можно запускать. Она, как живая, соскальзывает с рук и, кружась над городом, набирает высоту. На ее крыльях красные звезды. Раскручиваясь, резина вращает винт. Винт врезывается в воздух и тянет модель вперед.

Воздушное течение подхватывает ее и несет к густым облакам.

Закинув голову вверх, маленькие и большие жители Краснодара следят за красивым полетом.

На аэродроме волнуются:

— Неужели модель совсем улетит?

Отдан приказ летчику Бирюлину лететь вслед за моделью.

Заводится мотор самолета «У-2» и, разогнавшись по ровному полю, летчик летит вдогонку за моделью Лесика.

Она уже почти скрывается из глаз. Облака, притянули ее к себе. Летчик преследует модель, он видит ее на высоте километра, но молочный туман облаков поглощает маленькую птицу. Летчик Бирюлин уже больше не видит модели. Она бесследно исчезла. Каково будет дальнейшее путешествие модели — неизвестно.

Может, быть весь день ее будет гонять ветер, может быть она установит новый мировой рекорд? Кто знает!

Лесик Нестеренко, модель которого росится сейчас по воле воздушных волн, не унывает.

Не одна его деревянная птица исчезла бесследно.

Но зато потом их доставляли в краснодарский аэроклуб из далеких станиц и поселков. Подсчитывалось время и расстояние.

Однажды, это было весной, схематическая модель самолета Лесика продержалась в воздухе 4 часа 23 минуты!

Лесик ходит по городу с длинным узким ящиком. Он называет его «ангаром», потому что здесь хранятся хотя и маленькие, но все же самолеты.

Все краснодарские летчики любят его и видят в нем будущего строителя воздушных кораблей.

Лесик решил серьезно заняться авиацией. Он знает путь молодого советского конструктора самолетов Александра Яковлева.

Когда Яковлев был школьником, он мастерил модели, а теперь он делает легкие и быстроходные самолеты марки «АИР».

Сделаться завоевателем неба, изобретая все новые воздушные корабли, разве это не заманчиво?

Товарищ Лесика — Шура Гапоненко сделал модель ракетного аэроплана. При помощи ракетного корабля гениальный русский ученый Циолковский мечтает соединить Землю с другими мирами.

Ракета, взрываясь, толкает шурину модель вперед. Столб огня вылетает сзади ракеты.

— Мы еще не то смастерим! — говорит Лесик.

Он уверен, что самые дерзкие мечты человека о полетах аэропланов в стратосфере, о путешествии на луну, станут былью.

Ведь история завоевания воздуха, которую Лесик хорошо знает, началась с полетов игрушечных шаров-монгольферов, а первыми пилотами были, как известно, утка, свинья и петух.

А сейчас, наши летчики на тяжелых самолетах делают сотни километров в час...

Вот и он начал строить свои модем, ничего не зная.

Первая, сделанная им деревянная птица отказалась летать. Вторая летала не больше трех минут. А последняя ив спускалась на землю больше четырех часов.

Так Лесик научился делать хорошие модели.


Шура Гапоненко со своей моделью ракетоплана