На больших маневрах 1923 года в Чехо-Словакии разрывы шрапнелей изображались при помощи особых ракет. Ракета с внешней стороны похожа на охотничий патрон с медной шляпкой и картонным цилиндром, внутри коего помещен заряд черного пороха. Заряд покрыт войлочным пыжом, толщиной в 9,1 м/м, в центре коего просверлен канал. Поверх пыжа помещается собственно ракета. Высота ее 7,8 см. Состоит она из взрывчатого вещества, помещенного между двумя деревянными пробками. В нижней пробке просверлен канал, а в последнем помещен состав, передающий огонь разрывному заряду ракеты от заряда черного пороха.
Ракета выпускается при помощи пистолета, употребляемого для выпуска светящихся ракет. Разрыв происходит на высоте 40-50 метров, получается беловатое облачко, которое видно на расстоянии нескольких километров и вполне воспроизводит картину разрыва снаряда.
Идея этих ракет не нова: еще в 1903—1904 годах на красносельском полигоне производились опыты с подобного рода ракетами, выпускаемыми из особых мортирок (как их тогда называли), но приняты не были. Результаты испытаний опытному ружейно-стрелковому полигону и стрелкому РККА сейчас неизвестны. В то время говорили, что главное назначение подобного рода гранат — приучать войсковые части кавалерии и артиллерии управляться с лошадьми среди треска разрывающихся в воздухе снарядов, а также приучать лошадей. Вопрос этот сейчас достаточно забыт в РККА и было бы полезно, по примеру чехо-словаков, им заняться.
Конечно, теперь не может быть и речи о каких-либо мортирках 1904-1905 годов. Они будут заменены гладкоствольными пистолетами крупного калибра, употребляемыми для выпуска светящихся ракет, как это практиковали чехо-словаки. Кроме упомянутого выше пугания лошадей и приучения их к внешнему эффекту разрыва шрапнелей, названные учебные шрапнельные ракетки могут очень пригодиться во время учений и маневров.
Совсем одно рассказать, как должна пехота, кавалерия и артиллерия реагировать на неожиданный обстрел со стороны неприятеля шрапнелью; другое, проделать это примерно на местности, под воображаемым обстрелом. Ближе всего к действительности можно подойти с помощью описанных учебных шрапнельных ракеток. В самом деле: войска идут в походной колонне, стоят на отдыхе или находятся в том или ином боевом порядке. Вдруг, без всякого предупреждения — слабый выстрел и шрапнельный разрыв или целый их ряд. Вот тут-то и можно проверить, как скоро и чем войска будут реагировать на такой сюрприз: одни останутся в прежнем положении, другие без толку засуетятся, в третьем случае командиры немедленно, спокойно и громко скомандуют, что надо делать (не беда, если в первый раз и не совсем удачно), а может быть, в первый раз случится, что никто ничего не скомандует, а красноармейцы самостийно шарахнуться совсем куда не надо или просто разбегутся.
Вероятно, у многих, прочитавших настоящую заметку, уже руки чешутся обстрелять внезапно свою часть учебными шрапнельными ракетками. Вполне понимая и разделяя подобное стремление, нам остается только высказать пожелание, чтобы нашу АУ поскорее снабдило строевые части некоторым количеством подобных ракеток для опытов и окончательного решения, насколько они практичны.
Кстати, интересно рассмотреть вопрос, нельзя ли ими на войне вводить неприятеля в заблуждение и мешать его пристрелке? Если да, то в этом тоже надо практиковаться еще в мирное время дабы возможно удачнее симулировать обстрел.
ТОПОЛЕВ