«Красная звезда» 18.02.1997


Морской космический дозор

Нужен ли он сегодня российской науке?

Космический проект «Марс-96» стартовал 16 ноября в 23 часа 48 минут по московскому времени с космодрома Байконур. Тяжелый ракетоноситель «Протон» уверенно вывел марсианскую станцию на промежуточную околоземную орбиту, но тут произошло непредвиденное — не сработал разгонный блок. Станция сошла с запланированной орбиты и разрушилась в плотных слоях атмосферы, обломками выпав в Тихий океан в районе острова Пасхи. Так закончился один из самых грандиозных проектов конца двадцатого столетия по освоению дальнего космоса, в котором принимали участие специалисты более 20 стран.

Стоимость проекта «Марс-96», по оценкам экспертов, превысила 60 миллионов американских долларов, а общие убытки России в связи с неудачным запуском составили 122 миллиона долларов. Но, помимо проблем чисто финансовых, ущерба престижу отечественной космонавтики, катастрофа лишила ученых и информации о причинах крушения надежды достичь «красной планеты». Из-за неуместной экономии денежных средств на обеспечении технического наблюдения за ходом полета космического корабля, как это должно было бы быть, силами и средствами Военно-Морского Флота.

Служба обеспечения и наблюдения за космическими запусками в системе ВМФ появилась буквально сразу же после начала активного освоения околоземного пространства советскими спутниками и пилотируемыми кораблями. Для этих целей в 1966 году были специально переоборудованы корабли на всех флотах. Бывшие гидрографические суда, лесовозы и некоторые военные корабли в спешном порядке доукомплектовали специальной поисковой аппаратурой, системами космического наблюдения и устройствами подъема летательных аппаратов с поверхности моря.

Капитан 1 ранга запаса Олег Елизаров, бывший начальник отдела планирования и организации поисково-спасательного обеспечения Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ и активный участник тех событий, вспоминает, что в те годы в океан выходило на обеспечние каждого старта до 15 плавсредств с Тихоокеанского и Черноморского флотов. Вереница кораблей и судов растягивалась от Владивостока до экватора, перекрывая поисковыми средствами трассу выведения космического корабля на орбиту. В это же время группа кораблей занимала свои позиции в Индийском океане, Каспийском и Черном морях, не оставалась без внимания и Атлантика.

Столь масштабная и тщательная организация обеспечения запусков космических аппаратов позволяла фиксировать и передавать в Центр управления полетом телеметрическую информацию о каждой секунде полета.

Под эти задачи и наращивалась корабельная мощь поисково-спасательной службы ВМФ.

Но морские спасатели работали не только на морских просторах.

— У нас был случай, — вспоминает Олег Антонович, — когда пришлось поднимать пилотируемый космический аппарат даже с «земли». Произошло это с «Союзом-23», спускаемый аппарат которого приводнился в Казахстане.

Двадцатиградусный мороз и сильный ветер, тонкая корка льда на воде не позволили обычной поисково-спасательной группе оказать помощь космонавтам. Срочно, по тревоге, была поднята группа спасателей Каспийской флотилии и направлена в район приводнения космического аппарата.

— На озеро Тенгиз мы тогда, — продолжает Елизаров, — прибыли с задержкой на одиннадцать часов. Спускаемый аппарат уже порядком обледенел, имел большой крен, не позволявший открыть люк-лаз для эвакуации космонавтов. Связи с космонавтами через все предусмотренные конструкцией спускаемого аппарата устройства не было. Так же, как и не представлялось возможным водолазам закрепить штатное подъемное устройство на корпусе корабля.

Ситуация была действительно критическая. Одиннадцать часов в холодной воде могли стать роковыми для жизни экипажа. Тогда в экстренном порядке, в нарушение всех инструкций, пришлось поднять аппарат за парашютную стренгу и на малой высоте вертолетом доставить его к берегу. После этого вертолет совершил еще два рейса, разыскивая оставшихся в воде спасателей Авиационной поисково-спасательной службы, попытавшихся до подхода основных сил самостоятельно, на резиновой лодке оказать помощь космонавтам.

Но наиболее серьезные работы были проведены по программе «Луна». Все летательные аппараты после облета спутника Земли при срыве его с управляемого на баллистический спуск приводнялись в Индийском океане, где в это время активно хозяйничали американцы. Поэтому основная сложность операции заключалась в том, чтобы под самым носом у американских военных кораблей подобрать наш звездолет.

В аналогичных условиях проводились поисково-спасательные работы и подъем макета многоразового челнока «Буран». К счастью, благодаря серьезной организации подготовки поисковых операций «Буран» был своевременно обнаружен и морем доставлен в Севастополь.

По словам специалистов службы, каждый год приходится списывать с флота по два корабля. С одной стороны, это вполне нормально. Уходят корабли-ветераны, давно отслужившие свой срок и ремонт которых окажется малоэффективным. Однако основная причина «ненужности» поисково-спасательных кораблей и судов — прекращение Россией крупномасштабных испытаний ракетной техники.

Все системы ракетного оружия, стоящего на вооружении нашей армии и флота, давно прошли испытания и пока не нуждаются по причине отработанности узлов и приборов конструкции в каком-то дополнительном сборе статистической телеметрической информации. Запуски же пилотируемых космических кораблей продолжает обеспечивать единственное в системе УПАСР ВМФ специальное судно «Маршал Крылов». При общем снижении интенсивности запусков космических аппаратов и собранной более чем за тридцать лет статистической информации о запусках ракет этого, по мнению некоторых державных мужей, видимо, вполне достаточно.

.Действительно, в 1992 году во время совместного российско-американского проекта «Ресурс-500», посвященного пятисотлетию открытия Америки, в сложных погодных условиях экипаж «Крылова» оперативно определил место приводнения космической капсулы, поднял из воды и доставил в американский порт Сиэтл.

Но, несмотря на спад в проведении научно-исследовательских полетов пилотируемых и беспилотных аппаратов, работа специалистам морской космической службы пока находится. Только на этот год запланировано четыре коммерческих запуска для иностранных «заинтересованных сторон». А значит, в море выйдет «Маршал Крылов», который и предоставит потом полный достоверных фактов технический отчет о каждой секунде полета и выходе на околоземную орбиту планеты космических аппаратов. Но, как показывает практика обеспечения космических полетов, надеяться на то, что и дальше «Маршал» в одиночку будет тянуть «космическую» лямку, не приходится. Слишком тяжел этот «воз», но и бросать его на полпути недопустимо.

Дмитрий ЛИТОВКИН,
«Красная звезда».


На снимках: судно обеспечения космических полетов «Маршал Крылов»; подъем космической капсулы по программе «Ресурс-500».