«Моя идея не погибнет, а будет существовать среди человечества, для которого я готов пожертвовать своею жизнью» (1881 г. Н. Кибальчич).
«Астронавтика потребует не только чрезвычайного напряжения сил и гениальных дарований, но и многих жертв» (1911 г. К. Циолковский).
«Вперед, все выше, выше...» (1931 г. Ф. Цандер). |
Когда царские опричники за убийство Александра Романова в 1881 году торопливо казнили первомартовцев, один из революционеров-народовольцев, известный изобретатель и инженер, умирал спокойной и замечательной смертью ученого, занятого неутомимой мыслью и размышлениями над новой изобретенной им по принципу ракеты «летательной машины».
С подмостков наскоро сколоченной трусливыми и напуганными палачами виселицы он верил в осуществление своей идеи, созданной им в процессе кропотливого и опасного изучения для террористических целей борьбы с царизмом, энергии взрывчатых веществ. Он шел поэтому спокойно навстречу смерти, зная, что оказывает оставляемым им изобретением «громадную услугу родине и человечеству».
Ему не пришлось однако узнать, что легкомысленно отданный на «суд» жандармских невежд замечательный его проект останется тридцать шесть лет запечатанным в конверте, подшитым к делу и похороненным в тайных, архивах охранки. Не знал он и того, что только пролетарская революция 1917 года, сбросившая неповторимым ураганом в бездну истории и царизм и косность, откроет всему миру одну из самых замечательных по смелости, знакомой только современным большевикам, технических идей, оказавшуюся по существу первым шагом истории создания реактивного самолета и овладения межпланетным простором — звездоплавания.
Революционера-изобретателя звали Николаем Кибальчичем.
Вдали от Петербурга в девяностых годах прошлого столетия, в уездном городке Калужской губернии, в «богоспасаемом» Боровске, не зная об изобретениях одного из «цареубийц», пытливый, гениальный разум скромного молодого учителя математики и физики, самоучки-изобретателя строит величественное здание новой эры для нарождающейся будущей техники авиации, воздухоплавания и реактивного летания.
Тысячи формул, сотни теорий, десятки сложнейших математических вычислений, выводов копил и складывал в своем мозгу необычайный этот человек, прозванный «сумасшедшим изобретателем». С удивлением, чаще с насмешкой говаривали в его патриархальных краях, что он смеет серьезно утверждать «о каких-то фантастических кораблях непостижимых форм и страшных скоростей», могущих совершить полеты на соседние планеты и возвратиться затем вновь на землю. Он создавал теорию гигантских ракет будущего, преодолевающих земное тяготение и путь в космическом пространстве силой обыкновенной и общеизвестной отдачи при помощи систематического взрывания горючей смеси в особых «камерах сгорания» — и образования при этом газов, с огромной скоростью выбрасываемых молекула за молекулой из специальной взрывной трубы — дюзы. Его «космические» работы в свое время не привлекли к себе внимания патентованных «ученых кругов» тогдашней дореволюционной России. Они вызывали своей революционной смелостью грубые насмешки и издевательства и обвинения даже в сумасшествии его — неутомимого труженика и гениального ученого нашего века.
Он шел однако упорно к своей доли тяжелой дорогой труженика-педагога, изобретателя, ученого, сквозь строй палочной рутины, повседневного шпионажа, нескрываемого взяточничества и отвратительного невежества того времени. Обремененный многочисленной семьей, кое-как сводя концы о концами при помощи нищенского своего жалования, около тридцати лет он нес человечеству исключительную по смелости и замыслу идею использования ракеты в качестве двигателя для полета в стратосферу, для достижения там, благодаря крайней разреженности воздушной среды, огромных скоростей н возможности вылета в межпланетные дали, путем преодоления земного притяжения. Многолетние испытания и унижения, ничем не отличающиеся в условиях жандармской России его времени от пребывания в казематах ее многочисленных тюрем и классической каторги, нисколько не влияли на труды его.
«Странный» этот человек носил имя Константина Циолковского.
А в далекой, «чужеземной» Риге в семье некоего доктора медицины рос любознательный мальчик. Отец его, естествовед, нередко водил его в Зоологический музей, показывая там невиданных зверей, причудливых птиц. Он говорил при этом сыну, что далеко за пределами земли существуют иные планеты, иные небесные тела и там на них могут обитать и более интересные животные. Мальчик с любопытством рассматривал тогда «упавшие с неба» метеориты, а выходя с отцом на улицу, с тех пор постоянно и подолгу глядел на звезды.
Дома, читая с вдохновением научно-фантастические книги о межпланетных путешествиях, не раз он уносился с неподражаемым Жюлем Верном в увлекательные создаваемые его воображением страны, мечтая о многочисленности обитаемых миров и бесконечности вселенной. Уже к восемнадцати годам он заканчивает образование и посвящает себя всестороннему изучению проблемы космического полета.
Приемля пролетарскую революцию в подлинном ее значении, он с необычайным энтузиазмом разрабатывает уже в наши дни расчеты к перелетам на иные планеты, создает «теорию больших скоростей», обосновывает пути, время и скорости для будущих межпланетных кораблей. Ему удается в короткий срок создать свою школу в области теории и практики реактивного дела и применения ракет в качестве могущественного типа двигателей будущего и превратить полуфантастическую мечту космического полета в технически обоснованную проблему усовершенствования транспорта и преодолении пространства.
Этот человек сказочной энергии кирпич за кирпичом воздвигал величественное здание новой техники, открываемой проблемой применения ракеты, пока ему не удалось создать подлинный советский реактивный двигатель на жидком горючем, с помощью которого возможно быстрейшее осуществление всей проблемы. Величайший энтузиаст, гениальный провидец будущего, он умер однако перед открытой им дверью этого будущего: смерть унесла его в могилу и отняла у человечества большого человека, крупнейшего изобретателя, выдающегося инженера и прежде всего лучшего бойца за дело обороны Страны советов.
У этого необычайного человека было скромное имя Фридриха Цандера.
Кибальчич, Циолковский, Цандер. Три имени. Три энтузиаста. Три изобретателя. Три гения. Им мы обязаны ныне тем, что мысль о космическом полете на луну и иные планеты человечество уже перестало считать фантазией.
С дождливой осени 1903 года, когда предприимчивые изобретатели братья Райт в пустынной местности Китти-Гаук (в штате Северной Каролины) впервые построили аэроплан тяжелее воздуха и продержались около одиннадцати секунд в воздухе на высоте всего четырех метров, прошло не более тридцати лет, а мы теперь уж путешествуем по воздуху, перелетаем через огромные горные хребты, переносимся через океаны, огибаем оба полюса, облетаем вокруг земли.
И снова мы стоим у порога новых замечательных дат, дат, открывающих перед нами самые необозримые просторы в области дальнейшего завоевания пространства от сфер земного притяжения до космических межпланетных далей. За четверть столетия развитие авиации почти полностью подчинило человеку воздушную стихию, позволив ему добраться до крайних высот тропосферы и преддверия стратосферы — 13,5 км., овладевать неслыханной скоростью передвижения — 745 км. в час, перевозить зараз до 170 человек, («Дорнье-Х»), легко оставлять позади себя без спуска расстояния, равные более четверти расстояния земного шара по экватору — свыше 11 500 км., располагать авиационным мотором, превосходящим в четыре раза мощность паровоза скорого поезда или в шесть раз — товарного паровоза с груженным составом до тридцати вагонов, наконец, находиться в воздухе на самолете без посадки более восьми суток и в совершенстве управлять самолетом (сотни мертвых петель, перевернутые полеты, «слепые» полеты, полеты без пилота путем управления по радио и т. д. и т. п.).
Воображаемый старт космической ракеты по проекту инженера Макса Вальера (1928 г., Берлин). |
Как тридцать лет назад, мы ныне вновь становимся счастливыми свидетелями развития новой эры, новой техники преодоления пространства, начатой гениальными работами трех великих наших соотечественников — Кибальчича, Циолковского и Цандера.
«Винтомоторный» самолет достиг «потолка». Для достижения стратосферы он должен быть резко видоизменен и превращен в стратоплан полуреактивного типа. Он подошел и к предельным скоростям — лобовое сопротивление ставит уже под угрозу целостность винта при увеличении быстроты движения. Эксплоатационная экономичность самолета осталась на уровне 250— 300 км./ч. и по сие время, а гоночные гидропланы существуют не более чем для разовых рекордов, для сенсационных трюков и рекордсменства, ибо ничем иным не может это быть названо, если при последних попытках добиться рекорда 745 км./ч. было «загнано» до 250 полетов, испорчена не одна машина и разбилось несколько пилотов за границей.
Техника однако требует все новых и новых здоровых показателей, реальной необходимости в переброске человека и груза с одного конца земного шара на другой в минимально кратчайший срок затраты времени на передвижение.
И вот устанавливают, что скорости, предельные для современной авиации, являются лишь начальными стартовыми для тех скоростей, которые доступны движению, развиваемому путем так называемого нарастания скорости, или ускорения, осуществимого реактивным методом — ракетой-двигателем.
А разве не знали ракету раньше? Золотой дождь разноцветных искр, рассыпаемых увеселительной ракетой, известен был не одно столетие, и китайцы первыми услаждали себя этим зрелищем еще задолго до нашей эры.
До нас дошли легенды и предания, сказания и саги, мифы и сказки о Китае, Египте, Вавилоне, Перу, Аравии, Персии, Индостане, Японии. Вы встретите в них если не прямые, то косвенные намеки на мечты об идеях межпланетных полетов вначале с помощью самых необузданных приемов, а затем и при посредстве приборов и аппаратов, весьма схожих в своем принципе с упоминаемой нами ракетой.
Еще в XI веке китайцы применяли ракеты в качестве боевых средств, так называемых «огненных стрел».
Арабы осаждают Диаметту боевыми ракетами уже с XIII века, в Европе и Азии знают ракеты, как устрашающие неприятеля и сжигающие его лагери средства.
Когда в XVIII веке на печальной практике многочисленных поражений в боях с индусами с ракетами знакомится колониальный конквистадор английского империализма Вильям Конгрев, почти все европейские армии вводят так называемую ракетную артиллерию.
Конгрев успешно осаждает при помощи ракет весом от 8 до 28 фунтов Копенгаген. (В 1816 году он пишет трактат о военных ракетах.)
Булонь забрасывается англичанами множеством зажигательных ракет.
Сражение под Лейпцигом и поражение Наполеона под Ватерлоо сопровождается участием и решительным действием в нужные моменты целой ракетной бригады со стороны союзной английской ракетной артиллерии.
Уже с середины 1927 года во многих странах учеными и инженерами ведутся разработки теорий реактивного движения и космического полета. Одним из энтузиастов этого дела был энергичный и неутомимый инженер Макс Вальер. Трудно представить себе, как этот бывший молодой летчик, сбитый однажды противником в одном из воздушных боев во время империалистической войны с высоты четырех километров и сумевший при этом уцелеть, находил время в разных концах Германии выступать с интереснейшими, захватывающими докладами, изучать дело ракеты, создавать проекты, демонстрировать опытные образцы и объединять работников реактивного движения и сторонников идей межпланетных сообщений. Инициатива инженера Ф. Опеля в Германии побуждает к созданию первых ракетных автомобилей. Успех автомобилей позволяет перенести ракеты на железнодорожные дрезины и добиться в этом случае скорости от 180 до 265 км. в час. Идеи реактивного полета тогда же нашли применение в установках ракет на самолеты и планеры, полностью доказавши возможность летания при помощи ракет (Штаммер, Эспенлауб, Опель, Каттанео).
Макс Вальер в 1930 году на ракетных санях «Рэк-Боб-2» достигает скорости до 400 км. в час, причем большую часть пути санные полозья даже не коснулись снежного покрова, так как были в состоянии полета. Вальер неоднократно упрекал потом английского гонщика Генри Сегрейва в расточительстве: он достигал такой скорости на гоночном автомобиле, стоящем до 20 000 фунтов, тогда как реактивные сани со всем оборудованием Вальтеру обошлись всего в... 35 фунтов.
Успех применения ракет вскружил всем голову. Ракеты начали небезуспешно устанавливать и на мотоциклы, и на лодки, и на гидропланы, и на яхты, и даже на простые велосипеды.
Но техники ракетного дела должны были признаться, что применяемый в качестве твердого топлива порох не дает нужного эффекта, он недостаточно энергоемок, взрывчат, быстро сгорает и к тому же еще и небезопасен. Почти повсеместно было решено заменить порох менее безопасным, так называемым жидким горючим, состоящим из смесей жидкого кислорода с бензином, спиртом, метаном, нефтью, бензином, толуолом, водородом и т.д.
Перед специалистами реактивного дела встает труднейшая задача превращения обыкновенной ракеты в ракетную конструкцию нового типа, с жидким зарядом, путем создания ракетного мотора. Эта задача овладения техникой ракеты решается уже в лабораториях, на полигонах и опытных полях, подобно тому, как на протяжении почти 50-летнего периода создавался двигатель внутреннего сгорания.
В разных концах Европы и Америки проводится лихорадочная работа по сооружению первых ракет подобных конструкций, практическая оправданность которых становится с этих пор очевидной. Промышленные предприятия — Юнкерс, Опель, Сименс, Всеобщая компания электричества, группы Оберта, Годдара, Тилинга. Нобеля, Пирке, Эсно-Пельтри, Гейлянд, Буля, Шмидля и т. д. — стремятся опередить друг друга, не зная о том, что еще в 1918 году первая жидкостная ракета была построена и успешно испытана в Ворчестерском институте тогдашним его директором проф. Годдардом. Он предпочитал о ней молчать, так как получал субсидии через руки американского военного ведомства, но это действительно была крупная ракета — до 3 метров в длину и ¾ метра в поперечнике. Когда о ней стало все-таки известно, сообщили, что она достигла при под'еме скромной высоты в 300 метров. Эту скромность нужно также отнести за счет нежелания военного ведомства разглашать свои секреты. Это военное ведомство впоследствии одело профессору Годдару погоны полковника и в столь почтенном виде направило «на работу по специальности» в изолированную местность, скрытую во владениях Америки, в Новой Мексике.
Нам следует теперь рассказать читателю, в каких же отраслях техники жидкостная ракета может быть применена, если не сегодня, то, но крайней мере, завтра.
Представьте, что нам нужно отправить подробное спешное сообщение из Москвы, скажем, во Владивосток. Вы следуете на телеграф, но тут же разочаровываетесь: ваше письмо-телеграмма будет доставлено не раньше чем через сутки.
И вот почтовая ракета в недалеком будущем сможет перебрасывать не только вашу почту в самые отдаленные концы земного шара, но и более тяжелый груз. Она легко преодолеет расстояние между Москвой и Владивостоком в 45 минут, Москвой и Нью-Йорком — в 50 минут, Москвой и Берлином — в 11 минут, Москвой и Ялтой — в 13 минут, Москвой и Ленинградом — в 3 минуты. Такие скорости она разовьет, конечно вылетев за атмосферу, в разреженном, почти безвоздушном пространстве стратосферы, на высоте 30-40 км. и управляемая по радио или при помощи воздействия инфракрасных лучей спустится в желаемом месте на парашюте или по планирующей спирали.
Повсеместное введение ракетной почты удешевит подобного рода связь настолько, что отправка письма-ракеты будет стоить не больше рубля (т. е. гораздо дешевле телеграммы).
Трудно сказать, сколько тысяч га полей и виноградников, садов и огородов выбивает ежегодно град. Но сельское хозяйство, к сожалению, недостаточно ещё знает, что ракета является лучшим его другом в тяжелой и трудной борьбе с градом. А ведь взлетами трех ракет на протяжении нескольких квадратных километров легко рассеивается грозное градовое облако. Град превращается в снежные хлопья и дождь. Вызываемое разрывом ракеты, это метеорологическое явление пока еще не имеет научного обоснования. Дело в том, что количество энергии, затрачиваемое ракетой для разложения строения градового облака, является несоизмеримо малым и явно недостаточным для такого процесса.
Планер — вид подлинно пролетарского массового спорта. Но запуск планера еще сложен — он сопровождается пусковой командой и выбором благоприятной, чаще всего холмистой, незаселенной местности.
И вот ракета в качестве заменяющего традиционную вожжу стратера, позволяющая производить взлет с любой площадки, подлинно вводит планер в массы, делает его доступным видом массового спорта, устраняя вовсе стартовую команду.
Ракета находит себе применение в совершенно неожиданных областях. Она приносит пользу спасательному делу. Уже не раз и у берегов Англии и в Средиземном море осуществлялся метод спасения пассажиров при помощи установления связи с берегом посредством ракет-якорей, бросаемых на берег с потерпевшего кораблекрушение судна.
Унося фото— и киноаппарат на большие высоты только при помощи ракеты, можно запечатлеть неисследованные области земного шара, пресловутые «белые места» Гренландии, Африки. Арктики, Антарктики, Южной Америки.
Исследуя реактивным способом — картографической ракетой — водные пространства, рыболовное дело будет располагать верным союзником в трудном и опасном деле улова рыб.
Для изучения неисследованных высших слоев атмосферы уже создают так называемые регистрирующие, метеорологические, высотные ракеты для запуска их с самозаписывающими приборами (термометрами, барографами и прочими чувствительными инструментами) на высоту стратосферы — 30-70 километров.
В военном деле снаряд-ракета долго не будет иметь себе равного. Уничтожая громоздкость, дороговизну и недолговечность дальнобойной артиллерии, реактивный снаряд в сущности остается с любого конца земного шара вездесущим. Для него не существует границ между фронтом и тылом. Владея только мощностью скорости и траекторией высоты, сотня ракет, начиненных тротилом, люизитом и чумными бациллами, в пути вырабатывающих и энергию и направление, несомненно могут решить исход любой войны в день ее об'явления и навести непоправимый ущерб мирному человечеству.
Еще сравнительно недавно германский профессор Оберт, пропагандируя идеи реактивного дела и космического полета, в одном из своих докладов указывал на то, что в случае войны человечество одной половины земного шара получит возможность бомбардировать и уничтожать при помощи ракетных снарядов население на иных материках.
Еще совсем недавно американский профессор Годдар в Ворчестере, читая своим студентам «реактивные» лекции, говорил, что, прежде чем ракета станет «лунной», она «рискует» уничтожить человека на земле.
Военные ведомства капиталистов поняли значение ракеты в военном деле, и их интерес к научно-исследовательским работам и практическим опытам в этой области распространился так далеко, что в первую очередь слишком ярые «пропагандисты» и крупнейшие теоретики реактивного дела — упомянутые выше, профессоры Оберт и Годдар — оказались, в первую очередь мобилизованными.
Теперь мы знаем, что они работают в тайных лабораториях военных ведомств, пытаясь «оседлать» ракету и выполнить задание своих хозяев — «заменить ракетами-снарядами современную артиллерию».
Они изучают исторический трактат Контрена, умиляются дальновидностью предприимчивого английского капитана и носят военные мундиры; их звание профессоров сменилось офицерскими чинами: Оберт — майор румынской службы, Годдар — полковник армии САСШ.
Недаром капитан Стюарт в одном из американских артиллерийских журналов пишет: «Каким бы ни был реактивный снаряд, сейчас уже вполне ясно, что оценка, данная 150 лет назад английским капитаном Конгревом реактивному снаряду в качестве боевого снаряда, несомненно оправдается».
Зарубежная печать, вначале изобиловавшая обычными дли буржуазной печати сенсационными заголовками, все реже и реже упоминает теперь о ракетах и каких-либо работах в области проблемы реактивного движения.
Однако недавно капиталистическая цензура пропустила лаконическую записку о «возможности» создания снаряда-ракеты. Такой снаряд сам регулирует свой полет так, что при помощи специальных звукоуловителей—микрофонов снаряд движется «на звук», издаваемый, скажем, мотором летящего самолета. Получив только направляющее движение при помощи пускового несложного станка, реактивный снаряд, оказывается, сумеет «гоняться» за вражеским самолетом до тех пор, пока не придет с ним в соприкосновение и не уничтожит его взрывом, изменяя при этом «осечку» новыми и новыми поворотами «на звук». Особый механизм переключает попадающее в четыре микрофона колебательное движение звука в электрический ток, а этот последний регулирует приборы, движущие снаряд.
Пытаясь в познании окружающей его вселенной освободиться от оков земного тяготения, человек стремится достичь мировых пространств, посетить луну, а затем и иные планеты.
Самолеты и дирижабли нуждаются к плотной газовой опоре, их сфера летания не сможет выйти за пределы нижнего слоя атмосферы -тропосферы, лежащей в пределах от 10 до 13 км. Небольшие аэростаты-баллоны, наполненные водородом, снабженные регистрирующими приборами для исследования стратосферы, достигали только 38 км., где плотность воздушной среды уже в 184 раза меньше, чем над уровнем моря. Профессор Пикар дважды поднимался в герметических кабинах на стратосферических аэростатах и достигал не более 10 370 метров высоты. А ведь атмосфера земли простирается на несколько сот километров в высоту. За атмосферой — мировое безвоздушное пространство.
Встречается немало препятствий для преодоления пространства и проникновения человека в космические межпланетные дали. Они казались долгое время человеку неодолимыми.
Как же может человек разорвать цепи земного тяготения? Как он сумеет двигаться в пустоте, где не существует никакой опоры? Как уцелеть наконец от невообразимого холода мирового пространства?
Эти трудности вкоренились в человеческий разум настолько прочно, что гениальная идея превратилась в гениальную, неосуществимую фантастику. Человеческое воображении рисовало самые фантастические способы превращения этой заманчивой фантазии в действительность.
Многие из нас помнят, как пламенно и восторженно и, собственно, неповторимо звал к перелету на луну в пушечном ядре непревзойденный французский романист Жюль Верн.
Некоторые из нас помнят и о предложении Герберта Уэльса полететь в мировое пространство, заслонившись слоем вещества, бронирующего человека от силы тяжести.
Когда-то мы не на шутку увлекались этими замечательными н поучительными повестями. Теперь же мы знаем, что путешественники Жюля Верна никогда не совершили бы своего примечательного полета далее канала ствола, так как еще при выстреле были бы раздавлены о дно снаряда.
Холод мирового пространства никогда не доходил до абсолютного пуля, но если бы он даже и равнялся минусу 270°, то в условиях пространства пустоты это никак не означало бы того, что мы подразумеваем в земных понятиях о холоде или морозе: пустота температуры не имеет, материальное же, металлическое тело в лучах солнечной энергия могло бы даже... нагреваться выше нуля обыкновенного термометра.
Невозможность покинуть пределы земли основана попросту на простом психологическом убеждении в том, что брошенный вверх с любой силой камень возвращается обратно на землю.
Никто не бросал камня со скоростью в, 11—13 км. в секунду, а между тем камень не возвратился бы на землю и упал бы на луну. При скорости 18 км. в секунду любой предмет мог бы достичь даже орбиты Марса или Венеры или вовсе покинуть солнечную систему.
Именно с этой-то скоростью и доступны будут в будущем межпланетные сообщения. Они обосновываются теперь на чрезвычайно смелой и совершенно правильной идее полета в мировое пространство в исполинской ракете.
Современная техника с ее гигантским развитием рано или поздно и во всяком случае не позднее тридцатой годовщины Октября претворит эту идею в действительность, технически осуществив космический полет к соседним планетам и в первую очередь конечно к ближайшему спутнику нашему — луне.
Проблема, космического полета основана исключительно на теории реактивного движения. Но истинная причина движения ракеты часто понимается превратно. На чем основано движение ракеты?
Думают, что ракета отталкивается в полете от воздуха той струей газа, который выбрасывается при горении пороха или иного топлива. Это неверно.
Почти в каждом движении заложен принцип отталкивания: автомобилю нужно колесами оттолкнуться от земли, паровозу — от рельсов, кораблю, при помощи гребного винта, — от воды, самолету, с помощью пропеллера, — от воздушной среды.
Не то мы видим в ракете. Ракета — транспорт будущего — движется по принципу отдачи (вспомним откат орудия при выстреле, удар ружейного приклада в плечо). Газы стремительно выбрасываются из отверстия трубки, а трубка отталкивается при этом в обратную сторону. Воздух служит ракете помехой для движения, идеальная среда для реактивного полета — безвоздушное космическое пространство.
Непонимание истинных причин движения ракеты и создавало долгое время чрезвычайно скептическое отношение к возможностям космического полета, к техническому осуществлению идей межпланетных сообщений. Каков же будет космический полет? Предложено немало разнообразных и остроумных проектов космических кораблей. Представим себе космический корабль исполинских размеров — межпланетную ракету. Он располагает каютой для пассажиров, огромным запасом горючего вещества и особым устройством для управления ракетой при старте, в полете и при посадке.
Каюта немного напоминает внутреннее устройство современной подводной лодки: измерительные и навигационные приборы, инструменты дли ориентирования, запасы пищи и питья, кислородные аппараты, но сразу же поражает ряд особенностей — поручни на полу, на стенах, у потолка, словно в своеобразном трамвае, пружинные койки. Они понадобятся, как мы увидим, при полете.
Если космическая ракета разовьет после старта скорость менее 7 900 метров в секунду, она опишет кривую траекторию и неизменно упадет на землю. При достижении скорости 7 906 м./сек. она будет вращаться вокруг земли и превратится новый крохотный земной спутник — «космическую могилу» со скоростью обращения вокруг земли в 1 ч. 26 мин. 34 сек.
И только при развитии скорости в 11180 м./сек. ракета преодолеет земное тяготение, освободится от его вековых оков и по орбите, напоминающей параболу, ринется в мировое пространство, управляемая первыми следопытами вселенной, новыми ее Колумбами.
Возможно ли достижение скорости около 12 километров в секунду! Ведь самые мощные артиллерийские снаряды не обладают подобными космическими скоростями.
Если снабдить космическую ракету достаточным запасом горючего, она постепенно разовьет такую скорость путем ускорения и нарастания скорости, ежесекундно увеличивающейся стремящимися газами сгорающего топлива. Чем больше будет достигнута скорость истечения взрывных газов, тем скорее будет преодолевать пространство ракета, причем накопленный импульс будет все время сохраняться, вес же ракеты уменьшаться от беспрерывного расхода топлива.
Расчеты показывают однако, что для сообщения ракете космической скорости понадобится снабдить ее запасами горючего, в сотни раз превышающими вес самой ракеты. Порох, дающий при горении сравнительно небольшую энергию, для космического полета, неприменим. Повидимому, понадобиться сгорание такого горючего, как водорода, в смеси о жидким кислородом. Проблема горючего, его выбор и является пока одной из основных причин того, что космический полет еще неосуществлен.
Перенесет ли человеческий организм скорость 11-12 км. в секунду?
Земля, как известно, движется вокруг солнца со средней скоростью 29,45 км. в секунду. Это чудовищное движение мы вовсе не ощущаем. Почему? Эта скорость неизменна.
В космическом полете будет трудно добиться не самой скорости, а безвредного для человека нарастания ее.
Ускорение вызовет одно из замечательных явлений космического полета, ощущение утяжеления собственного веса, тем сильнее нарастающего, чем больше ускоряется движение ракетного корабля.
Тело становится тяжелым, руки и ноги словно наливаются свинцом. Устоять в таком положении человек никогда не сумеет, он должен лежать на специальных пружинящих койках. И койки, и пол словно напирают на человека, впиваются в него, прижимаются к нему, стараясь, обогнать его в движении.
Чрезвычайно затрудняется дыхание; мучительные признаки удушья своеобразной «космической астмы» ощущает человек; весьма возможна при этом потеря сознания.
Но это не надолго. Человек переносит это, как переносит летчик шестикратное увеличение веса при пикировании. Как только скорость в 11 180 метров в секунду будет «набрана», горение прекратится, и космическая ракета; освободится от притяжения земли, новое неизведанное человеком состояние овладеет им и вознаградит за пережитые мучения: чувство чрезмерной тяжести мгновенно исчезнет и заменится полной невесомостью, и человек, и вещи, и приборы, и, инструменты, если последние не будут привинчены к оболочке каюты, полностью утратят свой вес.
Человек витает в воздухе, а с ним плавают и иные предметы обихода. Достаточно легкого толчка от пола, и вы несетесь к потолку, ударяясь головой, и вновь и вновь качаетесь между полом и потолком, пока не сообразите использовать кстати устроенные повсюду удивившие вас вначале поручни.
Есть много неудобств такой необычайной особенности, как невесомость: чтобы улежать на койке, вы должны себя привязать; чтобы выпить воды, нужна трубка, так как вода не выливается из стакана, а выскакивает в виде своеобразного плавающего пульсирующего шара; питание приобретает еще более своеобразные условия. Надо долго применяться к новой жизни в безвоздушном пространстве. Чем же об'яснить характер невесомости?
Человек, вещи, каюта, а вместе с ними и космическая ракета мчатся с неизменной и одинаковой скоростью, ничто не давит друг на друга. Отсутствие взаимного давления и создает ощущение невесомости, ибо вес по существу является, собственно, продуктом давления предмета или человека на ту или иную опору. В космической ракете оперы не существует, как нет в ней ни пола, ни потолка, ни верха, ни низа.
Земля все более и более удаляется от ракеты.
Небо в космическом пространстве представляется темным с коричневатым оттенком, словно бархатным фоном, на нем множество разноцветных звезд в той природной немигающей окраске, которую человек никогда не сможет увидеть с земли под влиянием земной атмосферы, создающей вообще немало иллюзорных, в действительности не существующих в природе явлений. На темном небе солнце пылает огненный диском в окружении величественной короны, видимой с земли только в короткие минуты солнечных затмений.
Земля остается в стороне в виде большого зеленеющего полудиска, луна с каждым часом становится все крупнее и крупнее и в конце концов — заслоняет большую часть неба.
Уже можно различить кольцевые цирки, горные хребты, огромные лучевидные трещины, обширные и замечательные лунные кратеры, впадины.
Ба расстоянии 345 963 км. от земли и 38 337 км. от луны1 космический корабль минует критическую границу притяжения обоих небесных тел. С этих пор ракета уже падает на луну, а не летит к ней, так как она подвергается уже лунному притяжению.
1Расстояние от земли до луны равно 384 300 км.
Скорость падения усиливается и может привести к катастрофе, если не прибегнуть к торможению. Ракету нужно повернуть «дном» к луне и вновь включить горение, чтобы той же силой отдачи в этом случае уже затормозить полет, ослабить скорость его и получить наконец возможность спуститься на луну.
Вновь приказ «в койки», вновь несколько мучительных минут удушья и свинцового веса.
Луна встречает вас безводным, мертвым миром, лишенным какой-либо растительности, не знающим влаги и атмосферных явлений. Выйдя через воздушный шлюз, вы — у лунных кратеров в водолазном костюме со окафандрой, с запасом воздуха для дыхания.
Новое чувство легкости испытывает на луне прибывший туда первый человек. Он на земле весил 80 килограммов, на луне вес его уменьшился до 13 килограммов. Он на земле легко прыгал на полметра. На луне тот же прыжок подбрасывает его на 5 метров. С хорошего разбега возможны там даже гигантские прыжки-полеты на 30-35 метров.
Яркое космическое солнце слепит глаза. Резкая смена света и тьмы полна контрастов. На солнце жарко, в тени холодно.
Переговариваться возможно только при помощи радио.
Теория возникновения мира по Канту — Лапласу об образовании всех планет солнечной системы из космического тумана может быть проверена полетом на луну.
Крупнейший теоретик звездоплавания, французский пионер авиации Эсно-Пельтри, делит по своим расчетам космический полет на луну на три периода: движение с ускорением для набора скорости, необходимой для преодоления земного тяготения на расстоянии 5 780 км. в течении 24 мин. 09 сек.; движение по инерции в пустоте без расхода энергии и горючего на протяжении 346 000 км. в период времени в 42 час. 30 мин. и торможение новым поворотным горением на высоте 38 000 км. от луны с затратой 3 мин. 46 сек.
Для возвращения на землю в условиях лунного притяжения ракета должна развить скорость не более 2 370 метров в секунду, чтобы навсегда покинуть пределы страны лунных кратеров.
Спуск на землю и «ввод» ракеты в атмосферу может быть осуществлен облетами земли по спиралям и применением тормозов и специальных парашютов.
Полеты на более отдаленные планеты — Марс, Венеру — мало чем будут отличаться от перелета на луну (запасов горючего потребуется немногим более), но время полета может простираться до трех лет, вследствие чего запасы продуктов питания должны быть увеличены до чрезвычайно громоздких размеров.
Еще один смелый проект заслуживает внимания в области проблемы межпланетных сообщений, просит создания так называемой космической станции.
Дело в том, что одной из трудностей звездоплавания является проблема донесения ракеты до больших высот с запасом горючего весом в несколько тонн. Предполагают поэтому устроить внеземную станцию (наподобие спутника земли, вращающуюся вокруг земли за пределами атмосферы на расстоянии, скажем, тысячи километров. Таким образом, космическая ракета отправится в путь не с земли, а, с позволения сказать с «космического вокзала». При таком варианте космического полета вовсе отпадают потребности в огромных запасах горючего.
Космическая станция, по Ноордунгу, представляет собой вращающееся колесо с искусственной тяжестью, приобретаемой центробежной силой.
В настоящее время теория космического полета астронавтика и астронавигация научно разработаны крупнейшими учеными этой области К.Циолковским, Ф. Цандером, Н. Рыниным, Г. Обертом, Р. Годдаром, В. Гоманном, М. Вальером, Эсно-Пельтри, Г. Пирке и др. Однако, прежде чем будет осуществлен первый космический полет, должна быть проделана громадная работа научно-исследовательского и опытного порядка.
Немецкие специалисты ракетной техники, продолжающие итти в головной колонне технической мысли реактивного дела, разработали уже значительные участки этой проблемы. Заслуживают серьезнейшего внимания работы немецких конструкторов с двухметровыми ракетами, прозванными «минимальными ракетами» или «мираками». После много кратных испытаний на горении и многочисленных опытов берлинский ракетодром превратился в своеобразный реактивный центр, на территории которого одни только усиленные под'емы ракет достигают нескольких сотен стартов в течение последних лет. Проблема наивыгоднейшей формы камеры сгорания для ракеты решена немецкими же конструкторами Винклером, Небелем и Риделем созданием так называемых «ракетных моторов» с яйцевидной камерой сгорания необычайно малых размеров, величиной в куриное яйцо.
Уверяют, что яйцевидный ракетный мотор в 100 граммов весом может забросить ракету на высоту нескольких десятков километров. Недавние работы инженера Винклера с его конструкцией метановой ракеты в Пиллау (Восточная Пруссия), успехи инженера Тиллинга с крылатыми ракетами порохового типа почтового назначения на высоту 7 километров в Оснабрюкке и Берлине, опыты австрийского изобретателя Шмидля с переброской первой ракетной почты на 20 километров, мексиканские испытания Годдаром нового реактивного самолета, в сочетании с турбинным двигателем, для полета в стратосферу со скоростью 1 000-2 000 км./ч. и ряд других многочисленных опытов в ряде стран говорят уже о целом строительстве ракетной техники.
Ракета с жидким зарядом уже создана. Она представляет собой ракетный мотор. Решение этого вопроса значительно приблизило проблему космического полета ко дню его осуществления.
Но наибольшим сдвигом в области реактивного дела и решения задач межпланетных сообщений являются организуемый в текущем году в Магдебурге так называемый «ракетный праздник».
Там, где триста лет назад толпы народа с любопытством лицезрели замечательные опыты с так называемыми «магдебургскими полушариями», этим летом будет демонстрироваться, наряду с первой в мире ракетной выставкой, вся техника ракетного дела — пороховые, почтовые, спасательные, фотографические ракеты, ракетные автомобили, самолеты, автомотрисы, планеры. Вокруг этой «рекламы» организуется на средства магдебургских властей, рассчитывающих шумихой поправить свои дела, под'ем двух одинаковых ракет высотою до 8 метров и толщиной до 1 метра конструкции руководителя германского ракетодрома инженера Небеля. Одна из них впервые поднимается о пилотом на высоту одного километра. Пилот и ракета спустятся на парашютах. Горючим для ракеты послужит жидкий кислород со спиртом и водою. Двигатель ракеты расположен в головной части, соединенной особыми стержнями с кабиной пилота и баками с топливом.
Другая ракета той же конструкции с двойным зарядом горючего должна будет подняться на высоту 18 км. с целью достижения реактивным способом стратосферы.
Несомненно, магдебургские ракетные празднества продвинут дело развития ракетной техники, поправят свои дела и немецкие конструкторы, организующие до того времени свои работы на членские взносы ракетного общества и пожертвования частных лиц.
Проблема реактивного движения в условиях советской действительности приобретает совершенно иное освещение.
Советский союз ставит технику на службу социалистическому строительству, обеспечивая развитие отдельных ее участков мощными темпами, методами ударничества и соцсоревнования.
Авиация, планеризм, сельское хозяйство, искусственное дождевание, овладение стратосферой, создание суперавиации, развитие, сверхскоростных сообщений и наконец космический полет — вот участки, на которые советская техника в настоящее время мобилизует реактивный двигатель.
Овладев техникой ракетного мотора в условиях земного применения, только Советский союз сумеет осуществить идею космического полета, с подлинной большевистской настойчивостью, с подлинной большевистской смелостью.
Особое значение имеют заканчиваемые уже в Ленинграде работы по построению первого советского
стратосферического самолета — стратостата — для под'ема советских ученых на высоту 20-23 км. с целью исследования высших слоев атмосферы назначенного уже на сентябрь текущего года.