Испокон веков занимались древние монголы кочевым скотоводством. А это требовало точных сведений о смене времен и сезонов года, о перемене погоды. При этом скотоводы, как правило, ориентировались по расположениям звезд и небесных тел и их перемещениям. И потому на основе многовековых наблюдений межзвездного пространства создавались определенные представления о расположении и движении Солнца, Луны и других планет и звезд, о небесных координатах. Эти познания помогали нашим предкам в повседневной жизни.
В богатом монгольском фольклоре имеется много свидетельств, отражающих эти древнейшие представления о солнечной системе. Особенно интересны монгольские сказки, загадки и легенды. Приведу пример загадки о Большой Медведице, Орионе, Венере, Солнце и Луне: «Обходящих семь, проходящих внизу трое, пробегающий один и озаряющих двое». А легенда о небесном пути гласит: «Давным-давно бесчисленное множество воинов отправились в западную сторону воевать, совершая великие кочевья. И ступила часть из них в верхний мир. А мудрый князь Хухдэй, кочевавший с ними, охотился на антилоп. Гнался он и за тремя Орионами и пронзил среднего стрелой, которая блестит красным раскаленным светом. Но три козленка трех Орионов увязались за матерями. За ними погнался князь со своими псами Асаром и Басаром». Так рассказывают старые люди эту легенду и доказывают на созвездия Большого Пса и его главную звезду Сириус, на пояс Ориона.
О Полярной звезде (Золотой прикол) говорится, как о привязи двух боевых соловых лошадей мудрого князя Хухдэя. В ночной темноте их охраняют семеро стариков, а две соловые лошади кружат вокруг своей привязи.
Кроме этих представлений о звездном небе, отраженных в устном народном творчестве, существуют факты о системном знании монголов с древних времен космического пространства. И ученые связывают основы этих знаний с восточным разделением времени на 12 периодов—циклов.
Одним из ранних свидетельств этого является хранящийся в Центральном государственном музее экспонат бронзового века, который представляет собой грубо отделанную бронзовую чеканку с изображением шестилепесткового цветка в середине и животных двенадцатилетнего годового цикла по лунному календарю: мышь, бык, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, курица, собака, свинья.
Есть сведения о том, что астрономическими познаниями владели жители племенного союза гуннов, существовавшего в III веке до нашей эры. Им известно было о разделении времени на двенадцатигодичный цикл.
В древнемонгольском государстве Кидане, как стало известно из древних летописей, разбирались в астрономических и математических науках, там даже существовала официальная должность «Чиновник—смотритель небесного времени». Эти люди носили шапки с изображениями двенадцати животных.
Знания а области астрономии, которыми располагали ученые древних государств, некогда существовавших на нынешней территории МНР, были по всей вероятности, переданы и монгольскому государству.
Об успехах наших предков в этой области свидетельствует хранящаяся в Государственной публичной библиотеке астрономическая карта. Она составлена способом стереографической проекции, которая является одним из современных методов составления карт звездного неба. По предварительным исследованиям ученые относят ее к XIII— XIV веку. На ней изображены 12 знаков Зодиака, 12 месяцев года, 24 сезона, 28 звезд, расположенных вдоль «желтого пути» (пути солнечного движения).
Упомянем еще об одном факте из истории астрономических знаний в Монголии. В 1779 году в Урге (ныне Улан-Батор) была создана специальная буддийская астрономическая школа.
Философ Агванбалдан (1797— 1864) в своих трудах обобщил представления о Вселенной, которые существовали до него у монголов. Отвергнув некоторые взгляды на пространство, он пришел к выводу, что свойства пространства в различных областях Вселенной неодинаковы, что они зависят от самой природы физических тел, от материальных процессов, происходящих в разных сферах Вселенной.
Монголы исстари мечтали о полете в космос. В монгольских сказках рассказывается о летающем аргамаке, который покрывает суточное расстояние за часы, а часовое — за мгновение.
В одной сказке говорится о деревянной птице, полет которой управляется. Впрочем, были попытки приблизиться и к звездам. Так, в 1745 году молодой служащий монастыря Эрдэнэ-Зуу Буньяа неоднократно пытался совершить полет с крыши монастыря на изобретенном им аппарате, подобном парашюту. Его поймали и предали суду. Не выдержав жестоких наказаний, он скончался. Также в начале этого века уроженец Хубсугульского аймака Гэлэнху, соорудив самодельные искусственные крылья, совершил полетообразный прыжок с высокой скалы.
60 лет прошло с тех пор, как монголы вступили в счастливую свободную жизнь и, благодаря содружеству со Страной Советов, идут сегодня в ногу с научно-техническим прогрессом. Яркий пример тому — полет гражданина МНР в космос. Как видите, сбываются мечты, переходящие из поколения в поколение.
Б. ГОНЧИГДОРЖ, кандидат технических иаук.